Руководство:
Левитин Михаил
Художественный руководитель
Флейшер Владимир
Первый заместитель художественного руководителя
Адольшин Геннадий
Заместитель художественного руководителя по эксплуатации здания
Добровинский Евгений
Заместитель художественного руководителя по творческим вопросам
Митрофанова Мария
Главный художник
Дубакова Маргарита
Заведующая художественно-постановочной частью
Семенов Андрей
Заведующий музыкальной частью
Вакарина Ирина
Заведующая труппой
Варченко Екатерина
Помощник художественного руководителя
Волкова Ирина
Помощник художественного руководителя
Уварова Наталья
Помощник художественного руководителя
Мухина Ирина
Главный бухгалтер
Ирхина Вера
Главный администратор
Мельникова Светлана
Инспектор по кадрам

В шоу только мальчики

Как откосить от армии

Марина Райкина, «Московский комсомолец», 23.04.2004
С завидным упорством Театр сатиры продолжает нести комедию в массы. Вчера на академической сцене давали премьеру «Швейк, или Гимн идиотизму» по бессмертной сатире Гашека. Постановщик Александр Ширвиндт с подельниками Александром Жигалкиным и Эдуардом Радзюкевичем учинили форменное хулиганство. Впрочем, настолько актуальное, что в финале становится страшно.

Инсценировать Гашека — задача для самоубийц: его проза, по мнению многих, хороша лишь для чтения. Тем не менее в прошлом попытки вынести историю официального идиота Швейка на публику предпринимались, но успеха не имели. Свое счастье попытала Сатира, с книгой в руках пойдя в открытое наступление на публику. Ей предложили интерактив, то есть покупать выставленные на аукцион вещи литературного персонажа, как-то: медный таз, раму от портрета эрцгерцога Фердинанда, полный состав преступлений Швейка перед своей исторической родиной и т.д. и т.п. Этот драматургический ход по сути развязал руки постановщикам и позволил им устроить идиотичное шоу, не бессмысленное, но беспощадное в плане смеха.

Зал хохочет постоянно над проделками небравого солдата с больными ногами.

 — Чем лечите ноги? — пытают Швейка по очереди врачи, пани Мюллерова, трактирщик, генерал, судья, как будто это вопрос жизни и смерти.

 — Оподельдоком.

 — Оподельдок — это говно.

А дальше — все круги государственного ада — от частной слежки до попадания на фронт. Структура спектакля — калейдоскоп, скорость перемен которого и дает убойный эффект. Концентрация остроумных находок, примочек зашкаливает. «Швейк» — постановка исключительная, потому что исключила из игры женщин: их играют только мужчины. Женские партии особенно удались Федору Добронравову, который сначала является в роли судьи, а во второй части спектакля — балеринкой в белой пачке. Константину Карасику, что толстушкой в розовом мечется по сцене, как гимнастка в вольных упражнениях. И Юрию Авшарову — брутальной пани Мюллеровой, — представшему женщиной, у которой растут усы.

И, наконец, главный герой. В сатировской версии Швейк великолепен. Обаятельный Эдуард Радзюкевич внешне так же подвижен и динамичен, как и внутренний образ его героя — умного, всепонимающего и оттого печального официального идиота Швейка. Его игра, как и сам спектакль, кроме смеха в финале вызывает смешанные чувства: Ширвиндт с компанией проиллюстрировал не сколько прошлое чехов, сколько российское настоящее, в частности, в свете надвигающегося ужесточения военной реформы. Инструмент для иллюстраций выбран безотказно — смех.

Атмосфера спектакля — музыка (композитор и дирижер Андрей Семенов), и нет сомнения, что некоторые из песенок пойдут в народ не хуже шлягеров. Единственное, что вяло соответствует молодым и дерзким устремлениям Сатиры, — это сценография и костюмы Бориса Мессерера.

Другие ссылки

Revival of 1920s Satirical Writer Lacks Punch, John Freedman, The Moscow Times,11 March 2010, 11.03.2010
Не надо басен, Наталия Каминская, Газета «Культура», № 7-8 (7721), 4-7 марта, 2010, 4.03.2010
Кто автор «безобразия», Борис Поюровский, «Российская газета» — Федеральный выпуск № 5119 (40), 26.02.2010
Исторический анекдот с намеком, Любовь Лебедина, Трибуна, 14.05.2009
Unexpected 'Kapnist Round Trip' Is Pure Levitin, Джон Фридман, The Moscow Times, 7.05.2009
Туда Капнист. А обратно?, Марина Токарева, Новая газета, 10.04.2009
Веселиться и пить вино, Радио Маяк, 19.12.2005
Профессия — композитор, Марина Воинова, журнал «Трибуна современной музыки», 1.08.2005
Октябрьские тезисы, Юлия Рахаева, Вечерняя Москва, 3.11.2004
Щенячий воcторг, Алла Астахова, Время новостей, 5.10.2004
Гимн идиотизму, или Поминки по сатире, Григорий Заславский, «Театральное дело Григория Заславского», 13.05.2004
В шоу только мальчики, Марина Райкина, «Московский комсомолец», 23.04.2004
Идиотизм оптом и в розницу, Марина Райкина, «Московский комсомолец», 10.04.2004
В Эрмитаже пьют вино и спасают красоток, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 6.01.2004
Джентльмены и их удача, Елена Ямпольская, «Новые известияч», 2.12.1999
Высокая самодеятельность, Григорий Заславский, «Независимая газета», 2.12.1999