Ольга Левитина: «Дело актера — быть хорошим инструментом»

Павел Подкладов, Газета «Культура», 2.08.2006
Театр вошел в плоть и кровь этой девушки с пеленок (а может быть, даже раньше). Ее «угораздило» родиться в семье талантливого режиссера Михаила Левитина и одной из лучших актрис России Ольги Остроумовой. Так что «отвертеться» от этой стези она не могла просто по определению. Казалось, что судьба одарила Ольгу не только талантом и красотой, но и удачей. Судите сами: уже на втором курсе поработать с самим Петром Фоменко, потом получить от него приглашение в театр и сыграть там несколько первоклассных ролей — это ли не редкое везение! Между тем девочка оказалась своенравной: она решила уйти из одного из лучших театров России — Мастерской Петра Фоменко — и пришла в «Эрмитаж». Но тем, кто успел полюбить актрису Ольгу ЛЕВИТИНУ, не пришлось долго изумляться этому поступку. Ее роли в «Эрмитаже» подтвердили, что Ольга — актриса редкой силы и глубины, которая может сыграть практически все: от высокой трагедии до фарса, от Достоевского до Жванецкого. В ее репертуаре — несчастная Эрендира, мучимая своей бабкой, и молчаливая обреченная Ивонна в пьесе Гомбровича, скрюченная старуха одесситка и взбалмошная и мстительная Идалия Полетика — одна из виновниц гибели Пушкина. Перечень удивительных и даже мистических перевоплощений Ольги можно было бы продолжить. Острые, яркие, «перченые» сценические краски, без сомнения, ей самой доставляют огромное наслаждение. Впрочем, это вполне объяснимо: в крови юной актрисы смешались нежность и трепетная душа ее матери и взрывной, почти пушкинский темперамент отца. Плюс ко всему — школа гениального Фоменко.

 — Оля, хотите вы или нет, но отвертеться от вопроса об актерской династии не получится. Наверное, ваши знаменитые родители, знающие, что такое театр, старались оградить дочь от этой «заразы»?

 — Думаю, они не очень хотели видеть меня актрисой. Но не махали руками и не говорили: «Оборони Господь!» Они надеялись, что я стану переводчиком. Я старалась, учила язык, даже съездила на год в Америку и теперь английский знаю… нормально.

 — То есть, если позовут сниматься в Голливуд, проблем не будет?

 — Ну еще немного поупражняюсь, акцент все же есть.

 — Однако вы все же оказались ребенком самостоятельным и вместо Иняза поступили в ГИТИС?

 — Да, там экзамены были раньше, чем во всех других вузах, и в Иняз поступать уже не пришлось. Кстати, то, что я поступила на курс Петра Наумовича Фоменко, полностью искупило в глазах родителей мою «вину» за измену Инязу.

 — Вы ведь очень рано столкнулись в работе с Петром Наумовичем?

 — Да, мне удивительно повезло. У нас был актерско-режиссерский курс. Петр Наумович решил преподать нашим молодым режиссерам азы профессии на практике и уже на втором курсе поставил для них чеховскую «Свадьбу». Я училась в актерской группе, но мне повезло, что среди режиссеров не хватило женщин и на роль невесты Фоменко взял меня.

 — Не было ли после ГИТИСа дилеммы: куда идти — в «Эрмитаж» или в Мастерскую?

 — У меня был комплекс: я боялась оказаться под крылышком папы. Поэтому была счастлива, когда Петр Наумович после окончания института взял меня к себе. Это была большая честь для меня, потому что, несмотря на то, что мы все обожали Петра Наумовича и чувствовали его взаимное расположение, никто не был уверен, что его возьмут в Мастерскую. Первый опыт работы с Петром Наумовичем был очень поучительным. Он меня «расслабил» и научил смелости. Я с детства была влюблена в папину режиссуру, а в ГИТИСе влюбилась в режиссуру Петра Наумовича. Мне кажется, что они одинаково мыслят. Они понимают и обожают друг друга.

 — Критики очень хвалили вас в «Свадьбе».

 — Это все Петр Наумович задумал: у него получился настоящий балет. Я всю роль играла на пуантах. Фоменко мне сделал огромную грудь: моя невеста прыгала, носилась и ко всему прочему хотела всех примирить.

 — Как оценил ваши первые успехи Михаил Захарович?

 — Когда я после «Свадьбы» подошла к папе и спросила, не разочарован ли он мной, ответ был такой: «Я тобою горд».

 — Такое, наверное, бывает нечасто? Михаил Захарович, как мне показалось, — человек очень жесткий и принципиальный.

 — Да, он никогда не покривит душой, даже если замешаны родственные связи. Бывает, что он меня ругает.

 — Ну, думаю, за Купавину в «Волках и овцах» в Мастерской Фоменко он вас не ругал?

 — Извините, что хвастаюсь, но он сказал: «Я тобой очарован».

 — А мама критикует вас?

 — Иногда делает замечания. Нет, скорее — дает советы. Она, несмотря на свою мягкость, может быть жесткой и строгой. Справедливость для нее — превыше всего.

 — Вы, пожалуй, единственная, кто ушел от Мастера по собственной воле. Я задавал прямой вопрос Михаилу Захаровичу: «Переманили дочь?» Он ответил: «Нет, сама пришла». Давайте как на духу: как же все произошло?

 — На самом деле все было очень просто. В Театре «Эрмитаж» забеременела актриса, и папа попросил меня ввестись на ее роль. Таким образом я проникла в творческий коллектив театра, еще работая в Мастерской. Потом произошло еще одно событие: актриса, игравшая главную роль в спектакле «Нищий, или Смерть Занда», уехала в Испанию. И после того, как папа увидел меня в «Волках и овцах», он предложил мне сыграть эту роль. Я согласилась. При этом вовсе не собиралась уходить от Петра Наумовича. Но потом поняла, что работу у таких огромных режиссеров невозможно совмещать. Надо «отдаваться» полностью кому-то одному. К тому же было сложно физически: и Петр Наумович с трудом терпел мои отлучки, и в «Эрмитаже» из-за меня срывались спектакли.

 — Театральный народ поговаривал: дескать, у Левитиной в Мастерской перспектив не было, там — четыре роскошные актрисы, которые определяют все в этом театре. И что таких ролей, как в «Эрмитаже», у Фоменко ей никогда бы не получить.

 — Я никогда не чувствовала себя обделенной в Мастерской. У Петра Наумовича ролей всегда хватает на всех, он не берет в театр «балласт». Я ему бесконечно благодарна за то, что сыграла там.

 — Как думаете: у него сейчас нет чувства ревности?

 — Думаю, нет. Он ходит на все мои спектакли: хвалит, критикует. Я продолжаю оставаться его ученицей. И конечно, — Михаила Захаровича. Все же - пять лет уже в его театре! Повторяю: они похожи. У обоих — совершенно небытовой, острейший театр. Оба любят вытащить из человека что-то такое… необыкновенное. Оба они — неуемные, очень темпераментные. Они потрясающе ведут репетиции, ни один актер не в состоянии повторить то, как они показывают.

 — Как приняли вас актеры «Эрмитажа»? Не считают ли они вас «папенькиной дочкой»?

 — Никогда не замечала этого, поверьте! Я пришла к этой труппе с открытой душой. Я их всех очень любила, и мне казалось, что они приняли меня очень дружелюбно. Мало того, у них даже была присказка: «Он меня сегодня ругал, почти как Олю».

 — Как вы думаете, что отличает театр Михаила Левитина от многих других?

 — Он тяготеет к очень хорошей и даже великой литературе, никогда не возьмет ширпотреб. Он всегда старается выявить то, что написано у автора, проникнуть в его суть. Ничего лишнего, ничего от себя! Я абсолютно не согласна с тем, что он «переворачивает произведение с ног на голову», как иногда говорят. Может быть, иногда что-то недоделывают актеры. Ведь когда не выполняешь такую сложнейшую задачу, зритель может чего-то не понять.

 — «Эрмитаж» — не из тех театров, которые называют аншлаговыми, суперпопулярными. Такими, как Мастерская Фоменко. Как вы думаете, в чем причина?

 — Думаю, что причина — не в творчестве. Дело в том, что до последнего времени в нашем театре никто толком не занимался административными проблемами. Даже билеты никто не распространял. Сейчас все налаживается, слава богу, зритель есть. И думаю, для людей, искренне любящих театр, наши спектакли очень интересны. Но, конечно, не для тех, которые смотрят смехопанорамы. А если говорить о Фоменко, то в свое время он тоже был не признан. Хотя, как говорит папа, спектакли были просто гениальные.

 — Наверное, работать с отцом гораздо труднее, чем с любым иным режиссером. А ему, в свою очередь, сложнее с дочерью, чем с другими актерами?

 — Мне несложно с ним работать, потому что, когда мы работаем, для нас нет таких понятий, как отец и дочь. За исключением тех «дочерних» черт моего характера, которые он использует для работы. А во время работы он для меня Михаил Захарович. Это — чистая правда, я отношусь к нему в эту минуту отстраненно, как к замечательному режиссеру. А он ко мне — как к актрисе, которая может выполнить какие-то его задания. Я иногда и в обычной жизни называю его по имени-отчеству.

 — Как он разглядел в вас таких маргинальных персонажей, как в спектаклях «Леокадия и десять бесстыдных сцен», «Изверг» или «Уроки русского»? Он это «вытащил» из вас или вам пришлось себя изрядно «ломать»?

 — В «Леокадии» — это как раз та роль, где я стала подменять актрису. И наверное, она «не моя». А роль в «Уроках русского» я очень люблю. Там персонажи рождались из одесских текстов. У меня получилась такая…«скособоченная» старуха. А пьесу «Изверг» папа написал специально для меня. Говорит, что сидел дома и думал, почему это его дочь все время играет только положительных персонажей! И решил, что надо написать для меня хорошую отрицательную роль.

 — Наверное, сыграть такую судьбу, как у Полетики, не пережив хотя бы частичку подобного, очень сложно? Или здесь важна прежде всего актерская фантазия?

 — Мне помогла сыграть эту роль прежде всего огромная любовь к Пушкину, которая была еще с детства. А с другой стороны, я понимала этот характер: мне знакомы жуткие и смешные его проявления. И папа, наверное, подметил их и в моем характере, когда писал пьесу. Но сначала мне было трудно, потому что я понимала ее глубокую отрицательность: это — женщина, которая творит зло. Мало того, она никогда не раскаивается в этом. И сначала я немного «пережимала», выносила на сцену свое отношение к этой страшной женщине. Пришел Петр Наумович и сказал: «С леди Макбет все в порядке. Теперь надо найти моменты, где она счастлива».

 — Но при всей ненависти к реальной Идалии Полетике в вашем исполнении ее все же немножечко жалко.

 — Она — страдающий персонаж. В папиной версии она ведь очень любила Пушкина и считала себя его другом. И была поражена, что он поступил с ней как с последней девкой: залез ей под юбку! Была задета женская гордость.

 — Роль Полетики, как и многие другие, богата текстом. А в последней премьере — в «Ивонне, принцессе Бургундской» в постановке Алексея Левинского — текст практически отсутствует. Это интересно: роль без текста?

 — Да, конечно! Я очень благодарна Алексею Александровичу за эту роль. Это — восторг и счастье! Кстати, и Михаил Захарович тоже просто влюблен в этот спектакль. И в мою роль, в частности. Мне вообще невероятно везет на режиссеров: Фоменко, Левитин, Левинский — очень разные художники, но настоящие, имеющие самое непосредственное отношение к этой профессии, к театру. Большие режиссеры делают все сами, а дело актера — их услышать, быть хорошим инструментом.

 — И вы всегда полностью им доверяете?

 — Да, я слепо им доверяю. Иногда, конечно, возникает раздражение. Но только на себя, когда что-то не получается.

 — Не бывает ли так, что после репетиции вы говорите: «Папа, ты был не прав, я хочу сделать иначе!»

 — Никогда! Это невозможно. Наоборот, я говорю: «Папа, извини, что я была такая тупая и не смогла понять, что ты говорил».

 — Бывает ли, что, работая с этими замечательными режиссерами, вы открываете в себе что-то ранее неведомое?

 — Да, конечно! Например, я не предполагала, что могу так долго молчать на сцене. Но благодаря Левинскому обнаружила, что могу. Я ходила на спектакли Алексея Александровича в Театр ОКОЛО, где он играет как актер. И видела, насколько он сконцентрирован, сосредоточен и не позволяет себе отвлекаться от действия во время спектакля. Мне же иногда мешала рассеянность. Я училась у Левинского актерской воле. Ведь как говорит Михаил Захарович: «Главное в профессии актера — это воля»!

Другие ссылки

2009

Уход как освобождение, Наталья Старосельская, Газета «Культура», № 50 (7713) 24 декабря 2009 — 13 января, 24.12.2009
Театр вспоминается как шум дождя, Ольга Романцова, «Газета», № 241, 22.12.2009
О нерасслышанном, Анна Гордеева, «Время новостей», № 226, 8.12.2009
The Secrets of a Director Unfold in 'Counselor', John Freedman, The Moscow Times, 3.12.2009
Михаил Левитин: «Женщины понимают легче», Анастасия Томская, Театрал, 1.12.2009
Михаил Левитин — писатель и режиссер, Телеканал «Культура»: Новости культуры, 2.10.2009
Театры России. Московский Эрмитаж, Элла Карахан, Голос России, 1.10.2009
«Скучная история» Театра «Эрмитаж». Михаил Левитин, Наталья Казьмина, Театральная афиша, 10.2009
Режиссер о режиссере, Варвара Вязовкина, Время новостей № 164, 9.09.2009
Александр Таиров в книге Михаила Левитина, Марина Тимашева, Радио Свобода, 3.09.2009
Левитин о Таирове, Марина Тимашева, Радио Свобода, 3.09.2009
Там чудеса!, Анастасия Ефремова, «Страстной бульвар», 1.09.2009
Капнист Капнисту рознь, Вера Копылова, «Московский Комсомолец», 1.09.2009
Про Таирова, про меня и про Мишу, Кама Гинкас, Рукопись, 09.2009
ГЕННАДИЙ ХРАПУНКОВ: Труднее воздуха ничего нет…, Вера Калмыкова, Газета «Культура», 2009, № 32 (7695) 20-26 августа, 20.08.2009
«Таиров» — новая книга Михаила Левитина, Телеканал «Культура»: Новости культуры, 4.08.2009
Книга сезона: «Таиров» Михаила Левитина в серии «ЖЗЛ», Павел Руднев, Частный корреспондент, 08.2009
Абсурд Карцева, Радио Свобода, 20.05.2009
Исторический анекдот с намеком, Любовь Лебедина, Трибуна, 14.05.2009
Unexpected 'Kapnist Round Trip' Is Pure Levitin, Джон Фридман, The Moscow Times, 7.05.2009
Драматургов — за Урал!, Светлана Хохрякова, Культура, № 21, 4.05.2009
Туда Капнист. А обратно?, Марина Токарева, Новая газета, 10.04.2009
Капнист туда и обратно, Елена Груева, Time Out Москва, 10.04.2009
Обратно «Эрмитаж», Мария Седых, Итоги № 14, 23.03.2009
Спектакль «Капнист туда и обратно», ТВ Канал Культура, 21.03.2009
«…но живого, а не мумию…», Вера Калмыкова, Для сайта театра Эрмитаж, 6.02.2009
Михаил ЛЕВИТИН: «Я занят только детством», Анна Горбашова, Профиль, № 3 (606), 2.02.2009

2008

Маяковский как образец фальсификации, Алексей Семенов, Городская газета. Псков. № 51 (231). 16-22.12.2008, 16.12.2008
Большие против маленьких, Александра Машукова, Ведомости № 42, 14.11.2008
Спят усталые игрушки, Анастасия Томская, Новые известия, 15.10.2008
Бедная родственница таланта, Наталия Каминская, Культура, 9.10.2008
Почему имя Николая Эрдмана вычеркнули из титров «Веселых ребят»?, Юрий Москаленко, Школа жизни: www.shkolazhizni.ru, 10.08.2008
Заявление об уходе, Валерий Семеновский, журнал «Театр» № 31, 05.2008
Чужой театр, Владимир Новиков, Из книги В. Новикова «Высоцкий». М. , Молодая гвардия (серия ЖЗЛ), 2008., 2008

2007

Навалился гегемон на одиночку, Наталия Каминская, Культура, 20.12.2007
Подмоченная Одесса, Алла Шендерова, Коммерсант, 12.12.2007
Лодки на приколе, Григорий Заславский, НГ, 10.12.2007
Как нарисовать птицу, Наталья Казьмина, Планета Красота, 1.12.2007
Его жизнь была полна отваги, Лев Додин, Виктор Гвоздицкий, Культура, 4.10.2007
В театре «Эрмитаж» открывается новый сезон, Павел Шейнин, Канал Культура — Новости культуры, 4.09.2007
С Гоголем на дружеской ноге, Дмитрий Морозов, Газета Культура, 23.08.2007
Красные табуреты на черной сцене, Александр Рапопорт, www.moscor.ru, 1.08.2007
Артист Роман Карцев: «Время шариковых не пройдет никогда», Веста Боровикова, Новые известия, 27.07.2007
Колесом по Гоголю, Коммерсант, 14.07.2007
К нам едет «Ревизор» и? поёт, Ася Шумилова, Вечерний Новосибирск, 12.07.2007
В Большом вспыхнет «Пламя Парижа», Мария Бабалова, Известия, 4.07.2007
Гоголь бы одобрил, Степан Звездин, Известия, 29.06.2007
Владимир Дашкевич: «Большой оперный футбол», Сергей Самойленко, Континент Сибирь, 29.06.2007
Достоевский. И немножко нервно, Юлия Позднякова, Культура Сибири, 18.06.2007
Театр «Эрмитаж». Пам-па-пам. Хармс! Чармс! Шардам!, Юлия Позднякова, Культура Сибири, 14.06.2007
Театр «Эрмитаж». ЭТО было!, Елена Меркурьева, Культура Сибири, 13.06.2007
Театр «Эрмитаж». Утренние мысли о ЧЧЧуме, Алена Аксенова, Культура Сибири, 9.06.2007
Театр, ОБЭРИУваемый страстями, Ведомости Новосибирского областного совета депутатов, 8.06.2007
Передвижной «Эрмитаж», Сергей Самойленко, Континент Сибирь, 8.06.2007
Маленькие радости, Ирина Алпатова, Культура, 7.06.2007
«Коллекционный» авангард «Эрмитажа», Вечерний Новосибирск, 6.06.2007
Театр как его двойник, Марина Токарева, Московские новости, 25.05.2007
Последнее слово, Елена Губайдуллина, Независимая газета, 23.05.2007
Памяти Виктора Гвоздицкого, Григорий Заславский, Независимая газета, 23.05.2007
Умер Виктор Гвоздицкий, Алена Солнцева, Время новостей, 22.05.2007
Артист-парадоксалист, Роман Должанский, Коммерсант, 22.05.2007
Играл как дышал, Ирина Корнеева, Российская газета, 22.05.2007
Умер Виктор Гвоздицкий, Марина Райкина, Московский комсомолец, 22.05.2007
Невосполнимый Парадоксалист, Глеб Ситковский, Газета, 22.05.2007
Умер Виктор Гвоздицкий, Вечерняя Москва, 20.05.2007
Уединенье с «Эрмитажем», Ведомости Новосибирского областного совета депутатов, 18.05.2007
ОБЭРИУ XXI века, Рина Каганова, Культура Сибири, 1.05.2007
Ночной полет с Андреем Максимовым, Андрей Максимов, ТВ Ночной полет, 29.04.2007
Лови момент, Александра Машукова, Газета Культура № 16, 26.04.2007
К юбилею спектакля «Хармс! Чармс» Шардам", Александр Плетнев, Радио Свобода. Российский час, 19.04.2007
Летят по небу шарики…, Юрий Луговской, Жуковские вести, 18.04.2007
«Тесней наш верный круг составим. ..», Евгения Тропп, Газета Экран и сцена, 1.03.2007
Театр начинается с Пушкина, Городская газета для жителей Пскова, 14.02.2007
Хлестаков и Чонкин встретятся в Новосибирске, Светлана Сучкова, Ведомости Новосибирского областного совета депутатов, 2.02.2007
Русская песня, Анастасия Ефремова, Иные берега, 1.02.2007
Режиссер из Черноморска, Юлия Ларина, Огонек, 15.01.2007
Записки на полях трех программок, Наталья Сажина, Империя света, 10.01.2007
Маяковский, любовь и немного пустоты, Григорий Аросев, Страстной бульвар, 1.01.2007
Вне грамматики, Наталья Казьмина, Театр, № 1, 2007, 01.2007
«Домашний» театр Владимира Полякова, Марк Захаров, Из книги Марка Захарова «Театр без вранья». М. , Актерская книга, 2007, 2007

2006

О сущности любви, Вера Павлова, TimeOut Москва, 11.12.2006
Не виноватая я, он сам пришел!, Наталия Каминская, Газета Культура, 6.12.2006
«Лиловый дым», Анна Баскакова, Агентство Еврейских Новостей, 4.12.2006
Актриса ушла под аплодисменты навсегда, Юлия Таратута, Коммерсант, 1.12.2006
Ей шло это имя — Любовь, Иосиф Райхельгауз, Московские новости, 1.12.2006
«Я жить хочу!», Ян Смирницкий, Московский Комсомолец, 1.12.2006
Наедине с Богом, Татьяна Хорошилова, Российская газета, 1.12.2006
Последнее танго, Татьяна Хорошилова, Российская газета, 1.12.2006
Ушла Любовь Полищук, Лариса Малюкова, Новая газета, 30.11.2006
Идеальная женщина, Валерий Кичин, Российская газета, 29.11.2006
Ее называли каскадером в юбке, Михаил Антонов, Сергей Бирюков, Любовь Лебедина, Труд, 29.11.2006
Она боролась до последнего, Вера Щирова, Новые известия, 29.11.2006
Умерла Любовь Полищук, Екатерина Барабаш, Независимая газета, 29.11.2006
Умерла Любовь Полищук, Отдел культуры, Время новостей, 29.11.2006
Прекрасная клоунесса, Алла Шендерова, Коммерсант, 29.11.2006
Любовь Полищук скончалась от тяжелой болезни, Тамара Калинина, Утро.ру, 28.11.2006
Умерла Любовь Полищук, Юлия Грохлина, Взгляд (vz.ru), 28.11.2006
Памяти Любови Полищук, Любовь Чижова, Радио «Свобода», 28.11.2006
Актриса, умевшая хулиганить, Артем Костин, Известия, 28.11.2006
Несоветское лицо, Юлия Штутина, Лента.ру, 28.11.2006
Переборщили с любовью, Евгения Шмелева, Новые известия, 28.11.2006
Увидеть Рому и умереть!, Евгения Ульченко, Аргументы и время, 22.11.2006
Половой вопрос всегда ребром, Константин Рылёв, Новая газета, 20.11.2006
«Маяковского я хотел ставить всю жизнь», Ирина Волкова, Газета Культура, 16.11.2006
В области сердца, Елена Сизенко, Итоги, 13.11.2006
Счастливый случай Веры Глаголевой, Елена Владимирова, Русский курьер, 13.11.2006
Михаил ЛЕВИТИН в эфире Радио «Культура», Марина Багдасарян, Радио Культура, рубрика ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА, 10.11.2006
Владимир Владимирович и черный пиар, Юлия Черникова, Утро.Ру, 9.11.2006
Маяковский как стиль любви: премьера театра «Эрмитаж», Анастасия Томская, Газета «Труд», 7.11.2006
Из Интернета — О спектакле по Маяковскому, Интернет, живые журналы, сайт театра, 31.10.2006
О сущности любви, Weekend.ru, 29.10.2006
Человеческая трагедия непонимания, Алла Зусман, Для сайта театра «Эрмитаж», 27.10.2006
Маяковский возвращается на театральные подмостки, Марина Перелешина, Радио МАЯК FM, 26.10.2006
Маяковский возвращается на театральные подмостки, Марина Перелешина, МАЯК FM «Культурный ответ», 26.10.2006
Сегодня на «Худсовете», Телеканал Культура, 24.10.2006
Маяковского я хотел ставить всю жизнь..., Михаил Левитин, Специально для сайта театра Эрмитаж, 1.10.2006
Маяковский, Гофман, Ким..., Анна Гордеева, Время новостей, 16.08.2006
Ольга Левитина: «Дело актера — быть хорошим инструментом», Павел Подкладов, Газета «Культура», 2.08.2006
Сплошное неприличие Михаила Левитина, Светлана Аксенова-Штейнгруд, Балтийские сезоны, 2006, № 15, 1.08.2006
Автограф Давида Боровского, Ольга Астахова, Полит. ру, 11.04.2006
Памяти Давида Боровского, Григорий Заславский, Независимая газета, 10.04.2006
На смерть Давида Боровского, Александр Соколянский, Время новостей, 10.04.2006
Умер самый сценный художник, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 8.04.2006
Молчаливое свидетельство, Елена Груева, Ваш досуг, 7.04.2006
Памяти Давида Боровского, Павел Руднев, Взгляд, 7.04.2006
Молчание принцесс, Итоги, 27.03.2006
Молчи — сойдешь за идиотку, Леонид Гвоздев, Московская правда, 24.03.2006
Офелия гибла и ела, Глеб Ситковский, Газета, 24.03.2006
В одном дворовом королевстве, Александра Машукова, Ведомости, 23.03.2006
Выйти замуж по-королевски, Арина Миронова, Ваш досуг, 10.03.2006
Богоискатель между печкой о шкафом, Елена Дьякова, Новая газета, 20.02.2006
Гроссман с нами, Александр Рапопорт, Лехаим, 1.02.2006
ЧЧЧума на оба ваши века, Наталия Каминская, Газета Культура, 11.01.2006
«Координатор»: впечатления зрителя, Сергеев Николай, fatal_exception's blog, 3.01.2006
«Мы ничего не ищем, но зато многое находим. ..», Вера Калмыкова, Всемирные Одесские новости № 1, 1.01.2006

2005

100 лет назад родился Даниил Хармс, Гуля Балтаева, Телеканал Россия, 30.12.2005
Изверг, Валерий Семеновский, Театр, 30.12.2005
…Не совсем один, Ирина Скуридина, Театр, 30.12.2005
Остров Левитина, Ирина Скуридина, Театр, 30.12.2005
Левитин Михаил на «Худсовете», Нара Ширалиева, Телеканал Культура, 27.12.2005
Хочу только веселья, Александра Лаврова, Российская газета, 27.12.2005
Человек на все времена, Виктория Лепко, Сайт театра, 27.12.2005
К юбилею Михаила Левитина, Павел Подкладов, Радио «Свобода», 22.12.2005
Жизнь без единой купюры, газета Еврейское слово, 21.12.2005
Веселиться и пить вино, Радио Маяк, 19.12.2005
Преодоление чумы, Наталья Николаева, Литературная Россия, 16.12.2005
Хармс строже Введенского, Кирилл Решетников, газета Газета, 16.12.2005
Театр во время чумы, Алена Данилова, Взгляд.ру, 12.12.2005
Книга с золотым обрезом, Анастасия Томская, Театральные новые известия, 6.12.2005
Посланные на…, Лев Аннинский, Газета Культура, 30.11.2005
Пир во время ЧЧЧумы. Фрагменты, Анна Гордеева, Таймаут, 21.11.2005
Домашние игры призраков, Анна Гордеева, Время Новостей, 18.11.2005
Зарекайся от чумы, Марина Давыдова, Время новостей, 18.11.2005
Чччума в Каретном Ряду, Игорь Шевелев, Российская газета, 16.11.2005
Кто он, «координатор»?.., газета «Москвичка», 3.11.2005
«Когда одна строка из фельетона была страшнее сотен папирос…», Александр Каневский, Газета «Культура», 2005, № 41 (7500) 20-26 октября, 20.10.2005
Я очень люблю, чтобы меня удивили, Алехандра Гутьеррес, Ирина Волкова, 12.10.2005
«Эрмитаж» жив!, Гордон Марина, «Алеф», 29.09.2005
Письма из Америки. Дорога в Эквадор, Петр Кудряшов, Интернет-письма, 22.09.2005
Письма из Америки 2, Петр Кудряшов, Интернет переписка, 18.09.2005
Письма из Америки, Петр Кудряшов, Интернет переписка, 14.09.2005
Открытие сезона театра «Эрмитаж», Телеканал «Культура», 10.08.2005
Профессия — композитор, Марина Воинова, журнал «Трибуна современной музыки», 1.08.2005
Михаил Левитин Я — одессит, Михаил Левитин, Ирина Волкова, журнал Октябрь, 1.08.2005
Деликатный театр. Жизнь и судьба, Наталья Казьмина, Газета «Дом Актера», 1.06.2005
Смотреть в глаза невыносимо, Григорий Заславский, Независимая газета, 27.05.2005
Звук лопнувшей струны, Алена Данилова, газета Культура, 26.05.2005
«Мои необычные странные личности», Михаил Левитин, Интернет-портал Культура, 25.05.2005
По мотивам Василия Гроссмана, Анна Татаринова, Интернет Агентство Культурной информации, 19.05.2005
На выдохе, Итоги, 17.05.2005
А может, «заигрались»?, Любовь Лебедина, Труд, 11.05.2005
Я - Гомбрович!, Портал «Музеи России» — Новости музеев, 23.03.2005
Михаил ЛЕВИТИН в эфире Радио «Культура», Радио Культура — «Действующие лица», 18.03.2005
Михаил Левитин в эфире Радио «Культура», Марина Багдасарян, Радио Культура, 15.02.2005
В студии Михаил Левитин, Радиостанция Свобода, 13.02.2005
Театр начинается с недвижимости, Елена Дьякова, Новая газета, 7.02.2005
«Изверг» ошеломил Псков!, Псковская Лента Новостей, 7.02.2005
Театральная рулетка, Новая газета, 3.02.2005
«Мы тебя пришьем!», Дмитрий Савостин, Вечерняя Москва, 3.02.2005

2004

Кто такой Гомбрович?, Чеслав Милош, «Иностранная литература» 2004, № 12, 12.2004
Витольд Гомбрович. «Дневник 1957-1961», Пьер Паоло Пазолини, «Иностранная литература» 2004, № 12, 12.2004
Октябрьские тезисы, Юлия Рахаева, Вечерняя Москва, 3.11.2004
Какого рода буква «ю»?, Полина Бардина, Досуг и развлечения, 11.2004
К столетию со дня рождения Витольда Гомбровича, Борис Дубин, «Новая Польша», 11-2004, 11.2004
Остров полифонического отпада, Татьяна Бек, НГ Экслибрис, 28.10.2004
Михаил Левитин в прямом эфире радиостанции «Эхо Москвы», Ксения Ларина, Радиостанция «Эхо Москвы», передача «Дифирамб», 9.10.2004
Щенячий воcторг, Алла Астахова, Время новостей, 5.10.2004
Гимн идиотизму, или Поминки по сатире, Григорий Заславский, «Театральное дело Григория Заславского», 13.05.2004
В шоу только мальчики, Марина Райкина, «Московский комсомолец», 23.04.2004
Испытание поэзии Полетикой, Лев Аннинский, «Культура», 4.03.2004
Анекдот навыворот или «Изверг» в «Эрмитаже», Вера Калмыкова, Театральный курьер, 1.02.2004
Быть знаменитой некрасиво, Наталия Каминская, «Культура», 22.01.2004
В Эрмитаже пьют вино и спасают красоток, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 6.01.2004
Драматургические игры режиссера Михаила Левитина, Геннадий Демин, Театральная жизнь, 2004, № 3, С. 55-56, 2004

2003

Человек-театр в собственной прозе, Игорь Шевелев, НГ-Экслибрис, 30.10.2003
Золотой горн предательства, Алексей Зверев, Газета Культура, 4.06.2003
Рабы Азефа, Наталья Казьмина, Газета «Дом Актера», 1.06.2003
Мелкий бес и его двойник, Елена Дьякова, Новая газета, 19.05.2003
Есть несколько Любшиных, Артур Соломонов, Газета, 7.04.2003
Вечный Каин, Алексей Филиппов, «Известия», 6.04.2003
Михаил Левитин. Мотивчик, Наталья Казьмина, Театр, 04.2003
Азеф в «Эрмитаже», Наталья Уварова, Независимая газета, 28.03.2003
Интервью с Наталией Мордкович, Журнал «Большой Вашингтон», 1.03.2003
Дантес и другие, Игорь Шевелев, god.dvoinik.ru, 2003
Письмо Солопову, Виктор Гвоздицкий, Театральная жизнь, 2003, № 6, С. 49-51, 2003

2002

На рандеву с Азефом, Игорь Шевелев, Время МН, 21.12.2002
Ставки больше, чем жизнь, С. Овчинникова, «Культура », № 49, 5.12.2002
Пощечины достались зрителям, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 5.11.2002
Настоящий Гвоздицкий, Григорий Заславский, Независимая газета, 5.11.2002
Тот и другие, Александр Соколянский, Время Новостей, 5.11.2002
Закрытый актер Виктор Гвоздицкий, Алена Карась, Ваш досуг, 22.10.2002
В театре надо быть смиренным…, Александр Строганов, Век, 18.10.2002
Эпизоды из жизни актера Гвоздицкого, Алла Михалёва, Литературная газета, 9.10.2002
Браво, Гвоздицкий, браво!, Екатерина Васильева, Газета, 30.09.2002
Виктор Гвоздицкий: Вот это я люблю…, Артур Соломонов, Газета, 30.09.2002
Виктор Гвоздицкий: Наша профессия эфемерна, Алексей Филиппов, Известия, 24.09.2002
Артист и его двойник, Ирина Алпатова, Культура, 19.09.2002
Новый старый стиль, Григорий Заславский, Независимая газета, 10.09.2002
Интерактивные песни западных славян, Наталия Каминская, Культура, 25.04.2002
Мальчики направо, девочки налево, Алексей Филиппов, Известия, 23.04.2002
Любовь Полищук. Мечта поэта, Ирина Чичикова, Интернет портал Пассаж Одесса, 1.01.2002
Геннадию Храпункову ПОСВЯЩАЕТСЯ. .., Валерия Селиванова, Театральная жизнь, 2002, № 4, С. 20-22, 2002
Любовь Полищук, Наталья Казьмина, В книге «Звезды столичной сцены», АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2002
Актер, не принадлежный никому, Наталья Казьмина, 2002

2001

Вы - одесситы, Мишки!, Наталья Старосельская, Газета Культура, 20.12.2001
«Впечатления недели», «Общая газета» № 50, 13.12.2001
Любовь Полищук: разговор без купюр, Алла Боссарт, Вечерняя Москва, 25.07.2001
«Четыре минуты с театром», Ксения Ларина, «Эхо Москвы», 26.03.2001
Игры, в которые играют люди, Елена Павликова, ПИТЕРbook, № 3, март 2001, 03.2001
Красное и черное, или Монумент падшим ангелам, Елена Дьякова, Новая газета, 25.01.2001
Как сфотографировать Бога, Наталия Каминская, ” Культура" № 2, 18.01.2001
Николай Робертович Эрдман, Юрий Любимов, Рассказы старого трепача, 2001
Зиновий Высоковский: «Как Райкин от жены сбежал», Александр Мельман, «МК». Sem 40. Центральный Еврейский ресурс — http://www.sem40.ru, 2001

2000

Раз, два, три — что-то произошло, Марина Давыдова, Время новостей, 13.11.2000
Рассказ об одном заклинании, Алексей Филиппов, Известия, 1.11.2000
Карманные часы в портретной раме, Наталья Старосельская, газета Культура, 1.11.2000
Второй сорт смеха — лучше, Екатерина Васенина, Новая газета, 28.10.2000
«Белая овца». Возвращение Хармса в «Эрмитаж», Ксения Ларина, Эхо Москвы, 15.10.2000
Порно с изнанки, Андрей Румянцев, НГ Ex libris, 2000-10-12, 12.10.2000
Возвращение к будущему Хармсу, Независимая газета, 22.09.2000
«Зачем эти страдания» и «Давайте жить дружно!», Алена Данилова, Екатерина Варченко, Театральная жизнь, 2000, № 8, Рубрика [Наши дебютанты], С. 37-44, 2000
«Интим» в «Эрмитаже», Мария Сперанская, «МК- бульвар», № 12, 2000