Туда Капнист. А обратно?

На сцене «Эрмитажа» сыграли стихотворение с аллюзиями

Марина Токарева, Новая газета, 10.04.2009
Спектакль играют в исподнем — будто весь его, как несчастного автора, сдернули среди ночи с перины безжалостные фельдъегери, чтобы по мановению державной десници проводить по тракту в Иркутск. И лишь в финале — широкий антикризисный жест — все «лица Капнистовой пьесы» вместо холстины и батиста, выходят на поклоны в придворном платье: шелке и бархате, кружевах и позументах, в вишневом, золоченом, пурпурном; вся эта расточительная роскошь сияет минуты три.

«Капнист туда и обратно» в театре «Эрмитаж», говорят, родился из анекдота. Однажды Натан Эйдельман рассказал Юлию Киму о том, как Павел I, едва лишь досмотрев первый акт «Ябеды», молвил драматургу: «Был ты Василь Васильевич, а станешь Сибирь Сибирьевич». И повелел тут же отправить к месту назначения. 

Из этой истории Ким сделал ироническую балладу, а Михаил Левитин — забавную сказку с намеком. Сюжет: в театр ночью врывается император и требует «представить» ему премьеру. Спектакль идет, драматурга уж везут, царь ярится, шлет вдогон фельдъегерей: «В железо руки заковать, дабы хулы не клал!»/«Но я не клал! — вскричал Капнист, точа скупые слезы./- Я только выставил порок по правилам искусств!/Но я ж его изобличил — за что меня в железы/А в пятом акте истребил — за что ж меня в Иркутск?». К пятому акту Капнист возвращен в Петербург:"Василь Василич на паркет в чем был из полсти выпал./И тут ему — и водки штоф, и пряник — закусить./«У, негодяй! — промолвил царь и? золотом осыпал./ — Пошто заставил ты меня столь много пережить?»

Так, побыв политическим ссыльным, поэт и переводчик Горация Капнист вернулся, говорит нам история, директором императорских театров. Обмирающий, трясущийся автор (Алексей Шулин) обратился в обличителя при троне. Игровая прелесть происходящего в том, что все в нем иронически сдвоено: шутка и реальность, крепостные артисты и современный оркестр (им управляет автор музыки Андрей Семенов), бедняга сочинитель и обидчивый властитель, конфликт национального беспорядка и державной вертикали. И ослепительные костюмы Оксаны Ярмольник слегка утрированы, как все на сцене-помосте, созданном некогда великим Давидом Боровским. 

Резонер Правдин (Борис Романов) ведет действие уверенно, как кормчий. Любящие (Алла Черных и Сергей Олексяк) здесь так же потешны, как мздоимцы-чиновники, — они плавно, будто девушки из «Березки», плывут через сцену с куплетами, прискорбно актуальными, хоть и писанными в XVIII веке: «Бери, большой тут нет науки, бери, что только можно взять, на что ж привешены нам руки, как не на то, чтоб брать, брать, брать!».

В финале взбалмошный идол в треуголке (Евгений Кулаков), замирает памятником и стоит. Стоит долго и после того, как публика, устав аплодировать, покинет зал. Собственно, всегда.

http://www.novayagazeta.ru/data/2009/037/22.html

Другие ссылки

Revival of 1920s Satirical Writer Lacks Punch, John Freedman, The Moscow Times,11 March 2010, 11.03.2010
Не надо басен, Наталия Каминская, Газета «Культура», № 7-8 (7721), 4-7 марта, 2010, 4.03.2010
Кто автор «безобразия», Борис Поюровский, «Российская газета» — Федеральный выпуск № 5119 (40), 26.02.2010
Исторический анекдот с намеком, Любовь Лебедина, Трибуна, 14.05.2009
Unexpected 'Kapnist Round Trip' Is Pure Levitin, Джон Фридман, The Moscow Times, 7.05.2009
Туда Капнист. А обратно?, Марина Токарева, Новая газета, 10.04.2009
Веселиться и пить вино, Радио Маяк, 19.12.2005
Профессия — композитор, Марина Воинова, журнал «Трибуна современной музыки», 1.08.2005
Октябрьские тезисы, Юлия Рахаева, Вечерняя Москва, 3.11.2004
Щенячий воcторг, Алла Астахова, Время новостей, 5.10.2004
Гимн идиотизму, или Поминки по сатире, Григорий Заславский, «Театральное дело Григория Заславского», 13.05.2004
В шоу только мальчики, Марина Райкина, «Московский комсомолец», 23.04.2004
Идиотизм оптом и в розницу, Марина Райкина, «Московский комсомолец», 10.04.2004
В Эрмитаже пьют вино и спасают красоток, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 6.01.2004
Джентльмены и их удача, Елена Ямпольская, «Новые известияч», 2.12.1999
Высокая самодеятельность, Григорий Заславский, «Независимая газета», 2.12.1999