Чччума в Каретном Ряду

«Эрмитаж» сыграл балаган и тризну

Игорь Шевелев, Российская газета, 16.11.2005
Михаил Левитин — в своем репертуаре. Соединить любимого Пушкина с не менее любимыми обэриутами: повалить мебель декорации во все стороны вокруг эпицентра взрыва вплоть до висящего вверх ножками рояля (художник Гарри Гуммель), устроить групповые пляски на костях, порезать на кусочки и вновь собрать фрагменты «Маленьких трагедий» — все это и есть зловещим шепотом произнесенная «Ч-ч-ч-чума» в Каретном ряду.


Театральные критики любят пожимать плечами: Левитин устраивает из театра невесть что. Но это «невесть что» и есть фирменный левитинский театр, которому он никогда не изменяет. «Пир по время Чччумы», премьера которого прошла только что в театре «Эрмитаж», — это отчасти серьезное и трагическое действо, отчасти пародийное и комическое — то ли балаган, то ли тризна.

Пир под председательством Вальсингама (трагическая маска непонятного пола- актриса Дарья Белоусова) перемежается со сценами из «Скупого рыцаря»; писание Пушкиным (одним из персонажей общей чччумы) дуэльного письма — пародией на пение Лауры из «Каменного гостя»; действие — общим (актеров и зрителей) питьем шампанского за упокой весельчака Джаксона, «первым покинувшим нас»; а стихи Александра Пушкина (1799-1837) — элегией Александра Введенского (1904-1941) в исполнении «человека с чемоданом», который вдруг вывихом времен попал в чужую чччуму из своей собственной.

Стихи знакомые с детства, поэтому можно произносить их едва слышно, а можно — громогласно и рублено. Можно в недопитом шампанском купать одно из погибших, но милых созданий (актриса Ольга Левитина), особенно мило поющую стишок Пушкина, положенный на музыку композитором Владимиром Дашкевичем. А можно неприлично юному и резвому Моцарту исполнять увертюру из «Свадьбы Фигаро» вверх ногами на том самом перевернутом инструменте под потолком. И через все действо проходит дребезжащей нотой чарующая мелодия Дашкевича (записанная, — как подивился сам композитор —на дешевеньком магнитофоне за 506 рублей, случай беспрецедентный в его творчестве, достойный того, чтобы быть отмеченным в программке спектакля).

Полулежащие на сцене шкафы периодически открываются, являя то Скупого Рыцаря, то злобного Сальери, то слепого скрипача в трактире, разыгрывающего моцартовское voi che sapete. Да, да, Пушкин — «наше всё», как пыльный скелет в шкафу, как залежавшийся рыцарский доспех со шлемом, как наши страхи перед жизнью, принимаемые за чуму, и перед чумой, принимаемой за жизнь. Пушкин, как заметил в своем предпремьерном монологе режиссер Михаил Левитин, это одно большое стихотворение, из которого иной раз достаточно привести три строки, чтобы понять и додумать все остальное. В последних случаях режиссер пользуется вполне кинематографическим приемом крупного плана, выводя Мэри, Вальсингама или того же Введенского на авансцену, стягивая к нему общее внимание. Жаль, что зритель видит это не на экране, как уже привык, театральная мизансцена отчасти этому сопротивляется, но не слишком сильно и долго.

Театр есть театр. А все прочее — литература.

Другие ссылки

Театр «Эрмитаж». Утренние мысли о ЧЧЧуме, Алена Аксенова, Культура Сибири, 9.06.2007
«Тесней наш верный круг составим. ..», Евгения Тропп, Газета Экран и сцена, 1.03.2007
Театр начинается с Пушкина, Городская газета для жителей Пскова, 14.02.2007
ЧЧЧума на оба ваши века, Наталия Каминская, Газета Культура, 11.01.2006
Хочу только веселья, Александра Лаврова, Российская газета, 27.12.2005
К юбилею Михаила Левитина, Павел Подкладов, Радио «Свобода», 22.12.2005
Преодоление чумы, Наталья Николаева, Литературная Россия, 16.12.2005
Театр во время чумы, Алена Данилова, Взгляд.ру, 12.12.2005
Книга с золотым обрезом, Анастасия Томская, Театральные новые известия, 6.12.2005
Пир во время ЧЧЧумы. Фрагменты, Анна Гордеева, Таймаут, 21.11.2005
Домашние игры призраков, Анна Гордеева, Время Новостей, 18.11.2005
Зарекайся от чумы, Марина Давыдова, Время новостей, 18.11.2005
Чччума в Каретном Ряду, Игорь Шевелев, Российская газета, 16.11.2005
«Эрмитаж» жив!, Гордон Марина, «Алеф», 29.09.2005
Открытие сезона театра «Эрмитаж», Телеканал «Культура», 10.08.2005