Командор танцует танго

«Безразмерное Ким-танго» в театре «Эрмитаж»

Еврейская газета, 1.02.1998
Новый спектакль московского театра «Эрмитаж» «Безразмерное Ким-танго» по песням Юлия Кима в постановке Ми?хаила Левитина приурочен к 10-летию со дня основания этого театрального коллектива. Здесь есть своя сермяжная правда: трудно было бы отыскать какого-нибудь другого автора, который лучше, чем Ким, отвечал бы не просто «целям и задачам», а именно, духу возглавляемого Левитиным актерского ансамбля.
Театральная композиция решена в форме музыкально-поэтического представления, по сути являющегося бесконечно растянутым песенно-танцевальным номером в стиле танго, где нелепо и разом увязли самые неожиданные персонажи смешанного в едином коктейле прошлого и настоящего — от призрачного, «отца народов», дымящего своей трубкой откуда-то из подвалов преисподней, до натуральных собачонок породы такса, резво снующих у ног танцующих пар. На постперестроечный шабаш собрались, кажется, все, кому не лень: алкаши, бомжи, бичи, стукачи, нищие, Пушкин с Гоголем, Твардовский с Островским, и даже Кармен, и даже Гамлет… Евреи с украинцами в едином порыве вдохновения от полноты чувств сплясали какую-то невозможную помесь гопака и «семь сорок»! Каза?лось, что артисты просто неспособны лишь своими собственно актерскими силами воплотить на сцене фонтанирующее воображение режиссера-постановщика. Не случайно поэтому участие в спектакле завмуза Андрея Семенова, исполняющего одну из главных ролей, а также худрука Михаила Левитина, играющего роль как бы эпизодическую, но и принципиально важную — самого себя. Попробуйте всю эту адскую смесь проглотить разом — и все равно вы получите лишь бледное представление о честно отраженной театром реальности в кривом зеркале нашего сумеречного сознания. 
Безразмерность этого полуторачасового концертного номера отнюдь не перечеркивает его стилистического единства: танго как уходящий ретро стиль — это и есть главный герой спектакля; он со всей решительностью противопоставлен театром нынешней ново?модной свистопляске, претендующей не просто на общественное внимание, но и на преимущественное положение в культурном сознании общества, будь то «мэтл», «диско», «постмодерн» или какая-то иная затейливая штуковина.
Может быть, кто-то не согласится с авторами спектакля, но, уверен, никто не оспорит убедительности их доводов: танго очень точно выражает не только музыкальную, но и литературную природу творчества Юлия Кима. Поэтому-то, наверное, представление литературно, я бы даже сказал — навязчиво литературно: не случайно кимовское прошлое школьного учителя словесности оттеняет появление на подмостках «живого» писателя Левитина, действительного автора рассказов и повестей, на сей раз, правда, участвовавшего в легкомысленной подтанцовке.
За внешней эклектикой ретро тусовки в спектакле проступает монолит явления подлинной культуры — своеобразный синтез многомерного и многофигурного актерского организма с музыкально-литературной основой Юлия Кима. Извинившись перед читателями за не?научность терминологии, отмечу: спектакль сделан вкусно. Если вы согласны, что в театре все жанры хороши, кроме скучного, идите его смотреть; ибо положительные эмоции в увесистых дозах вам абсолютно гарантированы.

Другие ссылки

Учитесь валять дурака…, Александр Шерель, Газета Культура, 2.04.1998
Командор танцует танго, Еврейская газета, 1.02.1998
Юбиляр пригласил зрителей на «безразмерное» танго, Ирина Медведева, Деловой мир, 1.02.1998
Стихия Михаила Левитина, Наталья Старосельская, Московская правда, 19.01.1998
Десять лет спустя, или Все танцуют танго, Александр Шевляков, Подмосковные известия 5.12.97, 5.12.1997
Почему побледнел заводчик, Игорь Шевелев, Общая газета, 4.12.1997
Триумф воли, Виктория Никифорова, Русский телеграф, 2.12.1997
В ритме танго, Елена Владимирова, Независимая газета, 2.12.1997
Так надо — шизофрения, буффонада!, Марина Райкина, Московский комсомолец, 2.12.1997
Десять новых лет «Эрмитажа», Московская правда, 29.11.1997
Танго, таксы и немного волшебства, Алексей Филиппов, Известия, 29.11.1997
Анонс, Литературная газета, 26.11.1997
От «миниатюр» до «Эрмитажа» ровно шестнадцать собак, Анна Ковалева, Московский комсомолец, 25.11.1997
Театр «Эрмитаж», Аргументы и факты, 1.11.1997
Юбилеи. Юбиляры, Алексей Зверев, Страстной бульвар, 1997
Звучит современное танго, Александр Шевляков, Подмосковные известия, 1997
История с географией, Юлий Ким, Специально для театра «Эрмитаж», 1997