Юбилеи Даниила Хармса и Михаила Левитина

Ирина Озёрная, Страстной бульвар, 10. Выпуск № 4-134/2010, рубрика «Юбилей», 12.2010
30 декабря исполняется 105 лет со дня рождения одного из самых загадочных и легендарных российских писателей, разрушителя пределов слова и исследователя человеческой сути Даниила Хармса, репрессированного и погибшего в 1942 году. А 27 декабря празднует свое 65-летие Михаил Левитин — режиссер, писатель, художественный руководитель Московского театра «Эрмитаж», впервые поставивший на отечественной сцене — в 1982 году — практически запрещенного тогда Хармса.

Два полукруга образуют круг, а круг, по мнению Даниила Хармса, искавшего мистические смыслы во всем, в том числе и в геометрических фигурах и цифрах, является самой совершенной из форм. Так что эти два полукруглых юбилея с правом складываются в один круглый, тем более, что юбиляры соединены друг с другом самым главным для них — творчеством. А круг, обросший плотью, это уже шар, вроде тех серебряных, уже 28 лет путающихся под ногами у зрителей «Эрмитажа», летящих в них со сцены на спектакле «Хармс! Чармс! Шардам! Или Школа клоунов».

Его премьера была, кажется, главной сенсацией начала 80-х. Произведения Хармса, тогда уже вовсю публикуемые на Западе, у нас были известны только благодаря самиздату. Правда, в печать иногда проникал «детский» Хармс. Этим-то и воспользовался хитрый Левитин, заявив театральным властям, что будет ставить Хармса для детей. А когда раскрылся обман и спектакль попытались запретить, его отстояли Вениамин Каверин, Сергей Юткевич, Виктор Шкловский и многие другие хранители отечественной культуры. Это серебряное шоу с музыкой Владимира Дашкевича, сценографией Бориса Мессерера, бенефисами Любови Полищук, Романа Карцева, Александра Пожарова, да, собственно, всех участников спектакля, называли «Турандот 80-х годов».

Потом Левитин ставил других авторов, много писал, в том числе и об обэриутах — Александре Введенском, Николае Заболоцком, Константине Вагинове и др., а к Хармсу на сцене не возвращался целых 18 лет. Но в 2000 году театр вдруг сыграл следующую премьеру его Хармса — спектакль «Белая овца» с музыкой самого Михаила Левитина и композитора Андрея Семенова, сценографией Давида Боровского и роскошными актерскими работами Юрия Беляева, Ирины Богдановой, Александра Пожарова, Геннадия Храпункова, Дарьи Белоусовой, Кати Тенеты и других эрмитажных звезд. Круг замкнулся на цифре «18». Быть может, это означает совершеннолетие отношений двух художников — поэта Даниила Хармса и режиссера Михаила Левитина?

Оригинал статьи


Другие ссылки

Церковь Белой овцы, Ирина Озёрная, Независимая газета, 29.12.2010
Юбилеи Даниила Хармса и Михаила Левитина, Ирина Озёрная, Страстной бульвар, 10. Выпуск № 4-134/2010, рубрика «Юбилей», 12.2010
Ближе к телу, Елена Федоренко, Культура, 18.10.2007
Старухи без прорухи, Юлия Стрижекурова, Московский Комсомолец, 9.10.2007
И в двери страшный гроб несут, Майя Крылова, Газета.Ru, 8.10.2007
Алексей Ратманский упал в точку, Татьяна Кузнецова, Коммерсант, 8.10.2007