«Кто автор этого безобразия?». Автор — Николай Эрдман

Телеканал «Культура»: Новости культуры, 8.02.2010
Гневный вопрос «Кто автор этого безобразия? » едва ли уместен в рамках юбилейного торжества. Но спектаклем именно с таким названием в столичном театре «Эрмитаж» решили отметить предстоящее в этом году 110-летие со дня рождения драматурга Николая Эрдмана. Худрук «Эрмитажа» Михаил Левитин — принципиальный противник спектаклей к юбилейным датам. В данном случае, по его словам, произошло «мистическое совпадение» даты и давнего желания режиссёра поработать с малоизвестными произведениями одного из любимых авторов. На премьере побывали «Новости культуры».

Это не спектакль к дате, хотя именно так и совпало, а спектакль-посвящение. С одной стороны — абсурд, который любит худрук «Эрмитажа» Михаил Левитин, с другой — и вовсе цирк. Причем, с собачкой. В спектакле участвует мальтийская болонка с таким театральным именем — Фаина Георгиевна. Терпеливо ждет своего выхода во втором акте. «Было очень тяжело в первый прогон… все внимание было уделено ей», — вспоминает актер Виктор Непомник. 

Пока актеры готовятся совладать с этой конкуренткой. Для них впрочем, не это было самым сложным, а цирковая природа многих реприз. Зрители в фойе проходят краткий ликбез. От биографии Николая Эрдмана до переписки Станиславского с тем, кто гневно вопрошал — «Кто автор этого безобразия?». Автора этого Михаил Левитин считает совершенно особым. Режиссер уверен — Эрдману необходим был новый театр.

«Для меня существует три человека, для которых требовался новый театр. Новый диалог Эрдмана, потом — через много десятилетий — новый диалог Володина, новый диалог Жванецкого. Мне кажется, эти новые диалоги недостаточно услышаны, но, ни на что не похожи», — объясняет режиссер Михаил Левитин. 

Сатирические, остросоциальные пьесы Николая Эрдмана сейчас почти не ставят. Но его интермедии сегодня известны еще меньше. Точнее, они, конечно же, известны, как, например, знаменитое — «Дело в шляпе»… Только вот немногие знают — кто автор этого безобразия. «Это, по-моему, сто лет не было ни кем ни сыгранно, ни использовано и, наверное, не будет. Мы закроем эту тему», — считает Левитин. 

Интермедии, а еще басни и даже письма Эрдмана, Левитин объединил в этом спектакле. И не смог обойтись без знаменитого «Самоубийцы». «…Я сейчас в Кремль позвоню» — фрагмент спектакля. И даже эти эрдмановские слова звучат сегодня до безобразия актуально.

Оригинал текста и видео

Другие ссылки

Опубликованы киносценарии Николая Эрдмана, Театрал, лента новостей, 17.02.2011
Revival of 1920s Satirical Writer Lacks Punch, John Freedman, The Moscow Times,11 March 2010, 11.03.2010
Не надо басен, Наталия Каминская, Газета «Культура», № 7-8 (7721), 4-7 марта, 2010, 4.03.2010
«Кто автор этого безобразия?», Письмо от зрителя, 03.2010
Кто автор «безобразия», Борис Поюровский, «Российская газета» — Федеральный выпуск № 5119 (40), 26.02.2010
«Кто автор этого безобразия?». Автор — Николай Эрдман, Телеканал «Культура»: Новости культуры, 8.02.2010
Почему имя Николая Эрдмана вычеркнули из титров «Веселых ребят»?, Юрий Москаленко, Школа жизни: www.shkolazhizni.ru, 10.08.2008
Николай Робертович Эрдман, Юрий Любимов, Рассказы старого трепача, 2001
Воспоминания о Николае Эрдмане, Эрдман, Н.Р. Пьесы. Интермедии. Письма. Документы. Воспоминания современников. — М. : Искусство, 1990