Михаил Левитин в эфире Радио «Культура»

Действующие лица

Марина Багдасарян, Радио Культура, 15.02.2005
М. БАГДАСАРЯН — Здравствуйте, друзья мои, я с удовольствием представляю вам художественного руководителя театра «Эрмитаж» режиссера и писателя Михаила Левитина. Вы, конечно же, ждете, во всяком случае, так мне кажется, что мы будем говорить о ситуации, которая сложилась вокруг театра и вокруг сада Эрмитаж". А мы, возможно, будем говорить об этой ситуации, но не она позвала нас на встречу друг с другом, а совсем другие истории. Если у вас есть вопросы к Михаилу Захаровичу, пишите нам, он с удовольствием вам ответит. Мы же начнем с одного из самых главных событий в жизни режиссера и писателя Михаила Левитина. У него вышла новая книга. Здравствуйте, Михаил Захарович!

М. ЛЕВИТИН — Здравствуйте.

М. БАГДАСАРЯН — Итак, издательства «Текст», «Брат» и «Благодетель».

М. ЛЕВИТИН — Да, да. Это роман. Вот он был напечатан в своем варианте в журнале «Октябрь», а сейчас вышел в чудеснейшем оформлении нашего знаменитого графика Евгения Добровинского в чудесном, моем любимом издательстве «Текст». Я могу только вам рассказать, что написано сзади на этом романе. Там процитировано предисловие к одной из предыдущих моих книг «Еврейский бог в Париже» покойного, талантливейшего литературоведа Алексея Зверева, который закончил словами не скромно, но обо мне «Он нас еще не раз удивит». Вот так начинается там эта вся история. Потому что роман, в отличие от моих предыдущих книг, написан в очень спокойной эпической манере. Для тех, кто любит то, что я пишу, покажется это неожиданным, для тех. кто не любит то, что я пишу, покажется это приятным. Это достаточно разборчивый роман с точки зрения чтения. Он очень большой.

М. БАГДАСАРЯН — Что вы имеете в виду, когда говорите «разборчивый»?

М. ЛЕВИТИН — Я имею в виду, что концентрация поэтического текста тут меньше, чем в предыдущих книгах. Поэзия ушла в отношения между людьми, в какие-то характеристики этих людей. Вся общая история, она необыкновенно интересная, и она происходит в течение сорока лет?

М. БАГДАСАРЯН — Поэзия ушла в очень интимную сферу, да?

М. ЛЕВИТИН — Ну, я бы не сказал, что этот роман можно назвать в какой-то степени историческим. С 1917 года по 1945 год длится его действие, почти сорок лет. И там попытка помочь друг другу в невероятных обстоятельствах, попытка близких людей помочь друг другу. Авантюрный вполне роман и писался он в сложнейшее время. Это было лето, когда умирали один за другим мои друзья и первым Евгений Колобов, замечательный дирижер наш, потом Алеша Зверев, потом Наум Орлов, мой первый главный человек. Это было лето, когда я не имел права писать слишком легкомысленно, я бы так сказал. Я должен был писать так, как я могу. Вот роман тогда и был написан.

М. БАГДАСАРЯН — Это получилась такая проверка, да?

М. ЛЕВИТИН — Нет. Это была не проверка, понимаете, степень ответственности все-таки велика, писатель располагает временем написания книги.

М. БАГДАСАРЯН — А у вас его не было?

М. ЛЕВИТИН — А у меня не то, чтоб не было, оно было особым, это было их время. Роман не скорбный, но временами грустный, остро грустный. Ну, вот такой роман. Я его люблю.

М. БАГДАСАРЯН- А я думаю, что нам всем будет не хватать всех тех людей, которых вы назвали, и я особенно хотела бы сказать об Алексее Звереве. И эта фраза «Он нас еще не раз удивит», она очень обязывающая? Чем удивляете?

М. ЛЕВИТИН — Я вообще чувствую ответственность перед своими уже не живущими друзьями. От отца до Алеши Зверева. И перед Ритой Райт и Виктором Борисовичем Шкловским, перед всем людьми, которые в какое-то время прикоснулись ко мне и восприняли как человека театра и как человека литературы. Я пытаюсь, я пытаюсь. Я написал новую книгу. К счастью успел ее закончить до этих, так сказать, драматических событий своих. Я успел закончить новую книгу, я хотел написать очень веселую книгу, в итоге, безусловно, это приключенческий роман. Но насколько он весел я не знаю. Я его еще совершенно никому не показывал.

М. БАГДАСАРЯН — Вы скоро пишете?

М. ЛЕВИТИН — Я писал этот последний роман месяцев 9-10, для меня это большой срок, потому что я обычно пишу в так называемый свободный промежуток от театра. А здесь я писал все время, постоянно писал эту книжку. Она тоже связана со временем гражданской войны. Вообще все, что связано с 20-ми годами меня интересует значительно больше современности.

М. БАГДАСАРЯН — Почему вас уводит туда?

М. ЛЕВИТИН — Переломы меня волнуют. Настоящие переломы, настоящий хаос, там первопричина нашего поведения и там большая яркость обстоятельств, большая красота и возможность проявления человека. Я последнее время все думаю, что же за театр, которым я руковожу и что это за жизнь такая, которой я живу? И прихожу к выводу, что все-таки это роман, который я пишу. Я не понимаю, насколько серьезно мне надо относиться к этому. Это роман, роман приключенческий, роман неправдоподобно фантастический и местами крайне неприятный, но нужный. Чтоб жизнь так замешать как-то, мне помогают, иногда даже вмешиваются, силы пренеприятные.

М. БАГДАСАРЯН — Неприятные в каком смысле, что вы имеете в виду?

М. ЛЕВИТИН — Ну, просто угрожают физической расправой.

М. БАГДАСАРЯН- Это я понимаю. Об этом я, к сожалению, знаю. Вы сказали о том, что роман местами неприятный?

М. ЛЕВИТИН — Я имею в виду роман жизни. Не этот роман. Роман жизни. Конечно, конечно, разное бывает. Но я понял, что в этом весь интерес моей истории. Я думаю, что она еще резко так пишется? Чтоб учреждение вдруг стало само по себе фактом художественным, а не только то, что в его стенах происходит? Да, Марина, 150 лет этому зданию. Там все-таки первые четыре года Станиславский и Немирович работали, и Таиров, и Коонен, и первый спектакль Эйзенштейна. Там много истории, серьезной истории. Там история все-таки более менее радостная. Хотя у нас тоже на 90 процентов карнавал и радость в театре. Вы знаете, какая у нас дружная труппа и сколько лет они мне верны? И какое количество среди них талантливейших людей, которые отказали себе во многом, отказали себе в участии в некоторых произведениях, в которых я не хотел бы видеть их. 

М. БАГДАСАРЯН — А они сами к вам приходят с этим, они спрашивают вас об этом? Или вы каким-то образом вмешиваетесь, узнав, что они…

М. ЛЕВИТИН — Нет, нет, на уровне догадки. На уровне догадки — что может понравиться мне, что может не понравиться. Ну, они стараются сообщать. Я никогда не говорю — нет. Никогда, никогда, понимая их материальное положение. Знаете, когда театральную реформу затевают, то это игры с очень слабыми существами, которые получают совершенно ничтожные деньги. И не нужно, это глупость все, что касается реформы. Это какая-то чушь, нельзя людей, у которых 100 долларов, 150 долларов, которые преданы и живут фанатично и страстно, нельзя их убивать. Нельзя убивать людей верных какому-то делу.

М. БАГДАСАРЯН — Они вам зададут вопросы, а нужно ли нам такое количество театров?

М. ЛЕВИТИН — Понимаете, у нас альтернатива есть. Им нужны здания, нам нужны театры. Нам нужно спасать людей, а им нужно обогащаться. Это две позиции. Две позиции разные и я буду придерживаться только своей позиции. Надо спасать людей от наплыва черноты бесконечной, Та небольшая группа людей, которая появляется в каждом из театров — пусть она будет спасена, пусть она будет увлечена вымыслом. Сколько она может у телевизора сидеть?

М. БАГДАСАРЯН — Перейдем от дальних планов к ближним. Есть фестивали…

М. ЛЕВИТИН — Есть фестивали. Есть очень интересные гастроли и есть очень странный год. Потому что это первый год, когда я дал ставить спектакли другим режиссерам. Алексей Левинский ставит Гомбровича, пьесу «Ивонна, принцесса Бургундская» и я очень рад, что театр с ним встретился. Он абсолютно честный до аскетизма профессионал, тоже приверженец 20-х годов, он мейерхольдовец такой настоящий. Мой артист пытается сделать «Золотого теленка»…

М. БАГДАСАРЯН — Не торопитесь, не торопитесь. Сейчас подробно про всё. Как Левинский пришел, вы сами ему предложили?

М. ЛЕВИТИН — Я сам пригласил его. Объясняется это просто. Я должен был снимать фильм у Сережи Соловьева в «Круге», первый фильм в моей жизни. И больше, вероятно, никогда бы не обратился к кино, хотя что загадывать? И вот, кстати, сегодня день, когда мне ответят, не Сережа Соловьев, а другие люди — есть ли на этот фильм деньги? Они мне были обещаны. Вот, как раз сегодня день, когда мне ввечеру ответят на этот вопрос.

М. БАГДАСАРЯН- Ну, мы держим кулаки.

М. ЛЕВИТИН — Ну, вы знаете, не обязательно держать. Как ответят, так ответят. Сейчас у меня свои дела. Хотя был бы рад, конечно. И я так решил, что в этот период я буду занят очень и надо пригласить людей мне близких и приятных. В частности, вот того же Алешу. Вы знаете, я помню его с первого спектакля «Балаганчик Дона Кристобаля» и я видел еще спектакль его группы. И даже дело не в такой предельной близости художественной, а дело в близости человеческой. К моим артистам нельзя подпускать человека распущенного и не учитывающего законы этого театра. Леша, Алексей Александрович обязательно учтет законы этого театра, я в этом убежден, и научит их кое-чему, как он уже уроки биомеханики там проводит. Он будет очень полезен театру, очень полезен. И Гомбрович один из самых мне дорогих прозаиков ХХ столетия, самых дорогих. 

М. БАГДАСАРЯН — Это ваш выбор?

М. ЛЕВИТИН — Вы знаете, нет. Это мое согласие на Гомбровича. Я бы тоже ставил Гомбровича, но другую пьесу. Я бы ставил оперетку?. А затем «Золотого теленка» захотел поставить Арсений Ковальский, мой артист.

М. БАГДАСАРЯН- Ну, это не первая история. 

М. ЛЕВИТИН — Да. Ну пусть пробует он, пусть пробует. Если у него не получится, отложим на более позднее время, если получится, сделаем сейчас. Но сейчас он в заботе о деньгах, потому что он не входил в план театра и предложил спектакль внутри театра, с продюсерами и так далее и так далее. У него что-то не получается с этим пока. Мы не мешаем ему репетировать, но если не получится, то придется работу, в общем-то, отложить.
И будет еще одна работа моей бывшей однокурсницы, ныне жены посла Чили, Марии Бородиной. Прелестный режиссер, хороший очень, замечательный, любимый мной человек, она будет ставить пьесу чилийского автора, я сейчас не могу назвать его фамилию, запамятовал. Она называется «Координаторы». Это пьеса на четырех людей. Так как мы часто ездим в Латинскую Америку и для нас приход в репертуар театра латиноамериканских названий нормален, то она будет тоже репетировать скоро.
Что касается меня, то неожиданно возникла работа, которая опять же в силу этих трудностей, о которых мы стараемся сейчас не говорить, обходить? Я не в состоянии. .. Невозможно легко воплотить этот замысел. Нам комитет по культуре дал грант на военную тему, это будет спектакль о Холокосте. И я решил его сделать. Там половина спектакля Гроссмана, эта половина готова, как бы так сказать, интересная половина, а вторая половина — это должен быть фарс, написанный мною… Для этого я должен написать некую странную пьесу. Все это соединяется, но вот эта пьеса мне не дается. Не дается не потому, что я не могу ее написать. Про мирное время мог бы, а про военное, вот мое, мне очень трудно.
А потом будет Пушкин, Пушкин и Пушкин. Я надеюсь, что с Битовым буду делать большую композицию, что в конце года, если доживем, сделаю спектакль наконец-то о Пушкине.

М. БАГДАСАРЯН — Мы уже с вами сказали про Алексея Левинского, про этот его приход в театр. И, как вы говорите, он много может дать артистам, театру. А возможность дать поработать Арсению Ковальскому с таким текстом Ильфа и Петрова?

М. ЛЕВИТИН — Ну, ему трудно.

М. ЛЕВИТИН — Как вам кажется, это поддается инсценировке?

М. ЛЕВИТИН — С моей точки зрения — нет. О чем я ему неоднократно говорил. Это существует как абсолютная литература. Это говорит вам человек, который литературу ставить любит. И как мне кажется, научился ее ставить. И самые не сценичные произведения доставляют мне радость и наслаждение. Это запатентовано. Каждый человек читает по-своему. Но «Золотому теленку» невозможно найти, как мне кажется, сценический аналог. Но меня интересовал Арсений, как возможный помощник в будущем, то есть, я хотел найти помощника. Поэтому я такую работу ему и доверил, так как он, что касается его непосредственных ролей, он очень композицию чувствует. А как он выстраивает спектакль — это разные вещи. Ну, он просит меня помочь…

М. БАГДАСАРЯН- Он себе отвел роль Бендера?

М. ЛЕВИТИН — Конечно. Это как раз нормально. Что касается Бендера, он вполне мог бы его играть. Но дело не в этом, там нужен талант композиции. А он сейчас обнаруживает: есть этот талант в нем или нет этого таланта. Вот он сейчас это ищет. Мешать ему я не буду.

М. БАГДАСАРЯН — Вы никогда никому не мешаете?

М. ЛЕВИТИН — Ну, мне некому мешать.

М. БАГДАСАРЯН- Это первый такой всплеск вот в вашем актере.

М. ЛЕВИТИН — Первый год, первый год такой. Сережа Алексяк время от времени ставит такие детские спектакли. Он хороший автор, большой, красивый, чудный артист, обожающий детей. Он член Союза писателей, лауреат «Мурзилки». Это так трогательно, что появился такой человек. Кстати, он Корейко репетирует у Сени…

М. БАГДАСАРЯН- А история про чилийскую постановку? Как случилось, что вы стали так активно ездить туда, в Латинскую Америку?

М. ЛЕВИТИН — Я говорю часто, что это моя Одесса — Латинская Америка. Это моя такая огромная Одесса, в которой я родился в свое время и лишен ее, ее нет сейчас. Она — Латинская Америка. Мы - одесситы, и там они конечно есть, они есть всюду, но их там немного. Там атмосфера моя, атмосфера моего детства, чувственная, беззаботная, крикливая..

М. БАГДАСАРЯН — Бендер неслучайно туда хотел?

М. ЛЕВИТИН — Он молодец, Бендер, он абсолютно четко понимал, где надо умирать. И жить, конечно. И я всегда хотел. Я и в Африку хочу. Я хочу туда, где нога человека не ступала. Вообще хочется увидеть, где собственно я живу? И вот повезло так с театром. Театр даже получил статус от департамента Латинской Америки, так они нас полюбили. Они нам дали такой статус —театр Латинской Америки, он у нас есть. И мы ездим, не скажу от Огненной Земли, но от Уругвая и до… Осталась Мексика. Не были в Чили. Не были в Коста-Рике. Так почти всюду были. Это дивные места.

М. БАГДАСАРЯН — Тем, кто еще не понял, что театр Эрмитаж это особый театр, необходимо придти в сад Эрмитаж. Обратите внимание на то, как он не защищен внешне, у него распахнуты двери, он совсем не защищен этот театр, он ждет вас. Приходите. Он не просит придти, он просто предлагает. Приходите, полюбите его и останьтесь в нем вместе с актерам, вместе с режиссером Михаилом Левитиным и читайте книжки, потому что он не только режиссер, он еще и писатель. Спасибо, Михаил Захарович. 

М. ЛЕВИТИН — Спасибо.

М. БАГДАСАРЯН — Жизненной силы, думаю, вам хватит. 

М. ЛЕВИТИН — Да, уверен.

М. БАГДАСАРЯН- Думаю, вам хватит. Главное, чтобы решение этого вопроса не измотало просто. Чтобы оно не было затяжным таким, занудным, издевательским, чтобы было легко. Вот. Чтобы было легко. Михаил Захарович. 

М. ЛЕВИТИН — Увезу театр на Амазонку, каждому дам по сачку, и начнем там заниматься всякой живностью. Увезу всех туда и буду там с ними бродить, пока все здесь не кончится.

М. БАГДАСАРЯН- Такой суер — выер.

М. ЛЕВИТИН — Такой суер — выер.

М. БАГДАСАРЯН- Всего вам доброго.

М. ЛЕВИТИН — Спасибо. До свидания. 

Другие ссылки

2009

Уход как освобождение, Наталья Старосельская, Газета «Культура», № 50 (7713) 24 декабря 2009 — 13 января, 24.12.2009
Театр вспоминается как шум дождя, Ольга Романцова, «Газета», № 241, 22.12.2009
О нерасслышанном, Анна Гордеева, «Время новостей», № 226, 8.12.2009
The Secrets of a Director Unfold in 'Counselor', John Freedman, The Moscow Times, 3.12.2009
Михаил Левитин: «Женщины понимают легче», Анастасия Томская, Театрал, 1.12.2009
Михаил Левитин — писатель и режиссер, Телеканал «Культура»: Новости культуры, 2.10.2009
Театры России. Московский Эрмитаж, Элла Карахан, Голос России, 1.10.2009
«Скучная история» Театра «Эрмитаж». Михаил Левитин, Наталья Казьмина, Театральная афиша, 10.2009
Режиссер о режиссере, Варвара Вязовкина, Время новостей № 164, 9.09.2009
Александр Таиров в книге Михаила Левитина, Марина Тимашева, Радио Свобода, 3.09.2009
Левитин о Таирове, Марина Тимашева, Радио Свобода, 3.09.2009
Там чудеса!, Анастасия Ефремова, «Страстной бульвар», 1.09.2009
Капнист Капнисту рознь, Вера Копылова, «Московский Комсомолец», 1.09.2009
Про Таирова, про меня и про Мишу, Кама Гинкас, Рукопись, 09.2009
ГЕННАДИЙ ХРАПУНКОВ: Труднее воздуха ничего нет…, Вера Калмыкова, Газета «Культура», 2009, № 32 (7695) 20-26 августа, 20.08.2009
«Таиров» — новая книга Михаила Левитина, Телеканал «Культура»: Новости культуры, 4.08.2009
Книга сезона: «Таиров» Михаила Левитина в серии «ЖЗЛ», Павел Руднев, Частный корреспондент, 08.2009
Абсурд Карцева, Радио Свобода, 20.05.2009
Исторический анекдот с намеком, Любовь Лебедина, Трибуна, 14.05.2009
Unexpected 'Kapnist Round Trip' Is Pure Levitin, Джон Фридман, The Moscow Times, 7.05.2009
Драматургов — за Урал!, Светлана Хохрякова, Культура, № 21, 4.05.2009
Туда Капнист. А обратно?, Марина Токарева, Новая газета, 10.04.2009
Капнист туда и обратно, Елена Груева, Time Out Москва, 10.04.2009
Обратно «Эрмитаж», Мария Седых, Итоги № 14, 23.03.2009
Спектакль «Капнист туда и обратно», ТВ Канал Культура, 21.03.2009
«…но живого, а не мумию…», Вера Калмыкова, Для сайта театра Эрмитаж, 6.02.2009
Михаил ЛЕВИТИН: «Я занят только детством», Анна Горбашова, Профиль, № 3 (606), 2.02.2009

2008

Маяковский как образец фальсификации, Алексей Семенов, Городская газета. Псков. № 51 (231). 16-22.12.2008, 16.12.2008
Большие против маленьких, Александра Машукова, Ведомости № 42, 14.11.2008
Спят усталые игрушки, Анастасия Томская, Новые известия, 15.10.2008
Бедная родственница таланта, Наталия Каминская, Культура, 9.10.2008
Почему имя Николая Эрдмана вычеркнули из титров «Веселых ребят»?, Юрий Москаленко, Школа жизни: www.shkolazhizni.ru, 10.08.2008
Заявление об уходе, Валерий Семеновский, журнал «Театр» № 31, 05.2008
Чужой театр, Владимир Новиков, Из книги В. Новикова «Высоцкий». М. , Молодая гвардия (серия ЖЗЛ), 2008., 2008

2007

Навалился гегемон на одиночку, Наталия Каминская, Культура, 20.12.2007
Подмоченная Одесса, Алла Шендерова, Коммерсант, 12.12.2007
Лодки на приколе, Григорий Заславский, НГ, 10.12.2007
Как нарисовать птицу, Наталья Казьмина, Планета Красота, 1.12.2007
Его жизнь была полна отваги, Лев Додин, Виктор Гвоздицкий, Культура, 4.10.2007
В театре «Эрмитаж» открывается новый сезон, Павел Шейнин, Канал Культура — Новости культуры, 4.09.2007
С Гоголем на дружеской ноге, Дмитрий Морозов, Газета Культура, 23.08.2007
Красные табуреты на черной сцене, Александр Рапопорт, www.moscor.ru, 1.08.2007
Артист Роман Карцев: «Время шариковых не пройдет никогда», Веста Боровикова, Новые известия, 27.07.2007
Колесом по Гоголю, Коммерсант, 14.07.2007
К нам едет «Ревизор» и? поёт, Ася Шумилова, Вечерний Новосибирск, 12.07.2007
В Большом вспыхнет «Пламя Парижа», Мария Бабалова, Известия, 4.07.2007
Гоголь бы одобрил, Степан Звездин, Известия, 29.06.2007
Владимир Дашкевич: «Большой оперный футбол», Сергей Самойленко, Континент Сибирь, 29.06.2007
Достоевский. И немножко нервно, Юлия Позднякова, Культура Сибири, 18.06.2007
Театр «Эрмитаж». Пам-па-пам. Хармс! Чармс! Шардам!, Юлия Позднякова, Культура Сибири, 14.06.2007
Театр «Эрмитаж». ЭТО было!, Елена Меркурьева, Культура Сибири, 13.06.2007
Театр «Эрмитаж». Утренние мысли о ЧЧЧуме, Алена Аксенова, Культура Сибири, 9.06.2007
Театр, ОБЭРИУваемый страстями, Ведомости Новосибирского областного совета депутатов, 8.06.2007
Передвижной «Эрмитаж», Сергей Самойленко, Континент Сибирь, 8.06.2007
Маленькие радости, Ирина Алпатова, Культура, 7.06.2007
«Коллекционный» авангард «Эрмитажа», Вечерний Новосибирск, 6.06.2007
Театр как его двойник, Марина Токарева, Московские новости, 25.05.2007
Последнее слово, Елена Губайдуллина, Независимая газета, 23.05.2007
Памяти Виктора Гвоздицкого, Григорий Заславский, Независимая газета, 23.05.2007
Умер Виктор Гвоздицкий, Алена Солнцева, Время новостей, 22.05.2007
Артист-парадоксалист, Роман Должанский, Коммерсант, 22.05.2007
Играл как дышал, Ирина Корнеева, Российская газета, 22.05.2007
Умер Виктор Гвоздицкий, Марина Райкина, Московский комсомолец, 22.05.2007
Невосполнимый Парадоксалист, Глеб Ситковский, Газета, 22.05.2007
Умер Виктор Гвоздицкий, Вечерняя Москва, 20.05.2007
Уединенье с «Эрмитажем», Ведомости Новосибирского областного совета депутатов, 18.05.2007
ОБЭРИУ XXI века, Рина Каганова, Культура Сибири, 1.05.2007
Ночной полет с Андреем Максимовым, Андрей Максимов, ТВ Ночной полет, 29.04.2007
Лови момент, Александра Машукова, Газета Культура № 16, 26.04.2007
К юбилею спектакля «Хармс! Чармс» Шардам", Александр Плетнев, Радио Свобода. Российский час, 19.04.2007
Летят по небу шарики…, Юрий Луговской, Жуковские вести, 18.04.2007
«Тесней наш верный круг составим. ..», Евгения Тропп, Газета Экран и сцена, 1.03.2007
Театр начинается с Пушкина, Городская газета для жителей Пскова, 14.02.2007
Хлестаков и Чонкин встретятся в Новосибирске, Светлана Сучкова, Ведомости Новосибирского областного совета депутатов, 2.02.2007
Русская песня, Анастасия Ефремова, Иные берега, 1.02.2007
Режиссер из Черноморска, Юлия Ларина, Огонек, 15.01.2007
Записки на полях трех программок, Наталья Сажина, Империя света, 10.01.2007
Маяковский, любовь и немного пустоты, Григорий Аросев, Страстной бульвар, 1.01.2007
Вне грамматики, Наталья Казьмина, Театр, № 1, 2007, 01.2007
«Домашний» театр Владимира Полякова, Марк Захаров, Из книги Марка Захарова «Театр без вранья». М. , Актерская книга, 2007, 2007

2006

О сущности любви, Вера Павлова, TimeOut Москва, 11.12.2006
Не виноватая я, он сам пришел!, Наталия Каминская, Газета Культура, 6.12.2006
«Лиловый дым», Анна Баскакова, Агентство Еврейских Новостей, 4.12.2006
Актриса ушла под аплодисменты навсегда, Юлия Таратута, Коммерсант, 1.12.2006
Ей шло это имя — Любовь, Иосиф Райхельгауз, Московские новости, 1.12.2006
«Я жить хочу!», Ян Смирницкий, Московский Комсомолец, 1.12.2006
Наедине с Богом, Татьяна Хорошилова, Российская газета, 1.12.2006
Последнее танго, Татьяна Хорошилова, Российская газета, 1.12.2006
Ушла Любовь Полищук, Лариса Малюкова, Новая газета, 30.11.2006
Идеальная женщина, Валерий Кичин, Российская газета, 29.11.2006
Ее называли каскадером в юбке, Михаил Антонов, Сергей Бирюков, Любовь Лебедина, Труд, 29.11.2006
Она боролась до последнего, Вера Щирова, Новые известия, 29.11.2006
Умерла Любовь Полищук, Екатерина Барабаш, Независимая газета, 29.11.2006
Умерла Любовь Полищук, Отдел культуры, Время новостей, 29.11.2006
Прекрасная клоунесса, Алла Шендерова, Коммерсант, 29.11.2006
Любовь Полищук скончалась от тяжелой болезни, Тамара Калинина, Утро.ру, 28.11.2006
Умерла Любовь Полищук, Юлия Грохлина, Взгляд (vz.ru), 28.11.2006
Памяти Любови Полищук, Любовь Чижова, Радио «Свобода», 28.11.2006
Актриса, умевшая хулиганить, Артем Костин, Известия, 28.11.2006
Несоветское лицо, Юлия Штутина, Лента.ру, 28.11.2006
Переборщили с любовью, Евгения Шмелева, Новые известия, 28.11.2006
Увидеть Рому и умереть!, Евгения Ульченко, Аргументы и время, 22.11.2006
Половой вопрос всегда ребром, Константин Рылёв, Новая газета, 20.11.2006
«Маяковского я хотел ставить всю жизнь», Ирина Волкова, Газета Культура, 16.11.2006
В области сердца, Елена Сизенко, Итоги, 13.11.2006
Счастливый случай Веры Глаголевой, Елена Владимирова, Русский курьер, 13.11.2006
Михаил ЛЕВИТИН в эфире Радио «Культура», Марина Багдасарян, Радио Культура, рубрика ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА, 10.11.2006
Владимир Владимирович и черный пиар, Юлия Черникова, Утро.Ру, 9.11.2006
Маяковский как стиль любви: премьера театра «Эрмитаж», Анастасия Томская, Газета «Труд», 7.11.2006
Из Интернета — О спектакле по Маяковскому, Интернет, живые журналы, сайт театра, 31.10.2006
О сущности любви, Weekend.ru, 29.10.2006
Человеческая трагедия непонимания, Алла Зусман, Для сайта театра «Эрмитаж», 27.10.2006
Маяковский возвращается на театральные подмостки, Марина Перелешина, Радио МАЯК FM, 26.10.2006
Маяковский возвращается на театральные подмостки, Марина Перелешина, МАЯК FM «Культурный ответ», 26.10.2006
Сегодня на «Худсовете», Телеканал Культура, 24.10.2006
Маяковского я хотел ставить всю жизнь..., Михаил Левитин, Специально для сайта театра Эрмитаж, 1.10.2006
Маяковский, Гофман, Ким..., Анна Гордеева, Время новостей, 16.08.2006
Ольга Левитина: «Дело актера — быть хорошим инструментом», Павел Подкладов, Газета «Культура», 2.08.2006
Сплошное неприличие Михаила Левитина, Светлана Аксенова-Штейнгруд, Балтийские сезоны, 2006, № 15, 1.08.2006
Автограф Давида Боровского, Ольга Астахова, Полит. ру, 11.04.2006
Памяти Давида Боровского, Григорий Заславский, Независимая газета, 10.04.2006
На смерть Давида Боровского, Александр Соколянский, Время новостей, 10.04.2006
Умер самый сценный художник, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 8.04.2006
Молчаливое свидетельство, Елена Груева, Ваш досуг, 7.04.2006
Памяти Давида Боровского, Павел Руднев, Взгляд, 7.04.2006
Молчание принцесс, Итоги, 27.03.2006
Молчи — сойдешь за идиотку, Леонид Гвоздев, Московская правда, 24.03.2006
Офелия гибла и ела, Глеб Ситковский, Газета, 24.03.2006
В одном дворовом королевстве, Александра Машукова, Ведомости, 23.03.2006
Выйти замуж по-королевски, Арина Миронова, Ваш досуг, 10.03.2006
Богоискатель между печкой о шкафом, Елена Дьякова, Новая газета, 20.02.2006
Гроссман с нами, Александр Рапопорт, Лехаим, 1.02.2006
ЧЧЧума на оба ваши века, Наталия Каминская, Газета Культура, 11.01.2006
«Координатор»: впечатления зрителя, Сергеев Николай, fatal_exception's blog, 3.01.2006
«Мы ничего не ищем, но зато многое находим. ..», Вера Калмыкова, Всемирные Одесские новости № 1, 1.01.2006

2005

100 лет назад родился Даниил Хармс, Гуля Балтаева, Телеканал Россия, 30.12.2005
Изверг, Валерий Семеновский, Театр, 30.12.2005
…Не совсем один, Ирина Скуридина, Театр, 30.12.2005
Остров Левитина, Ирина Скуридина, Театр, 30.12.2005
Левитин Михаил на «Худсовете», Нара Ширалиева, Телеканал Культура, 27.12.2005
Хочу только веселья, Александра Лаврова, Российская газета, 27.12.2005
Человек на все времена, Виктория Лепко, Сайт театра, 27.12.2005
К юбилею Михаила Левитина, Павел Подкладов, Радио «Свобода», 22.12.2005
Жизнь без единой купюры, газета Еврейское слово, 21.12.2005
Веселиться и пить вино, Радио Маяк, 19.12.2005
Преодоление чумы, Наталья Николаева, Литературная Россия, 16.12.2005
Хармс строже Введенского, Кирилл Решетников, газета Газета, 16.12.2005
Театр во время чумы, Алена Данилова, Взгляд.ру, 12.12.2005
Книга с золотым обрезом, Анастасия Томская, Театральные новые известия, 6.12.2005
Посланные на…, Лев Аннинский, Газета Культура, 30.11.2005
Пир во время ЧЧЧумы. Фрагменты, Анна Гордеева, Таймаут, 21.11.2005
Домашние игры призраков, Анна Гордеева, Время Новостей, 18.11.2005
Зарекайся от чумы, Марина Давыдова, Время новостей, 18.11.2005
Чччума в Каретном Ряду, Игорь Шевелев, Российская газета, 16.11.2005
Кто он, «координатор»?.., газета «Москвичка», 3.11.2005
«Когда одна строка из фельетона была страшнее сотен папирос…», Александр Каневский, Газета «Культура», 2005, № 41 (7500) 20-26 октября, 20.10.2005
Я очень люблю, чтобы меня удивили, Алехандра Гутьеррес, Ирина Волкова, 12.10.2005
«Эрмитаж» жив!, Гордон Марина, «Алеф», 29.09.2005
Письма из Америки. Дорога в Эквадор, Петр Кудряшов, Интернет-письма, 22.09.2005
Письма из Америки 2, Петр Кудряшов, Интернет переписка, 18.09.2005
Письма из Америки, Петр Кудряшов, Интернет переписка, 14.09.2005
Открытие сезона театра «Эрмитаж», Телеканал «Культура», 10.08.2005
Профессия — композитор, Марина Воинова, журнал «Трибуна современной музыки», 1.08.2005
Михаил Левитин Я — одессит, Михаил Левитин, Ирина Волкова, журнал Октябрь, 1.08.2005
Деликатный театр. Жизнь и судьба, Наталья Казьмина, Газета «Дом Актера», 1.06.2005
Смотреть в глаза невыносимо, Григорий Заславский, Независимая газета, 27.05.2005
Звук лопнувшей струны, Алена Данилова, газета Культура, 26.05.2005
«Мои необычные странные личности», Михаил Левитин, Интернет-портал Культура, 25.05.2005
По мотивам Василия Гроссмана, Анна Татаринова, Интернет Агентство Культурной информации, 19.05.2005
На выдохе, Итоги, 17.05.2005
А может, «заигрались»?, Любовь Лебедина, Труд, 11.05.2005
Я - Гомбрович!, Портал «Музеи России» — Новости музеев, 23.03.2005
Михаил ЛЕВИТИН в эфире Радио «Культура», Радио Культура — «Действующие лица», 18.03.2005
Михаил Левитин в эфире Радио «Культура», Марина Багдасарян, Радио Культура, 15.02.2005
В студии Михаил Левитин, Радиостанция Свобода, 13.02.2005
Театр начинается с недвижимости, Елена Дьякова, Новая газета, 7.02.2005
«Изверг» ошеломил Псков!, Псковская Лента Новостей, 7.02.2005
Театральная рулетка, Новая газета, 3.02.2005
«Мы тебя пришьем!», Дмитрий Савостин, Вечерняя Москва, 3.02.2005

2004

Кто такой Гомбрович?, Чеслав Милош, «Иностранная литература» 2004, № 12, 12.2004
Витольд Гомбрович. «Дневник 1957-1961», Пьер Паоло Пазолини, «Иностранная литература» 2004, № 12, 12.2004
Октябрьские тезисы, Юлия Рахаева, Вечерняя Москва, 3.11.2004
Какого рода буква «ю»?, Полина Бардина, Досуг и развлечения, 11.2004
К столетию со дня рождения Витольда Гомбровича, Борис Дубин, «Новая Польша», 11-2004, 11.2004
Остров полифонического отпада, Татьяна Бек, НГ Экслибрис, 28.10.2004
Михаил Левитин в прямом эфире радиостанции «Эхо Москвы», Ксения Ларина, Радиостанция «Эхо Москвы», передача «Дифирамб», 9.10.2004
Щенячий воcторг, Алла Астахова, Время новостей, 5.10.2004
Гимн идиотизму, или Поминки по сатире, Григорий Заславский, «Театральное дело Григория Заславского», 13.05.2004
В шоу только мальчики, Марина Райкина, «Московский комсомолец», 23.04.2004
Испытание поэзии Полетикой, Лев Аннинский, «Культура», 4.03.2004
Анекдот навыворот или «Изверг» в «Эрмитаже», Вера Калмыкова, Театральный курьер, 1.02.2004
Быть знаменитой некрасиво, Наталия Каминская, «Культура», 22.01.2004
В Эрмитаже пьют вино и спасают красоток, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 6.01.2004
Драматургические игры режиссера Михаила Левитина, Геннадий Демин, Театральная жизнь, 2004, № 3, С. 55-56, 2004

2003

Человек-театр в собственной прозе, Игорь Шевелев, НГ-Экслибрис, 30.10.2003
Золотой горн предательства, Алексей Зверев, Газета Культура, 4.06.2003
Рабы Азефа, Наталья Казьмина, Газета «Дом Актера», 1.06.2003
Мелкий бес и его двойник, Елена Дьякова, Новая газета, 19.05.2003
Есть несколько Любшиных, Артур Соломонов, Газета, 7.04.2003
Вечный Каин, Алексей Филиппов, «Известия», 6.04.2003
Михаил Левитин. Мотивчик, Наталья Казьмина, Театр, 04.2003
Азеф в «Эрмитаже», Наталья Уварова, Независимая газета, 28.03.2003
Интервью с Наталией Мордкович, Журнал «Большой Вашингтон», 1.03.2003
Дантес и другие, Игорь Шевелев, god.dvoinik.ru, 2003
Письмо Солопову, Виктор Гвоздицкий, Театральная жизнь, 2003, № 6, С. 49-51, 2003

2002

На рандеву с Азефом, Игорь Шевелев, Время МН, 21.12.2002
Ставки больше, чем жизнь, С. Овчинникова, «Культура », № 49, 5.12.2002
Пощечины достались зрителям, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 5.11.2002
Настоящий Гвоздицкий, Григорий Заславский, Независимая газета, 5.11.2002
Тот и другие, Александр Соколянский, Время Новостей, 5.11.2002
Закрытый актер Виктор Гвоздицкий, Алена Карась, Ваш досуг, 22.10.2002
В театре надо быть смиренным…, Александр Строганов, Век, 18.10.2002
Эпизоды из жизни актера Гвоздицкого, Алла Михалёва, Литературная газета, 9.10.2002
Браво, Гвоздицкий, браво!, Екатерина Васильева, Газета, 30.09.2002
Виктор Гвоздицкий: Вот это я люблю…, Артур Соломонов, Газета, 30.09.2002
Виктор Гвоздицкий: Наша профессия эфемерна, Алексей Филиппов, Известия, 24.09.2002
Артист и его двойник, Ирина Алпатова, Культура, 19.09.2002
Новый старый стиль, Григорий Заславский, Независимая газета, 10.09.2002
Интерактивные песни западных славян, Наталия Каминская, Культура, 25.04.2002
Мальчики направо, девочки налево, Алексей Филиппов, Известия, 23.04.2002
Любовь Полищук. Мечта поэта, Ирина Чичикова, Интернет портал Пассаж Одесса, 1.01.2002
Геннадию Храпункову ПОСВЯЩАЕТСЯ. .., Валерия Селиванова, Театральная жизнь, 2002, № 4, С. 20-22, 2002
Любовь Полищук, Наталья Казьмина, В книге «Звезды столичной сцены», АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2002
Актер, не принадлежный никому, Наталья Казьмина, 2002

2001

Вы - одесситы, Мишки!, Наталья Старосельская, Газета Культура, 20.12.2001
«Впечатления недели», «Общая газета» № 50, 13.12.2001
Любовь Полищук: разговор без купюр, Алла Боссарт, Вечерняя Москва, 25.07.2001
«Четыре минуты с театром», Ксения Ларина, «Эхо Москвы», 26.03.2001
Игры, в которые играют люди, Елена Павликова, ПИТЕРbook, № 3, март 2001, 03.2001
Красное и черное, или Монумент падшим ангелам, Елена Дьякова, Новая газета, 25.01.2001
Как сфотографировать Бога, Наталия Каминская, ” Культура" № 2, 18.01.2001
Николай Робертович Эрдман, Юрий Любимов, Рассказы старого трепача, 2001
Зиновий Высоковский: «Как Райкин от жены сбежал», Александр Мельман, «МК». Sem 40. Центральный Еврейский ресурс — http://www.sem40.ru, 2001

2000

Раз, два, три — что-то произошло, Марина Давыдова, Время новостей, 13.11.2000
Рассказ об одном заклинании, Алексей Филиппов, Известия, 1.11.2000
Карманные часы в портретной раме, Наталья Старосельская, газета Культура, 1.11.2000
Второй сорт смеха — лучше, Екатерина Васенина, Новая газета, 28.10.2000
«Белая овца». Возвращение Хармса в «Эрмитаж», Ксения Ларина, Эхо Москвы, 15.10.2000
Порно с изнанки, Андрей Румянцев, НГ Ex libris, 2000-10-12, 12.10.2000
Возвращение к будущему Хармсу, Независимая газета, 22.09.2000
«Зачем эти страдания» и «Давайте жить дружно!», Алена Данилова, Екатерина Варченко, Театральная жизнь, 2000, № 8, Рубрика [Наши дебютанты], С. 37-44, 2000
«Интим» в «Эрмитаже», Мария Сперанская, «МК- бульвар», № 12, 2000