Джентльмены и их удача

«Секретарши», Театр Сатиры, фантазия и постановка Юрия Васильева

Елена Ямпольская, «Новые известияч», 2.12.1999
Этот спектакль ни при каких обстоятельствах не должен понравиться искушенному зрителю, однако он скорее нравится, чем наоборот, что немножко нервирует. Этот спектакль всякий раз будет иметь оглушительный успех, вне зависимости от того, что напишет о нем критика, а такое, поверьте, трудно пережить. Можно сколько влезет, справедливо и обоснованно, сетовать на упадок Сатиры (в данном контексте не жанра, а театра), но было бы лицемерием не признать, что она располагает симпатиями достаточно широкого, хотя и не слишком искушенного, зрительского круга. Можно так или иначе относиться к местному сорокапятилетнему премьеру Юрию Васильеву, но даже относясь иначе, нельзя не воздать ему должное хотя бы за два смелых шага, сделанных в «Секретаршах».

Прежде всего Васильев на полную катушку использовал внутренние резервы сатировской труппы, причем самой «скоропортящейся» — женской — ее части. Пока другое театры активно зазывают к себе «гастролеров», на Триумфальной площади словно распахивают шкатулку с драгоценностями: смотрите, какие у нас есть актрисы. И зрелые, прекрасно вам знакомые, но уже давно не встречаемые на сцене, и новенькие, только что из института, — смотрите, смотрите, какие богатые запасы, какие роскошные приобретения. ..

Второе меткое попадание Васильева — Андрей Семенов. Это молодой, изумительно талантливый музыкант, до последнего времени широко известный в узких столичных кругах. Смешной, обаятельный, яркий, шумный, с копной пламенно-рыжих волос и совершенно неуемным темпераментом. Человек — шаровая молния. В «Секретаршах» Семенову принадлежит обработка всей звучащей там музыки, он же дирижирует живым оркестром, плюс к тому периодически, огненным вихрем пронесясь из ямы на сцену, бросается за рояль и с упоением выколачивает душу из старика Petrof'а. Вдобавок Семенов поет — не блестяще, но самозабвенно. В общем, «Фигаро здесь, Фигаро там» и «мальчик резвый, кудрявый, влюбленный» в одном флаконе.

Васильев, заваривая «Секретарш», проявил принципиальное режиссерское джентльменство, Семенов демонстрирует это же качество, но сиюминутно — помогая солисткам, поддерживая их и музыкально, и по-человечески. В спектакле два равноправных героя мужского рода, и кто из них значимее, решайте сами.

«Секретарши» — музыкальный спектакль. Текста здесь нет, да его и не требуется в силу предельной незамысловатости сюжета. Пантомимическое действие вертится вокруг взаимоотношений одного начальника, которого играет Васильев, и восьми его разнокалиберных секретарш. Возникает естественный вопрос, какого ранга должен быть начальник, чтобы обрасти подобным секретарским штатом, но чего-чего, а логики от этого спектакля ждать не приходится.

Одинаковые столы, пластиковые урны и гробообразные пишущие машинки — таков мрачноватый интерьер канцелярского гарема. (На машинках с блеском исполняется номер, многократно использованный под рубрикой «Музыканты шутят» и возведенный в ранг шлягера «Виртуозами Москвы».) Отношения между боссом и подчиненными строятся по принципу известного рекламного клипа: «Наш начальник — такая душка!.. — С завтрашнего дня работаем без выходных! — Ну надо, так надо…». Моложавый шеф с внешностью херувима является объектом настойчивых романтических домогательств на рабочем месте. При этом «на стороне» у него есть любимая женщина, верность которой он мужественно проносит сквозь ряды стрекочущих ундервудов. Секретарши сначала ревнуют и даже подкладывают влюбленной паре небольшую свинью, но в итоге дело завершается миром, хоровым пением и всеобщей идиллией (это не означает, что начальника поделили, его просто отпустили). Вот, собственно, и все. Красная смысловая нить тоньше, чем положено для классического мюзикла, и примерно соответствует уровню циркового шоу

«Секретарши» — набор преимущественно сольных бенефисных вокально-пластических номеров. Репертуар широченный и абсолютно топовый: от Strangers in the night до Chattanuga chu-chu, от Чаплина и Лоу («Я танцевать хочу») до Фредди Меркьюри, с включением отечественных хитов типа «А где мне взять такую песню?» и соединением крайностей в виде арии из «Паяцев» (отлично вытягиваемой самим Васильевым) и широко растиражированной основной музыкальной темы киношного «Титаника».

Что касается пластики, у примадонн Сатиры имеются некоторые возрастные проблемы. Хотя, скажем, Валентина Шарыкина, исполняющая I wanna be loved by you, достигает ощутимого сходства с Мэрилин Монро именно за счет эффектного перетряхивания своего пышного бюста… Молодые актрисы, занятые в «Секретаршах», — это настоящие открытия. Мария Куликова (дочь секретарши с букетом) — отличный вокал и явный драматический талант; Ольга Мотина (простуженная секретарша) — долгое, хрупкое тело, в котором непонятным образом помещается великолепный профессиональный голос; Марина Ильина (беременная секретарша) — неплохое пение и ярко выраженная характерность; Арина Кирсанова (уборщица) в дополнение к вокальным достоинствам еще и замечательно бьет степ, на чем срывает шквал аплодисментов… Кстати, чувствуется, насколько тщательно Васильев навешивал всем сестрам по равноценным серьгам — чтобы за кулисами внутри сугубо женского коллектива не вспыхнули страсти, которые смешно смотрятся только на сцене…

Конечно, мягко говоря, странно, когда люди приходят в драматический театр, чтобы послушать любимые мелодии. И вообще психотерапия старыми песнями о главном — прием, захватанный до неприличия. Но обсуждать все это уже бессмысленно. Публика, образно выражаясь, носит команду «Секретарш» на руках. Может быть, если Валентин Плучек соберется назвать своего преемника, им окажется не Александр Ширвиндт, как предполагали раньше, а именно Юрий Васильев? Хоть и говорят, что он публично пообещал никогда больше не прикасаться к режиссерской профессии, но ведь все-таки — должность… Статус… Кабинет… Секретарши…

Другие ссылки

Revival of 1920s Satirical Writer Lacks Punch, John Freedman, The Moscow Times,11 March 2010, 11.03.2010
Не надо басен, Наталия Каминская, Газета «Культура», № 7-8 (7721), 4-7 марта, 2010, 4.03.2010
Кто автор «безобразия», Борис Поюровский, «Российская газета» — Федеральный выпуск № 5119 (40), 26.02.2010
Исторический анекдот с намеком, Любовь Лебедина, Трибуна, 14.05.2009
Unexpected 'Kapnist Round Trip' Is Pure Levitin, Джон Фридман, The Moscow Times, 7.05.2009
Туда Капнист. А обратно?, Марина Токарева, Новая газета, 10.04.2009
Веселиться и пить вино, Радио Маяк, 19.12.2005
Профессия — композитор, Марина Воинова, журнал «Трибуна современной музыки», 1.08.2005
Октябрьские тезисы, Юлия Рахаева, Вечерняя Москва, 3.11.2004
Щенячий воcторг, Алла Астахова, Время новостей, 5.10.2004
Гимн идиотизму, или Поминки по сатире, Григорий Заславский, «Театральное дело Григория Заславского», 13.05.2004
В шоу только мальчики, Марина Райкина, «Московский комсомолец», 23.04.2004
Идиотизм оптом и в розницу, Марина Райкина, «Московский комсомолец», 10.04.2004
В Эрмитаже пьют вино и спасают красоток, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 6.01.2004
Джентльмены и их удача, Елена Ямпольская, «Новые известияч», 2.12.1999
Высокая самодеятельность, Григорий Заславский, «Независимая газета», 2.12.1999