Маяковский возвращается на театральные подмостки

Рубрика «Культурный ответ»

Марина Перелешина, Радио МАЯК FM, 26.10.2006
29 октября в театре «Эрмитаж» состоится премьера спектакля «О сущности любви», в подзаголовке которого значится: «М. Левитин по В. Маяковскому». О новой постановке говорим с художественным руководителем театра «Эрмитаж», режиссером, писателем, народным артистом России Михаилом Левитиным.

 — Почему такое название, почему нет какой-нибудь строчки из Маяковского.

ЛЕВИТИН: Нет, это строчка из стихотворения «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви». Это строчка, вырванная из заглавия одного из стихотворений. Спектакль так и называется «О сущности любви». Спектакль по Владимиру Маяковскому.

 — Почему Маяковский сегодня, это ведь не очень современно?

ЛЕВИТИН: Думаю, что это самое современное, что может быть и сегодня, и всегда. Это не общие слова. Возвращение Маяковского было необходимо. Как всегда, повод случаен. Предложил Туринский фестиваль поставить Маяковского. А я всю жизнь хотел его поставить. Даже в школе когда-то делал композиции «Про это», где соединял Маяковского и Пушкина. Это моя тема, это мой человек, дорогой мне. Это вечная несправедливость живущих людей после ушедшего не просто большого или великого поэта, а единственного поэта любовной темы в 20 веке. Все остальные лирики изумительны, но любовная тема — это его вотчина, его сущность. Он весь там. Я придумал композицию, где в основе — трагедия «Владимир Маяковский», немножечко «Облако в штанах», немножко «Флейта-позвоночник» и немножечко очень нужного нашему сегодняшнему зрителю криминала. То есть истории вокруг этого самоубийства. Это есть в начале спектакля. А потом мы переходим непосредственно к самой любви.

 — То есть основной материал — это стихи?

ЛЕВИТИН: Как сказано, в программке, группа разлюбленных, группа возлюбленных и другие персонажи. О любви Маяковского. О его понимании этого чувства говорить сложно и просто не хочется, потому что выдержать его любовь трудно. Он обращается к чему-то загнанному вглубь нас.

 — А как сегодня молодые актеры читают стихи? Насколько этого сегодня устраивает вас как режиссера и как человека, который очень хорошо понимает и чувствует поэзию?

ЛЕВИТИН: Для меня его поэзия — это запись поведения человека. Это способ читать Маяковского, который я предложил им. Они этим заняты полностью. У меня за многие годы впервые нет претензий к артистам, когда они без меня. Я понимаю, что перспективы большие в работе у каждого из них, так как Маяковского в спектакле нет. Но я в то же время понимаю, что они погружены полностью. Мы ведем с ним диалог напрямую. Хорошо, что он вернется, тот ранний Маяковский. 

 — Я вас спросила именно о способе чтения стихов, потому что у Маяковского пауз очень много. Если оправдывать каждую паузу буквально?

ЛЕВИТИН: Чтобы произнести фразу, нужно иметь на это право. Это единственное, что я знаю. У Маяковского это так. Произнести фразу по инерции, сидя на спине?

 — Только выдерживая ритм?

ЛЕВИТИН: Выдерживая ритм, но только с мотивациями, абсолютными мотивациями, которыми полна его поэзия. Я настойчиво предлагаю, и уверен в правильности, читать так, как написано. Если строкой является одно слово, уделить внимание этому одному слову. Если два слова, произнести два слова как одно. Если три — произнести их как одно. Эта его так называемая разбивка, его нотные строки, они абсолютно являются заданием для точнейшего исполнения. 

Полную версию программы слушайте в аудиофайле:
http://www.radiomayak.ru/tvp.html?id=26555

Другие ссылки

Маяковский как образец фальсификации, Алексей Семенов, Городская газета. Псков. № 51 (231). 16-22.12.2008, 16.12.2008
Записки на полях трех программок, Наталья Сажина, Империя света, 10.01.2007
Маяковский, любовь и немного пустоты, Григорий Аросев, Страстной бульвар, 1.01.2007
О сущности любви, Вера Павлова, TimeOut Москва, 11.12.2006
Не виноватая я, он сам пришел!, Наталия Каминская, Газета Культура, 6.12.2006
Переборщили с любовью, Евгения Шмелева, Новые известия, 28.11.2006
Половой вопрос всегда ребром, Константин Рылёв, Новая газета, 20.11.2006
В области сердца, Елена Сизенко, Итоги, 13.11.2006
Владимир Владимирович и черный пиар, Юлия Черникова, Утро.Ру, 9.11.2006
Маяковский как стиль любви: премьера театра «Эрмитаж», Анастасия Томская, Газета «Труд», 7.11.2006
Человеческая трагедия непонимания, Алла Зусман, Для сайта театра «Эрмитаж», 27.10.2006
Маяковский возвращается на театральные подмостки, Марина Перелешина, Радио МАЯК FM, 26.10.2006
Маяковского я хотел ставить всю жизнь..., Михаил Левитин, Специально для сайта театра Эрмитаж, 1.10.2006