Маленький спектакль про маленьких людей

Анастасия Томская, Афиша mail.ru, 6.04.2012
«Эрмитаж» во главе с худруком Михаилом Левитиным с этого проекта начал новую серию — «Цикл русского рассказа». Формат камерных историй, сыгранных на небольшой зал — лучшая возможность для появления на сцене Довлатова, Аксенова и прочих мастеров прозы, уже ставших классикой, но еще не канонизированных литературоведением.

Крошечный зал под названием «Малый Эрмитаж» хохочет сдавленно, боясь упустить нить сюжета, на которую нанизаны сотни мелких происшествий, взглядов, действий, словечек и междометий. Два артиста — Станислав Сухарев и Сергей Олексяк — играют рассказ Василия Аксенова «Победа» и рассказ Сергея Довлатова «Солдаты на Невском».

Фанерная выгородка в первом акте изображает купе в вагоне пассажирского поезда, а во втором — стройный ряд фасадов главного ленинградского проспекта.

Интересно, что если бы сегодня существовало в театре понятие «амплуа», то и Сухарев, и Олексяк принадлежали бы к одному актерскому типу, так что сам выбор дуэта по меньшей мере удивителен. Но в процессе раскрывается секрет: именно это позволило им поменяться местами, перепрыгнув из Аксенова в Довлатова, будто бы за десятиминутный антракт они поменялись лицами. Этот ход — на грани фокуса, на грани трюка — придает спектаклю афористичный оттенок.

Ни Левитин, ни артисты зрителя не жалеют. Никаких прикрас, все покровы содраны — и в первом акте — аксеновском, и во втором — довлатовском.

Вот он, вагонный быт. Потные ноги, недокипевший «титан», запах в купе «рядом с туалетом», влажное постельное белье, сиротские слепые окошки, жестяной чайник, спортивный костюм. Шумный сосед, привязчивый как банный лист, тянет протяжно, так что зубы ломит: «Хас-Булат удало-о-о-о-ой»… Чистенький Гроссмейстер-Сухарев против этого спортивнокостюмого Г. О. -Олексяка — что шпага против пушки. Игра в шахматы здесь — лишь предлог для сопоставления человеческих типов. И ужас в том, что Г. О, побеждающий поддавшегося Гроссмейстера, побеждает его по-настоящему, ибо в тот момент, когда Гроссмейстер вешает на шею соседу очередную заготовленную для подобных ситуаций медаль, Г. О. не чувствует подвоха. Этот интеллигентский пузырек с коктейлем Молотова пролетел мимо, лишь чиркнув танк по броне.

Во втором акте два солдата в увольнительной идут по Невскому в надежде «кутнуть» и, конечно, познакомиться с девушками. Юркий Гаенко (Сухарев) ищет не романтики, но удовольствий, а большой плечистый Рябов-Олексяк весь полон почти тургеневских очаровательных идей. Сцена в гостях у давнишней знакомой Рябова оборачивается сущим кошмаром. Эти страшные кирзачи, носки, суетливо снимаемые с пальцастых ног, наконец, в хлам пьяный Гаенко — слюнявый, мутноглазый, рядом со внутренне сжавшимся Рябовым, краснеющим, понимающим, что все не так…

Мучительная неловкость, рождающаяся в первом акте, во втором расцветает пышным цветом. Вместо полагающейся сирени за окном да многозначительной полуулыбки возникает вонь перегара и пошлая шуточка… Ужасное чувство!..

Но одно вселяет надежду, к поклонам становящуюся крепкой, как скала: мрачный финал довлатовского рассказа Левитин купировал, будто оставив герою (и зрителю!) выбор. И этот ежедневный, ежечасный выбор становится не просто возможностью проявить волю. Возможность выбора — само по себе счастье.


Оригинал статьи


Другие ссылки

О премьере театра Эрмитаж «Прооперетту», Екатерина Наркевич, newsmcs.ru, 9.09.2015
Безумная власть плодит безумцев, Любовь Лебедина, Трибуна, 28.08.2014
Сердечная достаточность, Галина Шматова, АФИША@MAIL. RU, 9.09.2013
Честная авантюра в Эрмитаже, Александр Чигров, «Театрон», 1.11.2012
Маленький спектакль про маленьких людей, Анастасия Томская, Афиша mail.ru, 6.04.2012
Б. Брехт. «Кураж», Алиса Никольская, Театральная афиша, No. 4, 04.2012
«Аксенов. Довлатов. Двое»: жизнь в миниатюре, Наталья Витвицкая, Ваш Досуг, 21.03.2012
Кураж, шардам, Эрмитаж, Владимир Колязин, Независимая газета, 29.02.2012
«Он предлагал…», Наталья Старосельская, Трибуна, 21.02.2012
Батальное Полотно О Любви И Счастье, Ирина Озёрная, Post.Scriptum.ru, 16.02.2012
История матери и актрисы, Анастасия Томская, afisha.mail.ru, 13.02.2012
На своих двоих / «Двое» (Театр «Эрмитаж»), Геннадий Демин, «Страстной бульвар, 10», № 1-151, 2012
О жанрах различных замолвите слово, Елена Колтунова, Порто-Франко. Номер 38(1085), 7.10.2011
«Встречи в Одессе» завершились победой Мельпомены, Мария Гудыма, Таймер Одесса, 12.09.2011
«Где так вольно дышит человек…», Наталья Старосельская, «Страстной бульвар, 10». Выпуск № 6-136/2011, рубрика «Премьеры Москвы», 04.2011
Настоящие яблоки, Анастасия Ефремова, Планета Красота, № 03-04, 2011, 04.2011
Враги народа в «Эрмитаже», Любовь Лебедина, Трибуна, 31.03.2011
Яблоки против жести, Наталия Каминская, Газета «Культура» № 7 (7767), 3 — 16 марта 2011 г., 03.2011
Топ-10: самые обаятельные и привлекательные, Наталья Витвицкая, VashDosug.RU, 17.02.2011
«Факультет ненужных вещей» Юрия Домбровского в театре «Эрмитаж», Марина Тимашева, Радио Свобода. «Поверх барьеров — Российский час», 27.01.2011
«Меня убить хотели эти суки»: рецензия редакции, Алена Данилова, Ваш досуг, 20.01.2011
Большая проза на небольшой сцене, Александра Черепнина, Вести-ТВ, 19.01.2011
Школа переживания по Михаилу Левитину, Вера Калмыкова, Специально для сайта театра «Эрмитаж», 01.2011
Revival of 1920s Satirical Writer Lacks Punch, John Freedman, The Moscow Times,11 March 2010, 11.03.2010
Не надо басен, Наталия Каминская, Газета «Культура», № 7-8 (7721), 4-7 марта, 2010, 4.03.2010
Кто автор «безобразия», Борис Поюровский, «Российская газета» — Федеральный выпуск № 5119 (40), 26.02.2010
«…но живого, а не мумию…», Вера Калмыкова, Для сайта театра Эрмитаж, 6.02.2009
Бедная родственница таланта, Наталия Каминская, Культура, 9.10.2008
Навалился гегемон на одиночку, Наталия Каминская, Культура, 20.12.2007
Подмоченная Одесса, Алла Шендерова, Коммерсант, 12.12.2007