Веселиться и пить вино

Радио Маяк, 19.12.2005
Когда-то театр «Эрмитаж» открыл для нас полузапрещенного поэта Даниила Хармса спектаклем «Хармс! Чармс! Шардам! или Школа клоунов». Рассказывает композитор, автор музыки ко всем спектаклям театра «Эрмитаж» Андрей Семенов.

Семенов: Я отмечаю 100-летие Хармса тем, что написал кантату на его стихи — «Спасение». Можно сказать, что я праздную его, как никто другой. Театр «Эрмитаж» эту кантату собирается исполнить. Это будет забавное представление, полуспектакль, полуконцерт с большим симфоническим оркестром, сидящим под целлофановой пленкой. С одной стороны, это выглядит страшно. На самом деле оркестр получает громадное удовольствие от этой процедуры. потому что они сидят под целлофаном, им туда дают выпить вина, у них горят лампочки. Они не жалуются.
Д. Хармс, который сам прекрасно знал музыку и любил кантаты Баха, написал кантату на свой лад, как он считает, она должна строиться. Подробно выписал, что должен петь тенор, что — сопрано. Мне осталось только подложить музыку.

В этой теме следующий сюжет: две девушки пошли купаться в море и начали тонуть. Два отважных моряка их спасли. После этого все стали веселиться и пить вино. Вот такая история. 
Оркестр, сидящий под целлофановой пленкой, изображает морское дно. Это рыбы, плывущие по дну морскому. Оркестр выполняет важную художественную функцию. 

Хармс — поэт разноплановый. У него много лирики, много шуток, много трагических вещей. Он очень разный. И судьба трагическая. Свою веселую кантату он писал тогда, когда ему нечего было есть, и в его дневниках мы находим страшные записи. Он был человеком необычайного дара и мог в тяжелые минуты думать о чем-то другом. Действительно, он сел на диван и написал великолепную, светлую кантату. Я постарался, чтобы музыка была такой же светлой.

В театре «Эрмитаж» можно будет увидеть это только два раза: 29 и 30 декабря в 19.00. Участвуют: симфонический оркестр «Русская филармония», четыре знаменитых оперных певца и четыре актера театра «Эрмитаж», постановка Михаила Левитина, декорации художника Гарри Гумеля.

Другие ссылки

Revival of 1920s Satirical Writer Lacks Punch, John Freedman, The Moscow Times,11 March 2010, 11.03.2010
Не надо басен, Наталия Каминская, Газета «Культура», № 7-8 (7721), 4-7 марта, 2010, 4.03.2010
Кто автор «безобразия», Борис Поюровский, «Российская газета» — Федеральный выпуск № 5119 (40), 26.02.2010
Исторический анекдот с намеком, Любовь Лебедина, Трибуна, 14.05.2009
Unexpected 'Kapnist Round Trip' Is Pure Levitin, Джон Фридман, The Moscow Times, 7.05.2009
Туда Капнист. А обратно?, Марина Токарева, Новая газета, 10.04.2009
Веселиться и пить вино, Радио Маяк, 19.12.2005
Профессия — композитор, Марина Воинова, журнал «Трибуна современной музыки», 1.08.2005
Октябрьские тезисы, Юлия Рахаева, Вечерняя Москва, 3.11.2004
Щенячий воcторг, Алла Астахова, Время новостей, 5.10.2004
Гимн идиотизму, или Поминки по сатире, Григорий Заславский, «Театральное дело Григория Заславского», 13.05.2004
В шоу только мальчики, Марина Райкина, «Московский комсомолец», 23.04.2004
Идиотизм оптом и в розницу, Марина Райкина, «Московский комсомолец», 10.04.2004
В Эрмитаже пьют вино и спасают красоток, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 6.01.2004
Джентльмены и их удача, Елена Ямпольская, «Новые известияч», 2.12.1999
Высокая самодеятельность, Григорий Заславский, «Независимая газета», 2.12.1999