Руководство:
Левитин Михаил
Художественный руководитель
Флейшер Владимир
Первый заместитель художественного руководителя
Адольшин Геннадий
Заместитель художественного руководителя по эксплуатации здания
Добровинский Евгений
Заместитель художественного руководителя по творческим вопросам
Митрофанова Мария
Главный художник
Дубакова Маргарита
Заведующая художественно-постановочной частью
Семенов Андрей
Заведующий музыкальной частью
Вакарина Ирина
Заведующая труппой
Варченко Екатерина
Помощник художественного руководителя
Волкова Ирина
Помощник художественного руководителя
Уварова Наталья
Помощник художественного руководителя
Мухина Ирина
Главный бухгалтер
Ирхина Вера
Главный администратор
Мельникова Светлана
Инспектор по кадрам

Высокая самодеятельность

«Секретарши» на сцене Театра сатиры

Григорий Заславский, «Независимая газета», 2.12.1999
Одна за другой на сцену выходят артистки и поют песни в основном на чужих языках. Играют ли они при этом? Немного играют… Поначалу кажется, что совсем немного, потом угадываются какие-то отношения, в финале же с ними не хочется расставаться, поскольку относишься к ним уже как к родным. Такая вот история, хотя, строго говоря, никакой особой истории — с завязкой, кульминацией и развязкой — в новом спектакле Театра сатиры нет.

«Секретарши». Опус # 2 для девяти пишущих машинок и оркестра. Театральная фантазия Юрия Васильева. Он же - заслуженный артист России Юрий Васильев — свои собственные фантазии и реализовал, то есть поставил. Все это записано в программке, из которой также заранее можно узнать, что спектакль состоит из 16 музыкальных номеров, еще два будут исполнены на «бис» (можно признать за создателями «титаническое самоуважение» — они заранее уверены в том, что «придется» бисировать; как выясняется, небезосновательно).

И хотя самая востребованная в современной России профессия давно уже ждала своего театрального гимна, Васильев успел уже признаться, что идея такого представления пришла к нему на похожем спектакле, который он увидел в Германии. «Секретарш» можно сравнить и с потрясшим Бродвей шоу, где группа актеров разыгрывает разнообразные мелодии при помощи разного хлама на мусорных бачках. В другой системе координат премьеру Сатиры можно поставить в один ряд с «Великой иллюзией» театра-кабаре «Летучая мышь» и даже с «Песнями нашего двора» (в том смысле, что в «Секретаршах» звучат песни совсем не нашего двора). Высокая самодеятельность, одним словом. Но все эти сравнения не важны для понимания нового спектакля.

«Секретарши» поставлены в жанре чистого удовольствия. Нельзя сказать, чтобы это совершенно выводило его из ряда прочих столичных премьер, поскольку жанр этот смело завоевывает подмостки. Режиссер как бы предвосхищает наше еще не слишком-то оформившееся пожелание: «Секретарши» совершенно аполитичны. Можно представить, с каким все возрастающим удовольствием будет восприниматься спектакль по мере приближения ближайших парламентских и грядущих затем президентских выборов. Но милый жанр в данном случае — не единственное достоинство (внутритеатральные причины — вроде желания режиссера занять в своем спектакле как можно больше актрис, в других спектаклях не занятых, намеренно оставляю в скобках — в конце концов зрителю нет никакого дела до внутритеатральных причин).

Живая музыка и живой оркестр театра в настоящей оркестровой яме, которая, вероятно, осталась не в одном только Театре сатиры, но в других театрах за ненадобностью давно уж, верно, используемая по другому назначению. Все музыкальные номера исполняются «вживую», что специально оговорено в программке (поют все актрисы хорошо, даже очень). За дирижерским пультом — Андрей Семенов (он же - музыкальный руководитель спектакля и автор «обработанных музыкальных номеров»). Когда стоять за пультом ему уже невмочь (а артистизм его дирижирования известен), он выбирается на сцену и играет и поет вместе со всеми.

Но и актрисам — видно! — тоже нравится петь и играть (думаешь о том, что, наверное, Зое Зелинской-Секретарше с букетом помог прежний опыт «Кабачка», хотя там как раз приходилось петь под фонограмму). И они поют и играют с удовольствием. «Голубку», «Странников в ночи», «Я танцевать хочу»… Так постепенно добираясь до «А где мне взять такую песню?». К тому времени уже ясно, что у каждой секретарши свой характер, не ограниченный безымянным определением в программке, своя история отношений с Начальником (Юрий Васильев), а всех их объединяет тайная любовь к нему.

Больше всего аплодисментов достается Главной секретарше — Наталье Саакянц, актрисе, которая, вероятно, отдала этой сцене около полувека (а может, не только этой), не получила никаких званий и осталась просто замечательной артисткой. После ее очень просто исполненной песенки Чарли Чаплина разразилась овация. 

Другие ссылки

Revival of 1920s Satirical Writer Lacks Punch, John Freedman, The Moscow Times,11 March 2010, 11.03.2010
Не надо басен, Наталия Каминская, Газета «Культура», № 7-8 (7721), 4-7 марта, 2010, 4.03.2010
Кто автор «безобразия», Борис Поюровский, «Российская газета» — Федеральный выпуск № 5119 (40), 26.02.2010
Исторический анекдот с намеком, Любовь Лебедина, Трибуна, 14.05.2009
Unexpected 'Kapnist Round Trip' Is Pure Levitin, Джон Фридман, The Moscow Times, 7.05.2009
Туда Капнист. А обратно?, Марина Токарева, Новая газета, 10.04.2009
Веселиться и пить вино, Радио Маяк, 19.12.2005
Профессия — композитор, Марина Воинова, журнал «Трибуна современной музыки», 1.08.2005
Октябрьские тезисы, Юлия Рахаева, Вечерняя Москва, 3.11.2004
Щенячий воcторг, Алла Астахова, Время новостей, 5.10.2004
Гимн идиотизму, или Поминки по сатире, Григорий Заславский, «Театральное дело Григория Заславского», 13.05.2004
В шоу только мальчики, Марина Райкина, «Московский комсомолец», 23.04.2004
Идиотизм оптом и в розницу, Марина Райкина, «Московский комсомолец», 10.04.2004
В Эрмитаже пьют вино и спасают красоток, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 6.01.2004
Джентльмены и их удача, Елена Ямпольская, «Новые известияч», 2.12.1999
Высокая самодеятельность, Григорий Заславский, «Независимая газета», 2.12.1999