Василий Соломонович Гроссман

12 декабря 1905 — 14 сентября 1964
Русский писатель

Родился Иосиф (Василий) Соломонович Гроссман в городе Бердичеве (Житомирская область, Украина). Отец его был инженером-химиком, мать преподавала французский язык. Отец получил образование в Бернском университете, мать училась во Франции. Как и отец, Гроссман стал химиком. Как и мать, прекрасно знал французский язык.
В 1929 году после окончания химического факультета Московского университета Гроссман работал инженером-химиком в Донбассе. С 1933 года жил и работал в Москве.
О литературе он поначалу не помышлял. Однако, пережив гражданскую войну и разруху, набравшись жизненных впечатлений, в литературу пришел и занял в ней свое, особое место — место очень большого писателя.
Его первый рассказ — «В городе Бердичеве». Тот самый, по которому в 1967 году режиссер Александр Аскольдов снял изумительный фильм «Комиссар» с Нонной Мордюковой, Роланом Быковым и Раисой Недашковской. Рассказ был опубликован в 1934 году и высоко оценен Горьким, Бабелем и Булгаковым. В том же году появилась и «производственная» повесть Гроссмана о шахтерской жизни «Глюкауф». К 1936 году Гроссман выпустил два сборника рассказов и в 1937-м был принят в Союз писателей.
Во время Великой Отечественной войны он - специальный корреспондент газеты «Красная звезда». Пишет повесть «Народ бессмертен» (1942), очерки «Направление главного удара» (1942), «Треблинский ад» (1944), художественно-документальную книгу «Сталинград» (1943), принесшие ему широкую известность. В 1946 году вместе с Ильей Эренбургом готовит к печати документальную «Черную книгу» — об истреблении гитлеровцами евреев на территории СССР. 
А дальше начинается его собственный ад.
Его пьеса «Если верить пифагорейцам» была осуждена партийной печатью за «идейную ущербность».
Издание «Черной книги» было приостановлено — в связи с кампанией борьбы против космополитизма, носившей откровенно антисемитский характер, — и состоялось лишь в 1993 году. Роман «За правое дело» после разгромной статьи в газете «Правда» вышел в 1954 году в сокращенном варианте, а полный текст появился в печати только в 1956-м. Рукопись романа «Жизнь и судьба» в 1960 году была отвергнута печатью и изъята органами КГБ. Чудом сохраненный экземпляр, благодаря усилиям друзей, Семена Липкина, Владимира Войновича, Вячеслава Лободы, Андрея Дмитриевича Сахарова, в 1980 году был опубликован в Швейцарии, а в 1988-м — в СССР. Повесть «Все течет», написанную в 1953-1963 годах, впервые опубликовали в ФРГ в 1970 году и только в 1989-м на родине.
Гроссман писал о войне с беспощадной правдивостью. Писал о трагедии народа, о подвиге «простого» человека, об «окопной» правде войны, о реальных людях и героях, сохранявших достоинство и свободный дух в обстоятельствах, к этому не располагавших. Сегодня его часто сравнивают с Л. Толстым, говоря, что он также эпически мыслил и писал, умея соотнести судьбу человеческую и судьбу народную.
Биография Василия Гроссмана подтверждает знаменитый тезис Михаила Булгакова — рукописи не горят. Все-таки не горят.
Как сказал бы Александр Володин,
Почему-то торжествует правда.
Правда, потом.
Людям она почему-то нужна.
Хотя бы потом.


26 января 2009 года в Москве на стене дома, в котором жил В. Гроссман по Красноармейской улице, д.23, открылась мемориальная доска.
М. Левитин много лет мечтает снять фильм по последнему рассказу В. Гроссмана «В Кисловодске». Однако пока экономические условия этому не благоприятствуют, он опубликовал свою киноповесть в журнале «Октябрь».

Спектакли в театре «Эрмитаж» (текущий репертуар)


Ссылки

Мое кино, Михаил Левитин, «Октябрь» 2009, № 10, 1.10.2009
Голая правда, Итоги, 2.04.2007
Поэзия и проза «Эрмитажа», Наталья Казьмина, Первое сентября, 3.09.2005
Деликатный театр. Жизнь и судьба, Наталья Казьмина, Газета «Дом Актера», 1.06.2005