Профессия — композитор

Марина Воинова, журнал «Трибуна современной музыки», 1.08.2005
- Андрей, я очень хорошо помню тебя, моего однокурсника, пришедшего в стены консерватории уже самостоятельным и сформировавшимся театральным композитором. Расскажи, пожалуйста, а как складывается твоя жизнь сейчас?

 — Знаешь, я заметил, у многих людей есть заблуждение, будто я занимаюсь исключительно музыкой для театра и ничем больше. Вообще-то, я пишу много разной музыки. Например, только что закончил свою вторую симфонию. Первую ты хорошо знаешь, это был мой диплом. Написано немало камерной музыки, есть оперы, в прошлом году была премьера кантаты с большим оркестром и певцами и т. д. Но при этом, действительно, очень много пишу для театра, и всегда писал. Хотя, если честно, сейчас появилось желание на время сделать паузу и сосредоточиться на другой сфере. Очень увлекает опера. Свою первую оперу, «Жалобную книгу», написал ещё в юношестве. Поставил её своими силами с училищными однокурсниками на сцене Дома композиторов. Было такое смешное, весёлое дело. Дирижировал Володя Юровский, это тоже был его дебют. Потом я написал много опер, среди которых и большие философские сочинения, например, «Омский пленник» по поэме Л. Мартынова и стихам А. Пушкина, к сожалению пока нигде не поставлена. Немало и комических, гротескных, как недавно завершённый цикл «27 опер Андрея Семёнова». Это действительно цикл опер, каждая из которых имеет свой жанр и продолжительность (от полутора до двадцати минут). Здесь есть и «Дон Жуан» Моцарта, который идёт 3 минуты 40 секунд, и «Иван Сусанин» Глинки, длящийся одну минуту 40 секунд. Это честные классические парафразы, где ничего не дописано. Но есть там и музыка, написанная мной: «Дед Мазай и зайцы», «Ревизор», «Человек с ружьём», «Лестница-стремянка», «Мишка на Севере», «Три сестры», «12 подвигов Геракла», «Фауст в аду» и т. д. Среди них есть и шутки, и серьёзные экспериментальные сочинения. Все — очень разные.

У меня есть большая склонность к театру. Я ведь и сам играю как драматический артист. И вообще люблю театр. Он мне с детства нравился, и цирк тоже. Даже не жанр искусства, я любил в него не столько ходить, сколько думать о нём. Нравилось, что он (цирк — М. В. ) такой яркий и красочный, открытый и немного грубоватый. Привлекала его прямота: уж если весело, то весело, если грустно, то грустно. И драматический театр поначалу тоже притягивал именно этим. Мне казалось, что он более непосредственный, чем музыка, которая разговаривает на абстрактном языке (в отличие от театра, где всё конкретно). Значительно позже я понял, что и театр способен быть даже более тонким и иносказательным, чем музыка.

Так получилось, что я очень много лет отдал работе в самых различных театрах. В «Эрмитаже», где я вот уже 12 лет руковожу музыкальной частью и, помимо организационных хлопот, пишу не только музыку к спектаклям, но и участвую в них в самых разных качествах. Выступаю и как дирижёр, и как концертмейстер, и как актёр. Но я совсем не жалею, что столько занимаюсь этим, поскольку многому научился в театре.

Думаю, для любого композитора полезно почувствовать жизнь и искусство в каких-то разных проявлениях. Однако это возможно далеко не всегда. Очень часто композитор остаётся в плену собственных представлений об искусстве. И в этом смысле мне драматический театр колоссально много дал. Я много лет работал с крупными режиссёрами, мне очень повезло. Михаил Левитин, главный режиссёр «Эрмитажа», относится к театру не как к зрелищу, а как к способу жизни. И у нас с ним в этом смысле очень близкие ощущения. Я часто ловлю себя на мысли о том, что многие философские моменты наших с ним бесед или других диалогов с иными режиссёрами (даже не о театральных приёмах или стилях) просачиваются у меня и в совершенно нетеатральную музыку.

 — То есть ты считаешь, театр влияет на твою музыку в целом?

 — Конечно. Работа в театральных жанрах помогает как-то иначе взглянуть на музыку, не связанную с театром. И потом, существует ещё одно заблуждение. Многие мои коллеги часто думают, что музыка для театра, то есть прикладная музыка, — это в основном чисто жанровая сфера: всякие вальсы, марши, польки и другие танцы, которые пишутся, чтобы звучать фоном где-то там, под драматическим текстом. Но это совсем не так. Я, написав музыку к значительному числу постановок, должен сказать, что подобные случаи у меня были крайне редко. Почти всегда (может, мне как-то везло) я создавал настоящие, полноценные художественные произведения, за которые мне не стыдно. Они были очень разные, и некоторые могут существовать как самостоятельная музыка, а другие — только вместе со спектаклем. Но композиторская задача в любом случае была непростой и интересной.

Композитор, работая в театре или кино, или где-то ещё, соприкасаясь с заказчиками, конечно, зависим. От режиссёра, от замысла, от задач спектакля и драматургии. Но, если вдуматься, композитор несвободен в любой ситуации. Если даже он пишет сам для себя (без расчёта на конкретное исполнение), он всё равно зависим. Например, от инструментов или поэтического текста (если это вокальная музыка), от собственных идей, техники и своих представлений о музыке. И, к сожалению, часто даже от собственных комплексов. Мне в этом смысле помогает диалог с кем-то, чтобы отстраниться и преодолеть себя.

Я понимаю, что несвободен, работая в театре, но иногда более свободен, чем если бы я писал сам для себя. Вот такой парадокс.

 — Интересно?

 — Относительно «свободы» я всегда вспоминаю своего учителя в Мерзляковском училище Виктора Павловича Фраёнова. Он обычно выдвигал строжайшие требования к заданиям по полифонии строго стиля с такими словами: «Вот это — нельзя, это — тоже, а это — можно, но только так». И в ответ на наше бурное негодование объяснял: «Ну, как вы не понимаете? Чем больше будет ограничений и условий, тем легче найти верное решение». Это очень сложный момент. И хотя говорилось это применительно к учебной работе, для искусства это тоже важно. Никто не знает, правда, существует ли в творчестве «верное решение», но когда ты ограничен какими-то условиями, сразу начинаешь активней работать, искать выход.

Бывают ситуации, когда ты должен делать то, что, мягко говоря, не очень нравится, но отказаться нельзя себе позволить. Иногда даются условия совершенно невозможные, когда непонятно, как вообще это можно реализовать! В попытке преодоления таких проблем всегда получается что-то интересное. Я считаю, нужно уметь всё. Вот недавно, например, мне пришлось писать музыку для театра «Ромэн». И, естественно (поскольку это была пьеса из цыганской жизни и с цыганскими страстями), она требовала уж если не этнографического решения, то, во всяком случае, близкого по духу этому театру. Здесь было много трудностей, поскольку нельзя было допустить вкусовщины. Но в то же время от меня хотели определённого правдоподобия. Поэтому я должен был выйти из положения и написать нечто похожее на то, что от меня хотят, но чтобы это было хорошо. Тут вспоминается аналогия с музыкой к фильму «12 стульев» Геннадия Гладкова, одного из моих учителей. Насколько я понимаю, у создателей фильма была идея воспроизвести музыку эпохи НЭПа, страшную пошлость. Но Гладков умудрился подойти к этой задаче так здорово и тонко (сказалось консерваторское образование и мастерство), что я лично до сих пор получаю огромное удовольствие от этой музыки и удивляюсь, насколько остроумно и профессионально она сделана.

Вот и получается, если композитор настоящий, то он даже пошлость воспроизводит не пошло. Театральная музыка постоянно заставляет думать и выходить из подобных положений. 

 — Да ещё гнёт режиссёра!

 — Конечно, в этом смысле «гнёт» в какой-то мере есть, но он не всегда вреден. История искусства знает массу примеров, когда великие сочинения возникали по прихоти заказчика, необходимости ситуации, по безденежью художника и т. д. Романы Достоевского, например, по сравнению с сочинениями Тургенева или Гончарова для своего времени казались странными, насыщенными действием, очень активными по сюжету. Это было необычно и очень увлекало, по сути, детективная литература своего времени. Не говоря уже об их психологической стороне. Но интересно, Достоевский в своих письмах признавался, что постоянно не успевал отточить все фразы, добиться желаемого качества, потому что его подпирали кредиторы и издатели, и он вынужден был работать быстрей, чем ему бы хотелось. Но кто знает, имей он спокойную ситуацию, тишину и кабинет, необозримые сроки для работы, какими были бы его сочинения. 

 — Хорошо, но давай вернёмся к твоей музыке. Как бы ты мог определить свой композиторский стиль? В консерватории ты учился у А. А. Николаева, у которого в классе занимались очень яркие ребята, сочиняющие даже популярную музыку.

 — Вот очень хороший вопрос, я бы сказал самый главный для каждого композитора. Раньше (не в ХХ веке — М. В. ) было много проще. Тогда существовал некий единый стиль (язык эпохи), в котором писали все. Учитывалась, естественно, индивидуальность автора. Но проблемы стиля как таковой не было. Сейчас всё наоборот. Стилей очень много, причём самых разнообразных. Возникает вопрос: не просто как писать, а для некоторых даже — писать ли вообще? Не будем говорить о них, кто именно в ответ и пишет весьма сомнительные произведения. 

В какой манере работать очень важно, но сейчас это особенно трудно. Я очень рад и горд, что оказался около хороших педагогов и получил возможность почувствовать и попробовать себя в самых разных техниках. Благодаря заданиям по гармонии Ю. Н. Холопова, где мы на практике осваивали разные стили, я получил навыки, которые мне сильно пригодились позже. И у меня есть сочинения, написанные в самых разных техниках. Но думаю, что пока я в поиске и не нашёл для себя какого-то единого стиля, где бы выразил всё, что хочу.

Для меня есть много ценного в самых разных направлениях. Я далёк от громких деклараций, что умерла тональность или авангард. Трудно сказать, кто из них сделал это первым. Всё возможно в определённом контексте и в этом смысле ты совершенно права: да, музыка для театра плюс ко всему даёт композитору ещё и свободу. Я пишу в разных стилях, исходя из поставленных задач. И театр в этом отношении даёт композитору самые разные возможности. Где-то требуется стилизация или аллюзия на стиль, какие-то простые гармонии, а где-то — экспрессионизм, самые последние достижения авангарда. Может быть, я не прав, но композитор имеет право на разную технику для разных сочинений. 

 — Стравинский тоже так считал.

 — Да, я разделяю это мнение. И в сценической музыке это очень важно. Для мюзикла, например, нужна одна музыка, а для спектакля «До свидания, мертвецы» по Бабелю совсем другая. Мне несколько раз довелось писать музыку к Кремлёвским елкам. Это такие большие новогодние мюзиклы. Я мог позволить себе быть в них таким наивным, каким я никогда даже не мог себя представить. И понятное дело, тут я никогда бы не написал тему, которая пригодна, скажем, для симфонии. Правда?

Совсем неважно, что композитор будет писать, а важно раскрыть в себе какие-то неизвестные качества и грани, а это никогда не пойдёт во вред. За годы мы меняемся, начинаем слышать по-другому, изменяется наш музыкальный язык. Естественно, мы начинаем писать иначе. У кого-то быстро складывается индивидуальный стиль, и он почти не меняется с течением времени, у кого-то наоборот. Это естественный процесс. Надо просто всё делать по-настоящему и до конца.

 — Скажи, а какую музыку предпочитают использовать в вашем театре, и что ты лично думаешь, в частности, об электронной музыке?

 — У нас в театре используют и записи, и акустическую (живую) музыку, и чисто компьютерную. Я, как, наверное, очень многие композиторы, прошёл через разные увлечения, в том числе и электронной музыкой. Однако именно электронная музыка как одна из ветвей авангардного искусства мне менее интересна. Когда-то я ходил на концерты электронной музыки, но, откровенно говоря, слышал мало нового и по-настоящему интересного. Возможно, я просто очень плохо разбираюсь в этом. Что касается электроники в театральном оркестре в качестве тембровой краски, то это очень хорошо. В то же время, чем больше занимаешься музыкой, тем больше понимаешь, что живой оркестр не сопоставим ни с чем на свете! А мне в этом плане повезло. В последние годы удалось много писать и записывать оркестровой музыки, в том числе для театра. Почти все мои сочинения для постановок были сыграны «живыми» оркестрами. Я так привык и полюбил это дело, что теперь даже представить не могу, чтобы взять, например, и написать для спектакля музыку с электронной фонограммой. Мне это уже совершенно неинтересно.

Сейчас, к сожалению, очень много примеров примитивного использования электронной музыки. Человек, подчас не знающий нот, но обладающий компьютером, в результате может накладывать классические мелодии на барабаны, комбинировать их, и чувствовать себя настоящим композитором. Ему на самом деле кажется, что он что-то сочиняет. Это приводит к идеям о том, что музыка должна быть нацелена на массового слушателя, так как себя изжила, и все должны писать одинаково. Но, на мой взгляд, так говорят в большинстве случаев те, кто оправдывает отсутствие собственных идей и концепций. 

 — И что ты думаешь об этом?

 — По-моему, вокруг много талантливых людей и хорошей музыки, поэтому не следует утверждать о какой-то «исчерпанности» интонации или «конце времени». Лично я как работал, так и работаю. И вижу вокруг себя очень много тех, кто абсолютно так же настроен.

Другие ссылки

2009

Уход как освобождение, Наталья Старосельская, Газета «Культура», № 50 (7713) 24 декабря 2009 — 13 января, 24.12.2009
Театр вспоминается как шум дождя, Ольга Романцова, «Газета», № 241, 22.12.2009
О нерасслышанном, Анна Гордеева, «Время новостей», № 226, 8.12.2009
The Secrets of a Director Unfold in 'Counselor', John Freedman, The Moscow Times, 3.12.2009
Михаил Левитин: «Женщины понимают легче», Анастасия Томская, Театрал, 1.12.2009
Михаил Левитин — писатель и режиссер, Телеканал «Культура»: Новости культуры, 2.10.2009
Театры России. Московский Эрмитаж, Элла Карахан, Голос России, 1.10.2009
«Скучная история» Театра «Эрмитаж». Михаил Левитин, Наталья Казьмина, Театральная афиша, 10.2009
Режиссер о режиссере, Варвара Вязовкина, Время новостей № 164, 9.09.2009
Александр Таиров в книге Михаила Левитина, Марина Тимашева, Радио Свобода, 3.09.2009
Левитин о Таирове, Марина Тимашева, Радио Свобода, 3.09.2009
Там чудеса!, Анастасия Ефремова, «Страстной бульвар», 1.09.2009
Капнист Капнисту рознь, Вера Копылова, «Московский Комсомолец», 1.09.2009
Про Таирова, про меня и про Мишу, Кама Гинкас, Рукопись, 09.2009
ГЕННАДИЙ ХРАПУНКОВ: Труднее воздуха ничего нет…, Вера Калмыкова, Газета «Культура», 2009, № 32 (7695) 20-26 августа, 20.08.2009
«Таиров» — новая книга Михаила Левитина, Телеканал «Культура»: Новости культуры, 4.08.2009
Книга сезона: «Таиров» Михаила Левитина в серии «ЖЗЛ», Павел Руднев, Частный корреспондент, 08.2009
Абсурд Карцева, Радио Свобода, 20.05.2009
Исторический анекдот с намеком, Любовь Лебедина, Трибуна, 14.05.2009
Unexpected 'Kapnist Round Trip' Is Pure Levitin, Джон Фридман, The Moscow Times, 7.05.2009
Драматургов — за Урал!, Светлана Хохрякова, Культура, № 21, 4.05.2009
Туда Капнист. А обратно?, Марина Токарева, Новая газета, 10.04.2009
Капнист туда и обратно, Елена Груева, Time Out Москва, 10.04.2009
Обратно «Эрмитаж», Мария Седых, Итоги № 14, 23.03.2009
Спектакль «Капнист туда и обратно», ТВ Канал Культура, 21.03.2009
«…но живого, а не мумию…», Вера Калмыкова, Для сайта театра Эрмитаж, 6.02.2009
Михаил ЛЕВИТИН: «Я занят только детством», Анна Горбашова, Профиль, № 3 (606), 2.02.2009

2008

Маяковский как образец фальсификации, Алексей Семенов, Городская газета. Псков. № 51 (231). 16-22.12.2008, 16.12.2008
Большие против маленьких, Александра Машукова, Ведомости № 42, 14.11.2008
Спят усталые игрушки, Анастасия Томская, Новые известия, 15.10.2008
Бедная родственница таланта, Наталия Каминская, Культура, 9.10.2008
Почему имя Николая Эрдмана вычеркнули из титров «Веселых ребят»?, Юрий Москаленко, Школа жизни: www.shkolazhizni.ru, 10.08.2008
Заявление об уходе, Валерий Семеновский, журнал «Театр» № 31, 05.2008
Чужой театр, Владимир Новиков, Из книги В. Новикова «Высоцкий». М. , Молодая гвардия (серия ЖЗЛ), 2008., 2008

2007

Навалился гегемон на одиночку, Наталия Каминская, Культура, 20.12.2007
Подмоченная Одесса, Алла Шендерова, Коммерсант, 12.12.2007
Лодки на приколе, Григорий Заславский, НГ, 10.12.2007
Как нарисовать птицу, Наталья Казьмина, Планета Красота, 1.12.2007
Его жизнь была полна отваги, Лев Додин, Виктор Гвоздицкий, Культура, 4.10.2007
В театре «Эрмитаж» открывается новый сезон, Павел Шейнин, Канал Культура — Новости культуры, 4.09.2007
С Гоголем на дружеской ноге, Дмитрий Морозов, Газета Культура, 23.08.2007
Красные табуреты на черной сцене, Александр Рапопорт, www.moscor.ru, 1.08.2007
Артист Роман Карцев: «Время шариковых не пройдет никогда», Веста Боровикова, Новые известия, 27.07.2007
Колесом по Гоголю, Коммерсант, 14.07.2007
К нам едет «Ревизор» и? поёт, Ася Шумилова, Вечерний Новосибирск, 12.07.2007
В Большом вспыхнет «Пламя Парижа», Мария Бабалова, Известия, 4.07.2007
Гоголь бы одобрил, Степан Звездин, Известия, 29.06.2007
Владимир Дашкевич: «Большой оперный футбол», Сергей Самойленко, Континент Сибирь, 29.06.2007
Достоевский. И немножко нервно, Юлия Позднякова, Культура Сибири, 18.06.2007
Театр «Эрмитаж». Пам-па-пам. Хармс! Чармс! Шардам!, Юлия Позднякова, Культура Сибири, 14.06.2007
Театр «Эрмитаж». ЭТО было!, Елена Меркурьева, Культура Сибири, 13.06.2007
Театр «Эрмитаж». Утренние мысли о ЧЧЧуме, Алена Аксенова, Культура Сибири, 9.06.2007
Театр, ОБЭРИУваемый страстями, Ведомости Новосибирского областного совета депутатов, 8.06.2007
Передвижной «Эрмитаж», Сергей Самойленко, Континент Сибирь, 8.06.2007
Маленькие радости, Ирина Алпатова, Культура, 7.06.2007
«Коллекционный» авангард «Эрмитажа», Вечерний Новосибирск, 6.06.2007
Театр как его двойник, Марина Токарева, Московские новости, 25.05.2007
Последнее слово, Елена Губайдуллина, Независимая газета, 23.05.2007
Памяти Виктора Гвоздицкого, Григорий Заславский, Независимая газета, 23.05.2007
Умер Виктор Гвоздицкий, Алена Солнцева, Время новостей, 22.05.2007
Артист-парадоксалист, Роман Должанский, Коммерсант, 22.05.2007
Играл как дышал, Ирина Корнеева, Российская газета, 22.05.2007
Умер Виктор Гвоздицкий, Марина Райкина, Московский комсомолец, 22.05.2007
Невосполнимый Парадоксалист, Глеб Ситковский, Газета, 22.05.2007
Умер Виктор Гвоздицкий, Вечерняя Москва, 20.05.2007
Уединенье с «Эрмитажем», Ведомости Новосибирского областного совета депутатов, 18.05.2007
ОБЭРИУ XXI века, Рина Каганова, Культура Сибири, 1.05.2007
Ночной полет с Андреем Максимовым, Андрей Максимов, ТВ Ночной полет, 29.04.2007
Лови момент, Александра Машукова, Газета Культура № 16, 26.04.2007
К юбилею спектакля «Хармс! Чармс» Шардам", Александр Плетнев, Радио Свобода. Российский час, 19.04.2007
Летят по небу шарики…, Юрий Луговской, Жуковские вести, 18.04.2007
«Тесней наш верный круг составим. ..», Евгения Тропп, Газета Экран и сцена, 1.03.2007
Театр начинается с Пушкина, Городская газета для жителей Пскова, 14.02.2007
Хлестаков и Чонкин встретятся в Новосибирске, Светлана Сучкова, Ведомости Новосибирского областного совета депутатов, 2.02.2007
Русская песня, Анастасия Ефремова, Иные берега, 1.02.2007
Режиссер из Черноморска, Юлия Ларина, Огонек, 15.01.2007
Записки на полях трех программок, Наталья Сажина, Империя света, 10.01.2007
Маяковский, любовь и немного пустоты, Григорий Аросев, Страстной бульвар, 1.01.2007
Вне грамматики, Наталья Казьмина, Театр, № 1, 2007, 01.2007
«Домашний» театр Владимира Полякова, Марк Захаров, Из книги Марка Захарова «Театр без вранья». М. , Актерская книга, 2007, 2007

2006

О сущности любви, Вера Павлова, TimeOut Москва, 11.12.2006
Не виноватая я, он сам пришел!, Наталия Каминская, Газета Культура, 6.12.2006
«Лиловый дым», Анна Баскакова, Агентство Еврейских Новостей, 4.12.2006
Актриса ушла под аплодисменты навсегда, Юлия Таратута, Коммерсант, 1.12.2006
Ей шло это имя — Любовь, Иосиф Райхельгауз, Московские новости, 1.12.2006
«Я жить хочу!», Ян Смирницкий, Московский Комсомолец, 1.12.2006
Наедине с Богом, Татьяна Хорошилова, Российская газета, 1.12.2006
Последнее танго, Татьяна Хорошилова, Российская газета, 1.12.2006
Ушла Любовь Полищук, Лариса Малюкова, Новая газета, 30.11.2006
Идеальная женщина, Валерий Кичин, Российская газета, 29.11.2006
Ее называли каскадером в юбке, Михаил Антонов, Сергей Бирюков, Любовь Лебедина, Труд, 29.11.2006
Она боролась до последнего, Вера Щирова, Новые известия, 29.11.2006
Умерла Любовь Полищук, Екатерина Барабаш, Независимая газета, 29.11.2006
Умерла Любовь Полищук, Отдел культуры, Время новостей, 29.11.2006
Прекрасная клоунесса, Алла Шендерова, Коммерсант, 29.11.2006
Любовь Полищук скончалась от тяжелой болезни, Тамара Калинина, Утро.ру, 28.11.2006
Умерла Любовь Полищук, Юлия Грохлина, Взгляд (vz.ru), 28.11.2006
Памяти Любови Полищук, Любовь Чижова, Радио «Свобода», 28.11.2006
Актриса, умевшая хулиганить, Артем Костин, Известия, 28.11.2006
Несоветское лицо, Юлия Штутина, Лента.ру, 28.11.2006
Переборщили с любовью, Евгения Шмелева, Новые известия, 28.11.2006
Увидеть Рому и умереть!, Евгения Ульченко, Аргументы и время, 22.11.2006
Половой вопрос всегда ребром, Константин Рылёв, Новая газета, 20.11.2006
«Маяковского я хотел ставить всю жизнь», Ирина Волкова, Газета Культура, 16.11.2006
В области сердца, Елена Сизенко, Итоги, 13.11.2006
Счастливый случай Веры Глаголевой, Елена Владимирова, Русский курьер, 13.11.2006
Михаил ЛЕВИТИН в эфире Радио «Культура», Марина Багдасарян, Радио Культура, рубрика ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА, 10.11.2006
Владимир Владимирович и черный пиар, Юлия Черникова, Утро.Ру, 9.11.2006
Маяковский как стиль любви: премьера театра «Эрмитаж», Анастасия Томская, Газета «Труд», 7.11.2006
Из Интернета — О спектакле по Маяковскому, Интернет, живые журналы, сайт театра, 31.10.2006
О сущности любви, Weekend.ru, 29.10.2006
Человеческая трагедия непонимания, Алла Зусман, Для сайта театра «Эрмитаж», 27.10.2006
Маяковский возвращается на театральные подмостки, Марина Перелешина, Радио МАЯК FM, 26.10.2006
Маяковский возвращается на театральные подмостки, Марина Перелешина, МАЯК FM «Культурный ответ», 26.10.2006
Сегодня на «Худсовете», Телеканал Культура, 24.10.2006
Маяковского я хотел ставить всю жизнь..., Михаил Левитин, Специально для сайта театра Эрмитаж, 1.10.2006
Маяковский, Гофман, Ким..., Анна Гордеева, Время новостей, 16.08.2006
Ольга Левитина: «Дело актера — быть хорошим инструментом», Павел Подкладов, Газета «Культура», 2.08.2006
Сплошное неприличие Михаила Левитина, Светлана Аксенова-Штейнгруд, Балтийские сезоны, 2006, № 15, 1.08.2006
Автограф Давида Боровского, Ольга Астахова, Полит. ру, 11.04.2006
Памяти Давида Боровского, Григорий Заславский, Независимая газета, 10.04.2006
На смерть Давида Боровского, Александр Соколянский, Время новостей, 10.04.2006
Умер самый сценный художник, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 8.04.2006
Молчаливое свидетельство, Елена Груева, Ваш досуг, 7.04.2006
Памяти Давида Боровского, Павел Руднев, Взгляд, 7.04.2006
Молчание принцесс, Итоги, 27.03.2006
Молчи — сойдешь за идиотку, Леонид Гвоздев, Московская правда, 24.03.2006
Офелия гибла и ела, Глеб Ситковский, Газета, 24.03.2006
В одном дворовом королевстве, Александра Машукова, Ведомости, 23.03.2006
Выйти замуж по-королевски, Арина Миронова, Ваш досуг, 10.03.2006
Богоискатель между печкой о шкафом, Елена Дьякова, Новая газета, 20.02.2006
Гроссман с нами, Александр Рапопорт, Лехаим, 1.02.2006
ЧЧЧума на оба ваши века, Наталия Каминская, Газета Культура, 11.01.2006
«Координатор»: впечатления зрителя, Сергеев Николай, fatal_exception's blog, 3.01.2006
«Мы ничего не ищем, но зато многое находим. ..», Вера Калмыкова, Всемирные Одесские новости № 1, 1.01.2006

2005

100 лет назад родился Даниил Хармс, Гуля Балтаева, Телеканал Россия, 30.12.2005
Изверг, Валерий Семеновский, Театр, 30.12.2005
…Не совсем один, Ирина Скуридина, Театр, 30.12.2005
Остров Левитина, Ирина Скуридина, Театр, 30.12.2005
Левитин Михаил на «Худсовете», Нара Ширалиева, Телеканал Культура, 27.12.2005
Хочу только веселья, Александра Лаврова, Российская газета, 27.12.2005
Человек на все времена, Виктория Лепко, Сайт театра, 27.12.2005
К юбилею Михаила Левитина, Павел Подкладов, Радио «Свобода», 22.12.2005
Жизнь без единой купюры, газета Еврейское слово, 21.12.2005
Веселиться и пить вино, Радио Маяк, 19.12.2005
Преодоление чумы, Наталья Николаева, Литературная Россия, 16.12.2005
Хармс строже Введенского, Кирилл Решетников, газета Газета, 16.12.2005
Театр во время чумы, Алена Данилова, Взгляд.ру, 12.12.2005
Книга с золотым обрезом, Анастасия Томская, Театральные новые известия, 6.12.2005
Посланные на…, Лев Аннинский, Газета Культура, 30.11.2005
Пир во время ЧЧЧумы. Фрагменты, Анна Гордеева, Таймаут, 21.11.2005
Домашние игры призраков, Анна Гордеева, Время Новостей, 18.11.2005
Зарекайся от чумы, Марина Давыдова, Время новостей, 18.11.2005
Чччума в Каретном Ряду, Игорь Шевелев, Российская газета, 16.11.2005
Кто он, «координатор»?.., газета «Москвичка», 3.11.2005
«Когда одна строка из фельетона была страшнее сотен папирос…», Александр Каневский, Газета «Культура», 2005, № 41 (7500) 20-26 октября, 20.10.2005
Я очень люблю, чтобы меня удивили, Алехандра Гутьеррес, Ирина Волкова, 12.10.2005
«Эрмитаж» жив!, Гордон Марина, «Алеф», 29.09.2005
Письма из Америки. Дорога в Эквадор, Петр Кудряшов, Интернет-письма, 22.09.2005
Письма из Америки 2, Петр Кудряшов, Интернет переписка, 18.09.2005
Письма из Америки, Петр Кудряшов, Интернет переписка, 14.09.2005
Открытие сезона театра «Эрмитаж», Телеканал «Культура», 10.08.2005
Профессия — композитор, Марина Воинова, журнал «Трибуна современной музыки», 1.08.2005
Михаил Левитин Я — одессит, Михаил Левитин, Ирина Волкова, журнал Октябрь, 1.08.2005
Деликатный театр. Жизнь и судьба, Наталья Казьмина, Газета «Дом Актера», 1.06.2005
Смотреть в глаза невыносимо, Григорий Заславский, Независимая газета, 27.05.2005
Звук лопнувшей струны, Алена Данилова, газета Культура, 26.05.2005
«Мои необычные странные личности», Михаил Левитин, Интернет-портал Культура, 25.05.2005
По мотивам Василия Гроссмана, Анна Татаринова, Интернет Агентство Культурной информации, 19.05.2005
На выдохе, Итоги, 17.05.2005
А может, «заигрались»?, Любовь Лебедина, Труд, 11.05.2005
Я - Гомбрович!, Портал «Музеи России» — Новости музеев, 23.03.2005
Михаил ЛЕВИТИН в эфире Радио «Культура», Радио Культура — «Действующие лица», 18.03.2005
Михаил Левитин в эфире Радио «Культура», Марина Багдасарян, Радио Культура, 15.02.2005
В студии Михаил Левитин, Радиостанция Свобода, 13.02.2005
Театр начинается с недвижимости, Елена Дьякова, Новая газета, 7.02.2005
«Изверг» ошеломил Псков!, Псковская Лента Новостей, 7.02.2005
Театральная рулетка, Новая газета, 3.02.2005
«Мы тебя пришьем!», Дмитрий Савостин, Вечерняя Москва, 3.02.2005

2004

Кто такой Гомбрович?, Чеслав Милош, «Иностранная литература» 2004, № 12, 12.2004
Витольд Гомбрович. «Дневник 1957-1961», Пьер Паоло Пазолини, «Иностранная литература» 2004, № 12, 12.2004
Октябрьские тезисы, Юлия Рахаева, Вечерняя Москва, 3.11.2004
Какого рода буква «ю»?, Полина Бардина, Досуг и развлечения, 11.2004
К столетию со дня рождения Витольда Гомбровича, Борис Дубин, «Новая Польша», 11-2004, 11.2004
Остров полифонического отпада, Татьяна Бек, НГ Экслибрис, 28.10.2004
Михаил Левитин в прямом эфире радиостанции «Эхо Москвы», Ксения Ларина, Радиостанция «Эхо Москвы», передача «Дифирамб», 9.10.2004
Щенячий воcторг, Алла Астахова, Время новостей, 5.10.2004
Гимн идиотизму, или Поминки по сатире, Григорий Заславский, «Театральное дело Григория Заславского», 13.05.2004
В шоу только мальчики, Марина Райкина, «Московский комсомолец», 23.04.2004
Испытание поэзии Полетикой, Лев Аннинский, «Культура», 4.03.2004
Анекдот навыворот или «Изверг» в «Эрмитаже», Вера Калмыкова, Театральный курьер, 1.02.2004
Быть знаменитой некрасиво, Наталия Каминская, «Культура», 22.01.2004
В Эрмитаже пьют вино и спасают красоток, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 6.01.2004
Драматургические игры режиссера Михаила Левитина, Геннадий Демин, Театральная жизнь, 2004, № 3, С. 55-56, 2004

2003

Человек-театр в собственной прозе, Игорь Шевелев, НГ-Экслибрис, 30.10.2003
Золотой горн предательства, Алексей Зверев, Газета Культура, 4.06.2003
Рабы Азефа, Наталья Казьмина, Газета «Дом Актера», 1.06.2003
Мелкий бес и его двойник, Елена Дьякова, Новая газета, 19.05.2003
Есть несколько Любшиных, Артур Соломонов, Газета, 7.04.2003
Вечный Каин, Алексей Филиппов, «Известия», 6.04.2003
Михаил Левитин. Мотивчик, Наталья Казьмина, Театр, 04.2003
Азеф в «Эрмитаже», Наталья Уварова, Независимая газета, 28.03.2003
Интервью с Наталией Мордкович, Журнал «Большой Вашингтон», 1.03.2003
Дантес и другие, Игорь Шевелев, god.dvoinik.ru, 2003
Письмо Солопову, Виктор Гвоздицкий, Театральная жизнь, 2003, № 6, С. 49-51, 2003

2002

На рандеву с Азефом, Игорь Шевелев, Время МН, 21.12.2002
Ставки больше, чем жизнь, С. Овчинникова, «Культура », № 49, 5.12.2002
Пощечины достались зрителям, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 5.11.2002
Настоящий Гвоздицкий, Григорий Заславский, Независимая газета, 5.11.2002
Тот и другие, Александр Соколянский, Время Новостей, 5.11.2002
Закрытый актер Виктор Гвоздицкий, Алена Карась, Ваш досуг, 22.10.2002
В театре надо быть смиренным…, Александр Строганов, Век, 18.10.2002
Эпизоды из жизни актера Гвоздицкого, Алла Михалёва, Литературная газета, 9.10.2002
Браво, Гвоздицкий, браво!, Екатерина Васильева, Газета, 30.09.2002
Виктор Гвоздицкий: Вот это я люблю…, Артур Соломонов, Газета, 30.09.2002
Виктор Гвоздицкий: Наша профессия эфемерна, Алексей Филиппов, Известия, 24.09.2002
Артист и его двойник, Ирина Алпатова, Культура, 19.09.2002
Новый старый стиль, Григорий Заславский, Независимая газета, 10.09.2002
Интерактивные песни западных славян, Наталия Каминская, Культура, 25.04.2002
Мальчики направо, девочки налево, Алексей Филиппов, Известия, 23.04.2002
Любовь Полищук. Мечта поэта, Ирина Чичикова, Интернет портал Пассаж Одесса, 1.01.2002
Геннадию Храпункову ПОСВЯЩАЕТСЯ. .., Валерия Селиванова, Театральная жизнь, 2002, № 4, С. 20-22, 2002
Любовь Полищук, Наталья Казьмина, В книге «Звезды столичной сцены», АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2002
Актер, не принадлежный никому, Наталья Казьмина, 2002

2001

Вы - одесситы, Мишки!, Наталья Старосельская, Газета Культура, 20.12.2001
«Впечатления недели», «Общая газета» № 50, 13.12.2001
Любовь Полищук: разговор без купюр, Алла Боссарт, Вечерняя Москва, 25.07.2001
«Четыре минуты с театром», Ксения Ларина, «Эхо Москвы», 26.03.2001
Игры, в которые играют люди, Елена Павликова, ПИТЕРbook, № 3, март 2001, 03.2001
Красное и черное, или Монумент падшим ангелам, Елена Дьякова, Новая газета, 25.01.2001
Как сфотографировать Бога, Наталия Каминская, ” Культура" № 2, 18.01.2001
Николай Робертович Эрдман, Юрий Любимов, Рассказы старого трепача, 2001
Зиновий Высоковский: «Как Райкин от жены сбежал», Александр Мельман, «МК». Sem 40. Центральный Еврейский ресурс — http://www.sem40.ru, 2001

2000

Раз, два, три — что-то произошло, Марина Давыдова, Время новостей, 13.11.2000
Рассказ об одном заклинании, Алексей Филиппов, Известия, 1.11.2000
Карманные часы в портретной раме, Наталья Старосельская, газета Культура, 1.11.2000
Второй сорт смеха — лучше, Екатерина Васенина, Новая газета, 28.10.2000
«Белая овца». Возвращение Хармса в «Эрмитаж», Ксения Ларина, Эхо Москвы, 15.10.2000
Порно с изнанки, Андрей Румянцев, НГ Ex libris, 2000-10-12, 12.10.2000
Возвращение к будущему Хармсу, Независимая газета, 22.09.2000
«Зачем эти страдания» и «Давайте жить дружно!», Алена Данилова, Екатерина Варченко, Театральная жизнь, 2000, № 8, Рубрика [Наши дебютанты], С. 37-44, 2000
«Интим» в «Эрмитаже», Мария Сперанская, «МК- бульвар», № 12, 2000