В Эрмитаже пьют вино и спасают красоток

Марина Райкина, Московский Комсомолец, 6.01.2004
Серьезному испытанию был подвергнут оркестр «Русская филармония» в театре «Эрмитаж», где под Новый год отмечали 98-летие со дня рождения самого большого чудака на земле — Даниила Хармса

Ему пытались соответствовать своими чудачествами режиссер Михаил Левитин и композитор Андрей Семенов, учинившие к неюбилейной дате всего-навсего… кантату под символичным названием «Спасение». Сию музыкальную бурю в маленьком театре наблюдала Марина РАЙКИНА. 

Солидный оркестр накрыли полиэтиленом, и он изображал море. Музыканты, явно вспотевшие под синтетическим покрытием, смычками шевелили его, делая волны. А в волнах плыли две девы (артистки Богданова и Тенета), которые отчего-то начали тонуть, но их спасли два моряка. Счастливый конец стал поводом для стихотворения «Спасение», сочиненного Хармсом много лет назад. Из этого поэтического эпизода и родилась безумная кантата, которая, по замыслу авторов, прозвучала дважды.
Первый раз под рояль — играл сам композитор Семенов, а артисты театра пели. И это имело бесшабашно-опереточный характер с минимальной претензией на серьезный вокал. Но после того, как квартет пропел: «Будем пить вино, будем пить, пока живем!» — вступил оркестр, и кантата зазвучала, как ей следует: торжественно и мощно. На палубе корабля уже стояли сопрано, меццо-сопрано, тенор и бас и своим мастерством придавали шуточным виршам академичность. Тот же самый финал “In vino veritas” был сравним с огромным жирным тортом, вынесенным в бурю под ослепительные молнии. 
Автор замечательной музыки, он же дирижер Андрей Семенов, казалось, как буревестник, парил над оркестром, и удивляло только одно: что он, по своему обыкновению, не разбил рояль или не сломал дирижерскую палочку.
В «Эрмитаже» еще не решили, включать ли эту безумную кантату в репертуар. Она, безусловно, украсила бы афишу, но проект слишком дорогостоящий (один оркестр чего стоит), и пока акция носила одноразовый характер. Впрочем, Михаил Левитин задумал по этому же принципу отмечать некруглые даты других авторов театра.

Другие ссылки

Revival of 1920s Satirical Writer Lacks Punch, John Freedman, The Moscow Times,11 March 2010, 11.03.2010
Не надо басен, Наталия Каминская, Газета «Культура», № 7-8 (7721), 4-7 марта, 2010, 4.03.2010
Кто автор «безобразия», Борис Поюровский, «Российская газета» — Федеральный выпуск № 5119 (40), 26.02.2010
Исторический анекдот с намеком, Любовь Лебедина, Трибуна, 14.05.2009
Unexpected 'Kapnist Round Trip' Is Pure Levitin, Джон Фридман, The Moscow Times, 7.05.2009
Туда Капнист. А обратно?, Марина Токарева, Новая газета, 10.04.2009
Веселиться и пить вино, Радио Маяк, 19.12.2005
Профессия — композитор, Марина Воинова, журнал «Трибуна современной музыки», 1.08.2005
Октябрьские тезисы, Юлия Рахаева, Вечерняя Москва, 3.11.2004
Щенячий воcторг, Алла Астахова, Время новостей, 5.10.2004
Гимн идиотизму, или Поминки по сатире, Григорий Заславский, «Театральное дело Григория Заславского», 13.05.2004
В шоу только мальчики, Марина Райкина, «Московский комсомолец», 23.04.2004
Идиотизм оптом и в розницу, Марина Райкина, «Московский комсомолец», 10.04.2004
В Эрмитаже пьют вино и спасают красоток, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 6.01.2004
Джентльмены и их удача, Елена Ямпольская, «Новые известияч», 2.12.1999
Высокая самодеятельность, Григорий Заславский, «Независимая газета», 2.12.1999