…Не совсем один

Островок непростых попутчиков

Ирина Скуридина, Театр, 30.12.2005
ЮЛИЙ КИМ

Капитан Суер-Выер в книге Коваля значителен и авторитетен, на сцене — тоже, но сверх того ещё и фанатически романтичен. Его синие глаза пылают неистовым желанием добраться до острова Истины, и если все они малость того, то он из них первый безумец. Даже когда демонстрирует стопроцентный здравый смысл. Он, Суер-Выер, воплощает собой всё это плавание, он уверен в нём и ответственен за него. Команду можно списать, его — никогда. А потому и команду тоже нельзя, так уж нерасторжима оказалась вся эта компания, которую я полюбил как родную уже на пятой минуте спектакля. А особенно, конечно, его капитана. Ай да артист Шульга! Сколько душевной энергии оказалось в этой хрупкой фигуре, сколько изящества, юмора и благородства, и как результат — сколько неотразимого обаяния, мимо которого я прошёл как читатель, а Левитин не прошёл. Эта славная, родная компания открывает один за другим невероятные острова архипелага, который совершенно непонятным для меня образом возник в воображении Коваля. Какие-то признаки были, проглядывали — ив «Красной сосне», и в «Самой лёгкой лодке», но кто бы мог по тем признакам предсказать эти бесчисленные и прихотливые миры! Остров Уникорн, остров Тёплых щенков, остров Голых женщин, остров Валерьян Борисычей, остров Посланных на? Это было наслаждение — вместе с командой переживать изумление первого знакомства и последующие чувства, неважно, восторг это или неприязнь.
Правда, восторга от острова Голых женщин мне несколько не хватило, возможно, вследствие серых телогреек, наброшенных на прекрасные тела. Долгие препирательства Дяя и Капитана с женским трио также мало способствовали появлению восторга, тем более что погружение в бездну наслаждений, славно описанное Ковалём, в спектакле не состоялось. Впрочем, на острове Уникорна в этом смысле произошло немало прекрасных мизансцен, но всё-таки целый остров Голых женщин мог бы и побольше отвечать зрительским предвкушениям, в частности моим. Зато Валерьян Борисычи превзошли мои ожидания: просто противный в книге остров на сцене оказался полноценным гадюшником, и покинуть его было приятно. Встреча с островом Посланных на? стала праздником сердечной приязни, так неожиданно угадал и изобразил Левитин тесное родство посылающих с посылаемыми, увенчанное общим хором на музыку «механика» Семёнова, отменное качество которой слегка омрачается чрезмерным количеством.
Замечательно придумал Левитин остров Театра Коваля, дав возможность зрителю познакомиться с небольшими шедеврами Юрия Иосифовича. Но отчего, спрашиваю я себя, отчего странная грустная нота остаётся звучать во мне после спектакля? И ещё, и ещё раз вспоминая и представляя сцену за сценой, я ощущаю нарастающее во мне нежное сочувствие к беспечному одиночеству этих нескольких чудаков, плывущих своим упорным путём. «Попутного ветра вам, — кричу я беззвучно, — попутного ветра и новых островов в вашем одиноком странствии, даже если оно понятно только вам! Всё равно оно прекрасно!»

ЛЕОНИД ЮЗЕФОВИЧ

Я очень люблю прозу Юрия Коваля, хотя «Суер-Выер» не относится к числу моих самых любимых вещей. Для меня неувядаемые образцы его прозы — это «Самая лёгкая лодка в мире», «Алый», «Недопёсок», «Приключения Васи Куролесова». Эти книги я перечитывал много раз вместе со своими детьми и до сих пор храню их в своей библиотеке. Но спектакль заставил меня усомниться, правильно ли я воспринимал последний роман Коваля. Возможно, он мною недооценён. Мне показалось, что из всей очаровательной галиматьи этого романа, из всей клоунады, бурлеска, которыми вообще отличаются спектакли Левитина, ему удалось вывести к концу спектакля какую-то удивительно печальную, щемящую ноту, свойственную другой, любимой мной прозе Коваля. Видимо, режиссёр сумел увидеть в этом тексте что-то, что не увидел я, и показал мне то, что я сам различить не сумел.
В этом спектакле замечательно сыграли свои странные роли и всегда женственная Ирина Богданова-мадам Френкель, и Ольга Левитина (Премудрый младенец), и Дарья Белоусова в качестве Женщины с шестью грудями. По-моему, замечательно играли все эти русалки в телогрейках. Я сразу представил себе плаванье по волшебному океану где-нибудь на Онежском озере или Белом море, где много таких маленьких островков? Коваль ведь любил Север, писал о Шергине, и воображение его способно было населить эти островки ирреальными и в то же время простыми персонажами, близкими ему. Поэтому и «голые» женщины со своими телогрейками и резиновыми сапогами кажутся мне совершено естественными. Они одновременно и какие-то ундины, и вполне наши советские женщины, живущие где-то в северном леспромхозовском посёлке и собирающие бутылки, оставленные там московскими туристами.
Все мы в детстве играли в тайное убежище, это мог быть остров, пещера, корабль в открытом море. И на спектакле возникло это детское ощущение уюта на палубе корабля посреди враждебного, пусть и такого мило-враждебного пространства. На этой палубе действительно уютно, мне было приятно видеть, как рулевой закладывает руль, и весь экипаж фрегата слегка сносит поворотом, и кто-то брызжет на них водой из банки, изображая налетевшую волну. Этот рефрен повторялся много раз, и в тот момент у меня сладко по-детски сжималось сердце.
Анатолий Ким
Действие происходит на сцене без занавеса, в лаконичном, почти конструктивистском оформлении Гарри Гуммеля. Всё пространство сцены страшно расширено, временные переходы происходят на наших глазах без всяких условных или световых эффектов. В последние годы Левитин стал работать многомерно и полифонично. Это приобрело такую убедительную силу воздействия на меня как зрителя, что я даже иногда не задумывался, о чём, как и что режиссёр мне говорит своим спектаклем. Я подпадал под магическую эманацию его театра. И только потом, уже очнувшись, начинал думать, а чем же он меня заразил. Начинал с ним полемизировать, спорить. Но это не имело уже никакого значения, потому что я видел замечательное художественное явление. А я все художественные явления просто люблю. И художников я просто о-бо-жа-ю. Я на этом свете по-настоящему люблю только художников?
В спектакле безусловно проявился и обострённый скепсис Левитина-художника по отношению к некоторым гуманистическим ценностям. Не декадентское отрицание, но скепсис, какое-то глубинное неверие. Мне это не близко. Тем не менее, я думаю, что это одна из самых значительных работ Левитина.

ВЯЧЕСЛАВ ПЬЕЦУХ

Я театр вообще-то не люблю, и удивляюсь, что второе древнейшее искусство до сих пор себя не нашло, как мне представляется, по крайней мере в России. И тем более впечатляет такая находка, такое удивительное событие в нашей культурной жизни, как этот спектакль с нелепым вроде бы названием «Суер-Выер». Левитин — замечательный режиссёр, тут никакого спора нет, и думаю, что он ближе к пониманию генеральной идеи театра, чем очень многие его коллеги, даже и среди «продвинутых»? При этом именно текст, настоящая драматургия или блестящая проза делают спектакль. Почему в XIX столетии в Малом театре народилась целая плеяда блестящих актёров? Да потому, что они Островского играли? Я думаю, во многом благодаря тому, что актёры играли Юру Коваля, у них так и сыгралось-то всё превосходно. Так здорово. Так умно.
В странное время мы живём, такого в России не было никогда ещё, а может, и не будет. Вдруг появились неузнанные гении. Человек мог погибнуть от пули своего товарища в неполных 27 лет, уже будучи абсолютно известным всей культурной России и будучи носимым на руках страной. А в наше время всё по-другому, и Юра ушёл всё-таки неоценённым писателем и непонятым в настоящих масштабах. Вот и на это трагическое обстоятельство ещё раз открыл глаза спектакль Левитина. Какой писатель-то был блестящий! Какого удивительного таланта художник! Впрочем, писатель вообще в России — фигура вне времени. В пространстве, но абсолютно точно вне времени. Культурная жизнь в России устроена таким образом, что её главная задача — это самоизоляция от российской действительности. А с другой стороны, всё равно в конечном-то итоге мы правим бал, а не «они». То, что «их», это всё пройдёт и минует, от этого и следа не останется, а мы останемся, и наши пра-пра-правнуки будут жить по нашим законам и по нашей литературе? Скорее всего.

ПЕТР ФОМЕНКО

Спектакль скомпонован вольно, и это, может быть, хорошо. Но желание режиссёра сразу всё обрушить на нас, всё сказать до предельной степени разрушительно вначале; он так боится тишины, что очень не скоро начинаешь понимать, что это всё в нас существует, а не в них. Мне казалось, что он боялся потерять внимание, и чтобы удержать восприятие моментами внутреннюю тихую энергию жизни подменил энергетикой. Это от некоторого недоверия к себе артистов, от недостаточности любви. Мне казалось, что это и для Юры Коваля не близко было бы. Поскольку «Суер» — это объяснение в многолетней любви тем, с кем он прожил, тому образу жизни и торжеству нашего безнадёжного дела, кажется, это Наума Коржавина тост. Это не значит, что стихия игры не нужна, но эта стихия превращается иногда в свалку. Слава богу, на какой-то десятой-пятнадцатой минуте возникает тишина и очень человеческая интонация, истинная. И мне кажется, что это очень-очень драгоценные мгновения. Чем дальше, тем они случались чаще. В этом спектакле есть, и это немало, пять-шесть моментов истины.
У Миши, который мне очень дорог, это связано ещё с тем образом работы, которая была мучительна для него самого и для его актёров. Я это знаю. Безумное нервное напряжение и трагические обстоятельства этого тяжёлого периода работы оказались разрушительными? А потом я знаю, что он работал не с теми артистами, о которых мечтал вначале, а с теми, с которыми удалось дотерпеть до конца. Вот это меня и беспокоит, и в то же время вызывает благодарность, потому что существуют такие истинные моменты. Соотношение их пока ещё не в пользу целого, но я им благодарен. Вот поэтому мне эта работа дорога очень. А может, мне просто не хватило объяснения в любви. Вот и у женщин, у трёх: у юнги-младенца, которого Оля Левитина играет (я очень люблю его дочь, она училась у нас на курсе, и она замечательная актриса), и у мадам Френкель в исполнении Иры Богдановой, и у Гортензии, это моя любимая артистка Даша Белоусова? Он ведь складывал канву из островов, из размышлений, иногда закономерно, иногда интуитивно, а иногда она не складывалась. Мне показалось, что много народу на сцене. Лучше бы отобрать на треть и найти каждому своё — свой остров истины. И паузы тоже хотелось чтобы были.
«Суер-Выер» родился, теперь надо его растить, от чего-то отказываться. Отбор, на мой взгляд, нужен ради того, чтобы были периоды красноречивого молчания, иногда громоподобного молчания. И зрителя — не завоёвывать, а втягивать в эту историю. Хотя это и не просто.

НАТАЛЬЯ КОВАЛЬ

Еще до премьеры в полной тишине зала я увидела декорации и у меня пошли мурашки? Есть предметы, которые сопровождали Юру по жизни, с которыми он, а теперь и мы с сыном Алешей не расстаемся. Старинный штурвал, который он привез с северных морей, так и висит на нашей кухне рядом с его барометром. Совпадение деталей было невероятным, лаконизм сцены был абсолютно созвучен моей душе. Музыку к спектаклю я тоже слышала заранее, меня она поразила, но какое отношение, думала я, может иметь вот ЭТО к ТОМУ?
А потом я увидела спектакль, и декорации, музыка, “over and over” льющаяся на палубу вода, перекатывающийся по ней боцман, — все встало на свои места. Мы смотрели спектакль с некоторым испугом поначалу, а дальше я начала просто влюбляться? В театре можно, например, испытывать высоко интеллектуальное наслаждение от чего-нибудь камерного, очень умного и потрясающе талантливого. Но такого, чтобы у тебя вдруг открывался рот и ты начинал счастливо хлопать в ладоши, и смеяться вообще надо всем, или замирал от жути, и сын, которому 14 лет, реагировал бы точно так же, я что-то не могу припомнить. Мы с Алешей еще неделю потом изображали и проигрывали и отдельных персонажей: Кацмана, младенца, и эту музыку. И опять хохотали, еще и еще раз все это переживали.
Спектакль длинный, но в зале этого не замечаешь и не устаешь. Три часа мы просто получали детское удовольствие, настроение было такое: да играйте, сколько хотите, а мы будем смотреть. Хотя со мной рядом сидела дама с совершено ледяным лицом, ногу через ногу перебрасывала, не рассмеявшись ни разу. Не все же понимают «Суера»? На самом деле, роман все равно трагичнее, глубже, серьезней? Конечно, для тех, кто знает книжку и финал ее пропустил через сердце, в конце спектакля не хватает такой жизненной точки, но ведь, возможно, будет и второй спектакль?
С самого начала мне очень понравился Арсений Ковальский, который играл Кацмана, с его первого появления он выделялся: они-то все были трезвые и задумчивые, а он плыл пьяный и счастливый. Совершенно блестящий артист. Замечательно играла младенца-юнгу Ольга Левитина. Прекрасно Михаил Горский играл главного Валерьян Борисыча, он сыграл там массу эпизодов, но это, по-моему, его апогей. Ну и Даша Белоусова, конечно, игравшая женщину с шестью грудями, она прекрасная актриса. Кроме того, был замечательный дуэт Геннадия Храпункова и Юрия Амиго в пародиях про Гену и Ивана Грозного, просто наслаждение. Что касается капитана Суера? Когда читаешь книгу и любишь ее всем сердцем, у тебя возникает свой образ Суера. Актер Шульга, к сожалению, не совпал с этим моим образом, поначалу не совпал даже довольно резко.
Считалось, что поставить на сцене «Суера» нельзя, перевести на другой язык тоже нельзя, что сделать по «Суеру» фильм практически невозможно, разве только в анимации. А Левитин решился — взял наотмашь и поставил, и вещь будет идти. И чрезвычайно греет душу мысль, что какими-то вечерами в центре Москвы будут играть «Суера». Какая там критика?! Да удовольствие одно!

Другие ссылки

2009

Уход как освобождение, Наталья Старосельская, Газета «Культура», № 50 (7713) 24 декабря 2009 — 13 января, 24.12.2009
Театр вспоминается как шум дождя, Ольга Романцова, «Газета», № 241, 22.12.2009
О нерасслышанном, Анна Гордеева, «Время новостей», № 226, 8.12.2009
The Secrets of a Director Unfold in 'Counselor', John Freedman, The Moscow Times, 3.12.2009
Михаил Левитин: «Женщины понимают легче», Анастасия Томская, Театрал, 1.12.2009
Михаил Левитин — писатель и режиссер, Телеканал «Культура»: Новости культуры, 2.10.2009
Театры России. Московский Эрмитаж, Элла Карахан, Голос России, 1.10.2009
«Скучная история» Театра «Эрмитаж». Михаил Левитин, Наталья Казьмина, Театральная афиша, 10.2009
Режиссер о режиссере, Варвара Вязовкина, Время новостей № 164, 9.09.2009
Александр Таиров в книге Михаила Левитина, Марина Тимашева, Радио Свобода, 3.09.2009
Левитин о Таирове, Марина Тимашева, Радио Свобода, 3.09.2009
Там чудеса!, Анастасия Ефремова, «Страстной бульвар», 1.09.2009
Капнист Капнисту рознь, Вера Копылова, «Московский Комсомолец», 1.09.2009
Про Таирова, про меня и про Мишу, Кама Гинкас, Рукопись, 09.2009
ГЕННАДИЙ ХРАПУНКОВ: Труднее воздуха ничего нет…, Вера Калмыкова, Газета «Культура», 2009, № 32 (7695) 20-26 августа, 20.08.2009
«Таиров» — новая книга Михаила Левитина, Телеканал «Культура»: Новости культуры, 4.08.2009
Книга сезона: «Таиров» Михаила Левитина в серии «ЖЗЛ», Павел Руднев, Частный корреспондент, 08.2009
Абсурд Карцева, Радио Свобода, 20.05.2009
Исторический анекдот с намеком, Любовь Лебедина, Трибуна, 14.05.2009
Unexpected 'Kapnist Round Trip' Is Pure Levitin, Джон Фридман, The Moscow Times, 7.05.2009
Драматургов — за Урал!, Светлана Хохрякова, Культура, № 21, 4.05.2009
Туда Капнист. А обратно?, Марина Токарева, Новая газета, 10.04.2009
Капнист туда и обратно, Елена Груева, Time Out Москва, 10.04.2009
Обратно «Эрмитаж», Мария Седых, Итоги № 14, 23.03.2009
Спектакль «Капнист туда и обратно», ТВ Канал Культура, 21.03.2009
«…но живого, а не мумию…», Вера Калмыкова, Для сайта театра Эрмитаж, 6.02.2009
Михаил ЛЕВИТИН: «Я занят только детством», Анна Горбашова, Профиль, № 3 (606), 2.02.2009

2008

Маяковский как образец фальсификации, Алексей Семенов, Городская газета. Псков. № 51 (231). 16-22.12.2008, 16.12.2008
Большие против маленьких, Александра Машукова, Ведомости № 42, 14.11.2008
Спят усталые игрушки, Анастасия Томская, Новые известия, 15.10.2008
Бедная родственница таланта, Наталия Каминская, Культура, 9.10.2008
Почему имя Николая Эрдмана вычеркнули из титров «Веселых ребят»?, Юрий Москаленко, Школа жизни: www.shkolazhizni.ru, 10.08.2008
Заявление об уходе, Валерий Семеновский, журнал «Театр» № 31, 05.2008
Чужой театр, Владимир Новиков, Из книги В. Новикова «Высоцкий». М. , Молодая гвардия (серия ЖЗЛ), 2008., 2008

2007

Навалился гегемон на одиночку, Наталия Каминская, Культура, 20.12.2007
Подмоченная Одесса, Алла Шендерова, Коммерсант, 12.12.2007
Лодки на приколе, Григорий Заславский, НГ, 10.12.2007
Как нарисовать птицу, Наталья Казьмина, Планета Красота, 1.12.2007
Его жизнь была полна отваги, Лев Додин, Виктор Гвоздицкий, Культура, 4.10.2007
В театре «Эрмитаж» открывается новый сезон, Павел Шейнин, Канал Культура — Новости культуры, 4.09.2007
С Гоголем на дружеской ноге, Дмитрий Морозов, Газета Культура, 23.08.2007
Красные табуреты на черной сцене, Александр Рапопорт, www.moscor.ru, 1.08.2007
Артист Роман Карцев: «Время шариковых не пройдет никогда», Веста Боровикова, Новые известия, 27.07.2007
Колесом по Гоголю, Коммерсант, 14.07.2007
К нам едет «Ревизор» и? поёт, Ася Шумилова, Вечерний Новосибирск, 12.07.2007
В Большом вспыхнет «Пламя Парижа», Мария Бабалова, Известия, 4.07.2007
Гоголь бы одобрил, Степан Звездин, Известия, 29.06.2007
Владимир Дашкевич: «Большой оперный футбол», Сергей Самойленко, Континент Сибирь, 29.06.2007
Достоевский. И немножко нервно, Юлия Позднякова, Культура Сибири, 18.06.2007
Театр «Эрмитаж». Пам-па-пам. Хармс! Чармс! Шардам!, Юлия Позднякова, Культура Сибири, 14.06.2007
Театр «Эрмитаж». ЭТО было!, Елена Меркурьева, Культура Сибири, 13.06.2007
Театр «Эрмитаж». Утренние мысли о ЧЧЧуме, Алена Аксенова, Культура Сибири, 9.06.2007
Театр, ОБЭРИУваемый страстями, Ведомости Новосибирского областного совета депутатов, 8.06.2007
Передвижной «Эрмитаж», Сергей Самойленко, Континент Сибирь, 8.06.2007
Маленькие радости, Ирина Алпатова, Культура, 7.06.2007
«Коллекционный» авангард «Эрмитажа», Вечерний Новосибирск, 6.06.2007
Театр как его двойник, Марина Токарева, Московские новости, 25.05.2007
Последнее слово, Елена Губайдуллина, Независимая газета, 23.05.2007
Памяти Виктора Гвоздицкого, Григорий Заславский, Независимая газета, 23.05.2007
Умер Виктор Гвоздицкий, Алена Солнцева, Время новостей, 22.05.2007
Артист-парадоксалист, Роман Должанский, Коммерсант, 22.05.2007
Играл как дышал, Ирина Корнеева, Российская газета, 22.05.2007
Умер Виктор Гвоздицкий, Марина Райкина, Московский комсомолец, 22.05.2007
Невосполнимый Парадоксалист, Глеб Ситковский, Газета, 22.05.2007
Умер Виктор Гвоздицкий, Вечерняя Москва, 20.05.2007
Уединенье с «Эрмитажем», Ведомости Новосибирского областного совета депутатов, 18.05.2007
ОБЭРИУ XXI века, Рина Каганова, Культура Сибири, 1.05.2007
Ночной полет с Андреем Максимовым, Андрей Максимов, ТВ Ночной полет, 29.04.2007
Лови момент, Александра Машукова, Газета Культура № 16, 26.04.2007
К юбилею спектакля «Хармс! Чармс» Шардам", Александр Плетнев, Радио Свобода. Российский час, 19.04.2007
Летят по небу шарики…, Юрий Луговской, Жуковские вести, 18.04.2007
«Тесней наш верный круг составим. ..», Евгения Тропп, Газета Экран и сцена, 1.03.2007
Театр начинается с Пушкина, Городская газета для жителей Пскова, 14.02.2007
Хлестаков и Чонкин встретятся в Новосибирске, Светлана Сучкова, Ведомости Новосибирского областного совета депутатов, 2.02.2007
Русская песня, Анастасия Ефремова, Иные берега, 1.02.2007
Режиссер из Черноморска, Юлия Ларина, Огонек, 15.01.2007
Записки на полях трех программок, Наталья Сажина, Империя света, 10.01.2007
Маяковский, любовь и немного пустоты, Григорий Аросев, Страстной бульвар, 1.01.2007
Вне грамматики, Наталья Казьмина, Театр, № 1, 2007, 01.2007
«Домашний» театр Владимира Полякова, Марк Захаров, Из книги Марка Захарова «Театр без вранья». М. , Актерская книга, 2007, 2007

2006

О сущности любви, Вера Павлова, TimeOut Москва, 11.12.2006
Не виноватая я, он сам пришел!, Наталия Каминская, Газета Культура, 6.12.2006
«Лиловый дым», Анна Баскакова, Агентство Еврейских Новостей, 4.12.2006
Актриса ушла под аплодисменты навсегда, Юлия Таратута, Коммерсант, 1.12.2006
Ей шло это имя — Любовь, Иосиф Райхельгауз, Московские новости, 1.12.2006
«Я жить хочу!», Ян Смирницкий, Московский Комсомолец, 1.12.2006
Наедине с Богом, Татьяна Хорошилова, Российская газета, 1.12.2006
Последнее танго, Татьяна Хорошилова, Российская газета, 1.12.2006
Ушла Любовь Полищук, Лариса Малюкова, Новая газета, 30.11.2006
Идеальная женщина, Валерий Кичин, Российская газета, 29.11.2006
Ее называли каскадером в юбке, Михаил Антонов, Сергей Бирюков, Любовь Лебедина, Труд, 29.11.2006
Она боролась до последнего, Вера Щирова, Новые известия, 29.11.2006
Умерла Любовь Полищук, Екатерина Барабаш, Независимая газета, 29.11.2006
Умерла Любовь Полищук, Отдел культуры, Время новостей, 29.11.2006
Прекрасная клоунесса, Алла Шендерова, Коммерсант, 29.11.2006
Любовь Полищук скончалась от тяжелой болезни, Тамара Калинина, Утро.ру, 28.11.2006
Умерла Любовь Полищук, Юлия Грохлина, Взгляд (vz.ru), 28.11.2006
Памяти Любови Полищук, Любовь Чижова, Радио «Свобода», 28.11.2006
Актриса, умевшая хулиганить, Артем Костин, Известия, 28.11.2006
Несоветское лицо, Юлия Штутина, Лента.ру, 28.11.2006
Переборщили с любовью, Евгения Шмелева, Новые известия, 28.11.2006
Увидеть Рому и умереть!, Евгения Ульченко, Аргументы и время, 22.11.2006
Половой вопрос всегда ребром, Константин Рылёв, Новая газета, 20.11.2006
«Маяковского я хотел ставить всю жизнь», Ирина Волкова, Газета Культура, 16.11.2006
В области сердца, Елена Сизенко, Итоги, 13.11.2006
Счастливый случай Веры Глаголевой, Елена Владимирова, Русский курьер, 13.11.2006
Михаил ЛЕВИТИН в эфире Радио «Культура», Марина Багдасарян, Радио Культура, рубрика ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА, 10.11.2006
Владимир Владимирович и черный пиар, Юлия Черникова, Утро.Ру, 9.11.2006
Маяковский как стиль любви: премьера театра «Эрмитаж», Анастасия Томская, Газета «Труд», 7.11.2006
Из Интернета — О спектакле по Маяковскому, Интернет, живые журналы, сайт театра, 31.10.2006
О сущности любви, Weekend.ru, 29.10.2006
Человеческая трагедия непонимания, Алла Зусман, Для сайта театра «Эрмитаж», 27.10.2006
Маяковский возвращается на театральные подмостки, Марина Перелешина, Радио МАЯК FM, 26.10.2006
Маяковский возвращается на театральные подмостки, Марина Перелешина, МАЯК FM «Культурный ответ», 26.10.2006
Сегодня на «Худсовете», Телеканал Культура, 24.10.2006
Маяковского я хотел ставить всю жизнь..., Михаил Левитин, Специально для сайта театра Эрмитаж, 1.10.2006
Маяковский, Гофман, Ким..., Анна Гордеева, Время новостей, 16.08.2006
Ольга Левитина: «Дело актера — быть хорошим инструментом», Павел Подкладов, Газета «Культура», 2.08.2006
Сплошное неприличие Михаила Левитина, Светлана Аксенова-Штейнгруд, Балтийские сезоны, 2006, № 15, 1.08.2006
Автограф Давида Боровского, Ольга Астахова, Полит. ру, 11.04.2006
Памяти Давида Боровского, Григорий Заславский, Независимая газета, 10.04.2006
На смерть Давида Боровского, Александр Соколянский, Время новостей, 10.04.2006
Умер самый сценный художник, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 8.04.2006
Молчаливое свидетельство, Елена Груева, Ваш досуг, 7.04.2006
Памяти Давида Боровского, Павел Руднев, Взгляд, 7.04.2006
Молчание принцесс, Итоги, 27.03.2006
Молчи — сойдешь за идиотку, Леонид Гвоздев, Московская правда, 24.03.2006
Офелия гибла и ела, Глеб Ситковский, Газета, 24.03.2006
В одном дворовом королевстве, Александра Машукова, Ведомости, 23.03.2006
Выйти замуж по-королевски, Арина Миронова, Ваш досуг, 10.03.2006
Богоискатель между печкой о шкафом, Елена Дьякова, Новая газета, 20.02.2006
Гроссман с нами, Александр Рапопорт, Лехаим, 1.02.2006
ЧЧЧума на оба ваши века, Наталия Каминская, Газета Культура, 11.01.2006
«Координатор»: впечатления зрителя, Сергеев Николай, fatal_exception's blog, 3.01.2006
«Мы ничего не ищем, но зато многое находим. ..», Вера Калмыкова, Всемирные Одесские новости № 1, 1.01.2006

2005

100 лет назад родился Даниил Хармс, Гуля Балтаева, Телеканал Россия, 30.12.2005
Изверг, Валерий Семеновский, Театр, 30.12.2005
…Не совсем один, Ирина Скуридина, Театр, 30.12.2005
Остров Левитина, Ирина Скуридина, Театр, 30.12.2005
Левитин Михаил на «Худсовете», Нара Ширалиева, Телеканал Культура, 27.12.2005
Хочу только веселья, Александра Лаврова, Российская газета, 27.12.2005
Человек на все времена, Виктория Лепко, Сайт театра, 27.12.2005
К юбилею Михаила Левитина, Павел Подкладов, Радио «Свобода», 22.12.2005
Жизнь без единой купюры, газета Еврейское слово, 21.12.2005
Веселиться и пить вино, Радио Маяк, 19.12.2005
Преодоление чумы, Наталья Николаева, Литературная Россия, 16.12.2005
Хармс строже Введенского, Кирилл Решетников, газета Газета, 16.12.2005
Театр во время чумы, Алена Данилова, Взгляд.ру, 12.12.2005
Книга с золотым обрезом, Анастасия Томская, Театральные новые известия, 6.12.2005
Посланные на…, Лев Аннинский, Газета Культура, 30.11.2005
Пир во время ЧЧЧумы. Фрагменты, Анна Гордеева, Таймаут, 21.11.2005
Домашние игры призраков, Анна Гордеева, Время Новостей, 18.11.2005
Зарекайся от чумы, Марина Давыдова, Время новостей, 18.11.2005
Чччума в Каретном Ряду, Игорь Шевелев, Российская газета, 16.11.2005
Кто он, «координатор»?.., газета «Москвичка», 3.11.2005
«Когда одна строка из фельетона была страшнее сотен папирос…», Александр Каневский, Газета «Культура», 2005, № 41 (7500) 20-26 октября, 20.10.2005
Я очень люблю, чтобы меня удивили, Алехандра Гутьеррес, Ирина Волкова, 12.10.2005
«Эрмитаж» жив!, Гордон Марина, «Алеф», 29.09.2005
Письма из Америки. Дорога в Эквадор, Петр Кудряшов, Интернет-письма, 22.09.2005
Письма из Америки 2, Петр Кудряшов, Интернет переписка, 18.09.2005
Письма из Америки, Петр Кудряшов, Интернет переписка, 14.09.2005
Открытие сезона театра «Эрмитаж», Телеканал «Культура», 10.08.2005
Профессия — композитор, Марина Воинова, журнал «Трибуна современной музыки», 1.08.2005
Михаил Левитин Я — одессит, Михаил Левитин, Ирина Волкова, журнал Октябрь, 1.08.2005
Деликатный театр. Жизнь и судьба, Наталья Казьмина, Газета «Дом Актера», 1.06.2005
Смотреть в глаза невыносимо, Григорий Заславский, Независимая газета, 27.05.2005
Звук лопнувшей струны, Алена Данилова, газета Культура, 26.05.2005
«Мои необычные странные личности», Михаил Левитин, Интернет-портал Культура, 25.05.2005
По мотивам Василия Гроссмана, Анна Татаринова, Интернет Агентство Культурной информации, 19.05.2005
На выдохе, Итоги, 17.05.2005
А может, «заигрались»?, Любовь Лебедина, Труд, 11.05.2005
Я - Гомбрович!, Портал «Музеи России» — Новости музеев, 23.03.2005
Михаил ЛЕВИТИН в эфире Радио «Культура», Радио Культура — «Действующие лица», 18.03.2005
Михаил Левитин в эфире Радио «Культура», Марина Багдасарян, Радио Культура, 15.02.2005
В студии Михаил Левитин, Радиостанция Свобода, 13.02.2005
Театр начинается с недвижимости, Елена Дьякова, Новая газета, 7.02.2005
«Изверг» ошеломил Псков!, Псковская Лента Новостей, 7.02.2005
Театральная рулетка, Новая газета, 3.02.2005
«Мы тебя пришьем!», Дмитрий Савостин, Вечерняя Москва, 3.02.2005

2004

Кто такой Гомбрович?, Чеслав Милош, «Иностранная литература» 2004, № 12, 12.2004
Витольд Гомбрович. «Дневник 1957-1961», Пьер Паоло Пазолини, «Иностранная литература» 2004, № 12, 12.2004
Октябрьские тезисы, Юлия Рахаева, Вечерняя Москва, 3.11.2004
Какого рода буква «ю»?, Полина Бардина, Досуг и развлечения, 11.2004
К столетию со дня рождения Витольда Гомбровича, Борис Дубин, «Новая Польша», 11-2004, 11.2004
Остров полифонического отпада, Татьяна Бек, НГ Экслибрис, 28.10.2004
Михаил Левитин в прямом эфире радиостанции «Эхо Москвы», Ксения Ларина, Радиостанция «Эхо Москвы», передача «Дифирамб», 9.10.2004
Щенячий воcторг, Алла Астахова, Время новостей, 5.10.2004
Гимн идиотизму, или Поминки по сатире, Григорий Заславский, «Театральное дело Григория Заславского», 13.05.2004
В шоу только мальчики, Марина Райкина, «Московский комсомолец», 23.04.2004
Испытание поэзии Полетикой, Лев Аннинский, «Культура», 4.03.2004
Анекдот навыворот или «Изверг» в «Эрмитаже», Вера Калмыкова, Театральный курьер, 1.02.2004
Быть знаменитой некрасиво, Наталия Каминская, «Культура», 22.01.2004
В Эрмитаже пьют вино и спасают красоток, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 6.01.2004
Драматургические игры режиссера Михаила Левитина, Геннадий Демин, Театральная жизнь, 2004, № 3, С. 55-56, 2004

2003

Человек-театр в собственной прозе, Игорь Шевелев, НГ-Экслибрис, 30.10.2003
Золотой горн предательства, Алексей Зверев, Газета Культура, 4.06.2003
Рабы Азефа, Наталья Казьмина, Газета «Дом Актера», 1.06.2003
Мелкий бес и его двойник, Елена Дьякова, Новая газета, 19.05.2003
Есть несколько Любшиных, Артур Соломонов, Газета, 7.04.2003
Вечный Каин, Алексей Филиппов, «Известия», 6.04.2003
Михаил Левитин. Мотивчик, Наталья Казьмина, Театр, 04.2003
Азеф в «Эрмитаже», Наталья Уварова, Независимая газета, 28.03.2003
Интервью с Наталией Мордкович, Журнал «Большой Вашингтон», 1.03.2003
Дантес и другие, Игорь Шевелев, god.dvoinik.ru, 2003
Письмо Солопову, Виктор Гвоздицкий, Театральная жизнь, 2003, № 6, С. 49-51, 2003

2002

На рандеву с Азефом, Игорь Шевелев, Время МН, 21.12.2002
Ставки больше, чем жизнь, С. Овчинникова, «Культура », № 49, 5.12.2002
Пощечины достались зрителям, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 5.11.2002
Настоящий Гвоздицкий, Григорий Заславский, Независимая газета, 5.11.2002
Тот и другие, Александр Соколянский, Время Новостей, 5.11.2002
Закрытый актер Виктор Гвоздицкий, Алена Карась, Ваш досуг, 22.10.2002
В театре надо быть смиренным…, Александр Строганов, Век, 18.10.2002
Эпизоды из жизни актера Гвоздицкого, Алла Михалёва, Литературная газета, 9.10.2002
Браво, Гвоздицкий, браво!, Екатерина Васильева, Газета, 30.09.2002
Виктор Гвоздицкий: Вот это я люблю…, Артур Соломонов, Газета, 30.09.2002
Виктор Гвоздицкий: Наша профессия эфемерна, Алексей Филиппов, Известия, 24.09.2002
Артист и его двойник, Ирина Алпатова, Культура, 19.09.2002
Новый старый стиль, Григорий Заславский, Независимая газета, 10.09.2002
Интерактивные песни западных славян, Наталия Каминская, Культура, 25.04.2002
Мальчики направо, девочки налево, Алексей Филиппов, Известия, 23.04.2002
Любовь Полищук. Мечта поэта, Ирина Чичикова, Интернет портал Пассаж Одесса, 1.01.2002
Геннадию Храпункову ПОСВЯЩАЕТСЯ. .., Валерия Селиванова, Театральная жизнь, 2002, № 4, С. 20-22, 2002
Любовь Полищук, Наталья Казьмина, В книге «Звезды столичной сцены», АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2002
Актер, не принадлежный никому, Наталья Казьмина, 2002

2001

Вы - одесситы, Мишки!, Наталья Старосельская, Газета Культура, 20.12.2001
«Впечатления недели», «Общая газета» № 50, 13.12.2001
Любовь Полищук: разговор без купюр, Алла Боссарт, Вечерняя Москва, 25.07.2001
«Четыре минуты с театром», Ксения Ларина, «Эхо Москвы», 26.03.2001
Игры, в которые играют люди, Елена Павликова, ПИТЕРbook, № 3, март 2001, 03.2001
Красное и черное, или Монумент падшим ангелам, Елена Дьякова, Новая газета, 25.01.2001
Как сфотографировать Бога, Наталия Каминская, ” Культура" № 2, 18.01.2001
Николай Робертович Эрдман, Юрий Любимов, Рассказы старого трепача, 2001
Зиновий Высоковский: «Как Райкин от жены сбежал», Александр Мельман, «МК». Sem 40. Центральный Еврейский ресурс — http://www.sem40.ru, 2001

2000

Раз, два, три — что-то произошло, Марина Давыдова, Время новостей, 13.11.2000
Рассказ об одном заклинании, Алексей Филиппов, Известия, 1.11.2000
Карманные часы в портретной раме, Наталья Старосельская, газета Культура, 1.11.2000
Второй сорт смеха — лучше, Екатерина Васенина, Новая газета, 28.10.2000
«Белая овца». Возвращение Хармса в «Эрмитаж», Ксения Ларина, Эхо Москвы, 15.10.2000
Порно с изнанки, Андрей Румянцев, НГ Ex libris, 2000-10-12, 12.10.2000
Возвращение к будущему Хармсу, Независимая газета, 22.09.2000
«Зачем эти страдания» и «Давайте жить дружно!», Алена Данилова, Екатерина Варченко, Театральная жизнь, 2000, № 8, Рубрика [Наши дебютанты], С. 37-44, 2000
«Интим» в «Эрмитаже», Мария Сперанская, «МК- бульвар», № 12, 2000