Красные табуреты на черной сцене

Репортаж с репетиции спектакля

Александр Рапопорт, www.moscor.ru, 1.08.2007
Режиссер Михаил Левитин репетирует новую пьесу, которой в окончательном варианте еще не существует, но ее герои, персонажи романа Ильфа и Петрова — «Золотой теленок» — известны всем.

«Квартет Бендера» является в Черноморск, где, как известно, и начинается трагикомическая история взлета и падения Великого Комбинатора. Сразу же по приезде завязывается любовный треугольник: Остап Бендер — внучка ребусника, нежная и удивительная, Зося,- подпольный миллионер Корейко. Стремление воссоздать театральными средствами «миф Одессы» проявляется уже в первой сцене, где «Антилопа Гну» зависает над обрывом, с которого видны город и море. Пассажиры автомобиля по-разному реагирует на открывшийся пейзаж, для каждого из них он - обещание? Рабочее название эпизода — «Свободная стихия».
Для одессита Левитина это второе обращение к теме родного города, первым был спектакль «Уроки русского по Михаилу Жванецкому». «Пространство дразнит, — говорит режиссер, сжимая в пальцах постоянный свой „талисман“ — простой карандаш, — манит и обещает другие возможности. Есть ощущение, что собственную жизнь можно изменить к лучшему. Странность нашей работы в том, что мы находимся внутри романа. Ушла эпоха двадцатых годов с ее реалиями, а роман жив и сегодня. Его герои и их стремления — вне времени».
Первые репетиции идут без декораций, в повседневных костюмах. На черной сцене малого зала стоят красные табуреты, они — и сиденья машины, и валуны на пляже, где загорает Зося Викторовна, а сопровождающий ее Корейко ни на секунду не расстается с фибровым чемоданчиком, набитым дензнаками. Рисунок роли ищут методом отбора: так попробуй, с такой интонацией скажи.
 — Как же эта девушка пойдет за него замуж? — поднимаясь на локте, удивленно вопрошает Зося. — У нее в данный момент искания? А у него 46 рублей в месяц.
 — У меня? — кричит Корейко. — 46 рублей?!.. Не в деньгах счастье!
И повторяет, подыскивая интонацию: «Не в деньгах счастье?», «Не в деньгах счастье?!», «Не в деньгах счастье?»
Иногда режиссер останавливает репетицию и читает выбранную наугад страницу из «Записных книжек» Ильфа, как бы вменяя актерам ракурс, сатирический прищур и ритм прозы авторов романа. Внушающая эйфорию атмосфера Черноморска, который вот-вот объявят вольным городом и музыка из фильма Чаплина «Золотая лихорадка» — элементы будущего спектакля. Сложно прогнозировать, каким он получится. Известно, что финал пьесы будет не таким, как в оригинале. По первым сценам видно, что Левитин не стремится иллюстрировать эпоху, дистанцируется от социального контекста. Под его началом герои плутовского романа разыгрывают извечную человеческую комедию, состоящую из надежд и разочарований. 
В роли Паниковского — заслуженный артист России Борис Романов. Роль Зоси репетируют Ольга Левитина и Александра Володина. Бендер — Арсений Ковальский. Авторы пьесы — Михаил Левитин, главный режиссер театра «Эрмитажа», и Валерий Семеновский, главный редактор журнала «Театр».
Премьера запланирована на октябрь 2007 года.

http://www.moscor.ru/literatura/krasnye_taburety_na_chernojj_stsene/

Другие ссылки

Подмоченная Одесса, Алла Шендерова, Коммерсант, 12.12.2007
Лодки на приколе, Григорий Заславский, НГ, 10.12.2007
В театре «Эрмитаж» открывается новый сезон, Павел Шейнин, Канал Культура — Новости культуры, 4.09.2007
Красные табуреты на черной сцене, Александр Рапопорт, www.moscor.ru, 1.08.2007