ГЕННАДИЙ ХРАПУНКОВ: Труднее воздуха ничего нет…

Вера Калмыкова, Газета «Культура», 2009, № 32 (7695) 20-26 августа, 20.08.2009
Разные бывают артисты. Одни растворяются в толпе, другие — плывут через нее, как крейсера, и все сразу видят — артист идет. Геннадий ХРАПУНКОВ — ни то, ни другое. В толпе его нельзя пропустить — слишком колоритен. Но за артиста не примешь. Скорее, подумаешь: доктор философии. Ну или просто доктор. Точно так же и в общении: никакого панибратства, никакой рисовки. По-английски точен, пунктуален, галантен. Никогда с ходу не скажешь, что это один из любимых артистов Михаила Левитина и один из старейшин Театра «Эрмитаж», артист-клоун, артист-эксцентрик. Но это и есть настоящий артист — тот, кто не тем кажется.


 — Вы по велению души выбрали «Эрмитаж», приехав из Хабаровска, где были уже известным актером? Вы и родились в Хабаровске?

 — Нет, родился я еще дальше, в городе Охе. Вы же знаете, что в 1890 году Чехов добрался-таки до острова Сахалин. А потом написал: «Верхняя треть острова по своим климатическим и почвенным условиям совершенно не пригодна для поселения. Там проходит линия вечно промерзлой почвы, то есть вечной мерзлоты». Вот там я и родился. Жили мы в бараке, десять комнат с одной стороны, десять — с другой. Мать была санитаркой в военном госпитале. Оху тогда наводняли москвичи из Губкинского нефтяного института и грозненцы — из Грозненского. Часто приезжали молодые специалисты со своими КВНами, театрами миниатюр. А я мальчишкой ходил в городской Дом культуры нефтяников, все это видел, и очень мне это нравилось. И вот в 1974 году я поступил в Хабаровский институт культуры, на заочное отделение театральной режиссуры. У нас на курсе была девочка, Надюша Волгина. Работала в Управлении культуры Хабаровска, но безумно хотела стать артисткой. Как-то приехал на сессию, а она говорит: «Слушай, давай покажемся в ТЮЗ». Играли мы Тильтиля и Митиль из «Синей птицы», но только она — мальчишка, а я — девчонка. Через неделю меня разыскал главный режиссер: «Вы мне очень понравились, я приглашаю вас в театр». Я этого не ожидал совсем. Это был шок. Я мечтал о театре, конечно. Но не так же быстро, не сию же минуту?! Я ему говорю: «Я уже работаю во Дворце культуры, на Сахалине, не могу же я…» На дворе — февраль, середина сезона — шутка ли? А он в ответ: «Вы мне нужны или сейчас, или никогда. Даю неделю на размышление. Решайте свои проблемы и приезжайте».

Вот так в 1975 году я и попал в Хабаровский ТЮЗ, мой первый театр, о котором я вспоминаю с превеликим удовольствием. Первая роль была в спектакле С. Петренко «Жестокость» по роману Нилина. В спектакле между отдельными эпизодами выходил красноармеец и стучал в рельс, что означало перемену декораций. Этим красноармейцем и был я. Как-то режиссер решил посмотреть спектакль, а в зале — молодежный зритель и на каждый мой выход мне аплодирует, поддерживает: мол, нет маленьких ролей. Режиссеру это очень не понравилось, и на следующих спектаклях я уже бил в рельс за сценой.

А потом приехал в Хабаровск режиссер Станислав Таюшев, принял театр, и с этого момента для меня началась серьезная работа. Я сыграл первую большую роль — Ученого в «Тени» Шварца. Потом Бургомистра в «Драконе», потом Жевакина в «Женитьбе» (уже в Москве, в «Эрмитаже», сыграл и Яичницу в этой пьесе). А в 1978 году приехал в Хабаровск Феликс Берман, который поставил со мной «Ричарда III».

 — Берман — это легенда! Он был такой безумный игровой человек. Жаль, что фигура его так и осталась в тени …

 — К сожалению. И уже ничего не поделаешь. После его смерти Наталья Николаевна, его супруга, хотела издать о нем книгу, я даже писал в Хабаровск, пытался разыскать тех, кто о нем помнит, но все разъехались. Так ничего и не получилось. А работа с ним была подарком судьбы. Начались репетиции, очень трудные, но счастливые, мы выпустили спектакль за полтора месяца. Его даже англичане приглашали на гастроли. Хабаровск был в то время единственным в этом регионе открытым городом для иностранцев, своеобразной театральной Меккой, где работали очень сильные режиссеры. Но в Англию на гастроли поехал Малый театр… Шел 1978 год, мне было тогда 29 лет.

 — И каким же вы были Ричардом?

 — Берман ставил фарс. На сцене стояло нечто вроде заброшенного сарая. И в нем какая-то бродячая театральная труппа пыталась разыграть трагедию Шекспира. Где-то в сторонке валялся мужичок — это был я. И актеры просто выталкивали меня на сцену. Сцена в ТЮЗе была почти такая же, как в спектаклях Боровского в «Эрмитаже». Потом Берман поставил у нас «РВС» Гайдара, и я сыграл там Левку Демченко, клоуна Леона.

 — То есть с самого начала клоунская жилка в вас билась?

 — А как же? Потом Таюшев перешел в Театр драмы и меня забрал с собой. Играл я у него Муромского в «Деле» Сухово-Кобылина, в «Амурских верстах», в пьесе Радзинского «Приятная женщина с цветком и окнами на север». Во мне жило тогда какое-то детское желание играть, играть, играть. А ведь играть — не надо. Это с годами понимаешь…

 — То есть как?! А что же еще актеру надо?

 — Надо говорить: «жить», хотя не люблю я этих громких слов. Вот Левитин, мой главный режиссер, когда берет пьесу, относится ко мне или к другим исполнителям уже не как к актерам. Начинает с нами разговаривать, как с персонажами, и ничьи личные качества ему не важны. Это было особенно видно в его теперь уже легендарном спектакле «Нищий, или Смерть Занда». Это мой второй подарок судьбы, после «Ричарда». И вообще встреча с Левитиным — подарок. С годами только понимаешь, как это важно, когда рядом с тобой — настоящий художник, с большой буквы, талант. Левитин в «Занде» знал все обо всех персонажах. Знал о моем Болеславском, как он ходит, сидит, как носит подтяжки или ремень.

 — Так ведь еще формалисты открыли, что искусство не есть отражение жизни. Искусство — это действительность и есть. А человеку, который окружен вещами, пьет, ест и разговаривает, трудно принять это как данность. Ему все время хочется отстраниться, иначе он чувствует себя неуверенно.

 — Так и мне трудно! До сих пор. Выходишь из театра в сад «Эрмитаж», музыка гремит, народ ходит праздничный. Где я?! Вот она, жизнь! А жизнь-то — в театре. И Левитин это повторяет всегда. И я молодым актерам всегда говорю: «Дорогие мои, родные, любимые! Вы пришли к большому мастеру, помните об этом». Но, к сожалению, молодость беспечна. Я и сам когда-то олухом был.

 — Так как же вы оказались в «Эрмитаже»?

 — Позвонил мне однажды Владимир Оренов. Он тогда уже был завлитом «Эрмитажа»: «Ты можешь в конце декабря (это был 1984 год) приехать в Москву хотя бы на недельку?» Мне повезло, спектаклей у меня тогда не было. В Хабаровск приехал Саша Абдулов — играть в нашем спектакле «Дорогая Памела», а я там не занят. И я улетел в Москву. Оказалось, Левитин на роль Болеславского в «Занде» пробовал Владимира Стеклова, но что-то у них не случилось, и отдал поиск актера на откуп Оренову. Неделю я так репетировал, пока Левитин не сказал: «Хорошо! Приезжайте». Куда? Как? В конечном итоге, я полгода в «Эрмитаже» не получал зарплату, тогда же нельзя было без прописки. Но чего не сделаешь ради любимой работы? Играл в «Соломенной шляпке», потом в «Хармсе», потому что из театра ушел Карцев. Два года успел поработать с Любой Полищук. Господи! Говорю сейчас, а сам думаю: скольких уже нет, кошмар!

 — А жили-то вы где?

 — Моя будущая супруга — мы познакомились еще в Охе — к тому времени уже перебралась в Клин, а потом, поменяв квартиру на комнату в коммуналке, — в Москву. Мне оттуда было семь минут ползком до театра. Опять подарок судьбы, понимаете? Ведь ни Оренов об этом не знал, ни театр, и никто ничего мне не обещал.

А когда репетировали «Занда», у нас в проекте появился ребенок. В спектакле по роли у меня был приемный сын Модест, Дося. И вот у нас рождается мальчик, и я называю его Модестом. Ему сейчас уже 23 года. Мои друзья в ужасе: «Ты с ума сошел! Хочешь назвать сына Модестом?! Когда ему исполнится восемнадцать, он же будет бить тебя по лицу, а мы — держать тебя за руки, понял? Ты только представь себе, как его будут называть друзья?!» И они мне на ухо сказали, как. Но никаких проблем никогда у нас с Модестом не возникало. Более того! В детском саду, в школе нас всегда величали «папа Модеста» и «мама Модеста». И никогда по имени-отчеству.

 — Чем сейчас занимается ваш сын?

 — Он флорист-дизайнер, а еще экстремал — на дженни-джамперах прыгает. Он однажды фотографии принес, так я чуть не умер от страха. У них своя компания, они куда-то ездят, то в Сочи, то в Питер… прыгают.

 — В скольких спектаклях вы сыграли за 25 лет в «Эрмитаже »?

 — Около 35 ролей. Я много играю. В спектакле «Хармс! Чармс! Шардам!» сыграл уже больше 650 раз. То есть почти два года не вылезал со сцены, если пускать «Хармса» каждый день с одним выходным в неделю. Был у нас спектакль «Вечер в сумасшедшем доме» по А. Введенскому. Мы с ним поездили по Европе, хотя я не знаю, как его там могли перевести и понять. Например, слова «дубов-гробовый видел дом». Все понятно, но как перевести-то?! Например, на голландский. С удовольствием вспоминаю, как играл в «Парижской жизни», в спектакле «Полет Ди Грассо, или До свиданья, мертвецы!» по И. Бабелю, играю в «Безразмерном Ким-танго», «Зойкиной квартире».

 — Вы мне говорили, что Любовь Полищук была замечательной партнершей. А сейчас в театре много талантливых актеров?

 — Конечно! Есть Сергей Олексяк, он приехал из Омска, есть Алексей Шулин из Мурманска, есть молодой Женька Кулаков, наша кинозвезда. Талантище, между прочим. 

 — Щедро. Не ревнуете?

 — Совсем нет. Я себе цену знаю, я хороший артист. Вообще со мной легко. Я не честолюбивый человек, не обижаюсь на замечания, никогда ничего не делаю наперекор. Для меня «честолюбие» — это выполнить задачу режиссера, вот и все.

 — Вы часто снимаетесь?

 — У меня, наверное, фильмов двадцать, а может, больше. Иногда бывают смешные вещи. В прошлом году группа «Пилигрим» снимала свой клип. Пригласили Памелу Андерсон… и меня. По сюжету — я ее жених, бизнесмен, ее не люблю. Она шваркает букетиком и убегает. Но это так, шуточки… Обидно другое. Два года назад Виктор Волков выпустил замечательный детский фильм «Трое с площади Коронад» по повести В. Крапивина. Снимали в Севастополе. И где он? На киноэкранах, в «Бибигоне»? Где? Нету. А где фильм «Савва Мамонтов», где я снимался у Е. Герасимова? А в июне я снялся у Т. Эсадзе в фильме «Французский доктор». Француза играл. Проблем в кино сейчас много. Иногда какую-нибудь чушь раскручивают мгновенно, вбухивают туда деньги. А за три копейки хотят снять хорошее кино. Это никогда не получится. Я за три копейки лучше на диване полежу, причем с величайшим удовольствием.

 — Кстати, о диване. Помимо театра, есть у вас другая жизнь?

 — Никакой. В 7.45 я встаю, в 8.53 —

у меня автобус, живу я в Новокосине, аул такой, еще до Новогиреева добираться. Сейчас, слава богу, к нам тянут метро. В 10.30 я уже в театре. В 11.00 — репетиция, до 14.30. Потом обед, диванчик, а вечером спектакль. В 17.45 надо стоять на сцене. Все. Приезжаю домой в час ночи. Ложусь спать. В 7.45 встаю. Иногда думаю: «Господи! Когда у меня Модест вырос?» Я его не помню маленьким. 

 — Есть люди, которые говорят: «Я все работаю, работаю, а когда же я жить буду?!» А есть те, кто считает, что работа и есть жизнь.

 — Значит, я ко второму типу отношусь. Вот летний отпуск, например. Подходит к концу второй месяц, и я потихоньку начинаю сходить с ума. Ну съездил на дачу к друзьям. Ну к другим съездил. Сижу дома. Суббота-воскресенье — все на месте, все ходят туда-сюда, надо готовить еду, а раз я дома, значит, готовлю только я. А они все что-нибудь эдакое заказывают: то им курочку фаршированную, то еще что-нибудь. Скорей бы на работу! 7.45 — и адью, крепко целую, любимые!

 — Что бы вы еще хотели сыграть?

 — Уже ничего. Раньше мечтал — и, кстати, сыграл — Винни Пуха в Хабаровском ТЮЗе. Но у меня «на ушах» висел голос Евгения Леонова из мультфильма, и никак я его оттуда сбросить не мог. И режиссер не сумел мне помочь. Это не был провал, дети спектакль очень любили, но я помню свое ощущение: я ничего не смог сделать.

 — Для Левитина, по-моему, идеальный актер — это клоун. Вам нравится «эрмитажная» клоунада?

 — Конечно! Но это не так просто. И не легкомысленно. Вот «Хармс». Люди смеются, а мозги ведь на спектакле переворачиваются. Мы у Левитина творим из воздуха. В буквальном смысле. Это так трудно! Вот персонажи в «Капнисте», чиновники, — откуда они, кто они? У меня после спектакля лицо болит, такая там нужна мимика! А «Белая овца»? Персонажей зовут Центральная мысль, Средняя мысль и Глупая мысль. Попробуй это сыграй!

 — Но в результате-то — волшебство!

 — Верю вам на слово. Сам-то ни одного спектакля, как вы понимаете, не видел. Я только знаю, что после Левитина можно работать с кем угодно. Труднее задач, чем он ставит, — труднее воздуха — ничего нет. Были у меня три антрепризы. Я вообще не успел понять, где нахожусь. Режиссеры (почему они все называют себя учениками Васильева?) совершенно беспомощные. Приходили от меня в ужас, потому что не знали, какие мне задачи ставить: все, что просили, я делал с полповорота.

 — У меня такое впечатление, будто кто-то наверху сидит и пишет сценарий вашей жизни: следующая остановка — Хабаровск, а следующая — переезд в Москву …

 — Господи, пусть почаще пишет. Пусть еще что-нибудь напишет!

Другие ссылки

2009

Уход как освобождение, Наталья Старосельская, Газета «Культура», № 50 (7713) 24 декабря 2009 — 13 января, 24.12.2009
Театр вспоминается как шум дождя, Ольга Романцова, «Газета», № 241, 22.12.2009
О нерасслышанном, Анна Гордеева, «Время новостей», № 226, 8.12.2009
The Secrets of a Director Unfold in 'Counselor', John Freedman, The Moscow Times, 3.12.2009
Михаил Левитин: «Женщины понимают легче», Анастасия Томская, Театрал, 1.12.2009
Михаил Левитин — писатель и режиссер, Телеканал «Культура»: Новости культуры, 2.10.2009
Театры России. Московский Эрмитаж, Элла Карахан, Голос России, 1.10.2009
«Скучная история» Театра «Эрмитаж». Михаил Левитин, Наталья Казьмина, Театральная афиша, 10.2009
Режиссер о режиссере, Варвара Вязовкина, Время новостей № 164, 9.09.2009
Александр Таиров в книге Михаила Левитина, Марина Тимашева, Радио Свобода, 3.09.2009
Левитин о Таирове, Марина Тимашева, Радио Свобода, 3.09.2009
Там чудеса!, Анастасия Ефремова, «Страстной бульвар», 1.09.2009
Капнист Капнисту рознь, Вера Копылова, «Московский Комсомолец», 1.09.2009
Про Таирова, про меня и про Мишу, Кама Гинкас, Рукопись, 09.2009
ГЕННАДИЙ ХРАПУНКОВ: Труднее воздуха ничего нет…, Вера Калмыкова, Газета «Культура», 2009, № 32 (7695) 20-26 августа, 20.08.2009
«Таиров» — новая книга Михаила Левитина, Телеканал «Культура»: Новости культуры, 4.08.2009
Книга сезона: «Таиров» Михаила Левитина в серии «ЖЗЛ», Павел Руднев, Частный корреспондент, 08.2009
Абсурд Карцева, Радио Свобода, 20.05.2009
Исторический анекдот с намеком, Любовь Лебедина, Трибуна, 14.05.2009
Unexpected 'Kapnist Round Trip' Is Pure Levitin, Джон Фридман, The Moscow Times, 7.05.2009
Драматургов — за Урал!, Светлана Хохрякова, Культура, № 21, 4.05.2009
Туда Капнист. А обратно?, Марина Токарева, Новая газета, 10.04.2009
Капнист туда и обратно, Елена Груева, Time Out Москва, 10.04.2009
Обратно «Эрмитаж», Мария Седых, Итоги № 14, 23.03.2009
Спектакль «Капнист туда и обратно», ТВ Канал Культура, 21.03.2009
«…но живого, а не мумию…», Вера Калмыкова, Для сайта театра Эрмитаж, 6.02.2009
Михаил ЛЕВИТИН: «Я занят только детством», Анна Горбашова, Профиль, № 3 (606), 2.02.2009

2008

Маяковский как образец фальсификации, Алексей Семенов, Городская газета. Псков. № 51 (231). 16-22.12.2008, 16.12.2008
Большие против маленьких, Александра Машукова, Ведомости № 42, 14.11.2008
Спят усталые игрушки, Анастасия Томская, Новые известия, 15.10.2008
Бедная родственница таланта, Наталия Каминская, Культура, 9.10.2008
Почему имя Николая Эрдмана вычеркнули из титров «Веселых ребят»?, Юрий Москаленко, Школа жизни: www.shkolazhizni.ru, 10.08.2008
Заявление об уходе, Валерий Семеновский, журнал «Театр» № 31, 05.2008
Чужой театр, Владимир Новиков, Из книги В. Новикова «Высоцкий». М. , Молодая гвардия (серия ЖЗЛ), 2008., 2008

2007

Навалился гегемон на одиночку, Наталия Каминская, Культура, 20.12.2007
Подмоченная Одесса, Алла Шендерова, Коммерсант, 12.12.2007
Лодки на приколе, Григорий Заславский, НГ, 10.12.2007
Как нарисовать птицу, Наталья Казьмина, Планета Красота, 1.12.2007
Его жизнь была полна отваги, Лев Додин, Виктор Гвоздицкий, Культура, 4.10.2007
В театре «Эрмитаж» открывается новый сезон, Павел Шейнин, Канал Культура — Новости культуры, 4.09.2007
С Гоголем на дружеской ноге, Дмитрий Морозов, Газета Культура, 23.08.2007
Красные табуреты на черной сцене, Александр Рапопорт, www.moscor.ru, 1.08.2007
Артист Роман Карцев: «Время шариковых не пройдет никогда», Веста Боровикова, Новые известия, 27.07.2007
Колесом по Гоголю, Коммерсант, 14.07.2007
К нам едет «Ревизор» и? поёт, Ася Шумилова, Вечерний Новосибирск, 12.07.2007
В Большом вспыхнет «Пламя Парижа», Мария Бабалова, Известия, 4.07.2007
Гоголь бы одобрил, Степан Звездин, Известия, 29.06.2007
Владимир Дашкевич: «Большой оперный футбол», Сергей Самойленко, Континент Сибирь, 29.06.2007
Достоевский. И немножко нервно, Юлия Позднякова, Культура Сибири, 18.06.2007
Театр «Эрмитаж». Пам-па-пам. Хармс! Чармс! Шардам!, Юлия Позднякова, Культура Сибири, 14.06.2007
Театр «Эрмитаж». ЭТО было!, Елена Меркурьева, Культура Сибири, 13.06.2007
Театр «Эрмитаж». Утренние мысли о ЧЧЧуме, Алена Аксенова, Культура Сибири, 9.06.2007
Театр, ОБЭРИУваемый страстями, Ведомости Новосибирского областного совета депутатов, 8.06.2007
Передвижной «Эрмитаж», Сергей Самойленко, Континент Сибирь, 8.06.2007
Маленькие радости, Ирина Алпатова, Культура, 7.06.2007
«Коллекционный» авангард «Эрмитажа», Вечерний Новосибирск, 6.06.2007
Театр как его двойник, Марина Токарева, Московские новости, 25.05.2007
Последнее слово, Елена Губайдуллина, Независимая газета, 23.05.2007
Памяти Виктора Гвоздицкого, Григорий Заславский, Независимая газета, 23.05.2007
Умер Виктор Гвоздицкий, Алена Солнцева, Время новостей, 22.05.2007
Артист-парадоксалист, Роман Должанский, Коммерсант, 22.05.2007
Играл как дышал, Ирина Корнеева, Российская газета, 22.05.2007
Умер Виктор Гвоздицкий, Марина Райкина, Московский комсомолец, 22.05.2007
Невосполнимый Парадоксалист, Глеб Ситковский, Газета, 22.05.2007
Умер Виктор Гвоздицкий, Вечерняя Москва, 20.05.2007
Уединенье с «Эрмитажем», Ведомости Новосибирского областного совета депутатов, 18.05.2007
ОБЭРИУ XXI века, Рина Каганова, Культура Сибири, 1.05.2007
Ночной полет с Андреем Максимовым, Андрей Максимов, ТВ Ночной полет, 29.04.2007
Лови момент, Александра Машукова, Газета Культура № 16, 26.04.2007
К юбилею спектакля «Хармс! Чармс» Шардам", Александр Плетнев, Радио Свобода. Российский час, 19.04.2007
Летят по небу шарики…, Юрий Луговской, Жуковские вести, 18.04.2007
«Тесней наш верный круг составим. ..», Евгения Тропп, Газета Экран и сцена, 1.03.2007
Театр начинается с Пушкина, Городская газета для жителей Пскова, 14.02.2007
Хлестаков и Чонкин встретятся в Новосибирске, Светлана Сучкова, Ведомости Новосибирского областного совета депутатов, 2.02.2007
Русская песня, Анастасия Ефремова, Иные берега, 1.02.2007
Режиссер из Черноморска, Юлия Ларина, Огонек, 15.01.2007
Записки на полях трех программок, Наталья Сажина, Империя света, 10.01.2007
Маяковский, любовь и немного пустоты, Григорий Аросев, Страстной бульвар, 1.01.2007
Вне грамматики, Наталья Казьмина, Театр, № 1, 2007, 01.2007
«Домашний» театр Владимира Полякова, Марк Захаров, Из книги Марка Захарова «Театр без вранья». М. , Актерская книга, 2007, 2007

2006

О сущности любви, Вера Павлова, TimeOut Москва, 11.12.2006
Не виноватая я, он сам пришел!, Наталия Каминская, Газета Культура, 6.12.2006
«Лиловый дым», Анна Баскакова, Агентство Еврейских Новостей, 4.12.2006
Актриса ушла под аплодисменты навсегда, Юлия Таратута, Коммерсант, 1.12.2006
Ей шло это имя — Любовь, Иосиф Райхельгауз, Московские новости, 1.12.2006
«Я жить хочу!», Ян Смирницкий, Московский Комсомолец, 1.12.2006
Наедине с Богом, Татьяна Хорошилова, Российская газета, 1.12.2006
Последнее танго, Татьяна Хорошилова, Российская газета, 1.12.2006
Ушла Любовь Полищук, Лариса Малюкова, Новая газета, 30.11.2006
Идеальная женщина, Валерий Кичин, Российская газета, 29.11.2006
Ее называли каскадером в юбке, Михаил Антонов, Сергей Бирюков, Любовь Лебедина, Труд, 29.11.2006
Она боролась до последнего, Вера Щирова, Новые известия, 29.11.2006
Умерла Любовь Полищук, Екатерина Барабаш, Независимая газета, 29.11.2006
Умерла Любовь Полищук, Отдел культуры, Время новостей, 29.11.2006
Прекрасная клоунесса, Алла Шендерова, Коммерсант, 29.11.2006
Любовь Полищук скончалась от тяжелой болезни, Тамара Калинина, Утро.ру, 28.11.2006
Умерла Любовь Полищук, Юлия Грохлина, Взгляд (vz.ru), 28.11.2006
Памяти Любови Полищук, Любовь Чижова, Радио «Свобода», 28.11.2006
Актриса, умевшая хулиганить, Артем Костин, Известия, 28.11.2006
Несоветское лицо, Юлия Штутина, Лента.ру, 28.11.2006
Переборщили с любовью, Евгения Шмелева, Новые известия, 28.11.2006
Увидеть Рому и умереть!, Евгения Ульченко, Аргументы и время, 22.11.2006
Половой вопрос всегда ребром, Константин Рылёв, Новая газета, 20.11.2006
«Маяковского я хотел ставить всю жизнь», Ирина Волкова, Газета Культура, 16.11.2006
В области сердца, Елена Сизенко, Итоги, 13.11.2006
Счастливый случай Веры Глаголевой, Елена Владимирова, Русский курьер, 13.11.2006
Михаил ЛЕВИТИН в эфире Радио «Культура», Марина Багдасарян, Радио Культура, рубрика ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА, 10.11.2006
Владимир Владимирович и черный пиар, Юлия Черникова, Утро.Ру, 9.11.2006
Маяковский как стиль любви: премьера театра «Эрмитаж», Анастасия Томская, Газета «Труд», 7.11.2006
Из Интернета — О спектакле по Маяковскому, Интернет, живые журналы, сайт театра, 31.10.2006
О сущности любви, Weekend.ru, 29.10.2006
Человеческая трагедия непонимания, Алла Зусман, Для сайта театра «Эрмитаж», 27.10.2006
Маяковский возвращается на театральные подмостки, Марина Перелешина, Радио МАЯК FM, 26.10.2006
Маяковский возвращается на театральные подмостки, Марина Перелешина, МАЯК FM «Культурный ответ», 26.10.2006
Сегодня на «Худсовете», Телеканал Культура, 24.10.2006
Маяковского я хотел ставить всю жизнь..., Михаил Левитин, Специально для сайта театра Эрмитаж, 1.10.2006
Маяковский, Гофман, Ким..., Анна Гордеева, Время новостей, 16.08.2006
Ольга Левитина: «Дело актера — быть хорошим инструментом», Павел Подкладов, Газета «Культура», 2.08.2006
Сплошное неприличие Михаила Левитина, Светлана Аксенова-Штейнгруд, Балтийские сезоны, 2006, № 15, 1.08.2006
Автограф Давида Боровского, Ольга Астахова, Полит. ру, 11.04.2006
Памяти Давида Боровского, Григорий Заславский, Независимая газета, 10.04.2006
На смерть Давида Боровского, Александр Соколянский, Время новостей, 10.04.2006
Умер самый сценный художник, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 8.04.2006
Молчаливое свидетельство, Елена Груева, Ваш досуг, 7.04.2006
Памяти Давида Боровского, Павел Руднев, Взгляд, 7.04.2006
Молчание принцесс, Итоги, 27.03.2006
Молчи — сойдешь за идиотку, Леонид Гвоздев, Московская правда, 24.03.2006
Офелия гибла и ела, Глеб Ситковский, Газета, 24.03.2006
В одном дворовом королевстве, Александра Машукова, Ведомости, 23.03.2006
Выйти замуж по-королевски, Арина Миронова, Ваш досуг, 10.03.2006
Богоискатель между печкой о шкафом, Елена Дьякова, Новая газета, 20.02.2006
Гроссман с нами, Александр Рапопорт, Лехаим, 1.02.2006
ЧЧЧума на оба ваши века, Наталия Каминская, Газета Культура, 11.01.2006
«Координатор»: впечатления зрителя, Сергеев Николай, fatal_exception's blog, 3.01.2006
«Мы ничего не ищем, но зато многое находим. ..», Вера Калмыкова, Всемирные Одесские новости № 1, 1.01.2006

2005

100 лет назад родился Даниил Хармс, Гуля Балтаева, Телеканал Россия, 30.12.2005
Изверг, Валерий Семеновский, Театр, 30.12.2005
…Не совсем один, Ирина Скуридина, Театр, 30.12.2005
Остров Левитина, Ирина Скуридина, Театр, 30.12.2005
Левитин Михаил на «Худсовете», Нара Ширалиева, Телеканал Культура, 27.12.2005
Хочу только веселья, Александра Лаврова, Российская газета, 27.12.2005
Человек на все времена, Виктория Лепко, Сайт театра, 27.12.2005
К юбилею Михаила Левитина, Павел Подкладов, Радио «Свобода», 22.12.2005
Жизнь без единой купюры, газета Еврейское слово, 21.12.2005
Веселиться и пить вино, Радио Маяк, 19.12.2005
Преодоление чумы, Наталья Николаева, Литературная Россия, 16.12.2005
Хармс строже Введенского, Кирилл Решетников, газета Газета, 16.12.2005
Театр во время чумы, Алена Данилова, Взгляд.ру, 12.12.2005
Книга с золотым обрезом, Анастасия Томская, Театральные новые известия, 6.12.2005
Посланные на…, Лев Аннинский, Газета Культура, 30.11.2005
Пир во время ЧЧЧумы. Фрагменты, Анна Гордеева, Таймаут, 21.11.2005
Домашние игры призраков, Анна Гордеева, Время Новостей, 18.11.2005
Зарекайся от чумы, Марина Давыдова, Время новостей, 18.11.2005
Чччума в Каретном Ряду, Игорь Шевелев, Российская газета, 16.11.2005
Кто он, «координатор»?.., газета «Москвичка», 3.11.2005
«Когда одна строка из фельетона была страшнее сотен папирос…», Александр Каневский, Газета «Культура», 2005, № 41 (7500) 20-26 октября, 20.10.2005
Я очень люблю, чтобы меня удивили, Алехандра Гутьеррес, Ирина Волкова, 12.10.2005
«Эрмитаж» жив!, Гордон Марина, «Алеф», 29.09.2005
Письма из Америки. Дорога в Эквадор, Петр Кудряшов, Интернет-письма, 22.09.2005
Письма из Америки 2, Петр Кудряшов, Интернет переписка, 18.09.2005
Письма из Америки, Петр Кудряшов, Интернет переписка, 14.09.2005
Открытие сезона театра «Эрмитаж», Телеканал «Культура», 10.08.2005
Профессия — композитор, Марина Воинова, журнал «Трибуна современной музыки», 1.08.2005
Михаил Левитин Я — одессит, Михаил Левитин, Ирина Волкова, журнал Октябрь, 1.08.2005
Деликатный театр. Жизнь и судьба, Наталья Казьмина, Газета «Дом Актера», 1.06.2005
Смотреть в глаза невыносимо, Григорий Заславский, Независимая газета, 27.05.2005
Звук лопнувшей струны, Алена Данилова, газета Культура, 26.05.2005
«Мои необычные странные личности», Михаил Левитин, Интернет-портал Культура, 25.05.2005
По мотивам Василия Гроссмана, Анна Татаринова, Интернет Агентство Культурной информации, 19.05.2005
На выдохе, Итоги, 17.05.2005
А может, «заигрались»?, Любовь Лебедина, Труд, 11.05.2005
Я - Гомбрович!, Портал «Музеи России» — Новости музеев, 23.03.2005
Михаил ЛЕВИТИН в эфире Радио «Культура», Радио Культура — «Действующие лица», 18.03.2005
Михаил Левитин в эфире Радио «Культура», Марина Багдасарян, Радио Культура, 15.02.2005
В студии Михаил Левитин, Радиостанция Свобода, 13.02.2005
Театр начинается с недвижимости, Елена Дьякова, Новая газета, 7.02.2005
«Изверг» ошеломил Псков!, Псковская Лента Новостей, 7.02.2005
Театральная рулетка, Новая газета, 3.02.2005
«Мы тебя пришьем!», Дмитрий Савостин, Вечерняя Москва, 3.02.2005

2004

Кто такой Гомбрович?, Чеслав Милош, «Иностранная литература» 2004, № 12, 12.2004
Витольд Гомбрович. «Дневник 1957-1961», Пьер Паоло Пазолини, «Иностранная литература» 2004, № 12, 12.2004
Октябрьские тезисы, Юлия Рахаева, Вечерняя Москва, 3.11.2004
Какого рода буква «ю»?, Полина Бардина, Досуг и развлечения, 11.2004
К столетию со дня рождения Витольда Гомбровича, Борис Дубин, «Новая Польша», 11-2004, 11.2004
Остров полифонического отпада, Татьяна Бек, НГ Экслибрис, 28.10.2004
Михаил Левитин в прямом эфире радиостанции «Эхо Москвы», Ксения Ларина, Радиостанция «Эхо Москвы», передача «Дифирамб», 9.10.2004
Щенячий воcторг, Алла Астахова, Время новостей, 5.10.2004
Гимн идиотизму, или Поминки по сатире, Григорий Заславский, «Театральное дело Григория Заславского», 13.05.2004
В шоу только мальчики, Марина Райкина, «Московский комсомолец», 23.04.2004
Испытание поэзии Полетикой, Лев Аннинский, «Культура», 4.03.2004
Анекдот навыворот или «Изверг» в «Эрмитаже», Вера Калмыкова, Театральный курьер, 1.02.2004
Быть знаменитой некрасиво, Наталия Каминская, «Культура», 22.01.2004
В Эрмитаже пьют вино и спасают красоток, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 6.01.2004
Драматургические игры режиссера Михаила Левитина, Геннадий Демин, Театральная жизнь, 2004, № 3, С. 55-56, 2004

2003

Человек-театр в собственной прозе, Игорь Шевелев, НГ-Экслибрис, 30.10.2003
Золотой горн предательства, Алексей Зверев, Газета Культура, 4.06.2003
Рабы Азефа, Наталья Казьмина, Газета «Дом Актера», 1.06.2003
Мелкий бес и его двойник, Елена Дьякова, Новая газета, 19.05.2003
Есть несколько Любшиных, Артур Соломонов, Газета, 7.04.2003
Вечный Каин, Алексей Филиппов, «Известия», 6.04.2003
Михаил Левитин. Мотивчик, Наталья Казьмина, Театр, 04.2003
Азеф в «Эрмитаже», Наталья Уварова, Независимая газета, 28.03.2003
Интервью с Наталией Мордкович, Журнал «Большой Вашингтон», 1.03.2003
Дантес и другие, Игорь Шевелев, god.dvoinik.ru, 2003
Письмо Солопову, Виктор Гвоздицкий, Театральная жизнь, 2003, № 6, С. 49-51, 2003

2002

На рандеву с Азефом, Игорь Шевелев, Время МН, 21.12.2002
Ставки больше, чем жизнь, С. Овчинникова, «Культура », № 49, 5.12.2002
Пощечины достались зрителям, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 5.11.2002
Настоящий Гвоздицкий, Григорий Заславский, Независимая газета, 5.11.2002
Тот и другие, Александр Соколянский, Время Новостей, 5.11.2002
Закрытый актер Виктор Гвоздицкий, Алена Карась, Ваш досуг, 22.10.2002
В театре надо быть смиренным…, Александр Строганов, Век, 18.10.2002
Эпизоды из жизни актера Гвоздицкого, Алла Михалёва, Литературная газета, 9.10.2002
Браво, Гвоздицкий, браво!, Екатерина Васильева, Газета, 30.09.2002
Виктор Гвоздицкий: Вот это я люблю…, Артур Соломонов, Газета, 30.09.2002
Виктор Гвоздицкий: Наша профессия эфемерна, Алексей Филиппов, Известия, 24.09.2002
Артист и его двойник, Ирина Алпатова, Культура, 19.09.2002
Новый старый стиль, Григорий Заславский, Независимая газета, 10.09.2002
Интерактивные песни западных славян, Наталия Каминская, Культура, 25.04.2002
Мальчики направо, девочки налево, Алексей Филиппов, Известия, 23.04.2002
Любовь Полищук. Мечта поэта, Ирина Чичикова, Интернет портал Пассаж Одесса, 1.01.2002
Геннадию Храпункову ПОСВЯЩАЕТСЯ. .., Валерия Селиванова, Театральная жизнь, 2002, № 4, С. 20-22, 2002
Любовь Полищук, Наталья Казьмина, В книге «Звезды столичной сцены», АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2002
Актер, не принадлежный никому, Наталья Казьмина, 2002

2001

Вы - одесситы, Мишки!, Наталья Старосельская, Газета Культура, 20.12.2001
«Впечатления недели», «Общая газета» № 50, 13.12.2001
Любовь Полищук: разговор без купюр, Алла Боссарт, Вечерняя Москва, 25.07.2001
«Четыре минуты с театром», Ксения Ларина, «Эхо Москвы», 26.03.2001
Игры, в которые играют люди, Елена Павликова, ПИТЕРbook, № 3, март 2001, 03.2001
Красное и черное, или Монумент падшим ангелам, Елена Дьякова, Новая газета, 25.01.2001
Как сфотографировать Бога, Наталия Каминская, ” Культура" № 2, 18.01.2001
Николай Робертович Эрдман, Юрий Любимов, Рассказы старого трепача, 2001
Зиновий Высоковский: «Как Райкин от жены сбежал», Александр Мельман, «МК». Sem 40. Центральный Еврейский ресурс — http://www.sem40.ru, 2001

2000

Раз, два, три — что-то произошло, Марина Давыдова, Время новостей, 13.11.2000
Рассказ об одном заклинании, Алексей Филиппов, Известия, 1.11.2000
Карманные часы в портретной раме, Наталья Старосельская, газета Культура, 1.11.2000
Второй сорт смеха — лучше, Екатерина Васенина, Новая газета, 28.10.2000
«Белая овца». Возвращение Хармса в «Эрмитаж», Ксения Ларина, Эхо Москвы, 15.10.2000
Порно с изнанки, Андрей Румянцев, НГ Ex libris, 2000-10-12, 12.10.2000
Возвращение к будущему Хармсу, Независимая газета, 22.09.2000
«Зачем эти страдания» и «Давайте жить дружно!», Алена Данилова, Екатерина Варченко, Театральная жизнь, 2000, № 8, Рубрика [Наши дебютанты], С. 37-44, 2000
«Интим» в «Эрмитаже», Мария Сперанская, «МК- бульвар», № 12, 2000