Режиссер Михаил Левитин: «Я буду ставить спектакли, даже если у меня останется всего один стул»

Ольга Романцова, Газета (GZT. ru), 8.07.2009
Режиссер Михаил Левитин. Фото ИТАР-ТАСС Одним из событий уходящего сезона стал спектакль режиссера Михаила Левитина «Капнист туда и обратно», поставленный по иронической балладе Юлия Кима в театре «Эрмитаж».




В легком и стремительном действе переплелись эпоха Павла I и наше время. А конфликт взбалмошного правителя и художника, о котором рассказывается в постановке, не утратил актуальности. В свободное от театра время Левитин пишет книги. Последняя из них, роман о режиссере Александре Таирове для серии «Жизнь замечательных людей», в начале сентября выйдет в свет в издательстве «Молодая гвардия». О спектакле «Капнист туда и обратно», о новой книге и, конечно, о театре вообще с художественным руководителем «Эрмитажа» Михаилом Левитиным беседует корреспондент «Газеты» Ольга Романцова.

Михаил Захарович, что стало творческим импульсом для создания спектакля «Капнист туда и обратно»?

Много лет назад я прочел стихотворение Юлия Кима «Волшебная сила искусства» — сейчас оно опубликовано в антологии лучших стихотворений русской поэзии ХХ века, собранной Евгением Евтушенко. И невероятно его полюбил: всегда угадываешь в том или ином произведении черты своего театра, даже если это маленький фрагмент прозы или несколько стихотворных строк. А тут еще такая невероятная фактура — XVIII век и фигура Павла, столь модная ныне. Но больше всего меня увлекала попытка создать спектакль стихотворение. Я стал приставать к Юлию Киму, постоянному сотруднику театра и моему близкому другу, требуя хотя бы небольшого продолжения. В конце концов, он это сделал, чтобы я от него отстал. Дальше в работу включился талантливый музыкант, композитор и актер Андрей Семенов, мой вечный сотрудник и один из самых любимых людей в театре. Вместе с ним мы создали музыкальную партитуру спектакля, использовав всего несколько мелодий Кима.

Вам хотелось поставить исторический спектакль?

Нет, такой задачи не было. Хотя хотелось, чтобы на сцене появились костюмы и то, что мы называем атмосферой эпохи.

Почему в программке написано, что этот спектакль поставлен «в пространстве Давида Боровского»?

Моя жизнь связана с Давидом Боровским. Я сделал с ним 10 спектаклей, и он придумал пространство, в котором мы теперь играем «Капниста», для спектакля «Безразмерное Ким танго». Эта была одна из счастливых для нашего театра работ. Спектакль родился в пространстве, создающем ощущение, что наш театр — гораздо больше, чем на самом деле.

Интересно, как на этой сцене умещались первые спектакли Художественного театра?

На этой сцене играл не только Художественный театр, АлександрТа иров показывал здесь «Покрывало Пьеретты» и» Желтую кофту», в которых играла Алиса Коонен. Здесь показывали спектакль «Мексиканец» молодежного театра» Пролеткульт», который Сергей Эйзенштейн оформлял как художник. Но в 40-е годы» Эрмитаж» превратили из театра в кинотеатр, построив стену-времянку.

Неужели эту стену нельзя разрушить?

Можно, если у нас начнется какой-нибудь ремонт. Можно вернуть колосники, поворотный круг, расширить пространство. Но я боюсь. Это же чужое пространство, не мое. Сейчас я работаю в пространстве, созданном Давидом Боровским. При жизни Давида я поставил в нем» Белую овцу» по Хармсу, один из самых любимых моих спектаклей. После смерти Боровского у меня возникла тоска по художнику. И я решил работать с тем, кого по человеческой привычке как бы уже и нет. Сын Давида Александр помог мне в этом.

«Эрмитажу» не сократили государственную дотацию?

Сократили, как очень многим театрам. Посмотрим, как нам сейчас удастся выжить. Хотя думаю, что все будет в порядке. Я буду ставить спектакли, даже если у меня останется всего один стул. Никогда не жаловался на нехватку денег, и считаю, что не надо о них истерически заботиться. Жизнь людей искусства должна быть сложной, чтобы у них возникло желание пробиться, добиться своего. Конечно, это не значит, что нас надо морить голодом или забирать здание, хотя через все это театр «Эрмитаж» уже прошел и выжил.

Но все же вы считаете, что талантливому человеку необходимо преодолевать трудности?

Обязательно. Смотрите, сколько сейчас молодых режиссеров. Что они испытали в жизни? Ничего. Теперь им нужны только премьеры спектаклей, деньги и слава. Никто из них не хочет строить своего театра. Даже подумать об этом боится. Ведь это огромная ответственность. Люди, с которыми ты работаешь, должны чувствовать, что твои идеи могут стать смыслом их жизни. Если это так, то они — с тобой.

А если кто-то перестает это чувствовать?

Тогда он уходит.

Что самое сложное в профессии художественного руководителя театра?

Самому остаться свободным. Это самое сложное и самое важное. До сих пор мне это удавалось.

Чем вы занимаетесь, если не репетируете и не сочиняете нового спектакля?

Пишу книги. Недавно я закончил книгу об Александре Таирове, которая должна выйти в серии «Жизнь замечательных людей». Мне предложили ее написать, потому что знали о моей связи с Камерным театром, хотя меня не назовешь последователем Таирова. Я вошел в его мир с детства. Первая книга, купленная в букинистическом магазине, была о Камерном театре. В нее был вложен некролог о Таирове. С восьмого класса я переписывался с Алисой Георгиевной Коонен.

Я слушал, как она читает стихи, фрагменты своих ролей. Поступив в ГИТИС, бывал в квартире Коонен в Театре имени Пушкина, бывшем Камерном театре. Кому дано понять, тот поймет, кому дано услышать, тот услышит. Подумайте: в нашей стране не было написано о Камерном театре ни одной стоящей критической статьи! При этом на Западе его считали гением, и поэтому с ним приходилось считаться. Я уже держал в руках корректуру, теперь жду выхода книги.

Алиса Коонен жила в Театре имени Пушкина?

Да — квартира Таирова была прямо над сценой театра. Вечерами, когда мы с Коонен разговаривали, снизу доносились какие-то дурацкие звуки. Алиса Георгиевна всегда пренебрежительно отзывалась о театре, который был под ее квартирой. Хотя в тот момент Театр имени Пушкина возглавлял Борис Иванович Равенских. Она просто не могла никого сравнивать с Таировым. Они были странной парой. Объездили весь мир, три года провели на гастролях за границей и при этом всегда довольствовались малым. Например, их дача во Внуково была маленькой избенкой в одну комнату. А вокруг стояли сплошные хоромы. Единственным богатством этой пары были картины Леже, Пикассо, других их друзей-художников.

Куда это все делось после смерти Коонен?

Не знаю. Надеюсь, что моя книга расскажет о нелегкой доле режиссера, который создал свой театр и пытается его сохранить. Поверьте, это непросто. Театр Таирова существовал 35 лет. Мне удалось продержаться почти столько же.

Часто ли вы пересматриваете свои спектакли?

Обычно я смотрю первые три-четыре спектакля, делаю замечания, а дальше раб
ота движется вперед как перпетуум-мобиле. Наши репетиции трудно забываются. Я не могу жить прошлым, делая ставку на уже поставленный спектакль или уже написанную книгу. В жизни существует масса невероятных задач, которые хочется решить.

СПРАВКА ГАЗЕТЫ
Левитин Михаил Захарович.
Родился 27 декабря 1945 года в Одессе. Окончил режиссерский факультета ГИТИСа.
В 1966?1977 годах поставил спектакли «Варшавская мелодия» по лирической драме Леонида Зорина (Казанский БДТ имени В.И. Качалова), «Синяя птица» по пьесе Мориса Метерлинка (рижский ТЮЗ), «О том, как господин Макинпот от своих злосчастий избавился» по пьесе Петера Вайса (Театр на Таганке) и другие. С 1977 года — в Московском театре миниатюр (с 1987 года — театр «Эрмитаж»). С 1990 года — художественный руководитель театра «Эрмитаж». Автор книг «Чужой спектакль» (1982), «Болеро» (1983), «Мой друг верит» (1988); романов «Сплошное неприличие» (1993), «Безумие моего друга Карло Коллоди, создавшего куклу Буратино» (1994), «Убийцы вы дураки» (1995), «Плутодрама» (1995). Народный артист России.


http://www.gzt.ru/Gazeta/247983.html

Другие ссылки

Там чудеса!, Анастасия Ефремова, «Страстной бульвар», 1.09.2009
Капнист Капнисту рознь, Вера Копылова, «Московский Комсомолец», 1.09.2009
Режиссер Михаил Левитин: «Я буду ставить спектакли, даже если у меня останется всего один стул», Ольга Романцова, Газета (GZT. ru), 8.07.2009
Император в перьях, Анастасия Томская, Новые Известия, 27.05.2009
Исторический анекдот с намеком, Любовь Лебедина, Трибуна, 14.05.2009
Unexpected 'Kapnist Round Trip' Is Pure Levitin, Джон Фридман, The Moscow Times, 7.05.2009
Драматургов — за Урал!, Светлана Хохрякова, Культура, № 21, 4.05.2009
Туда Капнист. А обратно?, Марина Токарева, Новая газета, 10.04.2009
Капнист туда и обратно, Елена Груева, Time Out Москва, 10.04.2009
Обратно «Эрмитаж», Мария Седых, Итоги № 14, 23.03.2009
Спектакль «Капнист туда и обратно», ТВ Канал Культура, 21.03.2009