Артист Роман Карцев: «Время шариковых не пройдет никогда»

Веста Боровикова, Новые известия, 27.07.2007
Миниатюру Романа КАРЦЕВА «Раки» мы видели сотни раз, и сотни раз она вызывала улыбку. Его детские, доверчивые, ясные глаза, удивленно распахнутые в этот совсем не детский мир, растерянные и нелепые жесты совсем не идут в унисон с ритмами сегодняшнего цепкого времени. Наверное, поэтому его публика всегда готова оберегать своего любимца и аплодировать ему — тому вечному ребенку, который 45 лет назад впервые вышел на сцену, чтобы подарить зрителю несколько минут радости.

 — Роман Андреевич, у всех перед глазами новый виток наших дипломатических отношений с Лондоном. Мы наблюдали такие охлаждения отношений и с Тбилиси, и с Таллином, и с Минском. У вас не возникает желания сыграть на эту тему сатирическую миниатюру?

 — Нет. Это все слишком грустно. Особенно грустно то, что происходит между нами и Грузией. У меня там друзья. Как ни странно, только во время войны люди почувствовали колоссальную дружбу между народами. Люди не понимают, что когда-нибудь придет всем конец, потому что все мы умрем.

 — В одном интервью вы определили сегодняшнее время как время шариковых. Что вы считаете причиной такого культурного коллапса?

 — Время шариковых и швондеров не прошло и не пройдет никогда. Это классика, это все наше, родное. Остап Бендер стал положительным героем нашей страны. И тут ничего не поделаешь.

 — Процесс усиленного поиска национальной идеи и новой идеологии, похоже, оборачивается возвратом в прошлое, этакое Back in the USSR. Вы не находите во всем этом почвы для новой сатиры?

 — Дело в том, что я сатирой давно не занимаюсь. Да и раньше не занимался. Мы не играли в сатиру, мы всегда играли в театр — сначала в театре Аркадия Райкина, потом в Одесском театре миниатюр, потом в театре «Эрмитаж» в Москве, в Московском театре миниатюр? Нам было интереснее играть спектакли, делать некое обобщение. Я думаю, мы втроем — с Витей Ильченко и Мишей Жванецким — нашли свой жанр. Конечно, во многом благодаря Мише Жванецому. Ведь он не писатель, он драматург.

 — Жанр миниатюры колоссально сложен. В краткий миг сценического действия нужно создать целую жизнь — полную гротеска, абсурда, печали, радости. У кого вы учились этому жанру? Есть ли ученики у вас? И можно ли ему вообще научить?

 — Меня часто спрашивают, можно ли научить юмору? Конечно, нет. Научить можно высшей математике. Но в школах должен быть урок юмора. С первого класса. На нем дети учились бы быть свободными. Потому что юмор освобождает человека. Я никогда не задумывался, разрешат, не разрешат наши спектакли. Когда нас запрещали в Москве, мы играли в Новосибирске. Мы никогда не боролись с советской властью. Это глупо. Она умерла сама собой, без всякой борьбы. Это все уже сказано Гоголем, Чеховым. Что же касается жанра, он, по-моему, умрет вместе со мной.

 — Почему?

 — Потому что в классическом жанре театра миниатюр сейчас не работает никто. Этот жанр позволяет за один вечер прожить жизнь. Он позволяет смеяться и плакать над жизнью. То, что мы видели в театре у Райкина, мы старались сохранить в нашем театре. Когда он зарабатывал инфаркты, отстаивая свой театр от дураков, мы гуляли с девушками. Но потом мы продолжали стоять именно на том, что он делал. Конечно, мы пошли немножко другой дорогой, но классика жанра — образы, характеры — у нас та же.

 — Неужели совсем никого сейчас нет в этом жанре?

 — Если и есть, то они все появились в семидесятые. Хорош Полунин в пантомиме — он потрясающий клоун. И Хазанов — человек очень талантливый, очень яркий. Ян Арлазаров, он нашел свой прием и разрабатывает его.

 — А сегодня?

 — Пожалуй, «Городок». Мне нравятся эти два актера (Юрий Стоянов и Илья Олейников. — «НИ»). Это трудно — делать то, что они делают раз в две недели. Ведь у Юры — школа Товстоногова. А это очень серьезная практическая школа. Я жил в Ленинграде времен расцвета этого театра. Я застал спектакли, когда Юрскому было 26 лет, когда там играли Шарко, Эмма Попова, Смоктуновский, Борисов, Лебедев, Доронина, Стржельчик, Ковель, Луспекаев, Полицеймако, Лавров, Басилашвили? Рядом был театр Акимова — потрясающий театр. А напротив была Александринка, где играли Симонов, Толубеев, Меркурьев, Борисов, Штыкан? Эта практическая школа была не меньше, чем любой институт. Мы впитывали ее в себя. То время вообще было временем театра. В Москве были Эфрос, Любимов, театр Образцова. Даже в провинции были потрясающие театры — в Саратове, в Куйбышеве, «Красный факел» в Новосибирске.

 — Настоящий юмор, как ваш, понятен иностранцам?

 — Конечно. Мы с Витей сделали программу на английском, показывали американцам. «А вас», «Раки», лирические монологи? Мы год готовили эту программу. Они все понимали. Настоящий юмор понятен всем. Если это юмор. Мне, например, не нравится фильм «В джазе только девушки». Мне не нравится это? кривлянье. Но я видел, как женщин играли Табаков и Калягин, это было по-настоящему. А когда на себя надевает что-то Сердючка, мне кажется, это патология. Хотя очень часто зритель не понимает пошлости.

 — Я понимаю, что дело это старое, но все-таки: почему вы с Ильченко и со Жванецким ушли от Райкина?

 — Нам захотелось размножаться. Мы поняли, что нам надо выходить на собственную дорогу, но продолжая традиции Аркадия Исааковича. За семь лет работы с ним мы их впитали. Витя у нас был центровой. Он очень умный был человек. Закончил два института с красным дипломом — Институт инженеров морского флота в Одессе и ГИТИС. 

 — На первых порах были сложности?

 — Никаких. Мы проснулись знаменитыми в 70-м году. Мы исполняли убойные вещи: «А вас», «Дедушка». У нас был спектакль «Моя Одесса». На это название нанизывались миниатюры: 13 спектаклей с Витей, 6 моноспектаклей, 100 монологов Жванецкого. Играли Хармса, Чехова, Зощенко. Три года назад я сыграл Альтова.

 — Вы одессит, начинали работать в этом городе. Скажите, что может получить артист от одесской публики?

 — Все, что угодно. Плевки, крики «браво!», «убирайся со сцены!»? Одесса — город тяжелый. Мы там с Витей проваливались. Гробовая тишина была на миниатюре «Свадьба в Одессе на 170 человек». А через десять лет приехали, играем эту же миниатюру — и каждое слово принималось на ура. Одесса как город, к сожалению, испортилась во многом. Раньше она давала потрясающих писателей и музыкантов. А сейчас Одесса затихла. Она занялась политикой. Вот я скоро еду сниматься туда в картине по рассказам моего приятеля, прекрасного писателя Гарика Голубенко. Я играю портного, который не меняется. Пятидесятые годы, шестидесятые, семидесятые — а он все время остается самим собой.

 — Мне кажется, в этом портном вы сыграете самого себя?

 — Конечно. Я бы иначе не согласился. Я начинал свою карьеру, кстати, наладчиком швейного оборудования. 

 — Известно также и то, что вы с пяти лет на сцене.

 — Нет. Со стульчика в детском саду. У меня был звонкий голос. Я читал патриотические стихи.

 — Как мрачно вы это сказали.

 — Юмористы — вообще мрачные люди. От Райкина люди уходили со слезами. Гоголь был мрачный, и Жванецкий не очень веселый. Да и я тоже. Юмор — грустен.

 — У вас нет желания написать книгу?

 — Я ее уже написал. Она вышла пять лет назад — «Малой, Сухой и Писатель». Книга получилась хорошей. Но в продаже ее давно нет. Эти книги я продаю на сольных концертах, помогаем Тане Ильченко. Тане сейчас очень сложно.

 — И когда у вас будет ближайший концерт?

 — По-моему, в августе. Будут вечера, посвященные юбилею Эльдара Рязанова. Там, может быть, и я выступлю.

 — Вы в Москве не очень любите выступать?

 — Нет.

 — Почему?

 — Не знаю. Может, потому, что нет своей площадки. Я играл у Кости Райкина, в «Эрмитаже», у Райхельгауза, иногда в Театре эстрады. Редко появляюсь на телевидении. Оно в основном живет на старых повторах.

 — От вашего мнения зависит, что именно «из вас» оно будет повторять?

 — Нет.

 — А дивиденды?

 — Нет. Ну, не судиться же мне с ними! Я охотно работаю с каналом «Культура». Они показывали наши спектакли «Зал ожидания», «Птичий полет», «Престарелый сорванец», «Моя Одесса», программу «Вокруг смеха». Это канал, на мой взгляд, приличный. Может, сделаю несколько передач по своей книге.

 — К вам приходят люди с просьбой стать вашими учениками?

 — Несколько раз было. Но я не согласился. Это большая ответственность. И я не видел в этом серьезного намерения, серьезного потенциала. Я все время жду, когда появится хоть один человек с таким потенциалом. Какая-то личность.

 — Вы думаете, она будет востребована публикой?

 — Если у нее будет что-то свое — понимание того, что ты делаешь, мысль, — эта личность будет востребована. Появились же Хазанов и Полунин. В какой-то степени Задорнов. Хотя он больше шоумен. А так, все вокруг пародисты. Если и есть приличные артисты, то у них нет авторов. А ведь именно автор определяет лицо любого театра. На основе Островского создавался Малый театр, на основе Чехова — МХАТ, Таганка возникла на основе Брехта. Потом уже режиссер, после автора. Он тоже важен. Все ходили в театр Эфроса, Акимова, Товстоногова. В кино — другое. Там многое значат ножницы. А театр — это живое дело. Я недавно посмотрел по телевизору спектакль Кости Райкина. Это гениально. Я такого не видел никогда. Я вообще уважаю этого человека. Он так сохранил папину фамилию! В другом жанре, но блестяще. Говорят, на детях великих природа отдыхает. Я думаю, что на Косте природа даже подустала.

 — Вы чувствуете актуальность ваших миниатюр сегодня?

 — Я чувствую ностальгию. В ноябре будет 45 лет, как я вышел на сцену. У меня есть моя публика, которая все эти 45 лет со мной. И она так хочет увидеть то, что она любит. Я сделал ей подарок — программу «Ностальгия по-хорошему». Радовать тех, кто тебя любит, кому ты дорог. Я думаю, в этом и есть смысл нашей работы.

 — Если бы вам был дан шанс прожить вашу жизнь заново, вы бы изменили что-то в самых важных выборах вашей судьбы?

 — Нет. Ну что вы! Я считаю, что мне повезло. Я встретил Мишу, Витю, Райкина, да и жену, с которой я сорок лет вместе. Эти четыре человека определили мою судьбу. Я думаю, что если бы кто-то выпал из этого ряда, вряд ли бы у меня что-то получилось.

СПРАВКА

Роман КАРЦЕВ родился 20 мая 1939 года в Одессе. Работал наладчиком швейных машин на одесской фабрике «Авангард». В конце 50-х годов принимал участие в самодеятельности. В 1960 году, во время гастролей Ленинградского театра миниатюр в Одессе, Аркадий Райкин пригласил Карцева в свой коллектив. Там же сложилось творческое содружество Романа Карцева, Виктора Ильченко и Михаила Жванецкого. В 1970 году в Одессе Жванецкий, Карцев и Ильченко предприняли попытку создания собственного театра. Тогда же они приобрели всесоюзную известность, хотя их программы регулярно запрещались партийным руководством. В 1978 году Роман Карцев и Виктор Ильченко переехали в Москву. Всего, по примерным подсчетам, Карцев и Ильченко сыграли более 300 миниатюр и монологов, но после смерти Ильченко в 1992 году дуэт прекратил свое существование. Роман Карцев снялся в таких картинах, как «Собачье сердце» (запомнился зрителям в роли Швондера), «Биндюжник и Король» (по произведениям Исаака Бабеля), «Старые клячи», «Небеса обетованные». Роман Карцев — народный артист России. 

Другие ссылки

2009

Уход как освобождение, Наталья Старосельская, Газета «Культура», № 50 (7713) 24 декабря 2009 — 13 января, 24.12.2009
Театр вспоминается как шум дождя, Ольга Романцова, «Газета», № 241, 22.12.2009
О нерасслышанном, Анна Гордеева, «Время новостей», № 226, 8.12.2009
The Secrets of a Director Unfold in 'Counselor', John Freedman, The Moscow Times, 3.12.2009
Михаил Левитин: «Женщины понимают легче», Анастасия Томская, Театрал, 1.12.2009
Михаил Левитин — писатель и режиссер, Телеканал «Культура»: Новости культуры, 2.10.2009
Театры России. Московский Эрмитаж, Элла Карахан, Голос России, 1.10.2009
«Скучная история» Театра «Эрмитаж». Михаил Левитин, Наталья Казьмина, Театральная афиша, 10.2009
Режиссер о режиссере, Варвара Вязовкина, Время новостей № 164, 9.09.2009
Александр Таиров в книге Михаила Левитина, Марина Тимашева, Радио Свобода, 3.09.2009
Левитин о Таирове, Марина Тимашева, Радио Свобода, 3.09.2009
Там чудеса!, Анастасия Ефремова, «Страстной бульвар», 1.09.2009
Капнист Капнисту рознь, Вера Копылова, «Московский Комсомолец», 1.09.2009
Про Таирова, про меня и про Мишу, Кама Гинкас, Рукопись, 09.2009
ГЕННАДИЙ ХРАПУНКОВ: Труднее воздуха ничего нет…, Вера Калмыкова, Газета «Культура», 2009, № 32 (7695) 20-26 августа, 20.08.2009
«Таиров» — новая книга Михаила Левитина, Телеканал «Культура»: Новости культуры, 4.08.2009
Книга сезона: «Таиров» Михаила Левитина в серии «ЖЗЛ», Павел Руднев, Частный корреспондент, 08.2009
Абсурд Карцева, Радио Свобода, 20.05.2009
Исторический анекдот с намеком, Любовь Лебедина, Трибуна, 14.05.2009
Unexpected 'Kapnist Round Trip' Is Pure Levitin, Джон Фридман, The Moscow Times, 7.05.2009
Драматургов — за Урал!, Светлана Хохрякова, Культура, № 21, 4.05.2009
Туда Капнист. А обратно?, Марина Токарева, Новая газета, 10.04.2009
Капнист туда и обратно, Елена Груева, Time Out Москва, 10.04.2009
Обратно «Эрмитаж», Мария Седых, Итоги № 14, 23.03.2009
Спектакль «Капнист туда и обратно», ТВ Канал Культура, 21.03.2009
«…но живого, а не мумию…», Вера Калмыкова, Для сайта театра Эрмитаж, 6.02.2009
Михаил ЛЕВИТИН: «Я занят только детством», Анна Горбашова, Профиль, № 3 (606), 2.02.2009

2008

Маяковский как образец фальсификации, Алексей Семенов, Городская газета. Псков. № 51 (231). 16-22.12.2008, 16.12.2008
Большие против маленьких, Александра Машукова, Ведомости № 42, 14.11.2008
Спят усталые игрушки, Анастасия Томская, Новые известия, 15.10.2008
Бедная родственница таланта, Наталия Каминская, Культура, 9.10.2008
Почему имя Николая Эрдмана вычеркнули из титров «Веселых ребят»?, Юрий Москаленко, Школа жизни: www.shkolazhizni.ru, 10.08.2008
Заявление об уходе, Валерий Семеновский, журнал «Театр» № 31, 05.2008
Чужой театр, Владимир Новиков, Из книги В. Новикова «Высоцкий». М. , Молодая гвардия (серия ЖЗЛ), 2008., 2008

2007

Навалился гегемон на одиночку, Наталия Каминская, Культура, 20.12.2007
Подмоченная Одесса, Алла Шендерова, Коммерсант, 12.12.2007
Лодки на приколе, Григорий Заславский, НГ, 10.12.2007
Как нарисовать птицу, Наталья Казьмина, Планета Красота, 1.12.2007
Его жизнь была полна отваги, Лев Додин, Виктор Гвоздицкий, Культура, 4.10.2007
В театре «Эрмитаж» открывается новый сезон, Павел Шейнин, Канал Культура — Новости культуры, 4.09.2007
С Гоголем на дружеской ноге, Дмитрий Морозов, Газета Культура, 23.08.2007
Красные табуреты на черной сцене, Александр Рапопорт, www.moscor.ru, 1.08.2007
Артист Роман Карцев: «Время шариковых не пройдет никогда», Веста Боровикова, Новые известия, 27.07.2007
Колесом по Гоголю, Коммерсант, 14.07.2007
К нам едет «Ревизор» и? поёт, Ася Шумилова, Вечерний Новосибирск, 12.07.2007
В Большом вспыхнет «Пламя Парижа», Мария Бабалова, Известия, 4.07.2007
Гоголь бы одобрил, Степан Звездин, Известия, 29.06.2007
Владимир Дашкевич: «Большой оперный футбол», Сергей Самойленко, Континент Сибирь, 29.06.2007
Достоевский. И немножко нервно, Юлия Позднякова, Культура Сибири, 18.06.2007
Театр «Эрмитаж». Пам-па-пам. Хармс! Чармс! Шардам!, Юлия Позднякова, Культура Сибири, 14.06.2007
Театр «Эрмитаж». ЭТО было!, Елена Меркурьева, Культура Сибири, 13.06.2007
Театр «Эрмитаж». Утренние мысли о ЧЧЧуме, Алена Аксенова, Культура Сибири, 9.06.2007
Театр, ОБЭРИУваемый страстями, Ведомости Новосибирского областного совета депутатов, 8.06.2007
Передвижной «Эрмитаж», Сергей Самойленко, Континент Сибирь, 8.06.2007
Маленькие радости, Ирина Алпатова, Культура, 7.06.2007
«Коллекционный» авангард «Эрмитажа», Вечерний Новосибирск, 6.06.2007
Театр как его двойник, Марина Токарева, Московские новости, 25.05.2007
Последнее слово, Елена Губайдуллина, Независимая газета, 23.05.2007
Памяти Виктора Гвоздицкого, Григорий Заславский, Независимая газета, 23.05.2007
Умер Виктор Гвоздицкий, Алена Солнцева, Время новостей, 22.05.2007
Артист-парадоксалист, Роман Должанский, Коммерсант, 22.05.2007
Играл как дышал, Ирина Корнеева, Российская газета, 22.05.2007
Умер Виктор Гвоздицкий, Марина Райкина, Московский комсомолец, 22.05.2007
Невосполнимый Парадоксалист, Глеб Ситковский, Газета, 22.05.2007
Умер Виктор Гвоздицкий, Вечерняя Москва, 20.05.2007
Уединенье с «Эрмитажем», Ведомости Новосибирского областного совета депутатов, 18.05.2007
ОБЭРИУ XXI века, Рина Каганова, Культура Сибири, 1.05.2007
Ночной полет с Андреем Максимовым, Андрей Максимов, ТВ Ночной полет, 29.04.2007
Лови момент, Александра Машукова, Газета Культура № 16, 26.04.2007
К юбилею спектакля «Хармс! Чармс» Шардам", Александр Плетнев, Радио Свобода. Российский час, 19.04.2007
Летят по небу шарики…, Юрий Луговской, Жуковские вести, 18.04.2007
«Тесней наш верный круг составим. ..», Евгения Тропп, Газета Экран и сцена, 1.03.2007
Театр начинается с Пушкина, Городская газета для жителей Пскова, 14.02.2007
Хлестаков и Чонкин встретятся в Новосибирске, Светлана Сучкова, Ведомости Новосибирского областного совета депутатов, 2.02.2007
Русская песня, Анастасия Ефремова, Иные берега, 1.02.2007
Режиссер из Черноморска, Юлия Ларина, Огонек, 15.01.2007
Записки на полях трех программок, Наталья Сажина, Империя света, 10.01.2007
Маяковский, любовь и немного пустоты, Григорий Аросев, Страстной бульвар, 1.01.2007
Вне грамматики, Наталья Казьмина, Театр, № 1, 2007, 01.2007
«Домашний» театр Владимира Полякова, Марк Захаров, Из книги Марка Захарова «Театр без вранья». М. , Актерская книга, 2007, 2007

2006

О сущности любви, Вера Павлова, TimeOut Москва, 11.12.2006
Не виноватая я, он сам пришел!, Наталия Каминская, Газета Культура, 6.12.2006
«Лиловый дым», Анна Баскакова, Агентство Еврейских Новостей, 4.12.2006
Актриса ушла под аплодисменты навсегда, Юлия Таратута, Коммерсант, 1.12.2006
Ей шло это имя — Любовь, Иосиф Райхельгауз, Московские новости, 1.12.2006
«Я жить хочу!», Ян Смирницкий, Московский Комсомолец, 1.12.2006
Наедине с Богом, Татьяна Хорошилова, Российская газета, 1.12.2006
Последнее танго, Татьяна Хорошилова, Российская газета, 1.12.2006
Ушла Любовь Полищук, Лариса Малюкова, Новая газета, 30.11.2006
Идеальная женщина, Валерий Кичин, Российская газета, 29.11.2006
Ее называли каскадером в юбке, Михаил Антонов, Сергей Бирюков, Любовь Лебедина, Труд, 29.11.2006
Она боролась до последнего, Вера Щирова, Новые известия, 29.11.2006
Умерла Любовь Полищук, Екатерина Барабаш, Независимая газета, 29.11.2006
Умерла Любовь Полищук, Отдел культуры, Время новостей, 29.11.2006
Прекрасная клоунесса, Алла Шендерова, Коммерсант, 29.11.2006
Любовь Полищук скончалась от тяжелой болезни, Тамара Калинина, Утро.ру, 28.11.2006
Умерла Любовь Полищук, Юлия Грохлина, Взгляд (vz.ru), 28.11.2006
Памяти Любови Полищук, Любовь Чижова, Радио «Свобода», 28.11.2006
Актриса, умевшая хулиганить, Артем Костин, Известия, 28.11.2006
Несоветское лицо, Юлия Штутина, Лента.ру, 28.11.2006
Переборщили с любовью, Евгения Шмелева, Новые известия, 28.11.2006
Увидеть Рому и умереть!, Евгения Ульченко, Аргументы и время, 22.11.2006
Половой вопрос всегда ребром, Константин Рылёв, Новая газета, 20.11.2006
«Маяковского я хотел ставить всю жизнь», Ирина Волкова, Газета Культура, 16.11.2006
В области сердца, Елена Сизенко, Итоги, 13.11.2006
Счастливый случай Веры Глаголевой, Елена Владимирова, Русский курьер, 13.11.2006
Михаил ЛЕВИТИН в эфире Радио «Культура», Марина Багдасарян, Радио Культура, рубрика ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА, 10.11.2006
Владимир Владимирович и черный пиар, Юлия Черникова, Утро.Ру, 9.11.2006
Маяковский как стиль любви: премьера театра «Эрмитаж», Анастасия Томская, Газета «Труд», 7.11.2006
Из Интернета — О спектакле по Маяковскому, Интернет, живые журналы, сайт театра, 31.10.2006
О сущности любви, Weekend.ru, 29.10.2006
Человеческая трагедия непонимания, Алла Зусман, Для сайта театра «Эрмитаж», 27.10.2006
Маяковский возвращается на театральные подмостки, Марина Перелешина, Радио МАЯК FM, 26.10.2006
Маяковский возвращается на театральные подмостки, Марина Перелешина, МАЯК FM «Культурный ответ», 26.10.2006
Сегодня на «Худсовете», Телеканал Культура, 24.10.2006
Маяковского я хотел ставить всю жизнь..., Михаил Левитин, Специально для сайта театра Эрмитаж, 1.10.2006
Маяковский, Гофман, Ким..., Анна Гордеева, Время новостей, 16.08.2006
Ольга Левитина: «Дело актера — быть хорошим инструментом», Павел Подкладов, Газета «Культура», 2.08.2006
Сплошное неприличие Михаила Левитина, Светлана Аксенова-Штейнгруд, Балтийские сезоны, 2006, № 15, 1.08.2006
Автограф Давида Боровского, Ольга Астахова, Полит. ру, 11.04.2006
Памяти Давида Боровского, Григорий Заславский, Независимая газета, 10.04.2006
На смерть Давида Боровского, Александр Соколянский, Время новостей, 10.04.2006
Умер самый сценный художник, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 8.04.2006
Молчаливое свидетельство, Елена Груева, Ваш досуг, 7.04.2006
Памяти Давида Боровского, Павел Руднев, Взгляд, 7.04.2006
Молчание принцесс, Итоги, 27.03.2006
Молчи — сойдешь за идиотку, Леонид Гвоздев, Московская правда, 24.03.2006
Офелия гибла и ела, Глеб Ситковский, Газета, 24.03.2006
В одном дворовом королевстве, Александра Машукова, Ведомости, 23.03.2006
Выйти замуж по-королевски, Арина Миронова, Ваш досуг, 10.03.2006
Богоискатель между печкой о шкафом, Елена Дьякова, Новая газета, 20.02.2006
Гроссман с нами, Александр Рапопорт, Лехаим, 1.02.2006
ЧЧЧума на оба ваши века, Наталия Каминская, Газета Культура, 11.01.2006
«Координатор»: впечатления зрителя, Сергеев Николай, fatal_exception's blog, 3.01.2006
«Мы ничего не ищем, но зато многое находим. ..», Вера Калмыкова, Всемирные Одесские новости № 1, 1.01.2006

2005

100 лет назад родился Даниил Хармс, Гуля Балтаева, Телеканал Россия, 30.12.2005
Изверг, Валерий Семеновский, Театр, 30.12.2005
…Не совсем один, Ирина Скуридина, Театр, 30.12.2005
Остров Левитина, Ирина Скуридина, Театр, 30.12.2005
Левитин Михаил на «Худсовете», Нара Ширалиева, Телеканал Культура, 27.12.2005
Хочу только веселья, Александра Лаврова, Российская газета, 27.12.2005
Человек на все времена, Виктория Лепко, Сайт театра, 27.12.2005
К юбилею Михаила Левитина, Павел Подкладов, Радио «Свобода», 22.12.2005
Жизнь без единой купюры, газета Еврейское слово, 21.12.2005
Веселиться и пить вино, Радио Маяк, 19.12.2005
Преодоление чумы, Наталья Николаева, Литературная Россия, 16.12.2005
Хармс строже Введенского, Кирилл Решетников, газета Газета, 16.12.2005
Театр во время чумы, Алена Данилова, Взгляд.ру, 12.12.2005
Книга с золотым обрезом, Анастасия Томская, Театральные новые известия, 6.12.2005
Посланные на…, Лев Аннинский, Газета Культура, 30.11.2005
Пир во время ЧЧЧумы. Фрагменты, Анна Гордеева, Таймаут, 21.11.2005
Домашние игры призраков, Анна Гордеева, Время Новостей, 18.11.2005
Зарекайся от чумы, Марина Давыдова, Время новостей, 18.11.2005
Чччума в Каретном Ряду, Игорь Шевелев, Российская газета, 16.11.2005
Кто он, «координатор»?.., газета «Москвичка», 3.11.2005
«Когда одна строка из фельетона была страшнее сотен папирос…», Александр Каневский, Газета «Культура», 2005, № 41 (7500) 20-26 октября, 20.10.2005
Я очень люблю, чтобы меня удивили, Алехандра Гутьеррес, Ирина Волкова, 12.10.2005
«Эрмитаж» жив!, Гордон Марина, «Алеф», 29.09.2005
Письма из Америки. Дорога в Эквадор, Петр Кудряшов, Интернет-письма, 22.09.2005
Письма из Америки 2, Петр Кудряшов, Интернет переписка, 18.09.2005
Письма из Америки, Петр Кудряшов, Интернет переписка, 14.09.2005
Открытие сезона театра «Эрмитаж», Телеканал «Культура», 10.08.2005
Профессия — композитор, Марина Воинова, журнал «Трибуна современной музыки», 1.08.2005
Михаил Левитин Я — одессит, Михаил Левитин, Ирина Волкова, журнал Октябрь, 1.08.2005
Деликатный театр. Жизнь и судьба, Наталья Казьмина, Газета «Дом Актера», 1.06.2005
Смотреть в глаза невыносимо, Григорий Заславский, Независимая газета, 27.05.2005
Звук лопнувшей струны, Алена Данилова, газета Культура, 26.05.2005
«Мои необычные странные личности», Михаил Левитин, Интернет-портал Культура, 25.05.2005
По мотивам Василия Гроссмана, Анна Татаринова, Интернет Агентство Культурной информации, 19.05.2005
На выдохе, Итоги, 17.05.2005
А может, «заигрались»?, Любовь Лебедина, Труд, 11.05.2005
Я - Гомбрович!, Портал «Музеи России» — Новости музеев, 23.03.2005
Михаил ЛЕВИТИН в эфире Радио «Культура», Радио Культура — «Действующие лица», 18.03.2005
Михаил Левитин в эфире Радио «Культура», Марина Багдасарян, Радио Культура, 15.02.2005
В студии Михаил Левитин, Радиостанция Свобода, 13.02.2005
Театр начинается с недвижимости, Елена Дьякова, Новая газета, 7.02.2005
«Изверг» ошеломил Псков!, Псковская Лента Новостей, 7.02.2005
Театральная рулетка, Новая газета, 3.02.2005
«Мы тебя пришьем!», Дмитрий Савостин, Вечерняя Москва, 3.02.2005

2004

Кто такой Гомбрович?, Чеслав Милош, «Иностранная литература» 2004, № 12, 12.2004
Витольд Гомбрович. «Дневник 1957-1961», Пьер Паоло Пазолини, «Иностранная литература» 2004, № 12, 12.2004
Октябрьские тезисы, Юлия Рахаева, Вечерняя Москва, 3.11.2004
Какого рода буква «ю»?, Полина Бардина, Досуг и развлечения, 11.2004
К столетию со дня рождения Витольда Гомбровича, Борис Дубин, «Новая Польша», 11-2004, 11.2004
Остров полифонического отпада, Татьяна Бек, НГ Экслибрис, 28.10.2004
Михаил Левитин в прямом эфире радиостанции «Эхо Москвы», Ксения Ларина, Радиостанция «Эхо Москвы», передача «Дифирамб», 9.10.2004
Щенячий воcторг, Алла Астахова, Время новостей, 5.10.2004
Гимн идиотизму, или Поминки по сатире, Григорий Заславский, «Театральное дело Григория Заславского», 13.05.2004
В шоу только мальчики, Марина Райкина, «Московский комсомолец», 23.04.2004
Испытание поэзии Полетикой, Лев Аннинский, «Культура», 4.03.2004
Анекдот навыворот или «Изверг» в «Эрмитаже», Вера Калмыкова, Театральный курьер, 1.02.2004
Быть знаменитой некрасиво, Наталия Каминская, «Культура», 22.01.2004
В Эрмитаже пьют вино и спасают красоток, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 6.01.2004
Драматургические игры режиссера Михаила Левитина, Геннадий Демин, Театральная жизнь, 2004, № 3, С. 55-56, 2004

2003

Человек-театр в собственной прозе, Игорь Шевелев, НГ-Экслибрис, 30.10.2003
Золотой горн предательства, Алексей Зверев, Газета Культура, 4.06.2003
Рабы Азефа, Наталья Казьмина, Газета «Дом Актера», 1.06.2003
Мелкий бес и его двойник, Елена Дьякова, Новая газета, 19.05.2003
Есть несколько Любшиных, Артур Соломонов, Газета, 7.04.2003
Вечный Каин, Алексей Филиппов, «Известия», 6.04.2003
Михаил Левитин. Мотивчик, Наталья Казьмина, Театр, 04.2003
Азеф в «Эрмитаже», Наталья Уварова, Независимая газета, 28.03.2003
Интервью с Наталией Мордкович, Журнал «Большой Вашингтон», 1.03.2003
Дантес и другие, Игорь Шевелев, god.dvoinik.ru, 2003
Письмо Солопову, Виктор Гвоздицкий, Театральная жизнь, 2003, № 6, С. 49-51, 2003

2002

На рандеву с Азефом, Игорь Шевелев, Время МН, 21.12.2002
Ставки больше, чем жизнь, С. Овчинникова, «Культура », № 49, 5.12.2002
Пощечины достались зрителям, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 5.11.2002
Настоящий Гвоздицкий, Григорий Заславский, Независимая газета, 5.11.2002
Тот и другие, Александр Соколянский, Время Новостей, 5.11.2002
Закрытый актер Виктор Гвоздицкий, Алена Карась, Ваш досуг, 22.10.2002
В театре надо быть смиренным…, Александр Строганов, Век, 18.10.2002
Эпизоды из жизни актера Гвоздицкого, Алла Михалёва, Литературная газета, 9.10.2002
Браво, Гвоздицкий, браво!, Екатерина Васильева, Газета, 30.09.2002
Виктор Гвоздицкий: Вот это я люблю…, Артур Соломонов, Газета, 30.09.2002
Виктор Гвоздицкий: Наша профессия эфемерна, Алексей Филиппов, Известия, 24.09.2002
Артист и его двойник, Ирина Алпатова, Культура, 19.09.2002
Новый старый стиль, Григорий Заславский, Независимая газета, 10.09.2002
Интерактивные песни западных славян, Наталия Каминская, Культура, 25.04.2002
Мальчики направо, девочки налево, Алексей Филиппов, Известия, 23.04.2002
Любовь Полищук. Мечта поэта, Ирина Чичикова, Интернет портал Пассаж Одесса, 1.01.2002
Геннадию Храпункову ПОСВЯЩАЕТСЯ. .., Валерия Селиванова, Театральная жизнь, 2002, № 4, С. 20-22, 2002
Любовь Полищук, Наталья Казьмина, В книге «Звезды столичной сцены», АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2002
Актер, не принадлежный никому, Наталья Казьмина, 2002

2001

Вы - одесситы, Мишки!, Наталья Старосельская, Газета Культура, 20.12.2001
«Впечатления недели», «Общая газета» № 50, 13.12.2001
Любовь Полищук: разговор без купюр, Алла Боссарт, Вечерняя Москва, 25.07.2001
«Четыре минуты с театром», Ксения Ларина, «Эхо Москвы», 26.03.2001
Игры, в которые играют люди, Елена Павликова, ПИТЕРbook, № 3, март 2001, 03.2001
Красное и черное, или Монумент падшим ангелам, Елена Дьякова, Новая газета, 25.01.2001
Как сфотографировать Бога, Наталия Каминская, ” Культура" № 2, 18.01.2001
Николай Робертович Эрдман, Юрий Любимов, Рассказы старого трепача, 2001
Зиновий Высоковский: «Как Райкин от жены сбежал», Александр Мельман, «МК». Sem 40. Центральный Еврейский ресурс — http://www.sem40.ru, 2001

2000

Раз, два, три — что-то произошло, Марина Давыдова, Время новостей, 13.11.2000
Рассказ об одном заклинании, Алексей Филиппов, Известия, 1.11.2000
Карманные часы в портретной раме, Наталья Старосельская, газета Культура, 1.11.2000
Второй сорт смеха — лучше, Екатерина Васенина, Новая газета, 28.10.2000
«Белая овца». Возвращение Хармса в «Эрмитаж», Ксения Ларина, Эхо Москвы, 15.10.2000
Порно с изнанки, Андрей Румянцев, НГ Ex libris, 2000-10-12, 12.10.2000
Возвращение к будущему Хармсу, Независимая газета, 22.09.2000
«Зачем эти страдания» и «Давайте жить дружно!», Алена Данилова, Екатерина Варченко, Театральная жизнь, 2000, № 8, Рубрика [Наши дебютанты], С. 37-44, 2000
«Интим» в «Эрмитаже», Мария Сперанская, «МК- бульвар», № 12, 2000