К юбилею Михаила Левитина

Павел Подкладов, Радио «Свобода», 22.12.2005
Марина Тимашева: …Москва тем временем готовится к юбилею художественного руководителя и режиссера театра «Эрмитаж», писателя и отца троих детей Михаила Левитина. 27 декабря ему исполнится 60 лет, и подарков он не ждет — делает их сам. Только что провел на своей сцене вечер памяти Василия Гроссмана и показал премьеру «Пира во время чумы» — спектакля очень смешного, очень печального и очень умного. Я бы даже сказала, что если внимательно отнестись к тому, как сделан литературный монтаж, вы откроете для себя много нового. Например, о Сальери и Моцарте, Пушкине и Геккерене, Скупом и его сыне, вы будете думать не как о представителях разных мировоззрений, но как о представителях разного возраста. И увидите спектакль о старых людях и людях молодых. И, не задумываясь, займете сторону последних. 

С их защитником, одним из лучших московских режиссеров Михаилом Левитиным разговаривает Павел Подкладов.

Павел Подкладов: Михаил Захарович, я сегодня на спектакле подумал, что режиссер, все-таки, счастливая профессия — можно дарить себе на юбилей такие роскошные подарки, как спектакль по Пушкину.

Михаил Левитин: Я надеюсь, что я на юбилей себе подарю еще кое-какие свои книги. Вообще-то, я делаю себе подарки, и мне делают подарки мои артисты, и культурный мир делает мне подарки на протяжении уже очень многих лет.

Павел Подкладов: Вы где-то сказали, что живете в состоянии счастья. Это продолжается и сейчас?

Михаил Левитин: Если говорить о творческой моей жизни, то это абсолютное счастье.

Павел Подкладов: Режиссеры очень часто ставят спектакли, во-первых, для себя, а во-вторых, про себя. Вот много ли зашифровано из Вашей жизни, из Вашей биографии, из Вашего сердца в этом спектакле?

Михаил Левитин: Пушкина я ставил из, может быть, только желания понять, как люди сопротивляются, чем они сопротивляются угрозе — угрозе смерти, угрозе какой-то беды. Может быть, там много своего личного в духовном плане.

Павел Подкладов: А как Вы думаете, в чем секрет, почему сегодня была такая тишина, что муху было слышно, почему люди так слушали текст Пушкина, знакомый, наверное, многим давно?

Михаил Левитин: Иначе звучит он в этом спектакле. Вообще, тут и счастье, и несчастье. Россия не имеет пушкинского театра. Она имеет, условно говоря, чеховский, она имела театр Маяковского. Я имею в виду сценически понятый язык этих авторов. У Пушкина нет такого театра. Хотя об этом мечтал и многое сделал для этого Мейерхольд и говорил о Пушкине-режиссере, или о Пушкине божественном, главном человеке в нашей культуре. Поэтому это все попытки приблизиться и понять пушкинский театр. На самом деле он оказывается острее, новее, совершенно непредвиденнее, чем когда мы читаем. Вообще, буквально воспринимать его — это очень сильное действие. Вот это я пережил на этой работе. Открытие. 

Павел Подкладов: Часто ли в вас происходит такое взаимопонимание между Вами и актерами. Может быть, всегда?

Михаил Левитин: Почти всегда. Это существует со мной 27 лет. Это огромный срок для жизни театра. Мы друг другу абсолютно не надоели. А потом еще приходят молодые чудные люди. Вот такой раструб — свои втягиваются, а чужие отлетают.

Павел Подкладов: Вы сейчас говорили о России применительно к пушкинскому театру. А то, что происходит в России, какие-то политические, социальные события, влияют на вас как на художника?

Михаил Левитин: Ни одной секунды. Никакие. Я не отношусь к политике, как к живому месту нашей действительности. Она существует, она занимательна для многих людей, она существует как фон. Собственно, она и должна быть фоном. Политика — это некий кордон. Некая попытка сберечь духовный мир людей, их жизнь, сберечь ее, окружить. Когда она становится главным персонажем, я с ума схожу от тоски и от равнодушия. Я не представляю себе каких-то сложных отношений с политикой.

Павел Подкладов: Говорят часто, что в режиссере, вернее, в его произведениях на сцене часто звучит что-то не реализованное в обычной жизни. Такое бывает у вас?

Михаил Левитин: Благодаря писательству моему бывает меньше, чем у других режиссеров. Потому жизнь строится на том, что я пишу книги и ставлю спектакли. Если я чего-то не делаю в театре, то я пытаюсь это сделать в книгах. Хотя не только поэтому пишу, но мне действительно бывает очень мало театра. Или бывает очень мало книг. Это странное чувство. Мне всего бывает мало. Я знаю, насколько действительность, жизнь, природа, реальность выше, мощнее непостижимее нас. И мне хочется все познать, многое познать собой.

Павел Подкладов: Я Вас процитирую. Вы когда-то сказали: «Я верю в жизнь своих книг больше, чем в жизнь своих спектаклей». Это было не сгоряча сказано?

Михаил Левитин: Нет. Жизнь моих книг, она впереди и она в ближайшем будущем. В этом я совершенно уверен. А театр мой создан давно, и образовалось очень четкое отношение к нему. Это естественное существование людей в театре. Что касается моих книг, то они очень многое говорят обо мне лично, потому что я пишу те книги, которые сам бы хотел прочесть. Это моя задача. Я совершенно не хочу кому-то их предлагать.

Павел Подкладов: Вы со стороны производили на меня впечатление человека резкого, занозистого, такого непримиримого. Правда ли это и, если правда, то легко ли с таким характером жить?

Михаил Левитин: Не занозистый. Непримиримость, отторжение носит у меня такой физиологический характер. Просто я отторгаю. Но я не унижаю людей. Легко ли мне жить с моим характером? Неплохо, но больно иногда. Все-таки главное для меня то, чем я занимаюсь. А оно, творчество, не вступает со мной в антагонистические отношения только из-за моего характера.

Павел Подкладов: Чтобы Вы себе сами пожелали 60-летию?

Михаил Левитин: Я хочу, чтобы мои близкие были здоровы, чтобы я не падал духом, и чтобы театр оставили в покое. Вот это все. Вру. Это не все. Я хочу писать, писать и писать.

Другие ссылки

Театр «Эрмитаж». Утренние мысли о ЧЧЧуме, Алена Аксенова, Культура Сибири, 9.06.2007
«Тесней наш верный круг составим. ..», Евгения Тропп, Газета Экран и сцена, 1.03.2007
Театр начинается с Пушкина, Городская газета для жителей Пскова, 14.02.2007
ЧЧЧума на оба ваши века, Наталия Каминская, Газета Культура, 11.01.2006
Хочу только веселья, Александра Лаврова, Российская газета, 27.12.2005
К юбилею Михаила Левитина, Павел Подкладов, Радио «Свобода», 22.12.2005
Преодоление чумы, Наталья Николаева, Литературная Россия, 16.12.2005
Театр во время чумы, Алена Данилова, Взгляд.ру, 12.12.2005
Книга с золотым обрезом, Анастасия Томская, Театральные новые известия, 6.12.2005
Пир во время ЧЧЧумы. Фрагменты, Анна Гордеева, Таймаут, 21.11.2005
Домашние игры призраков, Анна Гордеева, Время Новостей, 18.11.2005
Зарекайся от чумы, Марина Давыдова, Время новостей, 18.11.2005
Чччума в Каретном Ряду, Игорь Шевелев, Российская газета, 16.11.2005
«Эрмитаж» жив!, Гордон Марина, «Алеф», 29.09.2005
Открытие сезона театра «Эрмитаж», Телеканал «Культура», 10.08.2005