О сущности любви

Вера Павлова, TimeOut Москва, 11.12.2006
В своем премьерном спектакле Михаил Левитин изловил бродячий сюжет русской культуры, который носит название «судьба и смерть поэта». Андрей Битов как-то написал, что смерть Пушкина отозвалась в национальном самосознании неизживаемым чувством утраты. Левитин распространил это ощущение на всех русских поэтов вообще, а в качестве героя выбрал Владимира Маяковского.

Вполне логично, что в сценической композиции, сотканной из стихов, документов, воспоминаний, звучат интонации одиночества и тоски. Понятен и левитинский надрыв, угадывающийся в каждом из персонажей: будь то актриса Вероника Полонская (Ольга Левитина), завывающая с интонациями Беллы Ахмадулиной, или же внешне безучастные следователи (Юрий Амиго и Геннадий Храпунков), перебирающие за своими столами бумажки и зачитывающие зрителям выписки из протоколов. В общем-то уже неудивительна и кочующая из спектакля в спектакль левитинская нелюбовь к женщинам — они у режиссера всегда некрасивы в своих чувствах и всегда виноваты перед мужчинами.

Кстати, разлюбленные женщинами «поэты» в конце концов высыпают на сцену. Все эти странные, одетые кто во что существа снуют из угла в угол и читают-читают-читают стихи. Всеобщая мужская трагедия разворачивается на фоне ярко-синего задника, рассеченного двумя красными силуэтами из картона (художник Гарри Гуммель). Спектакль неожиданно получился программным для режиссера: здесь левитинский лиризм зашкаливает до неприличия; Маяковский очень скоро исчезает, а сюжет об утрате поэта оборачивается любованием собственной ранимостью.

Другие ссылки

Маяковский как образец фальсификации, Алексей Семенов, Городская газета. Псков. № 51 (231). 16-22.12.2008, 16.12.2008
Записки на полях трех программок, Наталья Сажина, Империя света, 10.01.2007
Маяковский, любовь и немного пустоты, Григорий Аросев, Страстной бульвар, 1.01.2007
О сущности любви, Вера Павлова, TimeOut Москва, 11.12.2006
Не виноватая я, он сам пришел!, Наталия Каминская, Газета Культура, 6.12.2006
Переборщили с любовью, Евгения Шмелева, Новые известия, 28.11.2006
Половой вопрос всегда ребром, Константин Рылёв, Новая газета, 20.11.2006
В области сердца, Елена Сизенко, Итоги, 13.11.2006
Владимир Владимирович и черный пиар, Юлия Черникова, Утро.Ру, 9.11.2006
Маяковский как стиль любви: премьера театра «Эрмитаж», Анастасия Томская, Газета «Труд», 7.11.2006
Человеческая трагедия непонимания, Алла Зусман, Для сайта театра «Эрмитаж», 27.10.2006
Маяковский возвращается на театральные подмостки, Марина Перелешина, Радио МАЯК FM, 26.10.2006
Маяковского я хотел ставить всю жизнь..., Михаил Левитин, Специально для сайта театра Эрмитаж, 1.10.2006