Михаил ЛЕВИТИН: «Я занят только детством»

Анна Горбашова, Профиль, № 3 (606), 2.02.2009
Художественный руководитель театра «Эрмитаж» Михаил Левитин свободное от режиссуры время посвящает писательскому делу. Из-под его пера выходят повести, рассказы и пьесы, а теперь еще и биографический роман о режиссере Александре Таирове, который готовит издательство «Молодая гвардия» в серии ЖЗЛ. 
Художественный руководитель театра «Эрмитаж» Михаил Левитин свободное от режиссуры время посвящает писательскому делу. Из-под его пера выходят повести, рассказы и пьесы, а теперь еще и биографический роман о режиссере Александре Таирове, который готовит издательство «Молодая гвардия» в серии ЖЗЛ. 
 — Почему именно Таиров?
 — Мне предложили на выбор написать о Всеволоде Мейерхольде или Александре Таирове. О Мейерхольде много раз писали и еще столько же напишут, а биографических книг о создателе Камерного театра у нас не выходило. Издана книга великой русской актрисы Алисы Коонен, супруги Таирова, «Страницы жизни», но по ней очень прошлось время. Люди, которые ее делали (Коонен писала не сама), все очень пригладили. Ну, как будто ничего не произошло с театром Таирова: одна благодать и победа за победой. Есть еще книга самого Таирова, «Записки режиссера», написанная в 1921 году, в которой интересны его непосредственные режиссерские ремарки. А его книга «О театре» вообще производит вульгарно-социологическое впечатление: способ мышления не его, за исключением некоторых разборов спектаклей, тоже, кстати, Таирову не присущих. Это очень странная книга, непостижимая…
 — Вы в первый раз пишете биографию?
 — В первый и последний. Но в чем свобода этого опыта? Предшественником моей книги был только булгаковский «Мольер». «Мольера» не приняли с комментарием, что это пишет «развязный молодой человек». Думаю, я тоже «развязный молодой человек». По сути, я писал роман о моем деле, связанный с Таировым и через Таирова. Жизни людей, занятых театром, невероятно похожи. Конечно, есть специфика эстетики, она другая, и человек другой — но очень интересный. Я всю жизнь думал о Таирове. Вот у меня на стене фото Таирова из его кабинета. Мне его подарила секретарь режиссера Раиса Михайловна Брамсон. Не знаю почему, но фото под стеклом было без рамки. Я оставил все в том же виде. Может быть, когда закрывали Камерный театр, все выкинули, и рамка раскололась? Тогда исчезло много архивов. Моя сестра принесла мне фотопленки, найденные в луже, часть фотографий была сожжена. Это интересная история отношения к культурным ценностям. В бывшем театре Таирова, а ныне Московском драматическом театре имени А. С. Пушкина, таировский кабинет еще при Борисе Морозове (бывший главреж театра. — «Профиль») переделали в зрительский туалет, и квартира его в музей так и не превращена. Думаю, там тоже какой-нибудь складик. 
 — Вы по-прежнему пишете карандашом или сдались и освоили компьютер?
 — Да что вы! Я на него смотреть не могу, у меня сразу боль в висках. Иногда я печатаю на старенькой югославской машинке, но в основном пишу от руки. И только простым карандашом, с восьми лет у меня такая беда. Моей помощнице очень сложно разбирать эти рукописи, я и сам их порой не могу разобрать, так что решил по-гоголевски уничтожать. Расшифровывать мой своеобразнейший почерк, да еще и карандашом, бессмысленно.
 — Всевозможных размеров карандаши у вас на столе — это коллекция писателя?
 — Я собираю только простые карандаши, дома у меня их тысячи. Это же мои «борзые щенки» — взятки: люди привозят мне сувенирные карандаши отовсюду.
 — Что касается театра, кризисные проблемы каким-то образом вас уже затронули?
 — Это вопрос к моему директору. Я кризиса не ощущаю. Может, потом почувствую его остро? Но в нашем театре сотрудники делают все, чтобы я не был загружен экономическими проблемами.
 — Кстати, разрешились ли проблемы, связанные со зданием вашего театра, расположенным в самом сердце Москвы? На вас ведь даже нападение было…
 — Помещение действительно несколько лет назад пытались отобрать, я обращался к тогдашнему генеральному прокурору, министру внутренних дел, мэру Юрию Лужкову. Этим делом было занято множество инстанций, но последние два-три года мы живем тихо. Люди, которые покушались на памятник архитектуры в старейшем городском саду «Эрмитаж», сейчас утратили к нему интерес.
 — Арендную плату театр, я так полагаю, не платит?
 — Нет, все за счет города. Юрий Михайлович Лужков театрам очень помогает. Сейчас вот близится капитальный ремонт, первый за 170 лет существования этого особняка. Ремонт необходим, хотя, когда начинаются какие-то реформы и ремонты, мне страшно, что в результате станет хуже.
 — Одно время много говорили о реформе театра в принципе. Репертуарный театр, дескать, себя изжил, будущее за антрепризой. Вы как к антрепризе относитесь?
 — Театр-дом — это единственный способ жить театрам в нашей стране. У нас ничего уже нет, кроме театров. Книг уже нет, рекомендуются к прочтению книги, которые вовсе и не книги, а театры себе верны. В Москве сохраняется семейная традиция — ходить в тот или иной театр. Целые сословия принадлежат душой Театру имени Евг. Вахтангова, Театру имени Моссовета, Малому театру. И у нас есть свой зритель, и это далеко не маленькая кучка. А антрепризу я воспринимаю как попытку поспекулировать на стороне, заработать и поесть, но это же не разговор об искусстве. Антреприза, в которой собираются популярные актеры из разных театров, это как на телевидении: расчет на то, чтобы зритель увидел тех, кого видит всегда. Хочу этих трех актеров, потому что это моя семья. Других мне все равно не показывают, и не надо. Я категорически против антрепризы. Это не считается. Ну, как газета рядом с Львом Толстым. Хотя газета тоже нужна.
 — У вас в театре не маленькая труппа. Вы многих актеров задействуете в своих спектаклях или играют в основном примы?
 — У меня много кто задействован, люблю большие спектакли с массой людей. С годами все больше люблю, и все труднее это иметь.
 — Кстати, пьесы вы пишете?
 — Очень редко. Две мои пьесы, «Изверг» и «Анатомический театр Евно Азефа», идут в нашем театре, но больше я их писать и ставить не буду. Литературная жизнь у меня отдельная, к театру отношения не имеет.
 — Современная драматургия вам интересна?
 — Я плохо ее знаю. Я глубоко убежден, что пьесы надо писать для определенного театра. Именно театр воплощает драматургию, а не кабинетные измышления писателя. Театр не будет заниматься историей, которая увлекла кого-то, в театре существует определенное число артистов, репертуар, направление. И по-другому быть не может. Вообще, настоящий драматург пишет для определенного театра и на актеров, так писали и Шекспир, и Островский. Я ставлю репертуар своего детства. Я занят только детством. Для себя я понял, что за последние 50 лет только два наших драматурга создали свой собственный диалог, свою музыку языка, как Эрдман и Маяковский. Это Михаил Жванецкий и Александр Володин, чью пьесу «Моя старшая сестра» я недавно поставил. 
 — Александр Володин — советский классик, но разве у каждого времени не должны быть свои авторы, говорящие на языке своих современников, о том, что волнует их сегодняшних?
 — Гораздо труднее воссоздать картину 80-х, чем написать о Римской империи. Невероятная требуется дистанция. Сегодняшнего времени пока для искусства нет: размазня, суета, толкотня, пересменок. Надо, чтобы все устоялось, и тогда мы поймем, достойно ли это время быть запечатленным и что достойно конкретно. Вот решили: «Должна быть дискотека!» А кто сказал, что она должна непременно быть и для чего? Чтобы развлекаться и танцевать? Да мы развлекались без всякой дискотеки так, что сегодняшней молодежи и не снилось. Просто на дискотеке они развлекаются открыто! Те, кто у руля, выдумали себе какого-то нового зрителя и нового читателя и решают, что он должен читать, смотреть и думать. «Нет, это они смотреть не будут!» А откуда вы знаете, что не будут? Я ничего не понимаю даже про свою пятилетнюю дочь, я ее просто люблю. Посмотрите, сейчас молодежь поет песни Бернеса, делает ремиксы старых хитов, у них, бедолаг, нехватка настоящих чувств, лиризма, мелодий, но все обязательно вернется. А пока им просто не оставили возможности выбирать. Да они из одного протеста будут читать Булгакова, а не всякую насаждаемую ерунду. Я не знаю, кто это делает, хотя нет, знаю, и это преступление. Возможно, где-то уже родился новый великий драматург или писатель, но он должен быть обязательно связан с традицией. Инстинкт театра надо прививать. Если меня спросят, зачем нужны театры, я скажу: «Да боже мой, чтобы противостоять тому, что мы в „ящике“ видим каждый день!» И я знаю, что мне ответят: «Но „ящик“ смотрят миллионы, а в театр приходит пятьсот человек ради двадцати артистов». Вот на них-то, на эти пятьсот, и вся надежда.
 — Я в последнее время часто слышу от совершенно разных людей, что они устали от загадочных авторских трактовок и ребусов ради самовыражения режиссеров на ровном месте.
 — Дурное режиссерское восприятие, рассчитанное на самоутверждение и желание потрясти публику во что бы то ни стало, для меня неприемлемо. Сколько бы сегодня в «Гамлете» ни самовыражались, до акимовского «Гамлета» (художник и режиссер Николай Акимов поставил «Гамлета» на сцене Театра им. Евг. Вахтангова в 1932 году. — «Профиль») пока никто не дотягивает. Пьесы, конечно, могут подвергаться и подвергаются авторской редакции режиссера, но все должно быть в меру и последовательно. А некое клише современного театра — все заменить, не важно зачем.
 — Вы даете другим режиссерам ставить спектакли на сцене «Эрмитажа»?
 — Почти нет. Наш театр — авторский, здесь люди связаны со мной всем: мировоззрением, пластикой, мыслями. Актеры рассчитывают на режиссера, доверяют ему, так что я должен быть абсолютно уверен в приглашенном режиссере. К сожалению, у меня нет учеников или помощников. Если придет молодой человек, близкий нашему театру, я дам ему ставить, но пока его просто нет.
 — А из вашей труппы единомышленников никто не хочет попробовать себя в режиссуре?
 — Вот сейчас я решил потесниться, потому что иначе совсем нет времени писать. Я дал поставить два детских спектакля нашему актеру Сергею Олексяку. Он пытается меня угадать, а это всегда тяжело… Когда работал Анатолий Васильевич Эфрос, ему помогал актер Лев Дуров, он очень ловко все доводил до ума. У Дурова был слух на Эфроса, понимание его режиссерской манеры. Но это, скорее, исключение, чем правило. Театр — это же не фабрика и не завод, а крайне индивидуальная история. 
 — Если говорить об актерах, вы бы кого предпочли при приеме в труппу — гения-индивидуалиста со сложным характером, как это обычно с гениями и бывает, или хорошего профессионала без «тараканов» в голове?
 — У каждого режиссера свой идеал артиста. У меня это Эраст Гарин и Серафима Бирман, кумиры моего детства. Я сориентирован на артистов эксцентричных, неожиданных… Я ищу таких артистов, но их немного. Главным артистом нашего театра на протяжении многих лет был Виктор Гвоздицкий, он умер в прошлом году. Если говорить о характере, то труднее, чем он был у него, не бывает, но это счастье, когда леопард чувствует, что укротитель достоин его внимания. Когда режиссер понимает, что гений ему доверяет, как он должен себя ощущать? Когда Таирову доверяла сама Коонен, конечно, он становился сильнее самого себя. Но таких актеров очень не хватает, они вымерли, потому что сегодня в них нет потребности.
 — Такой актрисой была Любовь Полищук, много лет проработавшая в вашем театре?
 — Люба была личностью, безусловно, необыкновенной. Она играла у нас спектакль «Хармс! Чармс! Шардам! или Школа клоунов» и другие роли лет семь или восемь, потом ушла в «Школу современной пьесы», потом вернулась, сыграла «Зойкину квартиру» и опять ушла. Но «Хармс!..» — это веха в нашем театре, чудный спектакль, наше общее с Любой счастье.
 — Игра ваших актеров в сериалах отличается от их работ в театре?
 — Разница — огромная, никакого отношения к тому, что они могут на сцене, их сериальные роли не имеют! Наши сериалы — это взаимная халтура. Сериальные режиссеры не требуют от актеров ни естественности, ни исповедальности, ни душевных поворотов. Главное — побыстрее снять. Когда все стали решать деньги, все сразу и разрушилось — от сценария до страдания. А путь художника обязательно должен быть нелегким. Хочешь не хочешь, но без этого откровения не произойдет.
 — Ваше последнее откровение в театре?
 — Последним откровением был для меня покойный Джорджо Стрелер. Откровений сейчас мало, хорошие спектакли встречаются, но редко.
 — У вас были хорошие спектакли?
 — С точки зрения того, кто создает, удач не бывает никогда. Но с точки зрения того, кто смотрит, «Вечер в сумасшедшем доме» или «Хармс!..» — несомненные удачи. Когда я делал эти спектакли, я отдавал им не фрагмент своей жизни, а все-все-все, я позволял себе перейти черту. Обычно режиссеры не позволяют себе перейти черту, а ставят что-то из зрительного зала. Перейти черту страшно, кажется, что тебя разрушит это запретное страдание. 
 — А сейчас вам неинтересно работать на саморазрушение?
 — Какой-то период было неинтересно, но после книги о Таирове я налетел на труппу, как вепрь. Они даже удивлены: чего это он вдруг? А я так долго вплотную не занимался театром из-за литературы, что успел соскучиться.
 — Что-то новое репетируете?
 — Сейчас приступил к репетициям спектакля «Туда и обратно» по пьесе моего хорошего друга Юлия Кима, которую он написал по своему же стихотворению «Волшебная сила искусства». Смешная, короткая, музыкальная история времен Павла I. Среди ночи Павел явился в свой театр и потребовал показать ему готовящийся спектакль. Пока актеры его играют, автора пьесы успевают в кандалах загнать в Сибирь и вернуть обратно. Я очень рад, что сценографию делает Александр Боровский, сын покойного Давида Боровского, великого художника, с которым я работал и дружил. 
 — Сегодня вы ощущаете себя счастливым?
 — Да! Все происходит так, как я хочу. Я очень рано сейчас просыпаюсь, просто подскакиваю — значит, все в порядке. И в театр прихожу каждый день столько лет, как в первый раз. Я не помню, что я тут был вчера. Не приелось.
 — Ваш прогноз на будущее оптимистичен?
 — У меня хватает вкуса к жизни, уж больно я ее люблю, даже когда говорю, что ненавижу. И очень хочется, чтобы все было хорошо, главное — пережить ремонт. Как говорил Хармс: «Рямонт, рямонт…» Если переживу, за остальное я спокоен. Театры выживут. Они еще помнят своих предшественников и держатся крепко.

Другие ссылки

2009

Уход как освобождение, Наталья Старосельская, Газета «Культура», № 50 (7713) 24 декабря 2009 — 13 января, 24.12.2009
Театр вспоминается как шум дождя, Ольга Романцова, «Газета», № 241, 22.12.2009
О нерасслышанном, Анна Гордеева, «Время новостей», № 226, 8.12.2009
The Secrets of a Director Unfold in 'Counselor', John Freedman, The Moscow Times, 3.12.2009
Михаил Левитин: «Женщины понимают легче», Анастасия Томская, Театрал, 1.12.2009
Михаил Левитин — писатель и режиссер, Телеканал «Культура»: Новости культуры, 2.10.2009
Театры России. Московский Эрмитаж, Элла Карахан, Голос России, 1.10.2009
«Скучная история» Театра «Эрмитаж». Михаил Левитин, Наталья Казьмина, Театральная афиша, 10.2009
Режиссер о режиссере, Варвара Вязовкина, Время новостей № 164, 9.09.2009
Александр Таиров в книге Михаила Левитина, Марина Тимашева, Радио Свобода, 3.09.2009
Левитин о Таирове, Марина Тимашева, Радио Свобода, 3.09.2009
Там чудеса!, Анастасия Ефремова, «Страстной бульвар», 1.09.2009
Капнист Капнисту рознь, Вера Копылова, «Московский Комсомолец», 1.09.2009
Про Таирова, про меня и про Мишу, Кама Гинкас, Рукопись, 09.2009
ГЕННАДИЙ ХРАПУНКОВ: Труднее воздуха ничего нет…, Вера Калмыкова, Газета «Культура», 2009, № 32 (7695) 20-26 августа, 20.08.2009
«Таиров» — новая книга Михаила Левитина, Телеканал «Культура»: Новости культуры, 4.08.2009
Книга сезона: «Таиров» Михаила Левитина в серии «ЖЗЛ», Павел Руднев, Частный корреспондент, 08.2009
Абсурд Карцева, Радио Свобода, 20.05.2009
Исторический анекдот с намеком, Любовь Лебедина, Трибуна, 14.05.2009
Unexpected 'Kapnist Round Trip' Is Pure Levitin, Джон Фридман, The Moscow Times, 7.05.2009
Драматургов — за Урал!, Светлана Хохрякова, Культура, № 21, 4.05.2009
Туда Капнист. А обратно?, Марина Токарева, Новая газета, 10.04.2009
Капнист туда и обратно, Елена Груева, Time Out Москва, 10.04.2009
Обратно «Эрмитаж», Мария Седых, Итоги № 14, 23.03.2009
Спектакль «Капнист туда и обратно», ТВ Канал Культура, 21.03.2009
«…но живого, а не мумию…», Вера Калмыкова, Для сайта театра Эрмитаж, 6.02.2009
Михаил ЛЕВИТИН: «Я занят только детством», Анна Горбашова, Профиль, № 3 (606), 2.02.2009

2008

Маяковский как образец фальсификации, Алексей Семенов, Городская газета. Псков. № 51 (231). 16-22.12.2008, 16.12.2008
Большие против маленьких, Александра Машукова, Ведомости № 42, 14.11.2008
Спят усталые игрушки, Анастасия Томская, Новые известия, 15.10.2008
Бедная родственница таланта, Наталия Каминская, Культура, 9.10.2008
Почему имя Николая Эрдмана вычеркнули из титров «Веселых ребят»?, Юрий Москаленко, Школа жизни: www.shkolazhizni.ru, 10.08.2008
Заявление об уходе, Валерий Семеновский, журнал «Театр» № 31, 05.2008
Чужой театр, Владимир Новиков, Из книги В. Новикова «Высоцкий». М. , Молодая гвардия (серия ЖЗЛ), 2008., 2008

2007

Навалился гегемон на одиночку, Наталия Каминская, Культура, 20.12.2007
Подмоченная Одесса, Алла Шендерова, Коммерсант, 12.12.2007
Лодки на приколе, Григорий Заславский, НГ, 10.12.2007
Как нарисовать птицу, Наталья Казьмина, Планета Красота, 1.12.2007
Его жизнь была полна отваги, Лев Додин, Виктор Гвоздицкий, Культура, 4.10.2007
В театре «Эрмитаж» открывается новый сезон, Павел Шейнин, Канал Культура — Новости культуры, 4.09.2007
С Гоголем на дружеской ноге, Дмитрий Морозов, Газета Культура, 23.08.2007
Красные табуреты на черной сцене, Александр Рапопорт, www.moscor.ru, 1.08.2007
Артист Роман Карцев: «Время шариковых не пройдет никогда», Веста Боровикова, Новые известия, 27.07.2007
Колесом по Гоголю, Коммерсант, 14.07.2007
К нам едет «Ревизор» и? поёт, Ася Шумилова, Вечерний Новосибирск, 12.07.2007
В Большом вспыхнет «Пламя Парижа», Мария Бабалова, Известия, 4.07.2007
Гоголь бы одобрил, Степан Звездин, Известия, 29.06.2007
Владимир Дашкевич: «Большой оперный футбол», Сергей Самойленко, Континент Сибирь, 29.06.2007
Достоевский. И немножко нервно, Юлия Позднякова, Культура Сибири, 18.06.2007
Театр «Эрмитаж». Пам-па-пам. Хармс! Чармс! Шардам!, Юлия Позднякова, Культура Сибири, 14.06.2007
Театр «Эрмитаж». ЭТО было!, Елена Меркурьева, Культура Сибири, 13.06.2007
Театр «Эрмитаж». Утренние мысли о ЧЧЧуме, Алена Аксенова, Культура Сибири, 9.06.2007
Театр, ОБЭРИУваемый страстями, Ведомости Новосибирского областного совета депутатов, 8.06.2007
Передвижной «Эрмитаж», Сергей Самойленко, Континент Сибирь, 8.06.2007
Маленькие радости, Ирина Алпатова, Культура, 7.06.2007
«Коллекционный» авангард «Эрмитажа», Вечерний Новосибирск, 6.06.2007
Театр как его двойник, Марина Токарева, Московские новости, 25.05.2007
Последнее слово, Елена Губайдуллина, Независимая газета, 23.05.2007
Памяти Виктора Гвоздицкого, Григорий Заславский, Независимая газета, 23.05.2007
Умер Виктор Гвоздицкий, Алена Солнцева, Время новостей, 22.05.2007
Артист-парадоксалист, Роман Должанский, Коммерсант, 22.05.2007
Играл как дышал, Ирина Корнеева, Российская газета, 22.05.2007
Умер Виктор Гвоздицкий, Марина Райкина, Московский комсомолец, 22.05.2007
Невосполнимый Парадоксалист, Глеб Ситковский, Газета, 22.05.2007
Умер Виктор Гвоздицкий, Вечерняя Москва, 20.05.2007
Уединенье с «Эрмитажем», Ведомости Новосибирского областного совета депутатов, 18.05.2007
ОБЭРИУ XXI века, Рина Каганова, Культура Сибири, 1.05.2007
Ночной полет с Андреем Максимовым, Андрей Максимов, ТВ Ночной полет, 29.04.2007
Лови момент, Александра Машукова, Газета Культура № 16, 26.04.2007
К юбилею спектакля «Хармс! Чармс» Шардам", Александр Плетнев, Радио Свобода. Российский час, 19.04.2007
Летят по небу шарики…, Юрий Луговской, Жуковские вести, 18.04.2007
«Тесней наш верный круг составим. ..», Евгения Тропп, Газета Экран и сцена, 1.03.2007
Театр начинается с Пушкина, Городская газета для жителей Пскова, 14.02.2007
Хлестаков и Чонкин встретятся в Новосибирске, Светлана Сучкова, Ведомости Новосибирского областного совета депутатов, 2.02.2007
Русская песня, Анастасия Ефремова, Иные берега, 1.02.2007
Режиссер из Черноморска, Юлия Ларина, Огонек, 15.01.2007
Записки на полях трех программок, Наталья Сажина, Империя света, 10.01.2007
Маяковский, любовь и немного пустоты, Григорий Аросев, Страстной бульвар, 1.01.2007
Вне грамматики, Наталья Казьмина, Театр, № 1, 2007, 01.2007
«Домашний» театр Владимира Полякова, Марк Захаров, Из книги Марка Захарова «Театр без вранья». М. , Актерская книга, 2007, 2007

2006

О сущности любви, Вера Павлова, TimeOut Москва, 11.12.2006
Не виноватая я, он сам пришел!, Наталия Каминская, Газета Культура, 6.12.2006
«Лиловый дым», Анна Баскакова, Агентство Еврейских Новостей, 4.12.2006
Актриса ушла под аплодисменты навсегда, Юлия Таратута, Коммерсант, 1.12.2006
Ей шло это имя — Любовь, Иосиф Райхельгауз, Московские новости, 1.12.2006
«Я жить хочу!», Ян Смирницкий, Московский Комсомолец, 1.12.2006
Наедине с Богом, Татьяна Хорошилова, Российская газета, 1.12.2006
Последнее танго, Татьяна Хорошилова, Российская газета, 1.12.2006
Ушла Любовь Полищук, Лариса Малюкова, Новая газета, 30.11.2006
Идеальная женщина, Валерий Кичин, Российская газета, 29.11.2006
Ее называли каскадером в юбке, Михаил Антонов, Сергей Бирюков, Любовь Лебедина, Труд, 29.11.2006
Она боролась до последнего, Вера Щирова, Новые известия, 29.11.2006
Умерла Любовь Полищук, Екатерина Барабаш, Независимая газета, 29.11.2006
Умерла Любовь Полищук, Отдел культуры, Время новостей, 29.11.2006
Прекрасная клоунесса, Алла Шендерова, Коммерсант, 29.11.2006
Любовь Полищук скончалась от тяжелой болезни, Тамара Калинина, Утро.ру, 28.11.2006
Умерла Любовь Полищук, Юлия Грохлина, Взгляд (vz.ru), 28.11.2006
Памяти Любови Полищук, Любовь Чижова, Радио «Свобода», 28.11.2006
Актриса, умевшая хулиганить, Артем Костин, Известия, 28.11.2006
Несоветское лицо, Юлия Штутина, Лента.ру, 28.11.2006
Переборщили с любовью, Евгения Шмелева, Новые известия, 28.11.2006
Увидеть Рому и умереть!, Евгения Ульченко, Аргументы и время, 22.11.2006
Половой вопрос всегда ребром, Константин Рылёв, Новая газета, 20.11.2006
«Маяковского я хотел ставить всю жизнь», Ирина Волкова, Газета Культура, 16.11.2006
В области сердца, Елена Сизенко, Итоги, 13.11.2006
Счастливый случай Веры Глаголевой, Елена Владимирова, Русский курьер, 13.11.2006
Михаил ЛЕВИТИН в эфире Радио «Культура», Марина Багдасарян, Радио Культура, рубрика ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА, 10.11.2006
Владимир Владимирович и черный пиар, Юлия Черникова, Утро.Ру, 9.11.2006
Маяковский как стиль любви: премьера театра «Эрмитаж», Анастасия Томская, Газета «Труд», 7.11.2006
Из Интернета — О спектакле по Маяковскому, Интернет, живые журналы, сайт театра, 31.10.2006
О сущности любви, Weekend.ru, 29.10.2006
Человеческая трагедия непонимания, Алла Зусман, Для сайта театра «Эрмитаж», 27.10.2006
Маяковский возвращается на театральные подмостки, Марина Перелешина, Радио МАЯК FM, 26.10.2006
Маяковский возвращается на театральные подмостки, Марина Перелешина, МАЯК FM «Культурный ответ», 26.10.2006
Сегодня на «Худсовете», Телеканал Культура, 24.10.2006
Маяковского я хотел ставить всю жизнь..., Михаил Левитин, Специально для сайта театра Эрмитаж, 1.10.2006
Маяковский, Гофман, Ким..., Анна Гордеева, Время новостей, 16.08.2006
Ольга Левитина: «Дело актера — быть хорошим инструментом», Павел Подкладов, Газета «Культура», 2.08.2006
Сплошное неприличие Михаила Левитина, Светлана Аксенова-Штейнгруд, Балтийские сезоны, 2006, № 15, 1.08.2006
Автограф Давида Боровского, Ольга Астахова, Полит. ру, 11.04.2006
Памяти Давида Боровского, Григорий Заславский, Независимая газета, 10.04.2006
На смерть Давида Боровского, Александр Соколянский, Время новостей, 10.04.2006
Умер самый сценный художник, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 8.04.2006
Молчаливое свидетельство, Елена Груева, Ваш досуг, 7.04.2006
Памяти Давида Боровского, Павел Руднев, Взгляд, 7.04.2006
Молчание принцесс, Итоги, 27.03.2006
Молчи — сойдешь за идиотку, Леонид Гвоздев, Московская правда, 24.03.2006
Офелия гибла и ела, Глеб Ситковский, Газета, 24.03.2006
В одном дворовом королевстве, Александра Машукова, Ведомости, 23.03.2006
Выйти замуж по-королевски, Арина Миронова, Ваш досуг, 10.03.2006
Богоискатель между печкой о шкафом, Елена Дьякова, Новая газета, 20.02.2006
Гроссман с нами, Александр Рапопорт, Лехаим, 1.02.2006
ЧЧЧума на оба ваши века, Наталия Каминская, Газета Культура, 11.01.2006
«Координатор»: впечатления зрителя, Сергеев Николай, fatal_exception's blog, 3.01.2006
«Мы ничего не ищем, но зато многое находим. ..», Вера Калмыкова, Всемирные Одесские новости № 1, 1.01.2006

2005

100 лет назад родился Даниил Хармс, Гуля Балтаева, Телеканал Россия, 30.12.2005
Изверг, Валерий Семеновский, Театр, 30.12.2005
…Не совсем один, Ирина Скуридина, Театр, 30.12.2005
Остров Левитина, Ирина Скуридина, Театр, 30.12.2005
Левитин Михаил на «Худсовете», Нара Ширалиева, Телеканал Культура, 27.12.2005
Хочу только веселья, Александра Лаврова, Российская газета, 27.12.2005
Человек на все времена, Виктория Лепко, Сайт театра, 27.12.2005
К юбилею Михаила Левитина, Павел Подкладов, Радио «Свобода», 22.12.2005
Жизнь без единой купюры, газета Еврейское слово, 21.12.2005
Веселиться и пить вино, Радио Маяк, 19.12.2005
Преодоление чумы, Наталья Николаева, Литературная Россия, 16.12.2005
Хармс строже Введенского, Кирилл Решетников, газета Газета, 16.12.2005
Театр во время чумы, Алена Данилова, Взгляд.ру, 12.12.2005
Книга с золотым обрезом, Анастасия Томская, Театральные новые известия, 6.12.2005
Посланные на…, Лев Аннинский, Газета Культура, 30.11.2005
Пир во время ЧЧЧумы. Фрагменты, Анна Гордеева, Таймаут, 21.11.2005
Домашние игры призраков, Анна Гордеева, Время Новостей, 18.11.2005
Зарекайся от чумы, Марина Давыдова, Время новостей, 18.11.2005
Чччума в Каретном Ряду, Игорь Шевелев, Российская газета, 16.11.2005
Кто он, «координатор»?.., газета «Москвичка», 3.11.2005
«Когда одна строка из фельетона была страшнее сотен папирос…», Александр Каневский, Газета «Культура», 2005, № 41 (7500) 20-26 октября, 20.10.2005
Я очень люблю, чтобы меня удивили, Алехандра Гутьеррес, Ирина Волкова, 12.10.2005
«Эрмитаж» жив!, Гордон Марина, «Алеф», 29.09.2005
Письма из Америки. Дорога в Эквадор, Петр Кудряшов, Интернет-письма, 22.09.2005
Письма из Америки 2, Петр Кудряшов, Интернет переписка, 18.09.2005
Письма из Америки, Петр Кудряшов, Интернет переписка, 14.09.2005
Открытие сезона театра «Эрмитаж», Телеканал «Культура», 10.08.2005
Профессия — композитор, Марина Воинова, журнал «Трибуна современной музыки», 1.08.2005
Михаил Левитин Я — одессит, Михаил Левитин, Ирина Волкова, журнал Октябрь, 1.08.2005
Деликатный театр. Жизнь и судьба, Наталья Казьмина, Газета «Дом Актера», 1.06.2005
Смотреть в глаза невыносимо, Григорий Заславский, Независимая газета, 27.05.2005
Звук лопнувшей струны, Алена Данилова, газета Культура, 26.05.2005
«Мои необычные странные личности», Михаил Левитин, Интернет-портал Культура, 25.05.2005
По мотивам Василия Гроссмана, Анна Татаринова, Интернет Агентство Культурной информации, 19.05.2005
На выдохе, Итоги, 17.05.2005
А может, «заигрались»?, Любовь Лебедина, Труд, 11.05.2005
Я - Гомбрович!, Портал «Музеи России» — Новости музеев, 23.03.2005
Михаил ЛЕВИТИН в эфире Радио «Культура», Радио Культура — «Действующие лица», 18.03.2005
Михаил Левитин в эфире Радио «Культура», Марина Багдасарян, Радио Культура, 15.02.2005
В студии Михаил Левитин, Радиостанция Свобода, 13.02.2005
Театр начинается с недвижимости, Елена Дьякова, Новая газета, 7.02.2005
«Изверг» ошеломил Псков!, Псковская Лента Новостей, 7.02.2005
Театральная рулетка, Новая газета, 3.02.2005
«Мы тебя пришьем!», Дмитрий Савостин, Вечерняя Москва, 3.02.2005

2004

Кто такой Гомбрович?, Чеслав Милош, «Иностранная литература» 2004, № 12, 12.2004
Витольд Гомбрович. «Дневник 1957-1961», Пьер Паоло Пазолини, «Иностранная литература» 2004, № 12, 12.2004
Октябрьские тезисы, Юлия Рахаева, Вечерняя Москва, 3.11.2004
Какого рода буква «ю»?, Полина Бардина, Досуг и развлечения, 11.2004
К столетию со дня рождения Витольда Гомбровича, Борис Дубин, «Новая Польша», 11-2004, 11.2004
Остров полифонического отпада, Татьяна Бек, НГ Экслибрис, 28.10.2004
Михаил Левитин в прямом эфире радиостанции «Эхо Москвы», Ксения Ларина, Радиостанция «Эхо Москвы», передача «Дифирамб», 9.10.2004
Щенячий воcторг, Алла Астахова, Время новостей, 5.10.2004
Гимн идиотизму, или Поминки по сатире, Григорий Заславский, «Театральное дело Григория Заславского», 13.05.2004
В шоу только мальчики, Марина Райкина, «Московский комсомолец», 23.04.2004
Испытание поэзии Полетикой, Лев Аннинский, «Культура», 4.03.2004
Анекдот навыворот или «Изверг» в «Эрмитаже», Вера Калмыкова, Театральный курьер, 1.02.2004
Быть знаменитой некрасиво, Наталия Каминская, «Культура», 22.01.2004
В Эрмитаже пьют вино и спасают красоток, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 6.01.2004
Драматургические игры режиссера Михаила Левитина, Геннадий Демин, Театральная жизнь, 2004, № 3, С. 55-56, 2004

2003

Человек-театр в собственной прозе, Игорь Шевелев, НГ-Экслибрис, 30.10.2003
Золотой горн предательства, Алексей Зверев, Газета Культура, 4.06.2003
Рабы Азефа, Наталья Казьмина, Газета «Дом Актера», 1.06.2003
Мелкий бес и его двойник, Елена Дьякова, Новая газета, 19.05.2003
Есть несколько Любшиных, Артур Соломонов, Газета, 7.04.2003
Вечный Каин, Алексей Филиппов, «Известия», 6.04.2003
Михаил Левитин. Мотивчик, Наталья Казьмина, Театр, 04.2003
Азеф в «Эрмитаже», Наталья Уварова, Независимая газета, 28.03.2003
Интервью с Наталией Мордкович, Журнал «Большой Вашингтон», 1.03.2003
Дантес и другие, Игорь Шевелев, god.dvoinik.ru, 2003
Письмо Солопову, Виктор Гвоздицкий, Театральная жизнь, 2003, № 6, С. 49-51, 2003

2002

На рандеву с Азефом, Игорь Шевелев, Время МН, 21.12.2002
Ставки больше, чем жизнь, С. Овчинникова, «Культура », № 49, 5.12.2002
Пощечины достались зрителям, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 5.11.2002
Настоящий Гвоздицкий, Григорий Заславский, Независимая газета, 5.11.2002
Тот и другие, Александр Соколянский, Время Новостей, 5.11.2002
Закрытый актер Виктор Гвоздицкий, Алена Карась, Ваш досуг, 22.10.2002
В театре надо быть смиренным…, Александр Строганов, Век, 18.10.2002
Эпизоды из жизни актера Гвоздицкого, Алла Михалёва, Литературная газета, 9.10.2002
Браво, Гвоздицкий, браво!, Екатерина Васильева, Газета, 30.09.2002
Виктор Гвоздицкий: Вот это я люблю…, Артур Соломонов, Газета, 30.09.2002
Виктор Гвоздицкий: Наша профессия эфемерна, Алексей Филиппов, Известия, 24.09.2002
Артист и его двойник, Ирина Алпатова, Культура, 19.09.2002
Новый старый стиль, Григорий Заславский, Независимая газета, 10.09.2002
Интерактивные песни западных славян, Наталия Каминская, Культура, 25.04.2002
Мальчики направо, девочки налево, Алексей Филиппов, Известия, 23.04.2002
Любовь Полищук. Мечта поэта, Ирина Чичикова, Интернет портал Пассаж Одесса, 1.01.2002
Геннадию Храпункову ПОСВЯЩАЕТСЯ. .., Валерия Селиванова, Театральная жизнь, 2002, № 4, С. 20-22, 2002
Любовь Полищук, Наталья Казьмина, В книге «Звезды столичной сцены», АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2002
Актер, не принадлежный никому, Наталья Казьмина, 2002

2001

Вы - одесситы, Мишки!, Наталья Старосельская, Газета Культура, 20.12.2001
«Впечатления недели», «Общая газета» № 50, 13.12.2001
Любовь Полищук: разговор без купюр, Алла Боссарт, Вечерняя Москва, 25.07.2001
«Четыре минуты с театром», Ксения Ларина, «Эхо Москвы», 26.03.2001
Игры, в которые играют люди, Елена Павликова, ПИТЕРbook, № 3, март 2001, 03.2001
Красное и черное, или Монумент падшим ангелам, Елена Дьякова, Новая газета, 25.01.2001
Как сфотографировать Бога, Наталия Каминская, ” Культура" № 2, 18.01.2001
Николай Робертович Эрдман, Юрий Любимов, Рассказы старого трепача, 2001
Зиновий Высоковский: «Как Райкин от жены сбежал», Александр Мельман, «МК». Sem 40. Центральный Еврейский ресурс — http://www.sem40.ru, 2001

2000

Раз, два, три — что-то произошло, Марина Давыдова, Время новостей, 13.11.2000
Рассказ об одном заклинании, Алексей Филиппов, Известия, 1.11.2000
Карманные часы в портретной раме, Наталья Старосельская, газета Культура, 1.11.2000
Второй сорт смеха — лучше, Екатерина Васенина, Новая газета, 28.10.2000
«Белая овца». Возвращение Хармса в «Эрмитаж», Ксения Ларина, Эхо Москвы, 15.10.2000
Порно с изнанки, Андрей Румянцев, НГ Ex libris, 2000-10-12, 12.10.2000
Возвращение к будущему Хармсу, Независимая газета, 22.09.2000
«Зачем эти страдания» и «Давайте жить дружно!», Алена Данилова, Екатерина Варченко, Театральная жизнь, 2000, № 8, Рубрика [Наши дебютанты], С. 37-44, 2000
«Интим» в «Эрмитаже», Мария Сперанская, «МК- бульвар», № 12, 2000