«Будденброки» и другие

Январь обрушил на театралов череду премьер

Мария Седых, «Итоги», № 5, 31.01.2011
Один за другим вышли на сцену герои романов Томаса Манна «Будденброки» в РАМТе и Юрия Домбровского «Факультет ненужных вещей» в «Эрмитаже», а вахтанговцы представили персонажей пьесы Витольда Гомбровича «Принцесса Ивонна». Режиссеры разных поколений — соответственно Миндаугас Карбаускис, Михаил Левитин и Владимир Мирзоев — выбрали первоклассный литературный материал. При полном жанровом и стилевом несходстве можно проследить некоторую общность тем. Так или иначе речь идет об истоках фашизма. У Манна — отдаленных. У Гомбровича — жгучих, пьеса написана в 1938 году. У Домбровского — об инквизиторах отечественных, действие разворачивается в 1937-м. Первый был увенчан Нобелевской премией, два других прождали десятилетия до встречи со зрителями и читателями. Домбровский так и не дождался: после выхода романа во Франции в самом конце 70-х он был избит неизвестными возле ЦДЛ и умер в больнице. Актуальность поставленных проблем очевидна, неочевиден художественный результат. Даже в чем-то парадоксален.
«Будденброки» — спектакль безупречной выделки. Инсценировка внятна и даже несколько прямолинейна. Оформление Сергея Бархина, как всегда, красиво. Актерский ансамбль превосходен, и каждую роль можно описывать, смакуя детали, отмечая чувство партнерства, столь необходимое для семейной саги. Дыхание большого стиля погружает в благоговейную созерцательность. Те, кто не читал роман, с интересом следят за сюжетом, не подозревая о купюрах, те, кто читал, наслаждаются полнокровностью оживших героев. Семейство почтенных бюргеров сначала богатеет, потом распадается, но в какой-то момент ты ловишь себя на том, что, прожив с ними три часа, никого не полюбил и бесстрастно наблюдаешь, как выразительно один за другим они уходят в небытие, становясь парадными портретами и оставляя после себя лишь записи в толстой амбарной книге. Никого не жаль. Не страдать же по поводу бренности бытия. 
Неожиданно стильным, ансамблевым получился спектакль и у Мирзоева, всегда оставлявшего зрителя наедине с неразгаданными ребусами и оскорблявшего достопочтенную публику сведением классика до прописных букв «Х» (Хлестаков) и «Ж» («Женитьба»). На сей раз режиссер внятен, если можно так сказать о пьесе абсурдистски загадочной. Здесь тоже сцена дышит большим стилем, более того, вахтанговским. Глаз радуется, а душа молчит, не откликаясь даже на изящную игру юной Лизы Арзамасовой и музыку Фаустаса Латенаса.
А вот спектакль Михаила Левитина по Домбровскому к гармоничным созданиям никак не отнесешь. В первом акте, длящемся два часа, едва прорываешься к сюжету, артисты порой орут так, что слов не разберешь, фирменные приемы чередуются с фирменными штампами… и в антракте раздраженная публика пачками покидает зал. А жаль. Сквозь сумбур вдруг проступают пронзительные сцены, прежде всего исполненные Михаилом Филипповым. В редкие минуты тишины мурашки бегут от того, как глубоко вдруг проникает театр в психологию людей тоталитарного общества. Сколько узнавания, сколько горечи… тонет в театральных побрякушках. Вот, собственно, и весь парадокс: после закрытия занавеса — ум с сердцем не в ладу.

Другие ссылки

О жанрах различных замолвите слово, Елена Колтунова, Порто-Франко. Номер 38(1085), 7.10.2011
Прошел театральный фестиваль «Встречи в Одессе», Наталья Старосельская, Газета «Трибуна» № 39, 6.10.2011
Михаил Левитин: Мне не нравилось, как Высоцкий играл, Снежана Павлова, Известия в Украине, 25.09.2011
«Встречи в Одессе» завершились победой Мельпомены, Мария Гудыма, Таймер Одесса, 12.09.2011
Московский Театр Эрмитаж в Одессе, Фотоколлаж Е. Варченко. Youtube, 09.2011
«Где так вольно дышит человек…», Наталья Старосельская, «Страстной бульвар, 10». Выпуск № 6-136/2011, рубрика «Премьеры Москвы», 04.2011
Настоящие яблоки, Анастасия Ефремова, Планета Красота, № 03-04, 2011, 04.2011
Враги народа в «Эрмитаже», Любовь Лебедина, Трибуна, 31.03.2011
Яблоки против жести, Наталия Каминская, Газета «Культура» № 7 (7767), 3 — 16 марта 2011 г., 03.2011
Топ-10: самые обаятельные и привлекательные, Наталья Витвицкая, VashDosug.RU, 17.02.2011
Станиславский, Ивонна и «…эти суки», Марина Токарева, «Новая газета», № 11, 2.02.2011
«Будденброки» и другие, Мария Седых, «Итоги», № 5, 31.01.2011
«Факультет ненужных вещей» Юрия Домбровского в театре «Эрмитаж», Марина Тимашева, Радио Свобода. «Поверх барьеров — Российский час», 27.01.2011
«Меня убить хотели эти суки»: рецензия редакции, Алена Данилова, Ваш досуг, 20.01.2011
Большая проза на небольшой сцене, Александра Черепнина, Вести-ТВ, 19.01.2011
Школа переживания по Михаилу Левитину, Вера Калмыкова, Специально для сайта театра «Эрмитаж», 01.2011
Убит за роман, Клара Турумова-Домбровская, Новая газета, № 36, 22.05.2008