Я очень люблю, чтобы меня удивили

Предпремьерный монолог о спектакле и о себе

Алехандра Гутьеррес, Ирина Волкова, 12.10.2005
В 63-м году я поступила на режиссерский факультет ГИТИСа на курс Завадского. Мы были тесно и дружно связаны в нашей группе, Михаил Левитин и Алексей Бородин были самыми близкими мне лично, и вся наша группа была ядром курса. Еще на первом курсе я играла у Левитина, когда он ставил «Кошку под дождем» Хемингуэя. В общем у нас дружба с тех лет, то есть уже 42 года. И эстетически, и человечески между нами всегда было понимание и доверие. 
Я всю жизнь работаю в театре. Ставила спектакли в Чили, Коста-Рике и Аргентине, в Мексике и Нью-Йорке, создала театральный институт в Чили при университете, в Польше защитила докторскую о Достоевском и театре.
В прошлом году, когда мужа назначили в Москву послом, я с радостью приехала сюда, мы встретились с Левитиным и он мне предложил поставить чилийскую пьесу. Я поставила здесь в Советском Союзе два спектакля — преддипломный и дипломный, в Костроме и в Ростове на Дону? В сегодняшней ситуации выбор пал на пьесу Галемири, самого интересного нашего автора последних 10 лет. Пьеса «Координатор» сделала его известным не только в Чили, но и в других странах. И потом я думаю, что для «Эрмитажа» и для момента, в котором Россия живет, она очень подходит. Я выбирала пьесу, учитывая зрителей Эрмитажа. Мне кажется, спектакль будет интересен публике образованной и современной, очень надеюсь, что он понравится молодежи.
Здесь есть главное действующее лицо, эту роль играет Сергей Олексяк. Самое важное для меня актеры, и актеры прекрасные: Сергей Олексяк, Александр Пожаров, Ирина Богданова, Катя Тенета и Петр Кудряшов. Три месяца ежедневных репетиций — самый тесный контакт и необыкновенная радость. Актеры меня все время удивляли, много из того, что они придумали, было включено в спектакль. Артисты «Эрмитажа» очень творческие, скромные, но не робкие. Гибкие и открытые, не догматические. На репетициях была очень дружеская и рабочая атмосфера и радость творческого процесса. И это связано с творческой атмосферой, царящей в театре.
Музыку я подбирала сама. Совсем недавно я услышала португальскую группу «Мадре Деуш» и решила включить их музыку, и «Апокалиптику» мне давно хотелось использовать в спектакле. Сейчас — получилось. На других спектаклях я уже видела работу Гарри Гуммеля и мне показалось, что с оформлением сцены всё будет хорошо. Я люблю работать в команде. Мне очень скучно самой решать всё. Я очень люблю, чтобы меня удивили и Гарри меня удивил. С ним мы придумывали и костюмы, потом включилась Таня, к этому моменту замысел уже был зрелым. Мне повезло, всё сложилось. Не было серьезных противоречий — был совместный творческий поиск.
В Чили были две постановки этой пьесы. Мы решили, что это комедия, в ней есть горечь, есть ирония, пародия и сарказм. Всё это есть, и все же это комедия. Есть вопрос, но я не знаю, хочу ли я на него ответить, — о чем пьеса. Ситуация — четыре человека замкнуты в одном лифте, сюжет — всё, что с ними там происходит. Думаю, что больше говорить не надо.

Другие ссылки

«Координатор»: впечатления зрителя, Сергеев Николай, fatal_exception's blog, 3.01.2006
Кто он, «координатор»?.., газета «Москвичка», 3.11.2005
Я очень люблю, чтобы меня удивили, Алехандра Гутьеррес, Ирина Волкова, 12.10.2005
«Эрмитаж» жив!, Гордон Марина, «Алеф», 29.09.2005
Открытие сезона театра «Эрмитаж», Телеканал «Культура», 10.08.2005