Мольер «Тартюф». В Школе клоунов

Елена Губайдуллина, Театральная афиша, 04.2014
Спектакль идет в филиале «Эрмитажа», в Школе клоунов. Поодаль от сцены и зрительских рядов висят портреты великих клоунов и надпись большими буквами: «Люди делятся на рыжих и белых. Иногда они меняются местами». Для постановки Алексея Левинского эта фраза могла бы стать эпиграфом. В ней все переменчиво, несмотря на раз и навсегда сложившиеся правила, четкие схемы и устоявшиеся сюжеты. Здесь ставится под сомнение даже однозначно отрицательная оценка заглавного героя хрестоматийной мольеровской пьесы. С одной стороны, Тартюф – подлый лицемер, достойный праведного осуждения. Но актер Евгений Кулаков играет святошу таким обходительным и обаятельным, что трудно не верить его речам. Только трезвый ум и стойкость характера помогут избежать обмана, тогда как почтенный глава семейства Оргон, принявший в свой дом чудесного гостя, от практицизма далек. Герой Станислава Сухарева – натура нервная, поэтическая, смятенная. А от талантливого гипнотизера Тартюфа так и веет спокойствием, и не заметишь, как отдашь последнее. Его чары настолько сильны, что даже благоверная супруга Оргона, Эльмира (Ольга Левитина), тает от запретной страсти, а скромница-дочка Марианна (Алена Коломина) всерьез подумывает об измене импульсивному жениху Валеру (Александр Андриевич). И только бойкая и расторопная служанка Дорина (Александра Володина-Фроленкова) изо всех сил старается разоблачить интригана.

Комедия вопреки расхожим представлениям о мольеровской кутерьме и путанице, разыгрывается неспешно, несуетно и негромко. Полутона, нюансы здесь зачастую важнее основного тона.

Декорации минимальны, зато часто меняются костюмы. В начале действие стилизовано под XVII век, но постепенно продвигается к нашему времени. В последней картине все одеты так, будто пришли на сцену с улицы. Театральность истории то и дело подчеркивается: к примеру, на поклонах между картинами актеры двигаются как марионетки. Но отстранение усиливает мораль: сколько бы ни проходило веков, взаимоотношения людей неизменны, хотя случается, что рыжие и белые меняются местами. Правда, нечасто, лишь иногда.

Режиссер А. Левинский. Сценография и костюмы А. Бубновой, Г. Скоморохова, Н. Чехович. 

Статья "Мольер «Тартюф». В Школе клоунов" взята с сайта "Театральной афиши": www.teatr.ru




Другие ссылки

Лучшие театральные спектакли Москвы для детей, Светлана Бердичевская, фрагмент статьи из блога COZY MOSCOW, 1.04.2014
Мольер «Тартюф». В Школе клоунов, Елена Губайдуллина, Театральная афиша, 04.2014
РазноЛИКующий Зощенко В «Школе Клоунов», Ирина Озёрная, Post.Scriptum.ru, 15.10.2013
Что такое детство?, Галина Шматова, АФИША@MAIL. RU, 16.09.2013
В театре «Эрмитаж» открылась Школа клоунов, Телеканал Культура, Новости культуры, 19.03.2013
В Москве открыли Школу клоунов, Сусанна Альперина, «Российская газета», 17.03.2013
Б. Брехт. «Кураж», Алиса Никольская, Театральная афиша, No. 4, 04.2012
Кураж, шардам, Эрмитаж, Владимир Колязин, Независимая газета, 29.02.2012
«Он предлагал…», Наталья Старосельская, Трибуна, 21.02.2012
Батальное Полотно О Любви И Счастье, Ирина Озёрная, Post.Scriptum.ru, 16.02.2012
История матери и актрисы, Анастасия Томская, afisha.mail.ru, 13.02.2012
«Кураж» в «Эрмитаже», Телеканал Культура, Новости культуры, 1.02.2012
Revival of 1920s Satirical Writer Lacks Punch, John Freedman, The Moscow Times,11 March 2010, 11.03.2010
Не надо басен, Наталия Каминская, Газета «Культура», № 7-8 (7721), 4-7 марта, 2010, 4.03.2010
Кто автор «безобразия», Борис Поюровский, «Российская газета» — Федеральный выпуск № 5119 (40), 26.02.2010
Unexpected 'Kapnist Round Trip' Is Pure Levitin, Джон Фридман, The Moscow Times, 7.05.2009
Туда Капнист. А обратно?, Марина Токарева, Новая газета, 10.04.2009
Спектакль «Капнист туда и обратно», ТВ Канал Культура, 21.03.2009
Навалился гегемон на одиночку, Наталия Каминская, Культура, 20.12.2007
Не виноватая я, он сам пришел!, Наталия Каминская, Культура, 30.11.2006