Драматургические игры режиссера Михаила Левитина

Геннадий Демин, Театральная жизнь, 2004, № 3, С. 55-56, 2004
Среди трех сотен театров столицы, как известно, только немногие могут по праву быть отнесены по ведомству драматической сцены. Подавляющее большинство либо с радостью перескочило в разгульную сферу шоу-бизнеса, либо неудержимо туда соскальзывает. Даже опора русского психологического театра — академические подмостки, стационары, созданные еще в советские времена, — и те сплошь и рядом допускают на свои площадки чисто развлекательные названия — от «№ 13» до «Слишком женатого таксиста», зовут поверхностных «режиссеров аншлага» — от А. Житинкина до Н. Чусовой, приглашают на главные и заглавные роли актеров-звезд (теперь все чаще — сериальных), которые, как правило, пользуются лишь наработанными штампами. Над традиционной сценой, слава которой распространилась по всему миру, нависла угроза полного исчезновения. 

Однако «Эрмитаж» относится как раз к тем немногим, которые в общей толкучке и борьбе за публику — любую и любой ценой — остались верными и заветам великих предшественников, и собственным устремлениям. На его афише нет (почти нет) случайных названий, каждая новая постановка — логическое следствие политики театра, его поисков в определенном направлении, тщательно оберегаемом. Поиски могут приводить к удачному результату, а может быть — и провалу, но не перестают оттого быть ценными. В данном случае это связано с фигурой художественного руководителя «Эрмитажа» Михаила Левитина, практически — за редким и случайным исключением — постановщика всех спектаклей на своей сцене.

Собственно, это классическое отличие репертуарного театра, во главе которого стоит художник, — отпечаток его личности заметен и на отдельных постановках, и на всем направлении театра. Но сейчас, с неуклонным разрушением классической схемы, с появлением режиссеров-бабочек, порхающих со сцены на сцену и озабоченных собственной оригинальностью больше, нежели традициями труппы, с которой они работают, — театры превращаются в прокатные площадки. Между всеядных — тем более заметны те, кто остается верен себе.

«Эрмитаж» привлекателен и тем, что он не законсервировался, а продолжает развиваться. Последние сезоны говорят о новых шагах — что опять-таки связано с личностью Левитина, его обращением к драматургии. Среди всех московских режиссеров его дар литератора, пожалуй, наиболее заметен. Некоторые другие — как Марк Захаров — тоже обладают литературными способностями (режиссер и должен быть в какой-то степени литератором, профессия требует распознавания литературных достоинств и особенностей материала), но у Левитина дар выражен ярче. Долгое время две его ипостаси соприкасались, но все же существовали параллельно — теперь слились: два последних сезона Левитин ставит спектакли, в основе которых лежат его собственные пьесы.

Пьесы, по счастью, не имеющие никакого отношения к тому, что сегодня принято именовать «новой драмой» — с ее тягой к маргинальным персонажам, раскованному до рискованности слову и чрезвычайным ситуациям. И дело не только в том, что действие драм Левитина отнесено в прошлые века, — скорее всего, он даже не задумывался о соотношении его пьес с модными течениями. Однако вышедшие в «Эрмитаже» спектакли оказались не только актуальными, но едва ли не злободневными.

В «Анатомическом театре инженера Евно Азефа» заглавный герой, авантюрист, который был своим человеком и в охранке, и в среде революционеров, стал для драматурга воплощением человеческой двойственности, если не принципиальной непознаваемости. Недаром перед началом спектакля режиссер Левитин вывешивает в фойе театра галерею портретов, на которых запечатлены диктаторы и лицедеи XX века. Клоуны и клоунствующие политики словно отражаются друг в друге — и как распознать фантомную реальность и мираж, который становится действительностью?

«Изверг», вторая из больших пьес Левитина, тоже обращен к реальному историческому лицу, да еще какому — вывести на подмостки Пушкина редко кто решается. Драматург нашел свой оригинальный прием — Поэт появляется нечасто и ограничивается проходной фразой, но масштаб его личности задан. А главным персонажем становится личность гораздо менее известная широкой публике — Идалия Полетика, дальняя родственница Наталии Гончаровой, пылающая ненавистью к нежданному свойственнику. Зависть и злоба — движущий нерв рассказанной Левитиным истории, где героиня делает все, чтобы уничтожить Поэта, а в финале оказывается, что ее если и помнят и чтят, то в связи с ненавистным именем.

«Изверг» (иначе героиня и не называет Поэта) вышел на публику в декабре прошлого года, а осенью, незадолго до того, разразился скандал на одном из московских фестивалей, куда привезли спектакль «Один день Ивана Денисовича», не только имеющий мало общего со знаменитой повестью Солженицына, но и созданный с нарушением авторских прав. Режиссеру пришлось-таки принести публичные извинения, организаторы сделали вид, что ничего особенного не произошло, но на премьере «Изверга» параллель напрашивалась сама собой. Как и разница в методах: пару веков назад интриганка задавала терзающий ее вопрос «Кто первый поэт в России?» всем — от императора до пьяного повесы, и безусловность ответа вызывала лишь новую вспышку ярости и замысел новой интриги. Ее потомки в XXI веке тоже терзаются завистью посредственности, однако методы применяют совершенно иные.

Оба спектакля схожи между собой не только единым автором, но и принципом построения — в каждом центральный герой, с которым неразрывно связано действие. В «Изверге» задача даже потруднее, требующая особой актерской виртуозности: Полетика почти не уходит с подмостков, в то время как вереница сцен требует каждый раз от исполнительницы нового состояния, мгновенных переключений. Но это чисто техническая задача.

Как и в случае с «Азефом», еще до начала спектакля постановщик пробует настроить-испытать зрителя. Только там это происходит при помощи портретов, которые можно долго разглядывать, угадывать изображенных и размышлять —какая прихоть свела столь разнородные лица. А в «Изверге» предлагается чуть не физическое соучастие: в двери зрительного зала можно войти, только поднявшись по ступеньке в карету, в которой расположился Александр Сергеевич собственной — обаятельной и лукавой — персоной. (Тут же можно заметить, что эта небольшая, из немногих небольших явлений-проходов состоящая роль — удача Арсения Ковальского и принципиальная удача спектакля.) Мимолетная встреча с гением вынуждает каждого зрителя мгновенно определить свое отношение к нему, после чего резким контрастом звучит долгий вопль Идалии — женолюбивый поэт залез ей под юбку (факт исторический) на глазах собственной супруги. Оскорбление, которое Полетика не может простить, но которое служит лишь катализатором выплеска той злобной энергии, что испытывает мелкий человек при свидании с личностью, много превосходящей его масштабом.

Начало «Азефа» тоже впечатляюще: из-за кулис вываливается рослый манекен в белом, чьи разболтанные движения дают ощущение механистичности и одновременно схожести — с тем актером, который внезапно подменяет своего двойника. Левитин-режиссер остается верным себе и себе-драматургу: он с первых же мгновений задает не только жесткий ритм и высокий градус театральности, но и ту тему двойничества, дистанции между реальным человеком и представлением о нем, что началась галереей портретов в фойе. Но если в «Изверге» главная героиня — олицетворенная заурядность, то для Азефа нужен крупный актер, влияние личности которого ощутимо уже при одном его появлении. 

Юрий Беляев среди актеров своего поколения, да и не только своего, стоит особо. Старая театральная закваска, причем закваска одного из самых знаковых театров прошлого века — любимовской Таганки, дает ему возможность существования едва ли не автономного. Даже в сериалах (а куда от них сегодня денешься) его персонажи — от графа де Монсоро до отца героини «Семейных тайн» — отличаются редкой достоверностью, убедительностью психологических изломов при четкости, если не чеканности внешних их проявлений. При взгляде на него вспоминается давнее определение отечественной сцены как полигона, на котором совершенно внятно проявляется актерский дар — вне зависимости от режиссерской фантазии, в параллель с нею. Такой артист вообще весьма подходит постановщику Левитину, буйное воображение которого особенно нуждается в заземленности исполнителей, Недаром содружество Левитин — Беляев наиболее яркие результаты дает в самых безудержных режиссерских построениях: не столько даже в «Зойкиной квартире» или «Живом трупе», сколько в вольном переложении Хармса — «Белой овце», с ее внешне алогичными перескоками от фарса к лирике.

В «Азефе» излюбленные постановщиком стыки нежности и издевки, язвительной иронии и задумчивой человечности заложены уже в драматургической канве. С точки зрения классической техники драматурга — не всегда прочной: к примеру, после одной долгой сцены, практически захлебывающегося монолога, следующая тоже начинается с монолога. Но подобная неправильность придает свой, то стремительный, то томительный ритм действию, в котором главный герой столь же подчинен этому ритму, сколь его и провоцирует. Магическая атмосфера, которая возникает с появлением Азефа — Беляева, оправдывает самые диссонансы жанров: сцены заседания революционеров почти плакатны, во фрагменте с любовницей царствует бурлеск, эпизод с младшим братом Азефа (наиболее тихий и самый проникновенный во всем спектакле) заставляет вспомнить о поэтической драме.

В «Изверге», напротив, властвует стихия издевательского гротеска, хотя и тут есть различные его подвиды: монументальный император с традиционным для памятника голубем, то и дело оставляющем следы своего пребывания на царственной фигуре, — и сочный быт заключительной сцены на одесском Привозе, более мягкая ирония свидания сестер Гончаровых и буйная история с офицерами. Примечательно, что труппа, воспитанная Левитиным, вполне комфортно — для себя и для публики — существует в столь отличных предлагаемых режиссером и драматургом обстоятельствах, в каждой из постановок давая примеры с блеском сыгранных эпизодических ролей, которые
 — в полном соответствии с замыслом — оттеняют то взвинченность Идалии, то чуть не дьявольский морок Азефа.

Впрочем, помимо этих двух постановок в «Эрмитаже» была еще одна премьера, которая прошла всего, кажется, два раза — кантата Андрея Семенова на сюжет Хармса. Изящная шутка, выплеск самодостаточной театральности, о котором с удовольствием будут вспоминать те, которым повезло присутствовать на представлении, где оркестр был буквально с головой захлестнут бушующими волнами, а актеры «Эрмитажа» тоже получили двойников — высокопрофессиональных вокалистов.

Но это — капустник, легкая, если не легкомысленная, интермедия между теми спектаклями, в которых театр ведет со зрителем философский диалог. Диалог, в котором дела давно минувших дней вдруг обнаруживают настолько оживленную перекличку с днем сегодняшним, что остается только удивляться, почему сам не заметил исторической параллели. Парадоксально, но развитие событий в стране — «Анатомический театр…» вышел весной прошлого года, задолго до очередных выборов, результаты которых в очередной раз удивили мир, — едва ли не каждодневно подтверждают провидчество драматурга и театра.

Принято считать, что авторская постановка — когда человек, написавший пьесу, и воплощает ее на сцене — наиболее адекватна замыслу драматурга: кто же лучше самого автора знает, что и как он представлял себе в знаменитой «светящейся коробочке». Но в случае Левитина это правило опять-таки не безусловно — напротив, было бы чрезвычайно интересно посмотреть, как его пьесы поставит другой режиссер. Вполне вероятно, что тогда возникнут иные акценты, проявятся новые смыслы пьес, ускользнувшие от Левитина-постановщика, слишком зависимого от драматурга Левитина. Наверное, так и произойдет, когда печатные варианты «Азефа» и «Изверга» станут доступны для любопытствующих и ищущих. А пока можно с удовлетворением и надеждой отметить, что художественный руководитель «Эрмитажа» и им руководимые затеяли дело редкостное и, надо думать, перспективное.

Другие ссылки

2009

Уход как освобождение, Наталья Старосельская, Газета «Культура», № 50 (7713) 24 декабря 2009 — 13 января, 24.12.2009
Театр вспоминается как шум дождя, Ольга Романцова, «Газета», № 241, 22.12.2009
О нерасслышанном, Анна Гордеева, «Время новостей», № 226, 8.12.2009
The Secrets of a Director Unfold in 'Counselor', John Freedman, The Moscow Times, 3.12.2009
Михаил Левитин: «Женщины понимают легче», Анастасия Томская, Театрал, 1.12.2009
Михаил Левитин — писатель и режиссер, Телеканал «Культура»: Новости культуры, 2.10.2009
Театры России. Московский Эрмитаж, Элла Карахан, Голос России, 1.10.2009
«Скучная история» Театра «Эрмитаж». Михаил Левитин, Наталья Казьмина, Театральная афиша, 10.2009
Режиссер о режиссере, Варвара Вязовкина, Время новостей № 164, 9.09.2009
Александр Таиров в книге Михаила Левитина, Марина Тимашева, Радио Свобода, 3.09.2009
Левитин о Таирове, Марина Тимашева, Радио Свобода, 3.09.2009
Там чудеса!, Анастасия Ефремова, «Страстной бульвар», 1.09.2009
Капнист Капнисту рознь, Вера Копылова, «Московский Комсомолец», 1.09.2009
Про Таирова, про меня и про Мишу, Кама Гинкас, Рукопись, 09.2009
ГЕННАДИЙ ХРАПУНКОВ: Труднее воздуха ничего нет…, Вера Калмыкова, Газета «Культура», 2009, № 32 (7695) 20-26 августа, 20.08.2009
«Таиров» — новая книга Михаила Левитина, Телеканал «Культура»: Новости культуры, 4.08.2009
Книга сезона: «Таиров» Михаила Левитина в серии «ЖЗЛ», Павел Руднев, Частный корреспондент, 08.2009
Абсурд Карцева, Радио Свобода, 20.05.2009
Исторический анекдот с намеком, Любовь Лебедина, Трибуна, 14.05.2009
Unexpected 'Kapnist Round Trip' Is Pure Levitin, Джон Фридман, The Moscow Times, 7.05.2009
Драматургов — за Урал!, Светлана Хохрякова, Культура, № 21, 4.05.2009
Туда Капнист. А обратно?, Марина Токарева, Новая газета, 10.04.2009
Капнист туда и обратно, Елена Груева, Time Out Москва, 10.04.2009
Обратно «Эрмитаж», Мария Седых, Итоги № 14, 23.03.2009
Спектакль «Капнист туда и обратно», ТВ Канал Культура, 21.03.2009
«…но живого, а не мумию…», Вера Калмыкова, Для сайта театра Эрмитаж, 6.02.2009
Михаил ЛЕВИТИН: «Я занят только детством», Анна Горбашова, Профиль, № 3 (606), 2.02.2009

2008

Маяковский как образец фальсификации, Алексей Семенов, Городская газета. Псков. № 51 (231). 16-22.12.2008, 16.12.2008
Большие против маленьких, Александра Машукова, Ведомости № 42, 14.11.2008
Спят усталые игрушки, Анастасия Томская, Новые известия, 15.10.2008
Бедная родственница таланта, Наталия Каминская, Культура, 9.10.2008
Почему имя Николая Эрдмана вычеркнули из титров «Веселых ребят»?, Юрий Москаленко, Школа жизни: www.shkolazhizni.ru, 10.08.2008
Заявление об уходе, Валерий Семеновский, журнал «Театр» № 31, 05.2008
Чужой театр, Владимир Новиков, Из книги В. Новикова «Высоцкий». М. , Молодая гвардия (серия ЖЗЛ), 2008., 2008

2007

Навалился гегемон на одиночку, Наталия Каминская, Культура, 20.12.2007
Подмоченная Одесса, Алла Шендерова, Коммерсант, 12.12.2007
Лодки на приколе, Григорий Заславский, НГ, 10.12.2007
Как нарисовать птицу, Наталья Казьмина, Планета Красота, 1.12.2007
Его жизнь была полна отваги, Лев Додин, Виктор Гвоздицкий, Культура, 4.10.2007
В театре «Эрмитаж» открывается новый сезон, Павел Шейнин, Канал Культура — Новости культуры, 4.09.2007
С Гоголем на дружеской ноге, Дмитрий Морозов, Газета Культура, 23.08.2007
Красные табуреты на черной сцене, Александр Рапопорт, www.moscor.ru, 1.08.2007
Артист Роман Карцев: «Время шариковых не пройдет никогда», Веста Боровикова, Новые известия, 27.07.2007
Колесом по Гоголю, Коммерсант, 14.07.2007
К нам едет «Ревизор» и? поёт, Ася Шумилова, Вечерний Новосибирск, 12.07.2007
В Большом вспыхнет «Пламя Парижа», Мария Бабалова, Известия, 4.07.2007
Гоголь бы одобрил, Степан Звездин, Известия, 29.06.2007
Владимир Дашкевич: «Большой оперный футбол», Сергей Самойленко, Континент Сибирь, 29.06.2007
Достоевский. И немножко нервно, Юлия Позднякова, Культура Сибири, 18.06.2007
Театр «Эрмитаж». Пам-па-пам. Хармс! Чармс! Шардам!, Юлия Позднякова, Культура Сибири, 14.06.2007
Театр «Эрмитаж». ЭТО было!, Елена Меркурьева, Культура Сибири, 13.06.2007
Театр «Эрмитаж». Утренние мысли о ЧЧЧуме, Алена Аксенова, Культура Сибири, 9.06.2007
Театр, ОБЭРИУваемый страстями, Ведомости Новосибирского областного совета депутатов, 8.06.2007
Передвижной «Эрмитаж», Сергей Самойленко, Континент Сибирь, 8.06.2007
Маленькие радости, Ирина Алпатова, Культура, 7.06.2007
«Коллекционный» авангард «Эрмитажа», Вечерний Новосибирск, 6.06.2007
Театр как его двойник, Марина Токарева, Московские новости, 25.05.2007
Последнее слово, Елена Губайдуллина, Независимая газета, 23.05.2007
Памяти Виктора Гвоздицкого, Григорий Заславский, Независимая газета, 23.05.2007
Умер Виктор Гвоздицкий, Алена Солнцева, Время новостей, 22.05.2007
Артист-парадоксалист, Роман Должанский, Коммерсант, 22.05.2007
Играл как дышал, Ирина Корнеева, Российская газета, 22.05.2007
Умер Виктор Гвоздицкий, Марина Райкина, Московский комсомолец, 22.05.2007
Невосполнимый Парадоксалист, Глеб Ситковский, Газета, 22.05.2007
Умер Виктор Гвоздицкий, Вечерняя Москва, 20.05.2007
Уединенье с «Эрмитажем», Ведомости Новосибирского областного совета депутатов, 18.05.2007
ОБЭРИУ XXI века, Рина Каганова, Культура Сибири, 1.05.2007
Ночной полет с Андреем Максимовым, Андрей Максимов, ТВ Ночной полет, 29.04.2007
Лови момент, Александра Машукова, Газета Культура № 16, 26.04.2007
К юбилею спектакля «Хармс! Чармс» Шардам", Александр Плетнев, Радио Свобода. Российский час, 19.04.2007
Летят по небу шарики…, Юрий Луговской, Жуковские вести, 18.04.2007
«Тесней наш верный круг составим. ..», Евгения Тропп, Газета Экран и сцена, 1.03.2007
Театр начинается с Пушкина, Городская газета для жителей Пскова, 14.02.2007
Хлестаков и Чонкин встретятся в Новосибирске, Светлана Сучкова, Ведомости Новосибирского областного совета депутатов, 2.02.2007
Русская песня, Анастасия Ефремова, Иные берега, 1.02.2007
Режиссер из Черноморска, Юлия Ларина, Огонек, 15.01.2007
Записки на полях трех программок, Наталья Сажина, Империя света, 10.01.2007
Маяковский, любовь и немного пустоты, Григорий Аросев, Страстной бульвар, 1.01.2007
Вне грамматики, Наталья Казьмина, Театр, № 1, 2007, 01.2007
«Домашний» театр Владимира Полякова, Марк Захаров, Из книги Марка Захарова «Театр без вранья». М. , Актерская книга, 2007, 2007

2006

О сущности любви, Вера Павлова, TimeOut Москва, 11.12.2006
Не виноватая я, он сам пришел!, Наталия Каминская, Газета Культура, 6.12.2006
«Лиловый дым», Анна Баскакова, Агентство Еврейских Новостей, 4.12.2006
Актриса ушла под аплодисменты навсегда, Юлия Таратута, Коммерсант, 1.12.2006
Ей шло это имя — Любовь, Иосиф Райхельгауз, Московские новости, 1.12.2006
«Я жить хочу!», Ян Смирницкий, Московский Комсомолец, 1.12.2006
Наедине с Богом, Татьяна Хорошилова, Российская газета, 1.12.2006
Последнее танго, Татьяна Хорошилова, Российская газета, 1.12.2006
Ушла Любовь Полищук, Лариса Малюкова, Новая газета, 30.11.2006
Идеальная женщина, Валерий Кичин, Российская газета, 29.11.2006
Ее называли каскадером в юбке, Михаил Антонов, Сергей Бирюков, Любовь Лебедина, Труд, 29.11.2006
Она боролась до последнего, Вера Щирова, Новые известия, 29.11.2006
Умерла Любовь Полищук, Екатерина Барабаш, Независимая газета, 29.11.2006
Умерла Любовь Полищук, Отдел культуры, Время новостей, 29.11.2006
Прекрасная клоунесса, Алла Шендерова, Коммерсант, 29.11.2006
Любовь Полищук скончалась от тяжелой болезни, Тамара Калинина, Утро.ру, 28.11.2006
Умерла Любовь Полищук, Юлия Грохлина, Взгляд (vz.ru), 28.11.2006
Памяти Любови Полищук, Любовь Чижова, Радио «Свобода», 28.11.2006
Актриса, умевшая хулиганить, Артем Костин, Известия, 28.11.2006
Несоветское лицо, Юлия Штутина, Лента.ру, 28.11.2006
Переборщили с любовью, Евгения Шмелева, Новые известия, 28.11.2006
Увидеть Рому и умереть!, Евгения Ульченко, Аргументы и время, 22.11.2006
Половой вопрос всегда ребром, Константин Рылёв, Новая газета, 20.11.2006
«Маяковского я хотел ставить всю жизнь», Ирина Волкова, Газета Культура, 16.11.2006
В области сердца, Елена Сизенко, Итоги, 13.11.2006
Счастливый случай Веры Глаголевой, Елена Владимирова, Русский курьер, 13.11.2006
Михаил ЛЕВИТИН в эфире Радио «Культура», Марина Багдасарян, Радио Культура, рубрика ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА, 10.11.2006
Владимир Владимирович и черный пиар, Юлия Черникова, Утро.Ру, 9.11.2006
Маяковский как стиль любви: премьера театра «Эрмитаж», Анастасия Томская, Газета «Труд», 7.11.2006
Из Интернета — О спектакле по Маяковскому, Интернет, живые журналы, сайт театра, 31.10.2006
О сущности любви, Weekend.ru, 29.10.2006
Человеческая трагедия непонимания, Алла Зусман, Для сайта театра «Эрмитаж», 27.10.2006
Маяковский возвращается на театральные подмостки, Марина Перелешина, Радио МАЯК FM, 26.10.2006
Маяковский возвращается на театральные подмостки, Марина Перелешина, МАЯК FM «Культурный ответ», 26.10.2006
Сегодня на «Худсовете», Телеканал Культура, 24.10.2006
Маяковского я хотел ставить всю жизнь..., Михаил Левитин, Специально для сайта театра Эрмитаж, 1.10.2006
Маяковский, Гофман, Ким..., Анна Гордеева, Время новостей, 16.08.2006
Ольга Левитина: «Дело актера — быть хорошим инструментом», Павел Подкладов, Газета «Культура», 2.08.2006
Сплошное неприличие Михаила Левитина, Светлана Аксенова-Штейнгруд, Балтийские сезоны, 2006, № 15, 1.08.2006
Автограф Давида Боровского, Ольга Астахова, Полит. ру, 11.04.2006
Памяти Давида Боровского, Григорий Заславский, Независимая газета, 10.04.2006
На смерть Давида Боровского, Александр Соколянский, Время новостей, 10.04.2006
Умер самый сценный художник, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 8.04.2006
Молчаливое свидетельство, Елена Груева, Ваш досуг, 7.04.2006
Памяти Давида Боровского, Павел Руднев, Взгляд, 7.04.2006
Молчание принцесс, Итоги, 27.03.2006
Молчи — сойдешь за идиотку, Леонид Гвоздев, Московская правда, 24.03.2006
Офелия гибла и ела, Глеб Ситковский, Газета, 24.03.2006
В одном дворовом королевстве, Александра Машукова, Ведомости, 23.03.2006
Выйти замуж по-королевски, Арина Миронова, Ваш досуг, 10.03.2006
Богоискатель между печкой о шкафом, Елена Дьякова, Новая газета, 20.02.2006
Гроссман с нами, Александр Рапопорт, Лехаим, 1.02.2006
ЧЧЧума на оба ваши века, Наталия Каминская, Газета Культура, 11.01.2006
«Координатор»: впечатления зрителя, Сергеев Николай, fatal_exception's blog, 3.01.2006
«Мы ничего не ищем, но зато многое находим. ..», Вера Калмыкова, Всемирные Одесские новости № 1, 1.01.2006

2005

100 лет назад родился Даниил Хармс, Гуля Балтаева, Телеканал Россия, 30.12.2005
Изверг, Валерий Семеновский, Театр, 30.12.2005
…Не совсем один, Ирина Скуридина, Театр, 30.12.2005
Остров Левитина, Ирина Скуридина, Театр, 30.12.2005
Левитин Михаил на «Худсовете», Нара Ширалиева, Телеканал Культура, 27.12.2005
Хочу только веселья, Александра Лаврова, Российская газета, 27.12.2005
Человек на все времена, Виктория Лепко, Сайт театра, 27.12.2005
К юбилею Михаила Левитина, Павел Подкладов, Радио «Свобода», 22.12.2005
Жизнь без единой купюры, газета Еврейское слово, 21.12.2005
Веселиться и пить вино, Радио Маяк, 19.12.2005
Преодоление чумы, Наталья Николаева, Литературная Россия, 16.12.2005
Хармс строже Введенского, Кирилл Решетников, газета Газета, 16.12.2005
Театр во время чумы, Алена Данилова, Взгляд.ру, 12.12.2005
Книга с золотым обрезом, Анастасия Томская, Театральные новые известия, 6.12.2005
Посланные на…, Лев Аннинский, Газета Культура, 30.11.2005
Пир во время ЧЧЧумы. Фрагменты, Анна Гордеева, Таймаут, 21.11.2005
Домашние игры призраков, Анна Гордеева, Время Новостей, 18.11.2005
Зарекайся от чумы, Марина Давыдова, Время новостей, 18.11.2005
Чччума в Каретном Ряду, Игорь Шевелев, Российская газета, 16.11.2005
Кто он, «координатор»?.., газета «Москвичка», 3.11.2005
«Когда одна строка из фельетона была страшнее сотен папирос…», Александр Каневский, Газета «Культура», 2005, № 41 (7500) 20-26 октября, 20.10.2005
Я очень люблю, чтобы меня удивили, Алехандра Гутьеррес, Ирина Волкова, 12.10.2005
«Эрмитаж» жив!, Гордон Марина, «Алеф», 29.09.2005
Письма из Америки. Дорога в Эквадор, Петр Кудряшов, Интернет-письма, 22.09.2005
Письма из Америки 2, Петр Кудряшов, Интернет переписка, 18.09.2005
Письма из Америки, Петр Кудряшов, Интернет переписка, 14.09.2005
Открытие сезона театра «Эрмитаж», Телеканал «Культура», 10.08.2005
Профессия — композитор, Марина Воинова, журнал «Трибуна современной музыки», 1.08.2005
Михаил Левитин Я — одессит, Михаил Левитин, Ирина Волкова, журнал Октябрь, 1.08.2005
Деликатный театр. Жизнь и судьба, Наталья Казьмина, Газета «Дом Актера», 1.06.2005
Смотреть в глаза невыносимо, Григорий Заславский, Независимая газета, 27.05.2005
Звук лопнувшей струны, Алена Данилова, газета Культура, 26.05.2005
«Мои необычные странные личности», Михаил Левитин, Интернет-портал Культура, 25.05.2005
По мотивам Василия Гроссмана, Анна Татаринова, Интернет Агентство Культурной информации, 19.05.2005
На выдохе, Итоги, 17.05.2005
А может, «заигрались»?, Любовь Лебедина, Труд, 11.05.2005
Я - Гомбрович!, Портал «Музеи России» — Новости музеев, 23.03.2005
Михаил ЛЕВИТИН в эфире Радио «Культура», Радио Культура — «Действующие лица», 18.03.2005
Михаил Левитин в эфире Радио «Культура», Марина Багдасарян, Радио Культура, 15.02.2005
В студии Михаил Левитин, Радиостанция Свобода, 13.02.2005
Театр начинается с недвижимости, Елена Дьякова, Новая газета, 7.02.2005
«Изверг» ошеломил Псков!, Псковская Лента Новостей, 7.02.2005
Театральная рулетка, Новая газета, 3.02.2005
«Мы тебя пришьем!», Дмитрий Савостин, Вечерняя Москва, 3.02.2005

2004

Кто такой Гомбрович?, Чеслав Милош, «Иностранная литература» 2004, № 12, 12.2004
Витольд Гомбрович. «Дневник 1957-1961», Пьер Паоло Пазолини, «Иностранная литература» 2004, № 12, 12.2004
Октябрьские тезисы, Юлия Рахаева, Вечерняя Москва, 3.11.2004
Какого рода буква «ю»?, Полина Бардина, Досуг и развлечения, 11.2004
К столетию со дня рождения Витольда Гомбровича, Борис Дубин, «Новая Польша», 11-2004, 11.2004
Остров полифонического отпада, Татьяна Бек, НГ Экслибрис, 28.10.2004
Михаил Левитин в прямом эфире радиостанции «Эхо Москвы», Ксения Ларина, Радиостанция «Эхо Москвы», передача «Дифирамб», 9.10.2004
Щенячий воcторг, Алла Астахова, Время новостей, 5.10.2004
Гимн идиотизму, или Поминки по сатире, Григорий Заславский, «Театральное дело Григория Заславского», 13.05.2004
В шоу только мальчики, Марина Райкина, «Московский комсомолец», 23.04.2004
Испытание поэзии Полетикой, Лев Аннинский, «Культура», 4.03.2004
Анекдот навыворот или «Изверг» в «Эрмитаже», Вера Калмыкова, Театральный курьер, 1.02.2004
Быть знаменитой некрасиво, Наталия Каминская, «Культура», 22.01.2004
В Эрмитаже пьют вино и спасают красоток, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 6.01.2004
Драматургические игры режиссера Михаила Левитина, Геннадий Демин, Театральная жизнь, 2004, № 3, С. 55-56, 2004

2003

Человек-театр в собственной прозе, Игорь Шевелев, НГ-Экслибрис, 30.10.2003
Золотой горн предательства, Алексей Зверев, Газета Культура, 4.06.2003
Рабы Азефа, Наталья Казьмина, Газета «Дом Актера», 1.06.2003
Мелкий бес и его двойник, Елена Дьякова, Новая газета, 19.05.2003
Есть несколько Любшиных, Артур Соломонов, Газета, 7.04.2003
Вечный Каин, Алексей Филиппов, «Известия», 6.04.2003
Михаил Левитин. Мотивчик, Наталья Казьмина, Театр, 04.2003
Азеф в «Эрмитаже», Наталья Уварова, Независимая газета, 28.03.2003
Интервью с Наталией Мордкович, Журнал «Большой Вашингтон», 1.03.2003
Дантес и другие, Игорь Шевелев, god.dvoinik.ru, 2003
Письмо Солопову, Виктор Гвоздицкий, Театральная жизнь, 2003, № 6, С. 49-51, 2003

2002

На рандеву с Азефом, Игорь Шевелев, Время МН, 21.12.2002
Ставки больше, чем жизнь, С. Овчинникова, «Культура », № 49, 5.12.2002
Пощечины достались зрителям, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 5.11.2002
Настоящий Гвоздицкий, Григорий Заславский, Независимая газета, 5.11.2002
Тот и другие, Александр Соколянский, Время Новостей, 5.11.2002
Закрытый актер Виктор Гвоздицкий, Алена Карась, Ваш досуг, 22.10.2002
В театре надо быть смиренным…, Александр Строганов, Век, 18.10.2002
Эпизоды из жизни актера Гвоздицкого, Алла Михалёва, Литературная газета, 9.10.2002
Браво, Гвоздицкий, браво!, Екатерина Васильева, Газета, 30.09.2002
Виктор Гвоздицкий: Вот это я люблю…, Артур Соломонов, Газета, 30.09.2002
Виктор Гвоздицкий: Наша профессия эфемерна, Алексей Филиппов, Известия, 24.09.2002
Артист и его двойник, Ирина Алпатова, Культура, 19.09.2002
Новый старый стиль, Григорий Заславский, Независимая газета, 10.09.2002
Интерактивные песни западных славян, Наталия Каминская, Культура, 25.04.2002
Мальчики направо, девочки налево, Алексей Филиппов, Известия, 23.04.2002
Любовь Полищук. Мечта поэта, Ирина Чичикова, Интернет портал Пассаж Одесса, 1.01.2002
Геннадию Храпункову ПОСВЯЩАЕТСЯ. .., Валерия Селиванова, Театральная жизнь, 2002, № 4, С. 20-22, 2002
Любовь Полищук, Наталья Казьмина, В книге «Звезды столичной сцены», АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2002
Актер, не принадлежный никому, Наталья Казьмина, 2002

2001

Вы - одесситы, Мишки!, Наталья Старосельская, Газета Культура, 20.12.2001
«Впечатления недели», «Общая газета» № 50, 13.12.2001
Любовь Полищук: разговор без купюр, Алла Боссарт, Вечерняя Москва, 25.07.2001
«Четыре минуты с театром», Ксения Ларина, «Эхо Москвы», 26.03.2001
Игры, в которые играют люди, Елена Павликова, ПИТЕРbook, № 3, март 2001, 03.2001
Красное и черное, или Монумент падшим ангелам, Елена Дьякова, Новая газета, 25.01.2001
Как сфотографировать Бога, Наталия Каминская, ” Культура" № 2, 18.01.2001
Николай Робертович Эрдман, Юрий Любимов, Рассказы старого трепача, 2001
Зиновий Высоковский: «Как Райкин от жены сбежал», Александр Мельман, «МК». Sem 40. Центральный Еврейский ресурс — http://www.sem40.ru, 2001

2000

Раз, два, три — что-то произошло, Марина Давыдова, Время новостей, 13.11.2000
Рассказ об одном заклинании, Алексей Филиппов, Известия, 1.11.2000
Карманные часы в портретной раме, Наталья Старосельская, газета Культура, 1.11.2000
Второй сорт смеха — лучше, Екатерина Васенина, Новая газета, 28.10.2000
«Белая овца». Возвращение Хармса в «Эрмитаж», Ксения Ларина, Эхо Москвы, 15.10.2000
Порно с изнанки, Андрей Румянцев, НГ Ex libris, 2000-10-12, 12.10.2000
Возвращение к будущему Хармсу, Независимая газета, 22.09.2000
«Зачем эти страдания» и «Давайте жить дружно!», Алена Данилова, Екатерина Варченко, Театральная жизнь, 2000, № 8, Рубрика [Наши дебютанты], С. 37-44, 2000
«Интим» в «Эрмитаже», Мария Сперанская, «МК- бульвар», № 12, 2000