Ночной полет с Андреем Максимовым

Гость: ЮРИЙ БЕЛЯЕВ, актер Театра на Таганке

Андрей Максимов, ТВ Ночной полет, 29.04.2007
А. МАКСИМОВ: Как раньше говорили, вся прогрессивная театральная общественность отмечает в эти дни 40 лет Театру на Таганке. И надо признаться, что мы думали над тем, кого пригласить. Юрий Петрович очень устал, Юрий Петрович Любимов много раз был в нашей программе. Я решил пригласить артиста, который, во-первых, мне очень нравится и кажется мне замечательным артистом. Вот мы до эфира говорили, что так, как он играл Протасова в спектакле театра «Эрмитаж», никто его не играл. Кто-то играл лучше, кто-то играл как-то, не лучше, нет. Все играли по-другому. Это была замечательная работа. Кроме этого, мне кажется, что несправедливо, что этот артист так мало говорит о Театре на Таганке, все больше другие актеры. У нас в гостях — Юрий Беляев.

Первый у меня к вам вопрос такой. Вы пришли в Театр на Таганке в 75-м году. Вы помните ваши ощущения от этого театра, первые самые ощущения?

Ю. БЕЛЯЕВ: Самые первые ощущения связаны со спектаклем, который ставил не Юрий Петрович Любимов, а Михаил Левитин. Это был «Как мистер Макенпот от своих злосчастий избавился». И тогда мне показалось, что это очень таганский спектакль по форме, по способу существования актеров на сцене. Это было очень яркое ощущение. И сразу после этого я посмотрел «А зори здесь тихие». И когда я выходил из зала и увидел на этой знаменитой таганской лестнице гильзы горящие, зажженные как свечи в память о погибших героинях, тут меня, что называется, как следует прошибло. И я понял, что это место какое-то совершенно отдельное и специальное. И уж потом, когда я закончил институт и оказался в труппе этого театра, у меня было двойное ощущение. С одной стороны, я так и не мог поверить в то, что это произошло и произошло со мной, с другой стороны, мне очень хотелось посмотреть, что же это такое. Все-таки это довольно отдельный способ жизни в театре. Разобраться с этим. Я стал смотреть репертуарные спектакли, стал соображать, в чем мне хотелось бы поиграть, стал выбирать для себя персонажей. И понял, что это сделать очень трудно, потому что партитура поведения исполнителей на сцене Таганки очень активная, насыщенная пластическим рисунком, в таком ритме происходит все действие, что я ничего не успеваю.

А. МАКСИМОВ: Вам понравилось?

Ю. БЕЛЯЕВ: Да. Мне понравилась степень организованности зрелища и некоторые повороты, и некоторые исполнительские распределения. Когда я увидел первый раз Зину Славину в роли Веры Павловны в «Что делать?», я был поражен. Это было абсолютно неправильно, так не должно было быть. Нельзя было эту острохарактерную, острейшую актрису брать на роль такой, скажем, идеальной героини. Тем не менее это на Таганке произошло, и это давало возможность зрителю совершенно иначе относиться к тому, что я хорошо знал. Это был один из романов, которые я перечитывал к тому времени несколько раз, по собственный интересам. У меня были собственные соображения. И когда я увидел это в театре, я был сбит с толку. И мне стало очень интересно. Так происходило часто. Я очень был влюблен в спектакль «Пугачев» по есенинскому «Пугачеву». Мне нравилась эта лаконичная жесткая форма. Очень нравился спектакль «Мать», очень нравился спектакль, как это ни странно, может быть, покажется, «Преступление и наказание», его внешний рисунок, оформление, которое сделал Боровский, способ жизни в этом спектакле. Много чего мне нравилось.

Звонок: Вот вы снимаетесь в сериалах. Я хотел спросить, как вы относитесь к тому, что такие популярные актеры, как вы, снимаются в сериалах и в основном некачественных? Не считаете ли вы, что участвовать в этом сериальном конвейере, не знаю, может быть, унижением каким-то?

Ю. БЕЛЯЕВ: Зарабатывать деньги можно считать унижением, если это делается каким-то недостойным способом. Но быть артистом — это единственный способ мне зарабатывать на жизнь. На телевидении платят значительно больше, чем в театре. И для меня это способ зарабатывания на жизнь. Если бы я мог отказаться от участия в сериалах, я это сделал бы не задумываясь. Формат художественного кино мне нравится гораздо больше, чем телевизионные сериалы. Я много раз говорил об этом.

А. МАКСИМОВ: Скажите, вот мне всегда было очень интересно, а чем живут разные люди? Понятно, что вы не живете сериалами. Я совершенно с вами согласен. Я думаю, что все люди творческих профессий, они вынуждены заниматься чем-то для души, а чем-то зарабывать деньги, в этом нет ничего зазорного. А чем тогда вы живете?

Ю. БЕЛЯЕВ: Что составляет интерес моей жизни?

А. МАКСИМОВ: Да, скажем так.

Ю. БЕЛЯЕВ: Да, пожалуй, попытка сохранить себя подольше в профессии. 

А. МАКСИМОВ: Чтобы что?

Ю. БЕЛЯЕВ: Чтобы зарабатывать на жизнь, чтобы ждать очередной ситуации, в которой сойдутся интересы.

А. МАКСИМОВ: Но смысл жизни не может быть в том, чтобы зарабатывать деньги?

Ю. БЕЛЯЕВ: У нас это называется словом бизнес.

А. МАКСИМОВ: Но вы же не бизнесмен?

Ю. БЕЛЯЕВ: Нет. Я служащий, живущий на зарплату. У меня нет ручейка, который мог бы позволить мне заниматься только тем, что мне интересно.

А. МАКСИМОВ: А тогда для чего сохранять себя как артиста?

Ю. БЕЛЯЕВ: Для того, чтобы быть артистом.

А. МАКСИМОВ: А для чего?

Ю. БЕЛЯЕВ: Для того, чтобы дождаться своей ситуации. Я же понимаю, что коэффициент полезного действия мой как актера маленький. Удач, настоящих чистых удач не так много в жизни актера. Тем более у меня нет одного из главных составляющих качеств современных медийных, как принято называть, популярных, как принято называть, артистов, то что называется словом успешность. Этого качества во мне нет. Знаете как, вот приходишь на площадку и сразу видно то, что называется звездой. Это носитель, если хотите, особой культуры.

А. МАКСИМОВ: Культуры или бескультурья?

Ю. БЕЛЯЕВ: Бескультурье — это тоже культура. Это форма культуры, низменная форма культуры.

А. МАКСИМОВ: Так вот он носитель чего?

Ю. БЕЛЯЕВ:По-разному бывает, все зависит от остальных его качеств.

А. МАКСИМОВ: Правильно я понимаю, что если человек не ощущает сам себя звездой, то его никто не ощущает звездой? Вы об этом говорите?

Ю. БЕЛЯЕВ: Нет, неправильно.

А. МАКСИМОВ: А тогда как правильно?

Ю. БЕЛЯЕВ: Правильно и так, и так. Но у меня нет некоторых качеств для того, чтобы отнести себя к звездам.

А. МАКСИМОВ: Каких?

Ю. БЕЛЯЕВ: не смогу заниматься самопубликациями, как делают мои коллеги. Я не смогу по интернету рассылать приглашения вашим коллегам и газетам, чтобы они пришли посмотрели, какие плавки я буду покупать жене перед очередным отдыхом и поездкой куда-то. Понимаете? Ну не смогу я этого. Мне стыдно. Но я знаю, что это делается. И я отношусь к этому почти нормально уже. Это если бы лет там десять назад мне рассказали о том, что кто-то из моих коллег это делает, мне стало бы противно, мне было бы трудно с ним общаться. А сейчас не обращаю на это внимания, потому что каждый располагает себя в профессии так, как он может. И рано или поздно, если что-то такое нечистоплотное происходит, это выплывает наружу и наносит отпечаток на все, что человек делает.

Звонок: Мне очень приятно видеть вас, тем более я вас видела совсем недавно, в ноябре месяце в спектакле «Мастер и Маргарита». Я большая поклонница Театра на Таганке, много лет его знаю, спектакль смотрела несколько раз. Спектакль мне в этот раз не очень понравился. Вы мне понравились, а спектакль не очень. Что-то было не так. Скажите, пожалуйста, что сейчас так, а что не так в Театре на Таганке, вот на ваш взгляд?

Ю. БЕЛЯЕВ: Вы знаете, если вы спрашиваете о моем мнении, о моем отношении, это очень долгий разговор, не смогу занять такое количество эфира для ответа. Но в Театре на Таганке есть все. 23 числа я навязал себя в качестве гостя и оказался первый раз, пожалуй, зрителем в этот день, а не участником. Посмотрел спектакль, который был сделан.

А. МАКСИМОВ: Что вы имеете в виду? Обэриутов?

Ю. БЕЛЯЕВ: Обэриутов, да. По-прежнему, у меня очень хорошее ощущение осталось от того, что называется ансамблем. Музыка Мартынова, ансамбль Гринденко, стихи этих поэтов, возможности Юрия Петровича Любимова как организатора зрелища, мне кажется, очень высоки. Среда, сценическая площадка, в которой это происходит, мне тоже показались хорошо организованными. Не так для меня по отношению к этой работе заключается в том, что мне очень хочется индивидуальных проявлений актерских, исполнительских. Они держат стиль, они держат общий ансамблевый уровень на очень хорошем уровне, извините за дурной русский. Но как только появляется жанровая краска, как только нужна личность исполнителя, его позиция, его личное отношение к произносимому тексту, вот тут сразу обнаруживается мой интерес абсолютный. Мне это самое интересное в Театре на Таганке. Ну вот часть ответа.

А. МАКСИМОВ: Скажите, вот некоторые люди считают, что на Таганке выросло целое поколение звезд, знаменитых артистов, можно перечислять, начиная с Высоцкого покойного и Филатова покойного, множество артистов. А другие говорят, что Театр на Таганке — это кладбище артистов, что на самом деле Любимову артисты не нужны, ему нужна такая.? Вот придерживаетесь какой точки зрения?

Ю. БЕЛЯЕВ: Я думаю, что здесь вот что можно было бы сказать. Я видел, как Юрий Петрович репетировал и с Владимиром Семеновичем Высоцким, и с Аллой Сергеевной Демидовой, и с Валерием Сергеевичем Золотухиным, я помню, как он репетировал со мной, это было не так часто и не так много, но это было потрясающе замечательно, за что я ему очень благодарен. И если бы степень одаренности актеров, не смогу сказать, была бы равна степени одаренности постановщика, но хотя бы приближалась к этому уровню, именно одаренность.

А. МАКСИМОВ: Это вы сейчас говорите про тех артистов, которых вы назвали?

Ю. БЕЛЯЕВ: Нет, я говорю о том, что мне хотелось бы, об идеальной модели для каждого режиссера, ну и для меня как человека, сидящего в зале, тоже. Я думаю, что все было бы иначе. И тут, я думаю, кое-что можно адресовать Юрию Петровичу Любимову. Скорее он ответил бы на этот вопрос, чем я, сидя в зале. У него есть свои планы, связанные с этим театром.

А. МАКСИМОВ: Вам не обидно, что ваша жизнь в Театре на Таганке, с 75-го года это почти 30 лет, прошла, в общем, без какой-то, я повторяю, мне кажется, что вы - замечательный артист, без какой-то мощной роли?

Ю. БЕЛЯЕВ: Обидно. Ну и что?

А. МАКСИМОВ: И никаких счетов по этому поводу вы никому не предъявляете?

Ю. БЕЛЯЕВ: Нет.

А. МАКСИМОВ: Почему?

Ю. БЕЛЯЕВ: Во-первых, потому что я ни разу не счел возможным предложить, попросить какую-то роль у Юрия Петровича Любимова. Очень много лет я воспринимал его как человека, у которого я никогда не могу угадать следующий его шаг. И в этом заключался мой главный интерес к нему. Мне казалось, что я хорошо его знаю. Мне казалось, что я могу моделировать поведение за него. Нет. Никогда. И это было самое магическое в моем отношении к театру и к нему, в частности, самое необъяснимое. Поэтому я считал, что то, что он видит во мне, не имеет никакого отношения к тому, что хочу я, это две разные вещи. Я не могу навязывать ему, предлагать или настаивать, как тот же Владимир Семенович, который просто силой взял «Гамлета». Зная, как Юрий Петрович может среагировать на такую настойчивость, я никогда себе такого не позволял. Значит, он во мне как в исполнителе не видел таких возможностей. Когда я что-то сказал похожее о том, что я не могу дорожить теми ролями, которые я играю в театре, не всеми, он очень удивился и сказал, что ты ведь очень хорошо делаешь вот это, вот это, вот это. Я говорю: «Юрий Петрович, согласитесь, что это не мой спектакль и что это второстепенная роль». Но какая разница? Это произошло несколько лет назад. И это не удивило и не обидело меня. Я просто понял, что эту часть его отношения к себе и к актерам я прочитал правильно. Во всяком случае, адекватно тому, что произошло.

Звонок: У меня такой вопрос. Скажите, пожалуйста, какого героя вы хотели бы сыграть соответственно вашему возрасту из русской классики? Спасибо большое.

Ю. БЕЛЯЕВ: Я никогда не играл Чехова и никогда не хотел играть Чехова, но какой-то такой неприязненный интерес к этой драматургии у меня существует, раздражающий интерес.

А. МАКСИМОВ: Почему неприязненный?

Ю. БЕЛЯЕВ: Неприязненный почему? Я ничего не понимаю в Чехове. Это мир, существующий не для моего воплощения и участия на сцене. Это литература, это образ жизни, это психология, это литературоведение, это история литературы государства, история психологии, психология сама по себе, но театра своего я в этом ни вижу.

А. МАКСИМОВ: Потому вы не хотите в этом играть?

Ю. БЕЛЯЕВ: Я бы, наверное, попробовал. Если бы мне предложили, я бы, наверное, попробовал. Раньше я бы, скорее всего, отказался, а сейчас я бы, наверное, попробовал.

А. МАКСИМОВ: Скажите, вам кажется, что сегодня, не раньше, а вот в нынешнем мире актер может быть человеком, который организует что-то сам для себя?

Ю. БЕЛЯЕВ: Конечно.

А. МАКСИМОВ: А вы не хотите таким быть человеком?

Ю. БЕЛЯЕВ: Я не умею этого. Я не занимаюсь режиссурой, я не занимаюсь саморежиссурой, я не занимаюсь организацией собственного зрелища по нескольким причинам. Одна из них заключается в том, что я вам сформулировал как спящее самолюбие. У меня его действительно нет, такого самолюбия, которое позволило бы мне уйти из театра и, скажем, как моя любимая актриса Оксана Мысина, организовать свой театр, положить на это жизнь. Я не хочу этого.

А. МАКСИМОВ: Там спящее самолюбие, ладно. Но вот есть жизнь. Она, тем более актерская, начинают отпадать какие-то роли в силу возраста. Не жалко времени, а есть принципы ваши, они таковы, а есть время, которое уходит. Может быть, ради того, чтобы как-то время остановить, надо поступиться принципами?

Ю. БЕЛЯЕВ: А мне не жалко своей жизни.

А. МАКСИМОВ: Как?

Ю. БЕЛЯЕВ: Ну так. Я проживаю свою собственную жизнь, а не чью-то. Как я могу в ней что-то жалеть?

А. МАКСИМОВ: А у вас не возникало стремления ее прожить интереснее, полней?

Ю. БЕЛЯЕВ: У меня были возможности, я их не использовал или использовал так, как использовал. Она такая, какая она есть.

А. МАКСИМОВ: Вы фаталист?

Ю. БЕЛЯЕВ: Ну, не знаю, может быть.

А. МАКСИМОВ: Вы производите впечатление, я думаю, что так оно и есть, чрезвычайно сильного и самостоятельного человека. Это не касается вашей актерской профессии. Здесь вы ждете, что вам предложат?

Ю. БЕЛЯЕВ: Вы знаете, Андрей, так счастливо складывалась моя жизнь, что когда я понимал, что мне нужно совершить какой-то поступок или насилие над собой, кончались деньги, не на что было жить, жил в долг, тут как-то что-то появлялось. С очередным предложением появлялись не только деньги, но и интерес. Я ведь хорошо понимаю, что профессия актера в очень большой своей части состоит из ожиданий и умения ждать. У меня нет такого темперамента, который позволил бы мне попытаться выскочить из той ситуации, в которой я нахожусь. Да, я исполнитель, я пытаюсь быть хорошим исполнителем, так как я это понимаю. А потом я использую каждую ситуацию для этого как тренировочную. Для меня любой театр — это прежде всего тренажерный зал, который позволяет мне держать себя в форме, для того, чтобы в любую минуту можно было сделать то, что от меня потребуется, или то, что захочется. Мои ситуации подходят сами по себе ко мне, их посылает кто-то сверху, или так складывается, я не руковожу собственной жизнью.

А. МАКСИМОВ: Не надо дергаться, грубо говоря.

Ю. БЕЛЯЕВ: Иногда мне хочется, но я не знаю как.

Звонок: Да, вы оказались не только потрясающим актером, но и очень интересным собеседником. Я с большим интересом вас слушаю. И часто с радостью наблюдаю на сцене. Вернее, не часто, а только в двух спектаклях — в «Медее» и в «Матери». Почему вы так давно не играете в премьерах? Почему у вас давно не было премьер? Часто ли вы отказываете Любимову, ведь насколько я знаю, и вы, и Бортник, и другие актеры старшего поколения отказываетесь играть в новых спектаклях?

Ю. БЕЛЯЕВ: Дело в том, что, моя отдельная благодарность за это Юрию Петровичу, что он позволяет мне выбирать, что в театре практически невозможно.

А. МАКСИМОВ: И вы отказываетесь?

Ю. БЕЛЯЕВ: Да. 

А. МАКСИМОВ: От чего, например, или это тайна?

Ю. БЕЛЯЕВ: Да нет, это не тайна. Но я думаю, что мне по соображениям этическим не стоит отвечать, опубликовывать это.

А. МАКСИМОВ: А почему?

Ю. БЕЛЯЕВ: Почему отказываюсь? Или мне не нравится литературная основа, или не нравится рисунок, предлагаемый режиссером.

А. МАКСИМОВ: Но лучше же у Любимова играть или нет? Мне кажется, что у Любимова лучше что-нибудь играть, чем ничего не играть?

Ю. БЕЛЯЕВ: Знаете, у Юрия Петровича очень много спектаклей, где мой исполнительский интерес не будет удовлетворен. Я буду частью ансамбля. А мне не всегда этого хочется. Теперь уже не всегда этого хочется. Это не значит, что я мастерски овладел школой Любимова и могу позволить себе все в Театре на Таганке, вовсе нет. Но мне хочется успеть хоть что-то поиграть отдельно, не в ансамбле.

А. МАКСИМОВ: Но если вы отказываетесь от роли, вы же за это ничего не получаете? Другую роль не получаете?

Ю. БЕЛЯЕВ: Нет, не получаю. Но я позволяю себе, и мне это позволяется.

А. МАКСИМОВ: То есть вы самостоятельны только в том, чтобы отказаться или согласиться?

Ю. БЕЛЯЕВ: Для начала, да.

А. МАКСИМОВ: А потом что?

Ю. БЕЛЯЕВ: А потом, если я отказываюсь, ничего, а если я соглашаюсь, я пытаюсь найти свой личный интерес, если его исходно нет.

Звонок: Где вы находите время, у вас в сутках 24 часа или больше, на все?

Ю. БЕЛЯЕВ: Да вы знаете, я, честно говоря, не знаю, что такое на все. Я не самый действующий артист, не самый активно действующий. Так получилось. На телевидении пошло несколько сериалов. И это не моя вина, это, к сожалению, недосмотр людей, которые формируют эфирную сетку. Нельзя по трем-четырем каналам одновременно давать сериалы, в которых снимается артист Беляев. Это неправильно.

А. МАКСИМОВ: Все артисты мечтают, чтобы их все время показывали по телевизору, большинство?

Ю. БЕЛЯЕВ: По отношению ко мне, я считаю, что это неправильно, неграмотно. Я не успеваю посмотреть, если хотите. Я должен выбирать или поставить четыре видеомагнитофона, чтобы записать.

А. МАКСИМОВ: У нас сегодня в гостях был Юрий Беляев, артист Театра на Таганке. Вы совершенно меня поразили. У вас какой-то совершенно невероятный собственный взгляд, совершенно непохожий ни на один другой, за что вам большое спасибо.

Другие ссылки

2009

Уход как освобождение, Наталья Старосельская, Газета «Культура», № 50 (7713) 24 декабря 2009 — 13 января, 24.12.2009
Театр вспоминается как шум дождя, Ольга Романцова, «Газета», № 241, 22.12.2009
О нерасслышанном, Анна Гордеева, «Время новостей», № 226, 8.12.2009
The Secrets of a Director Unfold in 'Counselor', John Freedman, The Moscow Times, 3.12.2009
Михаил Левитин: «Женщины понимают легче», Анастасия Томская, Театрал, 1.12.2009
Михаил Левитин — писатель и режиссер, Телеканал «Культура»: Новости культуры, 2.10.2009
Театры России. Московский Эрмитаж, Элла Карахан, Голос России, 1.10.2009
«Скучная история» Театра «Эрмитаж». Михаил Левитин, Наталья Казьмина, Театральная афиша, 10.2009
Режиссер о режиссере, Варвара Вязовкина, Время новостей № 164, 9.09.2009
Александр Таиров в книге Михаила Левитина, Марина Тимашева, Радио Свобода, 3.09.2009
Левитин о Таирове, Марина Тимашева, Радио Свобода, 3.09.2009
Там чудеса!, Анастасия Ефремова, «Страстной бульвар», 1.09.2009
Капнист Капнисту рознь, Вера Копылова, «Московский Комсомолец», 1.09.2009
Про Таирова, про меня и про Мишу, Кама Гинкас, Рукопись, 09.2009
ГЕННАДИЙ ХРАПУНКОВ: Труднее воздуха ничего нет…, Вера Калмыкова, Газета «Культура», 2009, № 32 (7695) 20-26 августа, 20.08.2009
«Таиров» — новая книга Михаила Левитина, Телеканал «Культура»: Новости культуры, 4.08.2009
Книга сезона: «Таиров» Михаила Левитина в серии «ЖЗЛ», Павел Руднев, Частный корреспондент, 08.2009
Абсурд Карцева, Радио Свобода, 20.05.2009
Исторический анекдот с намеком, Любовь Лебедина, Трибуна, 14.05.2009
Unexpected 'Kapnist Round Trip' Is Pure Levitin, Джон Фридман, The Moscow Times, 7.05.2009
Драматургов — за Урал!, Светлана Хохрякова, Культура, № 21, 4.05.2009
Туда Капнист. А обратно?, Марина Токарева, Новая газета, 10.04.2009
Капнист туда и обратно, Елена Груева, Time Out Москва, 10.04.2009
Обратно «Эрмитаж», Мария Седых, Итоги № 14, 23.03.2009
Спектакль «Капнист туда и обратно», ТВ Канал Культура, 21.03.2009
«…но живого, а не мумию…», Вера Калмыкова, Для сайта театра Эрмитаж, 6.02.2009
Михаил ЛЕВИТИН: «Я занят только детством», Анна Горбашова, Профиль, № 3 (606), 2.02.2009

2008

Маяковский как образец фальсификации, Алексей Семенов, Городская газета. Псков. № 51 (231). 16-22.12.2008, 16.12.2008
Большие против маленьких, Александра Машукова, Ведомости № 42, 14.11.2008
Спят усталые игрушки, Анастасия Томская, Новые известия, 15.10.2008
Бедная родственница таланта, Наталия Каминская, Культура, 9.10.2008
Почему имя Николая Эрдмана вычеркнули из титров «Веселых ребят»?, Юрий Москаленко, Школа жизни: www.shkolazhizni.ru, 10.08.2008
Заявление об уходе, Валерий Семеновский, журнал «Театр» № 31, 05.2008
Чужой театр, Владимир Новиков, Из книги В. Новикова «Высоцкий». М. , Молодая гвардия (серия ЖЗЛ), 2008., 2008

2007

Навалился гегемон на одиночку, Наталия Каминская, Культура, 20.12.2007
Подмоченная Одесса, Алла Шендерова, Коммерсант, 12.12.2007
Лодки на приколе, Григорий Заславский, НГ, 10.12.2007
Как нарисовать птицу, Наталья Казьмина, Планета Красота, 1.12.2007
Его жизнь была полна отваги, Лев Додин, Виктор Гвоздицкий, Культура, 4.10.2007
В театре «Эрмитаж» открывается новый сезон, Павел Шейнин, Канал Культура — Новости культуры, 4.09.2007
С Гоголем на дружеской ноге, Дмитрий Морозов, Газета Культура, 23.08.2007
Красные табуреты на черной сцене, Александр Рапопорт, www.moscor.ru, 1.08.2007
Артист Роман Карцев: «Время шариковых не пройдет никогда», Веста Боровикова, Новые известия, 27.07.2007
Колесом по Гоголю, Коммерсант, 14.07.2007
К нам едет «Ревизор» и? поёт, Ася Шумилова, Вечерний Новосибирск, 12.07.2007
В Большом вспыхнет «Пламя Парижа», Мария Бабалова, Известия, 4.07.2007
Гоголь бы одобрил, Степан Звездин, Известия, 29.06.2007
Владимир Дашкевич: «Большой оперный футбол», Сергей Самойленко, Континент Сибирь, 29.06.2007
Достоевский. И немножко нервно, Юлия Позднякова, Культура Сибири, 18.06.2007
Театр «Эрмитаж». Пам-па-пам. Хармс! Чармс! Шардам!, Юлия Позднякова, Культура Сибири, 14.06.2007
Театр «Эрмитаж». ЭТО было!, Елена Меркурьева, Культура Сибири, 13.06.2007
Театр «Эрмитаж». Утренние мысли о ЧЧЧуме, Алена Аксенова, Культура Сибири, 9.06.2007
Театр, ОБЭРИУваемый страстями, Ведомости Новосибирского областного совета депутатов, 8.06.2007
Передвижной «Эрмитаж», Сергей Самойленко, Континент Сибирь, 8.06.2007
Маленькие радости, Ирина Алпатова, Культура, 7.06.2007
«Коллекционный» авангард «Эрмитажа», Вечерний Новосибирск, 6.06.2007
Театр как его двойник, Марина Токарева, Московские новости, 25.05.2007
Последнее слово, Елена Губайдуллина, Независимая газета, 23.05.2007
Памяти Виктора Гвоздицкого, Григорий Заславский, Независимая газета, 23.05.2007
Умер Виктор Гвоздицкий, Алена Солнцева, Время новостей, 22.05.2007
Артист-парадоксалист, Роман Должанский, Коммерсант, 22.05.2007
Играл как дышал, Ирина Корнеева, Российская газета, 22.05.2007
Умер Виктор Гвоздицкий, Марина Райкина, Московский комсомолец, 22.05.2007
Невосполнимый Парадоксалист, Глеб Ситковский, Газета, 22.05.2007
Умер Виктор Гвоздицкий, Вечерняя Москва, 20.05.2007
Уединенье с «Эрмитажем», Ведомости Новосибирского областного совета депутатов, 18.05.2007
ОБЭРИУ XXI века, Рина Каганова, Культура Сибири, 1.05.2007
Ночной полет с Андреем Максимовым, Андрей Максимов, ТВ Ночной полет, 29.04.2007
Лови момент, Александра Машукова, Газета Культура № 16, 26.04.2007
К юбилею спектакля «Хармс! Чармс» Шардам", Александр Плетнев, Радио Свобода. Российский час, 19.04.2007
Летят по небу шарики…, Юрий Луговской, Жуковские вести, 18.04.2007
«Тесней наш верный круг составим. ..», Евгения Тропп, Газета Экран и сцена, 1.03.2007
Театр начинается с Пушкина, Городская газета для жителей Пскова, 14.02.2007
Хлестаков и Чонкин встретятся в Новосибирске, Светлана Сучкова, Ведомости Новосибирского областного совета депутатов, 2.02.2007
Русская песня, Анастасия Ефремова, Иные берега, 1.02.2007
Режиссер из Черноморска, Юлия Ларина, Огонек, 15.01.2007
Записки на полях трех программок, Наталья Сажина, Империя света, 10.01.2007
Маяковский, любовь и немного пустоты, Григорий Аросев, Страстной бульвар, 1.01.2007
Вне грамматики, Наталья Казьмина, Театр, № 1, 2007, 01.2007
«Домашний» театр Владимира Полякова, Марк Захаров, Из книги Марка Захарова «Театр без вранья». М. , Актерская книга, 2007, 2007

2006

О сущности любви, Вера Павлова, TimeOut Москва, 11.12.2006
Не виноватая я, он сам пришел!, Наталия Каминская, Газета Культура, 6.12.2006
«Лиловый дым», Анна Баскакова, Агентство Еврейских Новостей, 4.12.2006
Актриса ушла под аплодисменты навсегда, Юлия Таратута, Коммерсант, 1.12.2006
Ей шло это имя — Любовь, Иосиф Райхельгауз, Московские новости, 1.12.2006
«Я жить хочу!», Ян Смирницкий, Московский Комсомолец, 1.12.2006
Наедине с Богом, Татьяна Хорошилова, Российская газета, 1.12.2006
Последнее танго, Татьяна Хорошилова, Российская газета, 1.12.2006
Ушла Любовь Полищук, Лариса Малюкова, Новая газета, 30.11.2006
Идеальная женщина, Валерий Кичин, Российская газета, 29.11.2006
Ее называли каскадером в юбке, Михаил Антонов, Сергей Бирюков, Любовь Лебедина, Труд, 29.11.2006
Она боролась до последнего, Вера Щирова, Новые известия, 29.11.2006
Умерла Любовь Полищук, Екатерина Барабаш, Независимая газета, 29.11.2006
Умерла Любовь Полищук, Отдел культуры, Время новостей, 29.11.2006
Прекрасная клоунесса, Алла Шендерова, Коммерсант, 29.11.2006
Любовь Полищук скончалась от тяжелой болезни, Тамара Калинина, Утро.ру, 28.11.2006
Умерла Любовь Полищук, Юлия Грохлина, Взгляд (vz.ru), 28.11.2006
Памяти Любови Полищук, Любовь Чижова, Радио «Свобода», 28.11.2006
Актриса, умевшая хулиганить, Артем Костин, Известия, 28.11.2006
Несоветское лицо, Юлия Штутина, Лента.ру, 28.11.2006
Переборщили с любовью, Евгения Шмелева, Новые известия, 28.11.2006
Увидеть Рому и умереть!, Евгения Ульченко, Аргументы и время, 22.11.2006
Половой вопрос всегда ребром, Константин Рылёв, Новая газета, 20.11.2006
«Маяковского я хотел ставить всю жизнь», Ирина Волкова, Газета Культура, 16.11.2006
В области сердца, Елена Сизенко, Итоги, 13.11.2006
Счастливый случай Веры Глаголевой, Елена Владимирова, Русский курьер, 13.11.2006
Михаил ЛЕВИТИН в эфире Радио «Культура», Марина Багдасарян, Радио Культура, рубрика ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА, 10.11.2006
Владимир Владимирович и черный пиар, Юлия Черникова, Утро.Ру, 9.11.2006
Маяковский как стиль любви: премьера театра «Эрмитаж», Анастасия Томская, Газета «Труд», 7.11.2006
Из Интернета — О спектакле по Маяковскому, Интернет, живые журналы, сайт театра, 31.10.2006
О сущности любви, Weekend.ru, 29.10.2006
Человеческая трагедия непонимания, Алла Зусман, Для сайта театра «Эрмитаж», 27.10.2006
Маяковский возвращается на театральные подмостки, Марина Перелешина, Радио МАЯК FM, 26.10.2006
Маяковский возвращается на театральные подмостки, Марина Перелешина, МАЯК FM «Культурный ответ», 26.10.2006
Сегодня на «Худсовете», Телеканал Культура, 24.10.2006
Маяковского я хотел ставить всю жизнь..., Михаил Левитин, Специально для сайта театра Эрмитаж, 1.10.2006
Маяковский, Гофман, Ким..., Анна Гордеева, Время новостей, 16.08.2006
Ольга Левитина: «Дело актера — быть хорошим инструментом», Павел Подкладов, Газета «Культура», 2.08.2006
Сплошное неприличие Михаила Левитина, Светлана Аксенова-Штейнгруд, Балтийские сезоны, 2006, № 15, 1.08.2006
Автограф Давида Боровского, Ольга Астахова, Полит. ру, 11.04.2006
Памяти Давида Боровского, Григорий Заславский, Независимая газета, 10.04.2006
На смерть Давида Боровского, Александр Соколянский, Время новостей, 10.04.2006
Умер самый сценный художник, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 8.04.2006
Молчаливое свидетельство, Елена Груева, Ваш досуг, 7.04.2006
Памяти Давида Боровского, Павел Руднев, Взгляд, 7.04.2006
Молчание принцесс, Итоги, 27.03.2006
Молчи — сойдешь за идиотку, Леонид Гвоздев, Московская правда, 24.03.2006
Офелия гибла и ела, Глеб Ситковский, Газета, 24.03.2006
В одном дворовом королевстве, Александра Машукова, Ведомости, 23.03.2006
Выйти замуж по-королевски, Арина Миронова, Ваш досуг, 10.03.2006
Богоискатель между печкой о шкафом, Елена Дьякова, Новая газета, 20.02.2006
Гроссман с нами, Александр Рапопорт, Лехаим, 1.02.2006
ЧЧЧума на оба ваши века, Наталия Каминская, Газета Культура, 11.01.2006
«Координатор»: впечатления зрителя, Сергеев Николай, fatal_exception's blog, 3.01.2006
«Мы ничего не ищем, но зато многое находим. ..», Вера Калмыкова, Всемирные Одесские новости № 1, 1.01.2006

2005

100 лет назад родился Даниил Хармс, Гуля Балтаева, Телеканал Россия, 30.12.2005
Изверг, Валерий Семеновский, Театр, 30.12.2005
…Не совсем один, Ирина Скуридина, Театр, 30.12.2005
Остров Левитина, Ирина Скуридина, Театр, 30.12.2005
Левитин Михаил на «Худсовете», Нара Ширалиева, Телеканал Культура, 27.12.2005
Хочу только веселья, Александра Лаврова, Российская газета, 27.12.2005
Человек на все времена, Виктория Лепко, Сайт театра, 27.12.2005
К юбилею Михаила Левитина, Павел Подкладов, Радио «Свобода», 22.12.2005
Жизнь без единой купюры, газета Еврейское слово, 21.12.2005
Веселиться и пить вино, Радио Маяк, 19.12.2005
Преодоление чумы, Наталья Николаева, Литературная Россия, 16.12.2005
Хармс строже Введенского, Кирилл Решетников, газета Газета, 16.12.2005
Театр во время чумы, Алена Данилова, Взгляд.ру, 12.12.2005
Книга с золотым обрезом, Анастасия Томская, Театральные новые известия, 6.12.2005
Посланные на…, Лев Аннинский, Газета Культура, 30.11.2005
Пир во время ЧЧЧумы. Фрагменты, Анна Гордеева, Таймаут, 21.11.2005
Домашние игры призраков, Анна Гордеева, Время Новостей, 18.11.2005
Зарекайся от чумы, Марина Давыдова, Время новостей, 18.11.2005
Чччума в Каретном Ряду, Игорь Шевелев, Российская газета, 16.11.2005
Кто он, «координатор»?.., газета «Москвичка», 3.11.2005
«Когда одна строка из фельетона была страшнее сотен папирос…», Александр Каневский, Газета «Культура», 2005, № 41 (7500) 20-26 октября, 20.10.2005
Я очень люблю, чтобы меня удивили, Алехандра Гутьеррес, Ирина Волкова, 12.10.2005
«Эрмитаж» жив!, Гордон Марина, «Алеф», 29.09.2005
Письма из Америки. Дорога в Эквадор, Петр Кудряшов, Интернет-письма, 22.09.2005
Письма из Америки 2, Петр Кудряшов, Интернет переписка, 18.09.2005
Письма из Америки, Петр Кудряшов, Интернет переписка, 14.09.2005
Открытие сезона театра «Эрмитаж», Телеканал «Культура», 10.08.2005
Профессия — композитор, Марина Воинова, журнал «Трибуна современной музыки», 1.08.2005
Михаил Левитин Я — одессит, Михаил Левитин, Ирина Волкова, журнал Октябрь, 1.08.2005
Деликатный театр. Жизнь и судьба, Наталья Казьмина, Газета «Дом Актера», 1.06.2005
Смотреть в глаза невыносимо, Григорий Заславский, Независимая газета, 27.05.2005
Звук лопнувшей струны, Алена Данилова, газета Культура, 26.05.2005
«Мои необычные странные личности», Михаил Левитин, Интернет-портал Культура, 25.05.2005
По мотивам Василия Гроссмана, Анна Татаринова, Интернет Агентство Культурной информации, 19.05.2005
На выдохе, Итоги, 17.05.2005
А может, «заигрались»?, Любовь Лебедина, Труд, 11.05.2005
Я - Гомбрович!, Портал «Музеи России» — Новости музеев, 23.03.2005
Михаил ЛЕВИТИН в эфире Радио «Культура», Радио Культура — «Действующие лица», 18.03.2005
Михаил Левитин в эфире Радио «Культура», Марина Багдасарян, Радио Культура, 15.02.2005
В студии Михаил Левитин, Радиостанция Свобода, 13.02.2005
Театр начинается с недвижимости, Елена Дьякова, Новая газета, 7.02.2005
«Изверг» ошеломил Псков!, Псковская Лента Новостей, 7.02.2005
Театральная рулетка, Новая газета, 3.02.2005
«Мы тебя пришьем!», Дмитрий Савостин, Вечерняя Москва, 3.02.2005

2004

Кто такой Гомбрович?, Чеслав Милош, «Иностранная литература» 2004, № 12, 12.2004
Витольд Гомбрович. «Дневник 1957-1961», Пьер Паоло Пазолини, «Иностранная литература» 2004, № 12, 12.2004
Октябрьские тезисы, Юлия Рахаева, Вечерняя Москва, 3.11.2004
Какого рода буква «ю»?, Полина Бардина, Досуг и развлечения, 11.2004
К столетию со дня рождения Витольда Гомбровича, Борис Дубин, «Новая Польша», 11-2004, 11.2004
Остров полифонического отпада, Татьяна Бек, НГ Экслибрис, 28.10.2004
Михаил Левитин в прямом эфире радиостанции «Эхо Москвы», Ксения Ларина, Радиостанция «Эхо Москвы», передача «Дифирамб», 9.10.2004
Щенячий воcторг, Алла Астахова, Время новостей, 5.10.2004
Гимн идиотизму, или Поминки по сатире, Григорий Заславский, «Театральное дело Григория Заславского», 13.05.2004
В шоу только мальчики, Марина Райкина, «Московский комсомолец», 23.04.2004
Испытание поэзии Полетикой, Лев Аннинский, «Культура», 4.03.2004
Анекдот навыворот или «Изверг» в «Эрмитаже», Вера Калмыкова, Театральный курьер, 1.02.2004
Быть знаменитой некрасиво, Наталия Каминская, «Культура», 22.01.2004
В Эрмитаже пьют вино и спасают красоток, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 6.01.2004
Драматургические игры режиссера Михаила Левитина, Геннадий Демин, Театральная жизнь, 2004, № 3, С. 55-56, 2004

2003

Человек-театр в собственной прозе, Игорь Шевелев, НГ-Экслибрис, 30.10.2003
Золотой горн предательства, Алексей Зверев, Газета Культура, 4.06.2003
Рабы Азефа, Наталья Казьмина, Газета «Дом Актера», 1.06.2003
Мелкий бес и его двойник, Елена Дьякова, Новая газета, 19.05.2003
Есть несколько Любшиных, Артур Соломонов, Газета, 7.04.2003
Вечный Каин, Алексей Филиппов, «Известия», 6.04.2003
Михаил Левитин. Мотивчик, Наталья Казьмина, Театр, 04.2003
Азеф в «Эрмитаже», Наталья Уварова, Независимая газета, 28.03.2003
Интервью с Наталией Мордкович, Журнал «Большой Вашингтон», 1.03.2003
Дантес и другие, Игорь Шевелев, god.dvoinik.ru, 2003
Письмо Солопову, Виктор Гвоздицкий, Театральная жизнь, 2003, № 6, С. 49-51, 2003

2002

На рандеву с Азефом, Игорь Шевелев, Время МН, 21.12.2002
Ставки больше, чем жизнь, С. Овчинникова, «Культура », № 49, 5.12.2002
Пощечины достались зрителям, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 5.11.2002
Настоящий Гвоздицкий, Григорий Заславский, Независимая газета, 5.11.2002
Тот и другие, Александр Соколянский, Время Новостей, 5.11.2002
Закрытый актер Виктор Гвоздицкий, Алена Карась, Ваш досуг, 22.10.2002
В театре надо быть смиренным…, Александр Строганов, Век, 18.10.2002
Эпизоды из жизни актера Гвоздицкого, Алла Михалёва, Литературная газета, 9.10.2002
Браво, Гвоздицкий, браво!, Екатерина Васильева, Газета, 30.09.2002
Виктор Гвоздицкий: Вот это я люблю…, Артур Соломонов, Газета, 30.09.2002
Виктор Гвоздицкий: Наша профессия эфемерна, Алексей Филиппов, Известия, 24.09.2002
Артист и его двойник, Ирина Алпатова, Культура, 19.09.2002
Новый старый стиль, Григорий Заславский, Независимая газета, 10.09.2002
Интерактивные песни западных славян, Наталия Каминская, Культура, 25.04.2002
Мальчики направо, девочки налево, Алексей Филиппов, Известия, 23.04.2002
Любовь Полищук. Мечта поэта, Ирина Чичикова, Интернет портал Пассаж Одесса, 1.01.2002
Геннадию Храпункову ПОСВЯЩАЕТСЯ. .., Валерия Селиванова, Театральная жизнь, 2002, № 4, С. 20-22, 2002
Любовь Полищук, Наталья Казьмина, В книге «Звезды столичной сцены», АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2002
Актер, не принадлежный никому, Наталья Казьмина, 2002

2001

Вы - одесситы, Мишки!, Наталья Старосельская, Газета Культура, 20.12.2001
«Впечатления недели», «Общая газета» № 50, 13.12.2001
Любовь Полищук: разговор без купюр, Алла Боссарт, Вечерняя Москва, 25.07.2001
«Четыре минуты с театром», Ксения Ларина, «Эхо Москвы», 26.03.2001
Игры, в которые играют люди, Елена Павликова, ПИТЕРbook, № 3, март 2001, 03.2001
Красное и черное, или Монумент падшим ангелам, Елена Дьякова, Новая газета, 25.01.2001
Как сфотографировать Бога, Наталия Каминская, ” Культура" № 2, 18.01.2001
Николай Робертович Эрдман, Юрий Любимов, Рассказы старого трепача, 2001
Зиновий Высоковский: «Как Райкин от жены сбежал», Александр Мельман, «МК». Sem 40. Центральный Еврейский ресурс — http://www.sem40.ru, 2001

2000

Раз, два, три — что-то произошло, Марина Давыдова, Время новостей, 13.11.2000
Рассказ об одном заклинании, Алексей Филиппов, Известия, 1.11.2000
Карманные часы в портретной раме, Наталья Старосельская, газета Культура, 1.11.2000
Второй сорт смеха — лучше, Екатерина Васенина, Новая газета, 28.10.2000
«Белая овца». Возвращение Хармса в «Эрмитаж», Ксения Ларина, Эхо Москвы, 15.10.2000
Порно с изнанки, Андрей Румянцев, НГ Ex libris, 2000-10-12, 12.10.2000
Возвращение к будущему Хармсу, Независимая газета, 22.09.2000
«Зачем эти страдания» и «Давайте жить дружно!», Алена Данилова, Екатерина Варченко, Театральная жизнь, 2000, № 8, Рубрика [Наши дебютанты], С. 37-44, 2000
«Интим» в «Эрмитаже», Мария Сперанская, «МК- бульвар», № 12, 2000