Михаил Левитин в прямом эфире радиостанции «Эхо Москвы»

Ксения Ларина, Радиостанция «Эхо Москвы», передача «Дифирамб», 9.10.2004
Эфир ведет Ксения Ларина.

К. ЛАРИНА. Начинается пение дифирамбов. И сегодня дифирамбы мы будем петь главному режиссеру московского театра «Эрмитаж» Михаилу Левитину. Впрочем, петь ему дифирамбы нам с вами не привыкать. Здравствуйте, Михаил Захарович. 
М. ЛЕВИТИН. Это я вам буду петь дифирамбы в связи с 10-летием вашего сына. Поздравляю вас.
К. ЛАРИНА. Спасибо большое. Действительно, для меня это огромный праздник. 
М. ЛЕВИТИН. Конечно. Надеюсь.
К. ЛАРИНА. Юбилей первый. Михаил Захарович Левитин сегодня, конечно, расскажет о последней премьере театра, о спектакле «Суер-Выер» по прозе Юрия Коваля. Конечно, мы будем говорить не только о театре, как всегда это бывает при встрече с Михаилом Левитиным, но и обо всем на свете, круг тем у нас не ограничивается. Поэтому ваши вопросы принимаются. Тем более что сегодня вопросы вы будете задавать не просто так, а за вознаграждение. Мы готовы для вас, уважаемые друзья, подарить вам пригласительные билетики на спектакли московского театра «Эрмитаж». Я сразу назову, что у нас сегодня есть в розыгрыше на 16 октября спектакль «Зойкина квартира», 15-го — тоже «Зойкина квартира», 13 октября — «визитная карточка» театра «Эрмитаж» спектакль-ветеран «Хармс, Чармс, Шардам, или Школа клоунов». Сколько ему лет, Михаил Захарович?
М. ЛЕВИТИН. 22 года.
К. ЛАРИНА. Кошмар какой! 14 октября «Эрендира и ее бабка», это, если мне память моя старческая не изменяет, по Маркесу.
М. ЛЕВИТИН. Нет, это абсолютно моя пьеса, навеянная Маркесом.
К. ЛАРИНА. Но зато на родине Маркеса этот спектакль видели.
М. ЛЕВИТИН. И не только на родине Маркеса, вообще на континенте.
К. ЛАРИНА. Вы можете выбирать любой спектакль, на который хотите пойти, но только очень вас прошу выполнять условие нашей легкой игры — задавайте вопросы нашему гостю Михаилу Левитину. В конце нашей передачи за самые интересные вопросы, которые больше всего понравятся Михаилу Левитину, мы и дадим вам билеты. Хотя я, конечно, ужасно расстроена, что на Коваля у нас сегодня билетов нет. А это значит, что полный аншлаг на этом спектакле.
М. ЛЕВИТИН. Да, там хорошо. Как всегда в премьерный период театра «Эрмитаж», это красоты невероятной все. Полный аншлаг, перепродаются очень дорого билеты.
К. ЛАРИНА. Давайте тогда поговорим сразу про этот спектакль, про прозу Юрия Коваля. Вообще вы его ставили когда-нибудь на сцене?
М. ЛЕВИТИН. Во-первых, я совершаю преступление, что я говорю про спектакль. Я пообещал труппе не давать интервью. И все телевизионные интервью, радиоинтервью дают артисты.
К. ЛАРИНА. А почему?
М. ЛЕВИТИН. На их плечи я переложил полностью ответственность за это представление. Потому что оно очень трудно давалось, независимо от художественных проблем, это были не художественные проблемы. Но давалось трудно, очень долго, были на пути потери, серьезные и существенные. Я понял, что создавать карнавал в наши времена гораздо труднее, чем ставить драматический спектакль. Люди тяготеют к веселью в первый день, а потом начинают ужасно мучиться: сколько ж может длиться это бесконечное веселье. Вы спросили про то, ставили ли Коваля. Я не знаю, ставили ли его детские книги, но «Суера» мы поставили, безусловно, первые. Была радиозапись, если я не ошибаюсь, Саша Филиппенко делал, мечтал поставить Шура Ширвиндт и Арцибашев в «Сатире». Должен был ставить Фоменко, поэтому год у меня такой перерыв между началом работы. Мы как бы договорились с Фоменко, что он ставит, а я смотрю его спектакль. Но получилось наоборот.
К. ЛАРИНА. А почему вы ему посвятили спектакль?
М. ЛЕВИТИН. Я его люблю.
К. ЛАРИНА. Ну ладно. Можно было бы и Пушкину посвятить спектакль.
М. ЛЕВИТИН. Нет. Во-первых, он причастен, он мне как бы переподарил этого Коваля, не стал ставить сам, а отдал все-таки мне. Во-вторых, одна глава у Коваля посвящена Петру. Потом компания Коваля — это компания не моя. Это компания Кима, Фоменко, Визбора. Роман начинал писаться 40-50 лет назад буквально в студенческих аудиториях. Они сочиняли его вместе поначалу, а потом он его вел-вел и довел до последней строки. Вот с последней строкой — это уже моя история. Знакомый мой Юра Коваль в Малеевке, где мы писали в разных комнатах, неожиданно прибегает ко мне — знакомый, повторяю, не больше — и просит меня: дай мне бумаги (на ты мы были), бумаги, бумаги, я дописываю книгу, дай бумаги. Я ему дал бумагу на какую-то неизвестную мне книгу. И потом он мне подарил свою маленькую книжонку с дарственной надписью: «От вашей бумаги нашей бумаге».
К. ЛАРИНА. Я сошла с ума. Где я это слышала?
М. ЛЕВИТИН. Это я уже говорил, я говорил, кто-то пересказывал. Слышать вы этого не могли. Плагиат, сплошной плагиат.
К. ЛАРИНА. Слухи дошли.
М. ЛЕВИТИН. Да, у меня есть такая книга. А Пете посвятить я готов все, что угодно, Петру Наумовичу. И не потому, что он так сегодня популярен, а потому что нашей дружбе, как мы насчитали позавчера, 40 лет.
К. ЛАРИНА. Как вы разделили ребенка, Ольгу Левитину?
М. ЛЕВИТИН. Мы ее не разделили.
К. ЛАРИНА. Ольга Левитина, ученица Петра Наумовича Фоменко, — дочка Михаила Захаровича Левитина, которая все-таки какое-то время проработала в театре у Петра Фоменко.
М. ЛЕВИТИН. Училась.
К. ЛАРИНА. А потом папа взял и забрал ее из этого театра.
М. ЛЕВИТИН. Это не так. Вы сейчас льете воду на мельницу Фоменко. Это совершенно не так. Она верная ученица Петра Наумовича, она любит его чрезвычайно, научилась, чему могла, училась не у меня, у Фоменко. Но что-то там произошло с ней, какие-то ее соображения. Она девочка острая. И она решила не мешать жизни театра, прекрасно, как она считала, без нее обходящейся.
К. ЛАРИНА. Т. е. она что, там себя чувствовала плохо?
М. ЛЕВИТИН. Она, вероятно, не вошла туда. Надо было немножко подождать, мне кажется. Она пришла ко мне. Женщины у меня, вы знаете, какие, поэтому я ее не приглашал в театр. Но театр ее полюбил, безусловно, полюбил. 
К. ЛАРИНА. Ольга Левитина играет в этом спектакле?
М. ЛЕВИТИН. Да, играет, она играет две роли, одну — очень существенную и большую. Мне нравится.
К. ЛАРИНА. Я тогда должна спросить про остальных детей. У вас же их много, мал-мала-меньше.
М. ЛЕВИТИН. Да, у меня хорошие дети.
К. ЛАРИНА. А Миша что делает?
М. ЛЕВИТИН. Миша заканчивает университет, играет в антрепризе.
К. ЛАРИНА. Играет как артист?
М. ЛЕВИТИН. Представьте себе. Его давно Галина Борисовна хотела пригласить на роль Андрея Прозорова в спектакль «Три сестры».
К. ЛАРИНА. Волчек.
М. ЛЕВИТИН. Он у них почему-то считается артистом, Миша считается. Говорят, что у него есть такие способности. Я думаю, есть, у него разные есть. Он играет в антрепризе с мамой и с Олей, репетирует сейчас и усиленно пытается заняться спортивной журналистикой. Я не знаю, почему и как. Любит футбол.
К. ЛАРИНА. А еще есть ребенок.
М. ЛЕВИТИН. А есть ребенок маленький, последнее счастье.
К. ЛАРИНА. Никогда не говорите никогда, Михаил Захарович. 
М. ЛЕВИТИН. Годик. Только вчера еще она, услышав звонок… она стоит, бьет дверь, в которую я ушел, и, услышав звонок вчера в дверь, она закричала, поцеловала меня очень-очень по-дамски, в губы, и легла спать без единого звука. Так что, я думаю, сознательные у нас какие-то отношения. 
К. ЛАРИНА. Она уже чувствует, что такое театр?
М. ЛЕВИТИН. Она была на сцене, я выносил ее в спектакле «Ким-танго», она выходила со мной, была у меня на руках, один раз я себе это позволил, повеселил и зал. Почему-то зал радуется, когда видит ребенка, любого ребенка, а тут еще на руках у пожилого лысого человека. И повеселил моих артистов. Т. е. вернул спектаклю то состояние, «Ким-танго», одному из моих любимых, которое ему присуще, такой нелепости, неожиданности. Была на сцене с удовольствием.
К. ЛАРИНА. Я не спрашиваю, передается ли по наследству талант, это, конечно, вопрос глупый. А вот мировоззрение, умение творчески наблюдать и воспринимать жизнь, это передается по наследству? Или это атмосфера какая-то в доме создается?
М. ЛЕВИТИН. Я могу судить по своему ребенку. У меня получилось.
К. ЛАРИНА. Каким образом? Это специально? У вас какая-то наука специальная была?
М. ЛЕВИТИН. Нет. Ничего не скрывать. Это опасная позиция. Думаю, даже мама Оли и Миши не одобряла эту мою позицию, но я ничего от них не скрывал. Вероятно, не было в моем поведении такого уж шибко преступного и черного, дети просто наблюдали, как это трудно, заниматься тем, чем мы занимаемся. И потом видели какой-то результат. Дети все время были в моем процессе, в моей работе, в моей борьбе, я бы так сказал, и ничего плохого оттуда не извлекли. Это родные, абсолютно ближайшие люди, очень хорошие. 
К. ЛАРИНА. А им всегда нравилось все, что вы делаете?
М. ЛЕВИТИН. Наверное, нет. Там была критика, не захваливали так, как захваливают, когда действительно нравится. Но вообще любят то, что я делаю. И друзей моих любят. Любят то, что я люблю. Это получилось, безусловно.
К. ЛАРИНА. Возвращаемся к авторам, что называется. Михаил Левитин привык открывать авторов, непривычных для сцены. То, что было с Хармсом когда-то и с обэриутами, которые, в принципе, никогда, наверное, до вас на площадках сценических не ставились.
М. ЛЕВИТИН. Похоже, что нет.
К. ЛАРИНА. Вы были первым. Как вы угадываете сценичность произведения?
М. ЛЕВИТИН. Театр, который я люблю, он или есть, или нет, так бы я сказал. Люди ведут себя так, как мне хотелось, чтобы они себя вели. Реальную жизнь представляю себе так, как я представляю. А для меня она такая печальная клоунада. И я с детства так смотрю на мир. И, когда вдруг встречаю людей мощных, гениальных, таких, как Хармс, Введенский, многие другие (не «многие другие», а немногие другие), я понимаю, я не один, я не одинок, я могу на этом все строить. Должны быть эксцентрики, острые люди. Острые люди, живущие недолго. Пусть они живут по 100, по тысяче лет, но они на бессмертие не рассчитывают. Вот это мне очень нравится, такое легкомыслие, когда ты не рассчитываешь на бессмертие, не рассчитываешь на славу, а в итоге получаешь ее в обилии невероятном. Я говорю о Хармсе. Я сейчас был в Белграде на 100-летии Введенского. В Белграде отмечается 100-летие великого поэта Александра Введенского. Почему не в Москве? Почему не в Петербурге? Какое-то безумие.  Съезжается весь мир на 100-летие Введенского. Они пригласили меня туда, все-таки я первым поставил обэриутов.
К. ЛАРИНА. Первым, действительно. На самом деле, такая ассоциация существует. Если мы говорим обэриуты, то сразу же говорим про театр «Эрмитаж».
М. ЛЕВИТИН. Я готов отдать пальму первенства кому угодно.
К. ЛАРИНА. А вот не надо, вот вы такой добрый, не надо отдавать никому пальму первенства, вами заслуженную. Я хочу обратиться сразу к вопросам, поскольку их уже достаточное количество пришло на наш пейджер. Есть традиционные вопросы, которые точно не будут вознаграждены никакими билетами, но я все равно их задам. Про планы на сезон спрашивают наши слушатели. Что будет дальше?
М. ЛЕВИТИН. Сезон очень странный для нашего авторского, так называемого авторского театра. Я отдал театр на откуп другим людям. Ставит спектакль «Золотой теленок» по любимому произведению Арсений Ковальский, артист нашего театра. Я подозреваю его в режиссерских способностях.
К. ЛАРИНА. Это будет полноценный спектакль?
М. ЛЕВИТИН. Это будет полноценный огромный спектакль на большой сцене. Он пытается меня привлечь, и, вероятно, как-то нужен я ему буду, но это делает он. Затем ставит Алексей Левинский спектакль по пьесе Гомбровича «Ивонна, принцесса Бургундская», если я не ошибаюсь.
К. ЛАРИНА. Алексей Левинский, кстати, абсолютно ваш человек.
М. ЛЕВИТИН. Да, Левинский — человек, внимательнейший к театру. Так что сезон весь. Потому что я хочу снимать кино и, вероятно, буду его снимать в феврале месяце. Надеюсь. Я так говорю, а потом думаю — ладно, скажу и скажу.
К. ЛАРИНА. По своей книге?
М. ЛЕВИТИН. Нет, ни в коей мере не по своей книге. Это кино, не сериал, у Соловьева Сергея Александровича в «Круге» по «Крысолову» Александра Грина. Я 25 лет хочу это сделать.
К. ЛАРИНА. На радио делали это.
М. ЛЕВИТИН. Нет. Делал «Епифанские шлюзы» на радио. Ничего не делал. Делал в театре. В театре я делал спектакль, «Я снимаю „Крысолова“» назывался. Попробую снять кино.
К. ЛАРИНА. Вот на этом мы пока остановимся. Сейчас у нас новости, потом продолжим наш разговор.



К. ЛАРИНА. Михаил Левитин, главный режиссер театра «Эрмитаж», сегодня гостит в нашей студии и отвечает на ваши вопросы. Я прямо подряд буду читать. Михаил Захарович, пожалуйста, уважьте нашего зрителя. «Я иду в театр, чтобы отдохнуть. А вы, как театральный деятель, куда ходите с целью расслабиться?» — спрашивает вас Зоя.
М. ЛЕВИТИН. В путешествия хожу, лучше дальние. И просто хожу домой, отдохнуть от театра. Вот где я отдыхаю.
К. ЛАРИНА. «Вы интересуетесь политикой? Как вы относитесь к тому, что сейчас происходит в нашей стране? Какое у вас настроение, позитивное или вы видите больше негатива в нашей сегодняшней жизни?» — спрашивает Лариса.
М. ЛЕВИТИН. Я не пускаю глубоко в душу. То, из-за чего душа болит, она болит, как я говорю, с детства, всегда. Я не пускаю глубоко в душу временные события. Тут надо, и не мне, решать как-то кардинальнее вопросы.
К. ЛАРИНА. «Ваш театр практически не ставит классики, в лице Чехова, Горького и так далее. Это концепция или нечто иное?» — спрашивает Андрей.
М. ЛЕВИТИН. Это не совсем так. Горького, вероятно, ставить не буду.
К. ЛАРИНА. Не любите?
М. ЛЕВИТИН. Кроме ранних рассказов, не очень. Чехова ставил, ранние рассказы, сейчас буду в своей бразильско-российской театральной школе, у меня такая образовалась, буду в ней ставить маленькие рассказы Чехова. Чеховские пьесы, говорю совершенно откровенно, не люблю. Объяснения долгие. Понимаю, что крамольное заявление, но не люблю.
К. ЛАРИНА. А почему?
М. ЛЕВИТИН. Это романы. Я могу их инсценировать, могу не инсценировать. Это все-таки романы. Такая есть точка зрения на чеховские пьесы, что это романы, я придерживаюсь такой точки зрения. Это не обновляет театр. Я не могу понять мирового тотального интереса к этому. При том, что Чехов — любимейший мой прозаик. Толстой тоже не мой, что ж я должен…
К. ЛАРИНА. А «Живой труп» у вас шел.
М. ЛЕВИТИН. «Живой труп» Толстого — это совсем другое дело. Это из междометий состоит, из мычаний состоит, это пьеса без сентенций, без назидательности, без каких-то бесконечных слов. Это пьеса, из дыхания состоящая. Толстой очень понимал театр.
К. ЛАРИНА. «Михаил Захарович, очень люблю Маркеса. С большим интересом видела вашу пьесу. Не хотели бы вы поставить на сцене пьесу „Сто лет одиночества“? Почему нет театральных постановок по этой книге?» — спрашивает Женя.
М. ЛЕВИТИН. Есть постановка, по-моему, была в театре у Спесивцева. То, что касается моих желаний, я бы очень хотел поставить «Осень патриарха», когда-то хотел и сочинял даже спектакль этот. Но я тогда не знал, что надо Маркеса ставить, независимо от текста Маркеса. Вот такое заявление беглое. Подумайте, о чем я говорю. Текст Маркеса текстом Маркеса, сценический текст по Маркесу — это может быть полная тишина. Я хотел с Валей Гафтом это ставить и строить на интересном ходе. Теперь могу рассказать, так как ставить не буду. Т. е. диктатор и бесконечные двойники. Там чуть-чуть упоминаются двойники, а мне хотелось — диктатор и его двойники. Естественно, играет один артист. Очень было бы мне это интересно сделать. А сейчас почему-то не хочу.
К. ЛАРИНА. «Актуально ли сейчас возвращение к постановкам пьес Арбузова, Розова и других советских авторов?» — спрашивает Маша. Вообще отношение к советской драматургии. 
М. ЛЕВИТИН. У меня хорошее. Дело в том, что я уверен, что драматургия эта — не шибко великолепная и великая, но отношение хорошее. Ностальгия присуща мне, на «Кремлевских курантах», радиоспектакле с Грибовым в роли Ленина, я вырос. Правда, там еще Райкин вмешался немножко со своими радиоспектаклями, но, тем не менее, вырос. Я люблю. Я иногда сам подумываю, не поставить ли Шкваркина, не посмотреть ли «Потерянный сын» Арбузова. Но смотрю и вижу — не поставить, не посмотреть.
К. ЛАРИНА. «Уважаемый Михаил Захарович, расскажите, пожалуйста, о себе, о семье. Ваш отец — не артист ли оперетты из Саратова? А Ольга Остроумова — не ваша ли бывшая жена?» — спрашивает Вера.
М. ЛЕВИТИН. Ольга Остроумова, действительно, моя бывшая жена, а отец мой — не артист оперетты из Саратова. Хотя, конечно, в Одессе все родители и все дети — это артисты оперетты. Поэтому считайте, что вполне мог бы работать и в оперетте.
К. ЛАРИНА. Все-таки давайте немножечко об этом поговорим, потому что понятно, что все равно все оттуда возникает. С каких лет вы помните себя вообще?
М. ЛЕВИТИН. Я помню себя довольно рано, как мне кажется. Я помню отца, который занимался очень многими делами. Он с 12 лет работал на каменоломне и кормил семью, с 12 лет он таскал камни. Это был совершенно особый человек. Занимался разным. В Одессе надо заниматься многим, чтобы прокормить семью. Это лучший человек в моей жизни. Человек, который почти ничего не говорил, он был молчаливый, смущенный человек и в то же время невероятно энергичный. Когда он умер, я понял, что уже ничего не страшно. С этим ощущением уже живу лет 18, если не соврать. Вот это мой отец. Мать моя — изумительная женщина, создавшая интеллектуальную ауру в моей жизни. Она партийный такой человек, преподавала в Институте связи научный коммунизм, много чего преподавала, артистам цирка читала научный коммунизм, это была ее общественная нагрузка всегда. Я пишу об этом, и не смешно это все. У меня замечательная, чистейшая семья. Это люди, не обманувшие никогда в жизни никого, не предавшие никого, лишенные интриги. В доме никогда не говорили плохо о людях. Это в Одессе поразительно, в Одессе, город замечательный, но все-таки город связан со сплетней, с обсмаковыванием каких-то подробностей житейских. Не было такого в семье. Это труженики.
К. ЛАРИНА. А у вас остались друзья из детства?
М. ЛЕВИТИН. В Одессе? Одесса вся уехала. Ближайший, родной друг живет в Германии, поехал совершенно недавно туда, и нелепо, с моей точки зрения, поехал туда. Он гениальный человек, я написал книгу в свое время, не самую мою удачную, «Мой друг верит». Это человек, который верит в чистоту людей, как безумный. Он математик, удивительный человек, как и все наши друзья.
К. ЛАРИНА. Вообще эта тусовка одесская — она и сегодня существует в Москве, может быть, я ошибаюсь, мне кажется, что вы в нее не входите.
М. ЛЕВИТИН. Нет, я не хожу туда.
К. ЛАРИНА. А почему?
М. ЛЕВИТИН. Я работаю с Карцевым, работаю много со Жванецким. Я не хожу туда. Не могу понять.
К. ЛАРИНА. Все эти десанты на историческую родину.
М. ЛЕВИТИН. Интереса нет. Я и в Одессе не принадлежал. Они удивлялись: какой-то мальчик поступил в театральный институт на режиссерский сразу. Удивлялись ужасно. А у меня уже были московские друзья очень рано, Райт-Ковалева, покойная Рита Райт, Юлий Даниэль, я говорю об этом совершенно серьезно, это мои личные, интимные друзья, хотя они старше меня на много лет. Это были другие привязанности.
К. ЛАРИНА. Но существует уже определенная мифология, связанная с Одессой. Не только с самим городом, но и с людьми, которые оттуда вышли, типа какого-то братства. Насколько это соответствует действительности?
М. ЛЕВИТИН. Я не знаю, я в этом крепко не уверен. Я удивляюсь сам себе, что я до сих пор в Литературный музей не послал своих книг. Сейчас они издают общий сборник, и они попросили меня все-таки что-то дать. Я дал что-то туда. Я не знаю. Какое-то целомудренное отношение к своему прошлому у меня существует, другая Одесса. Миша Жванецкий — это раньше на много лет, они еще жили в политике, они варились в этом, в возможности, что что-то произойдет в стране. Я родился в другое время, мне приходится рассчитывать на собственные силы.
К. ЛАРИНА. А юмор, действительно, существует особый одесский?
М. ЛЕВИТИН. Да, конечно, существовал. Но на грани пошлости. Я называю всегда последним одесситом Жванецкого. Так я думаю, это, действительно, правда. Это такой настоящий одессит, естественный одессит, ему не приходится пыжиться. Когда я пишу об Одессе, это почему-то грустно.
К. ЛАРИНА. У вас идет спектакль замечательный по прозе Михаила Жванецкого «Уроки русского». Насколько это автобиографично, насколько это в вас попадает? Или это все-таки про Одессу Жванецкого?
М. ЛЕВИТИН. Нет, это про мою Одессу. Это прощание с Одессой Жванецкого. И надо сказать, что когда он смотрел спектакль и потом по телевизору сказал, что он очень доволен, назвал его «реквием по Одессе». Так это и делалось, так это и строилось. Это удивительно странный спектакль, потому что очень многие люди еврейские, одесские люди, им кажется, что я над ними издеваюсь в спектакле. Ничего, кроме любви к ним, у меня нет. Но люди не любят себя видеть некрасивыми, со странной пластикой. Там старые люди, я их помню такими, я не могу умиляться тому, что делает время с людьми. Но я их очень люблю.
К. ЛАРИНА. А почему вы Бабеля не ставите?
М. ЛЕВИТИН. Я ставил «Марию». «До свидания, мертвецы» был спектакль, мы его везли в Израиль, такое страшное название «До свидания, мертвецы». Это фраза из дневника Бабеля, странная фраза. Идет дневник про «Конармию», про борьбу, про битвы — и вдруг «До свидания, мертвецы» фраза сквозит. Он проходит по местам скорби, он проходит по местам погромов, по местам, где были и поляки, и наши, что там осталось от наших местечек. И это я ставил, я ставил «Марию». Мне кажется, никто до меня ее не ставил. Так что, был один Бабель в моей жизни. Да еще был когда-то. Олешу переставил всего.
К. ЛАРИНА. Кстати, вы не видели, была замечательная программа. Хотя я так говорю, может быть, вы, как знаток Олеши, скажете, что она была вовсе не замечательная, по телевизору совсем недавно, с Алексеем Баталовым.
М. ЛЕВИТИН. Нет, не видел.
К. ЛАРИНА. Он там вспоминал, естественно, о фильме, который он ставил, «Три толстяка». Естественно, вокруг Олеши все это вертелось. Он там очень просто, как это умеет делать только Алексей Баталов, очень простым языком, очень искренне и интимно рассказал о его трагической судьбе. Действительно ли он последние 20-30 своей жизни ничего не написал?
М. ЛЕВИТИН. Это не так. Не в укор Алексею Владимировичу, который знает много и, может быть, знает больше меня. Но я очень входил в эту жизнь Олеши в связи с постановкой «Смерти Занда», «Зависти» в Чехословакии. Много чего там было с Олешей связано. Это не так. Он всегда писал. Но ему казалось, что он не пишет. Ему казалось, что это не соответствует тому представлению о литературе. Ведь это был человек, ощущающий миссию писателя как нечто абсолютно необыкновенное. Никто так не относился. Он понимал, что садится в кресло Данте.
К. ЛАРИНА. Т. е. «ни дня без строчки» — это не поза.
М. ЛЕВИТИН. Это никакая не поза. Потом оказывается — много написано. Ведь мы же сейчас в эту «Книгу прощания», которую, кстати, я инсценировал и должен был делать с Михаилом Александровичем Ульяновым… Мы долго возились и так и не решились это начать, хотя Боровский уже сделал оформление. Так и не решились по многим причинам.
К. ЛАРИНА. Пойдем дальше по вопросам. «Михаил Захарович, когда вы ставите Хармса, вы должны же вживаться в его странных героев. Как это отражается на вашем образе жизни?» — спрашивает Владимир. 
М. ЛЕВИТИН. Я сам всю жизнь живу так, как Хармс, во всяком случае, как автор частично так. Конечно, с коррекцией на свои особенности.
К. ЛАРИНА. Очень много вопросов про литературу. Насколько вы себя чувствуете писателем, в каких толстых журналах печатаетесь, что сейчас пишется. Я суммирую, здесь очень много вопросов про вашу литературную жизнь.
М. ЛЕВИТИН. Вышел роман «Брат и благодетель». Как сказали мне поклонники этого романа, их оказалось больше, чем поклонников всего остального, что я написал, что я наконец-то пощадил читателя. Он в журнале «Октябрь» вышел в 3-м номере, сейчас в «Тексте» он выходит, по-моему, месяц-полтора осталось до его выхода. Я знаю, что уже им заинтересовались, его переводят. Вот это то, что происходит. А так я начал писать бесконечно большую историю, впервые и не сразу, я обычно пишу, как Олеша говорил, писать надо сразу, с ходу и написать до точки. Я этому следовал. В этот раз не получилось. Я растягиваю работу какую-то бесконечную, умопомрачительную историю, романную историю, я даже не владею инициативой, очень для меня интересную.
К. ЛАРИНА. А когда начали писать?
М. ЛЕВИТИН. То, что я вам рассказывал?
К. ЛАРИНА. Вообще.
М. ЛЕВИТИН. Я написал пьесу в 1-м классе, потом ставила ее пионервожатая наша, называлась она «Чудаки», кажется, зоринское название, потом возникшее. Я написал в 1-м классе. Потом писал рассказы и в ГИТИС поступал со своими рассказами. Просто мой пиетет перед великой русской литературой такой, что я не придавал этому большого значения. А театральная стихия. .. театральная жизнь, она во мне сидит, я ее разыгрываю до сей поры. Но сейчас, конечно, для меня очень существенно то, что я пишу. Но дать оценку этому я не в состоянии. 
К. ЛАРИНА. Вас когда-нибудь читали со сцены другие люди?
М. ЛЕВИТИН. Да. 
К. ЛАРИНА. Ваши артисты, это я слышала, когда был ваш юбилей. А вообще?
М. ЛЕВИТИН. Говорят, что еще читали, и не мои артисты со сцены. И даже инсценировали в свое время повесть об Уточкине «Полет с пассажиром», в МГУ я видел инсценировку много-много лет назад. По-моему, они не поддаются инсценировке.
К. ЛАРИНА. А вы допускаете вообще мысль, что театр закончится в вашей жизни и будет только литература?
М. ЛЕВИТИН. Да, я вполне допускаю такую мысль. Я бы сказал, что я жертва призвания. Я абсолютно точно это говорю, я жертва призвания. Я не могу остановиться. Как я карандаш держу все время, тру его, так я ставлю, ставлю и ставлю. Причем, знаете, мне кажется, что я четко знаю, чего я хочу, безумно знаю, может быть, не осмысленно, но интуитивно знаю, что я хочу, и все время туда тянусь. И пока я это не увижу на сцене, я, по-моему, не успокоюсь. Но, может быть, увижу. Вот сейчас идет «Суер-Выер», я смотрю его глазами не Левитина, я смотрю его глазами абсолютно третьего человека. Я так устал от работы, что я смотрю глазами зрителя. И мне этот спектакль очень интересен.
К. ЛАРИНА. Приходите, приходите. Там, правда, живые собачки?
М. ЛЕВИТИН. Ой, живые собачки. Нам же не привыкать. Если б собачки. Там живые щенки. С ними много хлопот. Совершенно месячные.
К. ЛАРИНА. Я прочитала в одной из рецензий, не помню автора, который говорит, что запрещенный прием Левитин применяет в конце спектакля, когда на сцене появляются щенки, что здесь самый страшный сухарь не сможет сдержать слез умиления. 
М. ЛЕВИТИН. И пусть не сдерживает. Я даже артистам говорил: сентиментальный конец, пусть заплачут. Когда меня спрашивают сейчас, что зрителю надо, я отвечаю — кровь. А мне не надо.
К. ЛАРИНА. Почему зрителю надо кровь? Почему вы так решили?
М. ЛЕВИТИН. Его приучили.
К. ЛАРИНА. Вы рассуждаете как руководитель какого-нибудь телевизионного канала. Зрителю иногда хочется слез, светлой печали, в конце концов.
М. ЛЕВИТИН. Тогда мы совпадаем полностью. Вот надо выключить немедленно телевизоры.
К. ЛАРИНА. Екатерина спрашивает: «Как вы относитесь к нашему сегодняшнему ТВ? Что смотрите? Какие программы нравятся?»
М. ЛЕВИТИН. Спорт и канал «Культура». Ничего больше не смотрю, стараюсь не смотреть. Редко — спорт, имею в виду футбол. Ничего не смотрю.
К. ЛАРИНА. «Видели вы новый спектакль „Шинель“ в „Современнике“ с Мариной Нееловой? Как относитесь к тому, что женщине доверили такую роль? Допускаете ли вы вообще актрису в мужской роли?» — спрашивает Ольга.
М. ЛЕВИТИН. Сейчас время аттракционов, они подменяют собой театр. Но в данном случае я уверен в серьезных намерениях и Фокина, и такой актрисы, как Неелова, в серьезных намерениях, в ее любопытстве к различным ипостасям своим, к поискам, к диким поискам, я бы сказал, почти невероятным поискам. Думаю, что это хорошо.
К. ЛАРИНА. А вообще актриса, которая играет мужскую роль, — когда-нибудь было в вашей жизни такое?
М. ЛЕВИТИН. Сара Бернар еще играла.
К. ЛАРИНА. А в вашей жизни? Вы ставили артистку на мужскую роль?
М. ЛЕВИТИН. Да. Я сейчас не могу вспомнить, но бесконечно играли.
К. ЛАРИНА. У вас такие актрисы. У вас одна Даша чего стоит Белоусова, она может сыграть любую мужскую роль.
М. ЛЕВИТИН. Здесь она играет в «Суере» женщину с 6 грудями.
К. ЛАРИНА. Играет бабку Эрендиры, молодая красивая женщина.
М. ЛЕВИТИН. Бог знает, чего она играет.
К. ЛАРИНА. Вообще актриса удивительная. Надо с ней поставить какого-нибудь «Гамлета», вот было бы интересно.
М. ЛЕВИТИН. «Гамлета»?
К. ЛАРИНА. Да. 
М. ЛЕВИТИН. Может быть.
К. ЛАРИНА. Авторов вам предлагают. Спрашивает Лена про Фридриха Горенштейна. Спрашивает еще одна наша слушательница про Шагала: «Не хотели бы вы сделать спектакль о нем?»
М. ЛЕВИТИН. Нет. Я слышал, что делали ученики Гинкаса, под руководством Гинкаса. Думаю, хорошо. О Горенштейне я написал эссе в журнале «Октябрь» в свое время. Это один из самых интересных российских писателей. На всякий случай говорю «один из самых», потому что боюсь сказать слово «самый интересный». Время писательское, оно приходит рано или поздно. Это изумительный писатель. Я хотел бы инсценировать его одну книгу. Но не знаю.
К. ЛАРИНА. «Какой театр вам не нравится?» — вопрос нашей слушательницы Ирины. Я так понимаю, что не нужно название театра, а вот что вам не нравится в театре.
М. ЛЕВИТИН. Дилетантский театр. Я вчера как раз об этом сказал. Не на радио, не на телевидении, всуе я сказал об этом, что сейчас образовалось громадное количество людей вне традиций, культурных в достаточной степени, прочитавших какие-то книги, как мне кажется, не главные книги, им нужны свои кумиры и так далее. Они воспринимают театр только дилетантски. Они воспринимают то, что могут сделать сами. Появились вот такие актеры, приблизительно играющие, режиссеры, сомнительно ставящие, вне традиций, ярко, эффектно ставящие, но вне традиций. С моей точки зрения, это ничего ровным счетом не дает культуре, а просто услаждается компания. 
К. ЛАРИНА. Вы тоже существуете вне традиций. 
М. ЛЕВИТИН. Я абсолютно в традиции. Как угодно можете ее называть, но этой традиции не меньше 500 лет. Это традиция шарлатанов, традиция комедии дель арте, традиция Таирова, Вахтангова, Мейерхольда. Я в этой традиции существую, очень сильной, в традиции 1920-х годов русского театра. Я очень придерживаюсь этого, я слежу за этим, я думаю о том, отступил ли я, и в традиции, надеюсь, русской культуры. Больное время, когда люди не интересуются прошлым совсем. И это зайдет очень далеко.
К. ЛАРИНА. Почему? Сейчас очень много исторических программ по телевизору.
М. ЛЕВИТИН. Кто ж их особенно будет смотреть из тех, кто уже делает историю? Опоздали немножко с историческими программами, опоздали чуть-чуть. Хотя, конечно, хорошо, что это все рассказывается. Может быть, что-то вернется.
К. ЛАРИНА. Возвращаясь все-таки к театру как к театру, как к институту, как к образу мыслей и жизни. Смотрите, вы преклоняетесь перед Петром Наумовичем Фоменко, посвящаете ему спектакль. Я прекрасно понимаю, что это два разных театра, театр Фоменко и театр Левитина.
М. ЛЕВИТИН. Абсолютно.
К. ЛАРИНА. А вы принимаете то, что делает он, как зритель?
М. ЛЕВИТИН. Да. 
К. ЛАРИНА. Т. е. вы смотрите с удовольствием или мучаетесь?
М. ЛЕВИТИН. С удовольствием абсолютно. У меня редко чувство такое. Я же ведь вам уже говорил на одной из передач, что я смотрю то, что ставят мои друзья, читаю то, что пишут мои друзья, и только в этом кругу вращаюсь. Слава богу, круг очень хороший, небольшой, но хороший. С удовольствием смотрю. Он все-таки такой, взгляд на мир совершенно неординарный. Я сейчас был у него на открытии выставки и сказал ребятам, за столом мы сидели, было застолье, я сказал: как странно, я смотрю на вас и вижу первый раз в жизни, как огромный дар вашего мастера стал общим счастьем. Это очень странное явление. Это не досталось ни Мейерхольду, ни Таирову, никому. Это досталось Фоменко. Но очень поздно. Вот единственное, что я скажу. Ну, ладно, пусть поздно.
К. ЛАРИНА. Есть еще несколько вопросов про актеров. С кем из актеров вам бы хотелось поработать, если бы такая возможность была, из ныне живущих?
М. ЛЕВИТИН. Живущих? Хорошо вы не спросили из покойников. У меня целая труппа из живущих. Сейчас вышла потрясающая книга, я должен был написать на нее рецензию, еще не написал, книга о Гарине, сделанная Андреем Хржановским. Это грандиозная книга о моем самом любимом артисте, Эрасте Павловиче Гарине. Кого я люблю из больших, с кем хотел бы работать, — это Калягин и Гафт.
К. ЛАРИНА. Всё?
М. ЛЕВИТИН. Да. 
К. ЛАРИНА. Ладно.
М. ЛЕВИТИН. Я остановился на этом.
К. ЛАРИНА. А женщины?
М. ЛЕВИТИН. А женщины у меня есть свои. И Ира Богданова, и Даша Белоусова, много других. Женщины свои. Нет, я не стремлюсь ни к кому из женщин, работать с ними.
К. ЛАРИНА. Что-то такое личное прозвучало сейчас. Что, печальный опыт?
М. ЛЕВИТИН. Был короткий опыт, я не хочу больше.
К. ЛАРИНА. Если бы вы видели, уважаемые слушатели, сейчас лицо. Я случайно попала.
М. ЛЕВИТИН. Невозможно описать. Вы просто видели, как на моем лице отразилось понятие антрепризы. Я чуть с ума не сошел, когда эта халтура сплошная…
К. ЛАРИНА. Ну ладно, все равно давайте мы не будем обижать Любовь Полищук, которая была звездой вашего театра.
М. ЛЕВИТИН. Нет, я не о Любови говорю, я не о Любе говорил, я очень люблю ее.
К. ЛАРИНА. И сыграла она немало. А то Люба подумает, что мы про нее говорим. 
М. ЛЕВИТИН. Ни в коем случае. Дорогая моя, я тебя люблю.
К. ЛАРИНА. Это говорит Михаил Левитин Любови Полищук. Кто, кстати, сейчас играет «Зойкину квартиру»?
М. ЛЕВИТИН. Зойку играет Белоусова Даша. Прекрасно.
К. ЛАРИНА. Михаил Захарович, мы должны уже заканчивать. Что нам нужно сделать? Нам нужно определиться с победителями. Я думаю, что мы потом это сделаем. Потому что вопросов — огромное количество. Закончится программа, мы найдем 4 победителей, в начале следующего часа я надеюсь доложить, кто у нас билеты получает. Я говорю спасибо нашему гостю, Михаилу Левитину.
М. ЛЕВИТИН. А я думал, что завтра на спектакле «Суер-Выер».
К. ЛАРИНА. «Суер-Выер» завтра. А потом дальше?
М. ЛЕВИТИН. А потом замена спектакля 29-го, если я не ошибаюсь.
К. ЛАРИНА. А правда, что будет еще второй «Суер-Выер»?
М. ЛЕВИТИН. Должен быть второй. Первый называется спектакль «Суер», а второй спектакль должен называться «Выер». Но для этого нужны очень большие силы внутренние. 
К. ЛАРИНА. Так сейчас что идет, «Суер» или «Выер»?
М. ЛЕВИТИН. «Суер-Выер» идет, «Суер» идет.
К. ЛАРИНА. А «Выер»?
М. ЛЕВИТИН. А «Выер», может быть, будет, может быть, нет. «Суера» пока достаточно.
К. ЛАРИНА. Хорошо. Спасибо большое. Михаил Левитин — наш сегодняшний гость.
М. ЛЕВИТИН. Спасибо.
К. ЛАРИНА. Спасибо всем нашим слушателям за активность.

Оригинал материала и аудио


Другие ссылки

2009

Уход как освобождение, Наталья Старосельская, Газета «Культура», № 50 (7713) 24 декабря 2009 — 13 января, 24.12.2009
Театр вспоминается как шум дождя, Ольга Романцова, «Газета», № 241, 22.12.2009
О нерасслышанном, Анна Гордеева, «Время новостей», № 226, 8.12.2009
The Secrets of a Director Unfold in 'Counselor', John Freedman, The Moscow Times, 3.12.2009
Михаил Левитин: «Женщины понимают легче», Анастасия Томская, Театрал, 1.12.2009
Михаил Левитин — писатель и режиссер, Телеканал «Культура»: Новости культуры, 2.10.2009
Театры России. Московский Эрмитаж, Элла Карахан, Голос России, 1.10.2009
«Скучная история» Театра «Эрмитаж». Михаил Левитин, Наталья Казьмина, Театральная афиша, 10.2009
Режиссер о режиссере, Варвара Вязовкина, Время новостей № 164, 9.09.2009
Александр Таиров в книге Михаила Левитина, Марина Тимашева, Радио Свобода, 3.09.2009
Левитин о Таирове, Марина Тимашева, Радио Свобода, 3.09.2009
Там чудеса!, Анастасия Ефремова, «Страстной бульвар», 1.09.2009
Капнист Капнисту рознь, Вера Копылова, «Московский Комсомолец», 1.09.2009
Про Таирова, про меня и про Мишу, Кама Гинкас, Рукопись, 09.2009
ГЕННАДИЙ ХРАПУНКОВ: Труднее воздуха ничего нет…, Вера Калмыкова, Газета «Культура», 2009, № 32 (7695) 20-26 августа, 20.08.2009
«Таиров» — новая книга Михаила Левитина, Телеканал «Культура»: Новости культуры, 4.08.2009
Книга сезона: «Таиров» Михаила Левитина в серии «ЖЗЛ», Павел Руднев, Частный корреспондент, 08.2009
Абсурд Карцева, Радио Свобода, 20.05.2009
Исторический анекдот с намеком, Любовь Лебедина, Трибуна, 14.05.2009
Unexpected 'Kapnist Round Trip' Is Pure Levitin, Джон Фридман, The Moscow Times, 7.05.2009
Драматургов — за Урал!, Светлана Хохрякова, Культура, № 21, 4.05.2009
Туда Капнист. А обратно?, Марина Токарева, Новая газета, 10.04.2009
Капнист туда и обратно, Елена Груева, Time Out Москва, 10.04.2009
Обратно «Эрмитаж», Мария Седых, Итоги № 14, 23.03.2009
Спектакль «Капнист туда и обратно», ТВ Канал Культура, 21.03.2009
«…но живого, а не мумию…», Вера Калмыкова, Для сайта театра Эрмитаж, 6.02.2009
Михаил ЛЕВИТИН: «Я занят только детством», Анна Горбашова, Профиль, № 3 (606), 2.02.2009

2008

Маяковский как образец фальсификации, Алексей Семенов, Городская газета. Псков. № 51 (231). 16-22.12.2008, 16.12.2008
Большие против маленьких, Александра Машукова, Ведомости № 42, 14.11.2008
Спят усталые игрушки, Анастасия Томская, Новые известия, 15.10.2008
Бедная родственница таланта, Наталия Каминская, Культура, 9.10.2008
Почему имя Николая Эрдмана вычеркнули из титров «Веселых ребят»?, Юрий Москаленко, Школа жизни: www.shkolazhizni.ru, 10.08.2008
Заявление об уходе, Валерий Семеновский, журнал «Театр» № 31, 05.2008
Чужой театр, Владимир Новиков, Из книги В. Новикова «Высоцкий». М. , Молодая гвардия (серия ЖЗЛ), 2008., 2008

2007

Навалился гегемон на одиночку, Наталия Каминская, Культура, 20.12.2007
Подмоченная Одесса, Алла Шендерова, Коммерсант, 12.12.2007
Лодки на приколе, Григорий Заславский, НГ, 10.12.2007
Как нарисовать птицу, Наталья Казьмина, Планета Красота, 1.12.2007
Его жизнь была полна отваги, Лев Додин, Виктор Гвоздицкий, Культура, 4.10.2007
В театре «Эрмитаж» открывается новый сезон, Павел Шейнин, Канал Культура — Новости культуры, 4.09.2007
С Гоголем на дружеской ноге, Дмитрий Морозов, Газета Культура, 23.08.2007
Красные табуреты на черной сцене, Александр Рапопорт, www.moscor.ru, 1.08.2007
Артист Роман Карцев: «Время шариковых не пройдет никогда», Веста Боровикова, Новые известия, 27.07.2007
Колесом по Гоголю, Коммерсант, 14.07.2007
К нам едет «Ревизор» и? поёт, Ася Шумилова, Вечерний Новосибирск, 12.07.2007
В Большом вспыхнет «Пламя Парижа», Мария Бабалова, Известия, 4.07.2007
Гоголь бы одобрил, Степан Звездин, Известия, 29.06.2007
Владимир Дашкевич: «Большой оперный футбол», Сергей Самойленко, Континент Сибирь, 29.06.2007
Достоевский. И немножко нервно, Юлия Позднякова, Культура Сибири, 18.06.2007
Театр «Эрмитаж». Пам-па-пам. Хармс! Чармс! Шардам!, Юлия Позднякова, Культура Сибири, 14.06.2007
Театр «Эрмитаж». ЭТО было!, Елена Меркурьева, Культура Сибири, 13.06.2007
Театр «Эрмитаж». Утренние мысли о ЧЧЧуме, Алена Аксенова, Культура Сибири, 9.06.2007
Театр, ОБЭРИУваемый страстями, Ведомости Новосибирского областного совета депутатов, 8.06.2007
Передвижной «Эрмитаж», Сергей Самойленко, Континент Сибирь, 8.06.2007
Маленькие радости, Ирина Алпатова, Культура, 7.06.2007
«Коллекционный» авангард «Эрмитажа», Вечерний Новосибирск, 6.06.2007
Театр как его двойник, Марина Токарева, Московские новости, 25.05.2007
Последнее слово, Елена Губайдуллина, Независимая газета, 23.05.2007
Памяти Виктора Гвоздицкого, Григорий Заславский, Независимая газета, 23.05.2007
Умер Виктор Гвоздицкий, Алена Солнцева, Время новостей, 22.05.2007
Артист-парадоксалист, Роман Должанский, Коммерсант, 22.05.2007
Играл как дышал, Ирина Корнеева, Российская газета, 22.05.2007
Умер Виктор Гвоздицкий, Марина Райкина, Московский комсомолец, 22.05.2007
Невосполнимый Парадоксалист, Глеб Ситковский, Газета, 22.05.2007
Умер Виктор Гвоздицкий, Вечерняя Москва, 20.05.2007
Уединенье с «Эрмитажем», Ведомости Новосибирского областного совета депутатов, 18.05.2007
ОБЭРИУ XXI века, Рина Каганова, Культура Сибири, 1.05.2007
Ночной полет с Андреем Максимовым, Андрей Максимов, ТВ Ночной полет, 29.04.2007
Лови момент, Александра Машукова, Газета Культура № 16, 26.04.2007
К юбилею спектакля «Хармс! Чармс» Шардам", Александр Плетнев, Радио Свобода. Российский час, 19.04.2007
Летят по небу шарики…, Юрий Луговской, Жуковские вести, 18.04.2007
«Тесней наш верный круг составим. ..», Евгения Тропп, Газета Экран и сцена, 1.03.2007
Театр начинается с Пушкина, Городская газета для жителей Пскова, 14.02.2007
Хлестаков и Чонкин встретятся в Новосибирске, Светлана Сучкова, Ведомости Новосибирского областного совета депутатов, 2.02.2007
Русская песня, Анастасия Ефремова, Иные берега, 1.02.2007
Режиссер из Черноморска, Юлия Ларина, Огонек, 15.01.2007
Записки на полях трех программок, Наталья Сажина, Империя света, 10.01.2007
Маяковский, любовь и немного пустоты, Григорий Аросев, Страстной бульвар, 1.01.2007
Вне грамматики, Наталья Казьмина, Театр, № 1, 2007, 01.2007
«Домашний» театр Владимира Полякова, Марк Захаров, Из книги Марка Захарова «Театр без вранья». М. , Актерская книга, 2007, 2007

2006

О сущности любви, Вера Павлова, TimeOut Москва, 11.12.2006
Не виноватая я, он сам пришел!, Наталия Каминская, Газета Культура, 6.12.2006
«Лиловый дым», Анна Баскакова, Агентство Еврейских Новостей, 4.12.2006
Актриса ушла под аплодисменты навсегда, Юлия Таратута, Коммерсант, 1.12.2006
Ей шло это имя — Любовь, Иосиф Райхельгауз, Московские новости, 1.12.2006
«Я жить хочу!», Ян Смирницкий, Московский Комсомолец, 1.12.2006
Наедине с Богом, Татьяна Хорошилова, Российская газета, 1.12.2006
Последнее танго, Татьяна Хорошилова, Российская газета, 1.12.2006
Ушла Любовь Полищук, Лариса Малюкова, Новая газета, 30.11.2006
Идеальная женщина, Валерий Кичин, Российская газета, 29.11.2006
Ее называли каскадером в юбке, Михаил Антонов, Сергей Бирюков, Любовь Лебедина, Труд, 29.11.2006
Она боролась до последнего, Вера Щирова, Новые известия, 29.11.2006
Умерла Любовь Полищук, Екатерина Барабаш, Независимая газета, 29.11.2006
Умерла Любовь Полищук, Отдел культуры, Время новостей, 29.11.2006
Прекрасная клоунесса, Алла Шендерова, Коммерсант, 29.11.2006
Любовь Полищук скончалась от тяжелой болезни, Тамара Калинина, Утро.ру, 28.11.2006
Умерла Любовь Полищук, Юлия Грохлина, Взгляд (vz.ru), 28.11.2006
Памяти Любови Полищук, Любовь Чижова, Радио «Свобода», 28.11.2006
Актриса, умевшая хулиганить, Артем Костин, Известия, 28.11.2006
Несоветское лицо, Юлия Штутина, Лента.ру, 28.11.2006
Переборщили с любовью, Евгения Шмелева, Новые известия, 28.11.2006
Увидеть Рому и умереть!, Евгения Ульченко, Аргументы и время, 22.11.2006
Половой вопрос всегда ребром, Константин Рылёв, Новая газета, 20.11.2006
«Маяковского я хотел ставить всю жизнь», Ирина Волкова, Газета Культура, 16.11.2006
В области сердца, Елена Сизенко, Итоги, 13.11.2006
Счастливый случай Веры Глаголевой, Елена Владимирова, Русский курьер, 13.11.2006
Михаил ЛЕВИТИН в эфире Радио «Культура», Марина Багдасарян, Радио Культура, рубрика ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА, 10.11.2006
Владимир Владимирович и черный пиар, Юлия Черникова, Утро.Ру, 9.11.2006
Маяковский как стиль любви: премьера театра «Эрмитаж», Анастасия Томская, Газета «Труд», 7.11.2006
Из Интернета — О спектакле по Маяковскому, Интернет, живые журналы, сайт театра, 31.10.2006
О сущности любви, Weekend.ru, 29.10.2006
Человеческая трагедия непонимания, Алла Зусман, Для сайта театра «Эрмитаж», 27.10.2006
Маяковский возвращается на театральные подмостки, Марина Перелешина, Радио МАЯК FM, 26.10.2006
Маяковский возвращается на театральные подмостки, Марина Перелешина, МАЯК FM «Культурный ответ», 26.10.2006
Сегодня на «Худсовете», Телеканал Культура, 24.10.2006
Маяковского я хотел ставить всю жизнь..., Михаил Левитин, Специально для сайта театра Эрмитаж, 1.10.2006
Маяковский, Гофман, Ким..., Анна Гордеева, Время новостей, 16.08.2006
Ольга Левитина: «Дело актера — быть хорошим инструментом», Павел Подкладов, Газета «Культура», 2.08.2006
Сплошное неприличие Михаила Левитина, Светлана Аксенова-Штейнгруд, Балтийские сезоны, 2006, № 15, 1.08.2006
Автограф Давида Боровского, Ольга Астахова, Полит. ру, 11.04.2006
Памяти Давида Боровского, Григорий Заславский, Независимая газета, 10.04.2006
На смерть Давида Боровского, Александр Соколянский, Время новостей, 10.04.2006
Умер самый сценный художник, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 8.04.2006
Молчаливое свидетельство, Елена Груева, Ваш досуг, 7.04.2006
Памяти Давида Боровского, Павел Руднев, Взгляд, 7.04.2006
Молчание принцесс, Итоги, 27.03.2006
Молчи — сойдешь за идиотку, Леонид Гвоздев, Московская правда, 24.03.2006
Офелия гибла и ела, Глеб Ситковский, Газета, 24.03.2006
В одном дворовом королевстве, Александра Машукова, Ведомости, 23.03.2006
Выйти замуж по-королевски, Арина Миронова, Ваш досуг, 10.03.2006
Богоискатель между печкой о шкафом, Елена Дьякова, Новая газета, 20.02.2006
Гроссман с нами, Александр Рапопорт, Лехаим, 1.02.2006
ЧЧЧума на оба ваши века, Наталия Каминская, Газета Культура, 11.01.2006
«Координатор»: впечатления зрителя, Сергеев Николай, fatal_exception's blog, 3.01.2006
«Мы ничего не ищем, но зато многое находим. ..», Вера Калмыкова, Всемирные Одесские новости № 1, 1.01.2006

2005

100 лет назад родился Даниил Хармс, Гуля Балтаева, Телеканал Россия, 30.12.2005
Изверг, Валерий Семеновский, Театр, 30.12.2005
…Не совсем один, Ирина Скуридина, Театр, 30.12.2005
Остров Левитина, Ирина Скуридина, Театр, 30.12.2005
Левитин Михаил на «Худсовете», Нара Ширалиева, Телеканал Культура, 27.12.2005
Хочу только веселья, Александра Лаврова, Российская газета, 27.12.2005
Человек на все времена, Виктория Лепко, Сайт театра, 27.12.2005
К юбилею Михаила Левитина, Павел Подкладов, Радио «Свобода», 22.12.2005
Жизнь без единой купюры, газета Еврейское слово, 21.12.2005
Веселиться и пить вино, Радио Маяк, 19.12.2005
Преодоление чумы, Наталья Николаева, Литературная Россия, 16.12.2005
Хармс строже Введенского, Кирилл Решетников, газета Газета, 16.12.2005
Театр во время чумы, Алена Данилова, Взгляд.ру, 12.12.2005
Книга с золотым обрезом, Анастасия Томская, Театральные новые известия, 6.12.2005
Посланные на…, Лев Аннинский, Газета Культура, 30.11.2005
Пир во время ЧЧЧумы. Фрагменты, Анна Гордеева, Таймаут, 21.11.2005
Домашние игры призраков, Анна Гордеева, Время Новостей, 18.11.2005
Зарекайся от чумы, Марина Давыдова, Время новостей, 18.11.2005
Чччума в Каретном Ряду, Игорь Шевелев, Российская газета, 16.11.2005
Кто он, «координатор»?.., газета «Москвичка», 3.11.2005
«Когда одна строка из фельетона была страшнее сотен папирос…», Александр Каневский, Газета «Культура», 2005, № 41 (7500) 20-26 октября, 20.10.2005
Я очень люблю, чтобы меня удивили, Алехандра Гутьеррес, Ирина Волкова, 12.10.2005
«Эрмитаж» жив!, Гордон Марина, «Алеф», 29.09.2005
Письма из Америки. Дорога в Эквадор, Петр Кудряшов, Интернет-письма, 22.09.2005
Письма из Америки 2, Петр Кудряшов, Интернет переписка, 18.09.2005
Письма из Америки, Петр Кудряшов, Интернет переписка, 14.09.2005
Открытие сезона театра «Эрмитаж», Телеканал «Культура», 10.08.2005
Профессия — композитор, Марина Воинова, журнал «Трибуна современной музыки», 1.08.2005
Михаил Левитин Я — одессит, Михаил Левитин, Ирина Волкова, журнал Октябрь, 1.08.2005
Деликатный театр. Жизнь и судьба, Наталья Казьмина, Газета «Дом Актера», 1.06.2005
Смотреть в глаза невыносимо, Григорий Заславский, Независимая газета, 27.05.2005
Звук лопнувшей струны, Алена Данилова, газета Культура, 26.05.2005
«Мои необычные странные личности», Михаил Левитин, Интернет-портал Культура, 25.05.2005
По мотивам Василия Гроссмана, Анна Татаринова, Интернет Агентство Культурной информации, 19.05.2005
На выдохе, Итоги, 17.05.2005
А может, «заигрались»?, Любовь Лебедина, Труд, 11.05.2005
Я - Гомбрович!, Портал «Музеи России» — Новости музеев, 23.03.2005
Михаил ЛЕВИТИН в эфире Радио «Культура», Радио Культура — «Действующие лица», 18.03.2005
Михаил Левитин в эфире Радио «Культура», Марина Багдасарян, Радио Культура, 15.02.2005
В студии Михаил Левитин, Радиостанция Свобода, 13.02.2005
Театр начинается с недвижимости, Елена Дьякова, Новая газета, 7.02.2005
«Изверг» ошеломил Псков!, Псковская Лента Новостей, 7.02.2005
Театральная рулетка, Новая газета, 3.02.2005
«Мы тебя пришьем!», Дмитрий Савостин, Вечерняя Москва, 3.02.2005

2004

Кто такой Гомбрович?, Чеслав Милош, «Иностранная литература» 2004, № 12, 12.2004
Витольд Гомбрович. «Дневник 1957-1961», Пьер Паоло Пазолини, «Иностранная литература» 2004, № 12, 12.2004
Октябрьские тезисы, Юлия Рахаева, Вечерняя Москва, 3.11.2004
Какого рода буква «ю»?, Полина Бардина, Досуг и развлечения, 11.2004
К столетию со дня рождения Витольда Гомбровича, Борис Дубин, «Новая Польша», 11-2004, 11.2004
Остров полифонического отпада, Татьяна Бек, НГ Экслибрис, 28.10.2004
Михаил Левитин в прямом эфире радиостанции «Эхо Москвы», Ксения Ларина, Радиостанция «Эхо Москвы», передача «Дифирамб», 9.10.2004
Щенячий воcторг, Алла Астахова, Время новостей, 5.10.2004
Гимн идиотизму, или Поминки по сатире, Григорий Заславский, «Театральное дело Григория Заславского», 13.05.2004
В шоу только мальчики, Марина Райкина, «Московский комсомолец», 23.04.2004
Испытание поэзии Полетикой, Лев Аннинский, «Культура», 4.03.2004
Анекдот навыворот или «Изверг» в «Эрмитаже», Вера Калмыкова, Театральный курьер, 1.02.2004
Быть знаменитой некрасиво, Наталия Каминская, «Культура», 22.01.2004
В Эрмитаже пьют вино и спасают красоток, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 6.01.2004
Драматургические игры режиссера Михаила Левитина, Геннадий Демин, Театральная жизнь, 2004, № 3, С. 55-56, 2004

2003

Человек-театр в собственной прозе, Игорь Шевелев, НГ-Экслибрис, 30.10.2003
Золотой горн предательства, Алексей Зверев, Газета Культура, 4.06.2003
Рабы Азефа, Наталья Казьмина, Газета «Дом Актера», 1.06.2003
Мелкий бес и его двойник, Елена Дьякова, Новая газета, 19.05.2003
Есть несколько Любшиных, Артур Соломонов, Газета, 7.04.2003
Вечный Каин, Алексей Филиппов, «Известия», 6.04.2003
Михаил Левитин. Мотивчик, Наталья Казьмина, Театр, 04.2003
Азеф в «Эрмитаже», Наталья Уварова, Независимая газета, 28.03.2003
Интервью с Наталией Мордкович, Журнал «Большой Вашингтон», 1.03.2003
Дантес и другие, Игорь Шевелев, god.dvoinik.ru, 2003
Письмо Солопову, Виктор Гвоздицкий, Театральная жизнь, 2003, № 6, С. 49-51, 2003

2002

На рандеву с Азефом, Игорь Шевелев, Время МН, 21.12.2002
Ставки больше, чем жизнь, С. Овчинникова, «Культура », № 49, 5.12.2002
Пощечины достались зрителям, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 5.11.2002
Настоящий Гвоздицкий, Григорий Заславский, Независимая газета, 5.11.2002
Тот и другие, Александр Соколянский, Время Новостей, 5.11.2002
Закрытый актер Виктор Гвоздицкий, Алена Карась, Ваш досуг, 22.10.2002
В театре надо быть смиренным…, Александр Строганов, Век, 18.10.2002
Эпизоды из жизни актера Гвоздицкого, Алла Михалёва, Литературная газета, 9.10.2002
Браво, Гвоздицкий, браво!, Екатерина Васильева, Газета, 30.09.2002
Виктор Гвоздицкий: Вот это я люблю…, Артур Соломонов, Газета, 30.09.2002
Виктор Гвоздицкий: Наша профессия эфемерна, Алексей Филиппов, Известия, 24.09.2002
Артист и его двойник, Ирина Алпатова, Культура, 19.09.2002
Новый старый стиль, Григорий Заславский, Независимая газета, 10.09.2002
Интерактивные песни западных славян, Наталия Каминская, Культура, 25.04.2002
Мальчики направо, девочки налево, Алексей Филиппов, Известия, 23.04.2002
Любовь Полищук. Мечта поэта, Ирина Чичикова, Интернет портал Пассаж Одесса, 1.01.2002
Геннадию Храпункову ПОСВЯЩАЕТСЯ. .., Валерия Селиванова, Театральная жизнь, 2002, № 4, С. 20-22, 2002
Любовь Полищук, Наталья Казьмина, В книге «Звезды столичной сцены», АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2002
Актер, не принадлежный никому, Наталья Казьмина, 2002

2001

Вы - одесситы, Мишки!, Наталья Старосельская, Газета Культура, 20.12.2001
«Впечатления недели», «Общая газета» № 50, 13.12.2001
Любовь Полищук: разговор без купюр, Алла Боссарт, Вечерняя Москва, 25.07.2001
«Четыре минуты с театром», Ксения Ларина, «Эхо Москвы», 26.03.2001
Игры, в которые играют люди, Елена Павликова, ПИТЕРbook, № 3, март 2001, 03.2001
Красное и черное, или Монумент падшим ангелам, Елена Дьякова, Новая газета, 25.01.2001
Как сфотографировать Бога, Наталия Каминская, ” Культура" № 2, 18.01.2001
Николай Робертович Эрдман, Юрий Любимов, Рассказы старого трепача, 2001
Зиновий Высоковский: «Как Райкин от жены сбежал», Александр Мельман, «МК». Sem 40. Центральный Еврейский ресурс — http://www.sem40.ru, 2001

2000

Раз, два, три — что-то произошло, Марина Давыдова, Время новостей, 13.11.2000
Рассказ об одном заклинании, Алексей Филиппов, Известия, 1.11.2000
Карманные часы в портретной раме, Наталья Старосельская, газета Культура, 1.11.2000
Второй сорт смеха — лучше, Екатерина Васенина, Новая газета, 28.10.2000
«Белая овца». Возвращение Хармса в «Эрмитаж», Ксения Ларина, Эхо Москвы, 15.10.2000
Порно с изнанки, Андрей Румянцев, НГ Ex libris, 2000-10-12, 12.10.2000
Возвращение к будущему Хармсу, Независимая газета, 22.09.2000
«Зачем эти страдания» и «Давайте жить дружно!», Алена Данилова, Екатерина Варченко, Театральная жизнь, 2000, № 8, Рубрика [Наши дебютанты], С. 37-44, 2000
«Интим» в «Эрмитаже», Мария Сперанская, «МК- бульвар», № 12, 2000