Кто автор «безобразия»

В «Эрмитаже» «Самоубийца» встретился с «Принцессой Турандот»

Борис Поюровский, «Российская газета» — Федеральный выпуск № 5119 (40), 26.02.2010
Московский театр «Эрмитаж» отметил свой полувековой юбилей постановкой обозрения под названием «Кто автор этого безобразия?».

«В России надо жить долго!» Слова эти принадлежат известному советскому драматургу Алексею Михайловичу Файко. И произнесены они были в связи с тем, что в Доме литераторов отмечали его очередной юбилей, когда писатель был удостоен ордена «Знак Почета». Впрочем, слова эти же могли быть повторены и многими другими достойными талантливыми людьми, так и не дождавшимися своего признания при жизни. Николай Эрдман — безусловно, один из них. Автор сценариев знаменитых кинофильмов «Веселые ребята» (совместно с Владимиром Массом) и «Волга-Волга» (совместно с Григорием Александровым), пьес «Мандат» и «Самоубийца», интермедий ко многим знаменитым спектаклям Театра имени Евгения Вахтангова, многочисленных скетчей и миниатюр. Николай Робертович в 30-е годы был репрессирован и познал прелести сталинской эпохи. Правда, остался жив, был полностью реабилитирован и умер на свободе. Мало того, после 1955 года он вернулся к активной творческой деятельности и успел посотрудничать в кинематографе и в театре.

Но вот недавно Московский театр «Эрмитаж» решил отметить свой полувековой юбилей постановкой обозрения под названием «Кто автор этого безобразия?». В него вошли интермедии к спектаклям Вахтанговского театра «Принцесса Турандот», «Лев Гурыч Синичкин», «Гамлет», «Два веронца», басни Эрдмана, реплики оппонентов писателя, сатирические сценки, написанные Эрдманом в разное время для цирка, эстрады и мюзик-холла, а также монологи и сцена из пьесы «Самоубийца». Самое удивительное состоит в том, что автору сценария и постановщику Михаилу Левитину удалось из разных произведений создать на редкость целостный сатирический спектакль, адресованный одновременно в прошлое и в наши дни. Актеры с нескрываемым удовольствием одинаково самоотверженно исполняют крошечные и большие роли, словно соревнуясь друг с другом в находчивости, способности к импровизации, проявлению искрометного юмора. Вся команда действует заодно, никто не пытается «натянуть на себя одеяло», как это иногда случается, когда ставятся комедии. Мало того, если этого требуют обстоятельства, талантливый композитор Андрей Семенов, ничуть не уступая партнерам, появляется в качестве актера, и делает это с таким же удовольствием, как и играет на фортепьяно.

Хохот в зрительном зале то и дело сменяется звенящей тишиной, которая дорогого стоит. Темп и ритм бешеные, не дающие возможности не зрителям, не исполнителям ни на минуту расслабиться. Первым среди равных назову молодого актера Евгения Кулакова, исполняющего роль самоубийцы Подсекальникова; затем исполнителей басен Арсения Ковальского, Виктора Непомника, Станислава Сухарева и Евгения Фроленкова… Впрочем, здесь лучше остановиться, иначе придется перечислять почти всех, кому спектакль обязан своим успехом.

Единственное, что огорчает: в финале нельзя вызвать на поклон главного виновника торжества — автора, Николая Робертовича Эрдмана, который ушел из жизни на 70-м году.

Оригинал статьи


Другие ссылки

О премьере театра Эрмитаж «Прооперетту», Екатерина Наркевич, newsmcs.ru, 9.09.2015
Безумная власть плодит безумцев, Любовь Лебедина, Трибуна, 28.08.2014
Сердечная достаточность, Галина Шматова, АФИША@MAIL. RU, 9.09.2013
Честная авантюра в Эрмитаже, Александр Чигров, «Театрон», 1.11.2012
Маленький спектакль про маленьких людей, Анастасия Томская, Афиша mail.ru, 6.04.2012
Б. Брехт. «Кураж», Алиса Никольская, Театральная афиша, No. 4, 04.2012
«Аксенов. Довлатов. Двое»: жизнь в миниатюре, Наталья Витвицкая, Ваш Досуг, 21.03.2012
Кураж, шардам, Эрмитаж, Владимир Колязин, Независимая газета, 29.02.2012
«Он предлагал…», Наталья Старосельская, Трибуна, 21.02.2012
Батальное Полотно О Любви И Счастье, Ирина Озёрная, Post.Scriptum.ru, 16.02.2012
История матери и актрисы, Анастасия Томская, afisha.mail.ru, 13.02.2012
На своих двоих / «Двое» (Театр «Эрмитаж»), Геннадий Демин, «Страстной бульвар, 10», № 1-151, 2012
О жанрах различных замолвите слово, Елена Колтунова, Порто-Франко. Номер 38(1085), 7.10.2011
«Встречи в Одессе» завершились победой Мельпомены, Мария Гудыма, Таймер Одесса, 12.09.2011
«Где так вольно дышит человек…», Наталья Старосельская, «Страстной бульвар, 10». Выпуск № 6-136/2011, рубрика «Премьеры Москвы», 04.2011
Настоящие яблоки, Анастасия Ефремова, Планета Красота, № 03-04, 2011, 04.2011
Враги народа в «Эрмитаже», Любовь Лебедина, Трибуна, 31.03.2011
Яблоки против жести, Наталия Каминская, Газета «Культура» № 7 (7767), 3 — 16 марта 2011 г., 03.2011
Топ-10: самые обаятельные и привлекательные, Наталья Витвицкая, VashDosug.RU, 17.02.2011
«Факультет ненужных вещей» Юрия Домбровского в театре «Эрмитаж», Марина Тимашева, Радио Свобода. «Поверх барьеров — Российский час», 27.01.2011
«Меня убить хотели эти суки»: рецензия редакции, Алена Данилова, Ваш досуг, 20.01.2011
Большая проза на небольшой сцене, Александра Черепнина, Вести-ТВ, 19.01.2011
Школа переживания по Михаилу Левитину, Вера Калмыкова, Специально для сайта театра «Эрмитаж», 01.2011
Revival of 1920s Satirical Writer Lacks Punch, John Freedman, The Moscow Times,11 March 2010, 11.03.2010
Не надо басен, Наталия Каминская, Газета «Культура», № 7-8 (7721), 4-7 марта, 2010, 4.03.2010
Кто автор «безобразия», Борис Поюровский, «Российская газета» — Федеральный выпуск № 5119 (40), 26.02.2010
«…но живого, а не мумию…», Вера Калмыкова, Для сайта театра Эрмитаж, 6.02.2009
Бедная родственница таланта, Наталия Каминская, Культура, 9.10.2008
Навалился гегемон на одиночку, Наталия Каминская, Культура, 20.12.2007
Подмоченная Одесса, Алла Шендерова, Коммерсант, 12.12.2007