Руководство:
Левитин Михаил
Художественный руководитель
Флейшер Владимир
Первый заместитель художественного руководителя
Адольшин Геннадий
Заместитель художественного руководителя по эксплуатации здания
Добровинский Евгений
Заместитель художественного руководителя по творческим вопросам
Митрофанова Мария
Главный художник
Дубакова Маргарита
Заведующая художественно-постановочной частью
Семенов Андрей
Заведующий музыкальной частью
Вакарина Ирина
Заведующая труппой
Варченко Екатерина
Помощник художественного руководителя
Волкова Ирина
Помощник художественного руководителя
Уварова Наталья
Помощник художественного руководителя
Мухина Ирина
Главный бухгалтер
Ирхина Вера
Главный администратор
Мельникова Светлана
Инспектор по кадрам

Исторический анекдот с намеком

Любовь Лебедина, Трибуна, 14.05.2009
«Капнист туда и обратно», сцена из спектакляСтранное название спектакля «Капнист туда и обратно» кого угодно собьет с толку и породит сомнения. Но, прочитав в афише театра «Эрмитаж», что автор пьесы — поэт Юлий Ким, а режиссер — вечный враг скуки Михаил Левитин, зритель замрет в предвкушении веселой феерии и не обманется в своих ожиданиях.

Как известно, смех бывает разный: «бездумный», «жеребячий», «вежливый», «пустой». Ну а здесь он, к счастью, умный. Стрелы сатиры направлены против властей предержащих, усматривающих в искусстве своего главного врага, способного поселить в умах людей крамолу. Что, конечно, правильно, ведь не случайно в России так боялись «бьющего в глаз» слова, ссылая за это вольнодумцев в Сибирь. А с другой стороны, кто сегодня серьезно относится к маргиналам, критикующим правительство? Да никто! К тому же нынешний театр усмотрел в дарованной ему свободе главную выгоду: показывать зрителям иллюзию жизни, не имеющую ничего общего с настоящей.

За это, конечно, режиссерам большое спасибо, а артистам особое, так как они отлично справляются с ролью услужливых «официантов», демонстрируя виртуозное мастерство лицедеев без собственного лица. Правда, недавно на малой сцене чеховского МХТ Кирилл Серебренников поставил «Подпоручика Киже» Юрия Тынянова, выразив главную идею автора о несовпадении интересов человека и российского государства в застывшем перформансе. Где точно найденный символ, а не развитие образа определяет смысл спектакля. Не могу сказать, что это плохо или хорошо, просто тягостно и нудно, как бесконечная Владимирская дорога, по которой два конвоира ведут на каторгу мифического подпоручика Киже в кандалах. Но подпоручика нет, а кандалы есть. Мистика? — Еще какая!

Опять же по какому-то мистическому совпадению, а может, и нет, в театре «Эрмитаж» тоже обратились к временам Павла I, наивно полагавшего, что с помощью законов можно учредить праведный суд и таким образом порядок восторжествует над хаосом. В какой-то мере это похоже на современные реалии, когда ратуют за соблюдение законов и тут же ставят себя выше этих законов.

Так вот, Юлий Ким, услышав 20 лет назад от Натана Эйдельмана исторический анекдот о Павле I, который вначале сослал, а потом вернул из Сибири горе-драматурга, написавшего пьесу о взятках, взял да и сочинил стихотворение «Волшебная сила искусства». Чуть позже у Михаила Левитина возникла идея: а не превратить ли это стихотворение в пьесу под названием «Капнист туда и обратно». Задумано — сделано. В результате получилась сатирическая притча, где всем досталось: чиновникам, заседателям, прокурорам, а больше всех батюшке-царю, пожелавшему увидеть, как добро побеждает зло и взяточники наказаны. Меньше всех пострадали от драматурга придворные актеры, исполнившие перед императором злободневный водевиль. Да и что с них возьмешь — с комедиантов! Только вот парадокс: именно они говорят правду царю, в то время как его свита «вешает ему лапшу на уши».

Левитин, познавший на себе все прелести советской цензуры, не очень-то верит в образумившихся царей. Поэтому избирает жанр веселого китча в рамках марионеточного варьете. Не зря в спектакле все кружится и вертится кувырком, безумное веселье бьет через край, а галопы и мазурки в исполнении оркестра не дают опомниться ошарашенным героям. Временами дирижер Андрей Семенов бросает музыкантов и, надевая личину ябедника, вступает в сговор с продажными судьями, сживающими со свету честного полковника Прямикова (Сергей Олексяк). Ах, какой это бравый полковник, не умеющий двух слов связать, зато двигающийся напролом, как танк. Но не обессудьте, как бы извиняется режиссер, других героев не держим, их попросту нет. Да и девушка его мечты (Алла Черных) тоже наглядное «пособие» скромности и чистоты: щебечет, как райская птичка, семенит ножками, словно сказочная царица-лебедь, только вместо нимба на голове — рожки.

Вот на этом стыке возвышенного и низменного и раскручивается маховик водевильного абсурда в пространстве художника Давида Боровского, недавно ушедшего из жизни. Подиум сцены выдвинут далеко вперед, так что публика окружает его с трех сторон, включая оркестр. А в центре помоста, утопая в белых подушках, спит главный провокатор этой фантасмагории Василий Васильевич Капнист, которому хочется проснуться в цивилизованной стране. Ну, право, неисправимый идеалист!

Таким образом, час сорок минут спектакля пролетают быстро, потому что любой анекдот, даже исторический, нельзя рассказывать долго, в противном случае он теряет остроту.

Другие ссылки

Revival of 1920s Satirical Writer Lacks Punch, John Freedman, The Moscow Times,11 March 2010, 11.03.2010
Не надо басен, Наталия Каминская, Газета «Культура», № 7-8 (7721), 4-7 марта, 2010, 4.03.2010
Кто автор «безобразия», Борис Поюровский, «Российская газета» — Федеральный выпуск № 5119 (40), 26.02.2010
Исторический анекдот с намеком, Любовь Лебедина, Трибуна, 14.05.2009
Unexpected 'Kapnist Round Trip' Is Pure Levitin, Джон Фридман, The Moscow Times, 7.05.2009
Туда Капнист. А обратно?, Марина Токарева, Новая газета, 10.04.2009
Веселиться и пить вино, Радио Маяк, 19.12.2005
Профессия — композитор, Марина Воинова, журнал «Трибуна современной музыки», 1.08.2005
Октябрьские тезисы, Юлия Рахаева, Вечерняя Москва, 3.11.2004
Щенячий воcторг, Алла Астахова, Время новостей, 5.10.2004
Гимн идиотизму, или Поминки по сатире, Григорий Заславский, «Театральное дело Григория Заславского», 13.05.2004
В шоу только мальчики, Марина Райкина, «Московский комсомолец», 23.04.2004
Идиотизм оптом и в розницу, Марина Райкина, «Московский комсомолец», 10.04.2004
В Эрмитаже пьют вино и спасают красоток, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 6.01.2004
Джентльмены и их удача, Елена Ямпольская, «Новые известияч», 2.12.1999
Высокая самодеятельность, Григорий Заславский, «Независимая газета», 2.12.1999