Обратно «Эрмитаж»

Михаил Левитин поставил пьесу «Капнист туда и обратно»

Мария Седых, Итоги № 14, 23.03.2009
Казалось, Михаил Левитин никогда не расстанется с амплуа enfant terrible. Даже несмотря на то, что вокруг в последнее время появилось множество самозваных териблей. В молодости плакальщикам застоя режиссер противопоставлял обэриутский кураж, черпая в нем силы жить, а не выживать. Новые времена не поменяли левитинских пристрастий. Постановщик пьесы Юрия Олеши «Нищий, или Смерть Занда» не мог стать печальником кассы и был застрахован от эйфории. Однако кураж незаметно обернулся надменностью. Театральной позой гордого одиночки. Мало-помалу «Эрмитаж» стал чем-то вроде монастыря с верными своему обЭту послушниками. И вдруг, хотя, возможно, «вдруг» только для наблюдателя недостаточно пристального, появляется спектакль совсем иного тона. Черно-белый, горький, а главное, насквозь пронизанный мирскими чаяниями.

Афиша на заборе ничего подобного не предвещала. Название «Капнист туда и обратно» — та же тебе считалочка, что и «Хармс! Чармс! Шардам!», и соавторы неизменные. Драматург Юлий Ким. Художник Давид Боровский — действие спектакля разворачивается в его пространстве. Можно было бы, конечно, пошутить, что вот еще одна примета того, как время повернулось вспять. Это ведь в воздухе. Но, право дело, театр-то ничего припасти ни на черный, ни на светлый день не может. Просто второе дыхание открылось.

Войдя в зал, ты на мгновение теряешься: ремонт, что ли, сделали? В знакомом черном планшете «Ким-танго» отражается тусклое сияние канделябров, подсвечивающих имперски красный с золотом портал балкона. Сын Давида Боровского Александр добавил всего лишь один штрих к декорации отца и перенес нас в Александринку. Игра началась, как часто бывает в «Эрмитаже», еще до представления. Забегая вперед, скажем, что и вестись она будет по тем же наивным правилам театра, не знающего лазерных лучей, экранов, проекторов, синтезаторов и прочей дорогостоящей дребедени. Ничего, батенька артист, согнись в три погибели и пробеги под сценой, чтобы выскочить в другом конце, словно черт из табакерки, а понадобится, спустится с небес — трос прокрутят работяги. «Волшебную силу искусства» поддержит живой оркестр, расположившийся в партере и на балконе. И будет дирижировать им один из актеров. Или персонажей — то ли Капниста, то ли Левитина. Не важно. Важно, что лицедействует вся труппа отменно. Как-то нежно, без натуги актеры держат сразу несколько планов, легко, без подмигивания, соединяя век нынешний и век минувший. 

А вот текстовые «обманки» обретают неожиданный смысл. Стилистика Юлия Кима хорошо известна публике, в отличие от слога всеми забытого Василия Капниста. Но никогда не догадаешься, что куплет «Бери! Большой тут нет науки. / Бери! Что только можно взять. / На что ж привешены нам руки, / Как не на то, чтоб брать, брать, брать!», написан в XVIII веке. Название пьесы «Ябеда» в переводе на современный язык означает «Мздоимец». А еще современнее — коррупция. Она-матушка вкупе с «кривосудием» и составляет сюжет Капниста, за которым потянулись другие знаменитые русские сюжеты — Крылова, Фонвизина, Грибоедова, Гоголя.

Сюжет Кима — история, приключившаяся с сочинителем, исторический анекдот, никем не подтвержденный, но и никем не опровергнутый. Будто бы Павел I, едва начав смотреть пасквиль, в гневе отправил правдолюба в Сибирь, но, досмотрев и убедившись, что порок наказан, с полдороги вернул и по-царски одарил. Сей анекдот нам сначала и расскажет в прологе Борис Романов, означенный в программке Правдин, резонер. Только услышав его монолог, понимаешь, что словом «резонер» пользовались в старину по причине еще не родившегося слова «интеллигент». Он и заканчивает спектакль в той же интонации: «Вот так было в прошлы годы, когда не было ?свободы…» Интонация бессильной печали. http://www.itogi.ru/arts-teatr/2009/14/138930.html

Другие ссылки

Отправляясь на оперетту, вспомни гимн СССР, Любовь Лебедина, Трибуна, 10.09.2015
Евгений Редько играет две главные роли в премьере театра «Эрмитаж» по пьесе Евгения Шварца «Тень», Марина Тимашева, программа «Закулисье» на радио «Голос России», 26.09.2013
Ну и чертово время!, Мария Седых, журнал «Итоги», 26.08.2013
Б. Брехт. «Кураж», Алиса Никольская, Театральная афиша, No. 4, 04.2012
Батальное Полотно О Любви И Счастье, Ирина Озёрная, Post.Scriptum.ru, 16.02.2012
Чтобы выжить, необходимо счастье, Вера Копылова, Московский Комсомолец № 25869, 15.02.2012
Кураж Левитина, Марина Тимашева, Радио Свобода, 13.02.2012
Туда Капнист. А обратно?, Марина Токарева, Новая газета, 10.04.2009
Обратно «Эрмитаж», Мария Седых, Итоги № 14, 23.03.2009
Навалился гегемон на одиночку, Наталия Каминская, Культура, 20.12.2007
Подмоченная Одесса, Алла Шендерова, Коммерсант, 12.12.2007