О премьере театра Эрмитаж «Прооперетту»

Екатерина Наркевич, newsmcs.ru, 9.09.2015
Как у любого классика, у Михаила Левитина идеи спектаклей зарождаются задолго до постановки. В замыслах спектакль «Прооперетту» появился давно. Когда Михаил Левитин только писал повесть «Чушь собачья», ставшей эпилогом спектакля. Классик от неклассика отличается мнением эксперта в насущных вопросах: что является смыслом, что абсурдом. Над разделением этих понятий задумываются многие, но только классики позволяют себе задуматься на странице, на сцене или эфире.

Михаил Левитин поставил спектакль о жизни, как она есть, даже если кому — то и не нравится. В жизни достаточно много времени отводится абсурду, который появляется из повседневности, коньюнктуры и много еще откуда. И если еще вчера на этом месте был смысл, то сегодняшнее появление абсурда на месте смысла заметно не всегда. Поэтому люди с деловитой старательностью трудятся над абсурдом. Смутно о его появлении догадываются гораздо позже, когда деловую мину менять не положено. В абсурде признаваться совсем не принято. Каждый в таком абсурде участвовал, поэтому спорить не будет. Перед премьерой Михаил Левитин даже предупредил, что некоторым в спектакле померещатся издевки. Хотя их никто не планировал. Издеваться никто не собирался. Просто, как в жизни, в спектакле все нагроморождено, сумбурно и сбивчиво. Как в обыкновенной настоящей жизни. Из памяти показываются картинки, фразы и музыка. Они сливаются в ностальгическую оперетту, в которой бывает одновременно грустно, светло и волнительно. Потому что в жизни бывает именно так: все в одну минуту, или ничего в целую жизнь.

События друг на друга или накладываются, или ничего не происходит. Потому что либретто жизни никто на заказ не пишет. В спектакле, все как в жизни: абсурд в ней проявлялся сразу, конънктура чуть позже, а фальш — сразу. Мы и сами бываем разными: светлее, понятливее и покладистее. Музыка, спровождающая действие, заполняет промежутки между мыслями щемящими мелодиями. В спектакле можно услышать советских композиторов Бориса Александрова, Матвея Блантера, Александра Долуханяна, Исаака Дунаевского, Дмитрия Кабалевского, Анатолия Лепина, Константина Листова, Юрия Милютина, Василия Соловьёва-Седого, Серафима Туликова, Александра Цфасмана, Дмитрия Шостаковича, а также Имре Кальмана. Спектакль, если говорить о нем схематично, рассказывает о создании оперетты, которая нередко страдала от идеологического идеотизма. Четыре соавтора пишут либретто, совершенно не заботясь о культурной ценности продукта. Формально деловито они стряпают оперетту, которая прорывается между обсуждением фрагментами советской оперетты. Не смотря ни на что, ее любили. Тонкие люди научались думать между слов, а слышать между нот. «Сложный коллажный спектакль с очень четким сюжетом. Я давно хотел, чтобы у нас возникла оперетта, хотя она и была в театре всегда. Были очень важные спектакли, такие как „Мотивчик“, „Парижская жизнь“.

Дело тут не только в юморе, дело в фактуре опереточного спектакля. Что такое оперетта — до сих пор трудно определяется. Знают, что такое мюзикл, еще что-то, но не оперетта. Мы дадим свою пластическую и музыкальную версию этого жанра»- сказал режиссер спектакля. Непоющие актеру у него запели, а нетанцующие затанцевали. Наверное, самой великолепной находкой спектакля стала новая единица актерского мастерства — сплав голоса, жеста, движения и взгляда. И опять непременно отмечаем работу Станислава Сухарева. В монотонных нединамичных сценах его персонаж так выразительно скучал, зевал и безбельничал, что зрителю всегда было чем заняться — наблюдать за ним. Станислав обладает харизмой, которая выделяет актера среди других. Он убедителен и естественен даже в довольно статической роли. Не получается сказать «не своей», потому что кажется, сыграет все. И душевность, и коньюнктуру, и авантюру, и ахинею. Может, в этих словах и есть ахинения. 

Но ведь «о чуши собачьей» пригласил поговорить Михаил Левитин. А она у каждого своя. И только музыка общая. Особенно та, из советских оперетт, ни за что не забытая. Сопровождающая нашу пожизненную абсурдиаду.

Оригинал статьи


Другие ссылки

О премьере театра Эрмитаж «Прооперетту», Екатерина Наркевич, newsmcs.ru, 9.09.2015
Безумная власть плодит безумцев, Любовь Лебедина, Трибуна, 28.08.2014
Сердечная достаточность, Галина Шматова, АФИША@MAIL. RU, 9.09.2013
Честная авантюра в Эрмитаже, Александр Чигров, «Театрон», 1.11.2012
Маленький спектакль про маленьких людей, Анастасия Томская, Афиша mail.ru, 6.04.2012
Б. Брехт. «Кураж», Алиса Никольская, Театральная афиша, No. 4, 04.2012
«Аксенов. Довлатов. Двое»: жизнь в миниатюре, Наталья Витвицкая, Ваш Досуг, 21.03.2012
Кураж, шардам, Эрмитаж, Владимир Колязин, Независимая газета, 29.02.2012
«Он предлагал…», Наталья Старосельская, Трибуна, 21.02.2012
Батальное Полотно О Любви И Счастье, Ирина Озёрная, Post.Scriptum.ru, 16.02.2012
История матери и актрисы, Анастасия Томская, afisha.mail.ru, 13.02.2012
На своих двоих / «Двое» (Театр «Эрмитаж»), Геннадий Демин, «Страстной бульвар, 10», № 1-151, 2012
О жанрах различных замолвите слово, Елена Колтунова, Порто-Франко. Номер 38(1085), 7.10.2011
«Встречи в Одессе» завершились победой Мельпомены, Мария Гудыма, Таймер Одесса, 12.09.2011
«Где так вольно дышит человек…», Наталья Старосельская, «Страстной бульвар, 10». Выпуск № 6-136/2011, рубрика «Премьеры Москвы», 04.2011
Настоящие яблоки, Анастасия Ефремова, Планета Красота, № 03-04, 2011, 04.2011
Враги народа в «Эрмитаже», Любовь Лебедина, Трибуна, 31.03.2011
Яблоки против жести, Наталия Каминская, Газета «Культура» № 7 (7767), 3 — 16 марта 2011 г., 03.2011
Топ-10: самые обаятельные и привлекательные, Наталья Витвицкая, VashDosug.RU, 17.02.2011
«Факультет ненужных вещей» Юрия Домбровского в театре «Эрмитаж», Марина Тимашева, Радио Свобода. «Поверх барьеров — Российский час», 27.01.2011
«Меня убить хотели эти суки»: рецензия редакции, Алена Данилова, Ваш досуг, 20.01.2011
Большая проза на небольшой сцене, Александра Черепнина, Вести-ТВ, 19.01.2011
Школа переживания по Михаилу Левитину, Вера Калмыкова, Специально для сайта театра «Эрмитаж», 01.2011
Revival of 1920s Satirical Writer Lacks Punch, John Freedman, The Moscow Times,11 March 2010, 11.03.2010
Не надо басен, Наталия Каминская, Газета «Культура», № 7-8 (7721), 4-7 марта, 2010, 4.03.2010
Кто автор «безобразия», Борис Поюровский, «Российская газета» — Федеральный выпуск № 5119 (40), 26.02.2010
«…но живого, а не мумию…», Вера Калмыкова, Для сайта театра Эрмитаж, 6.02.2009
Бедная родственница таланта, Наталия Каминская, Культура, 9.10.2008
Навалился гегемон на одиночку, Наталия Каминская, Культура, 20.12.2007
Подмоченная Одесса, Алла Шендерова, Коммерсант, 12.12.2007