Исторический анекдот с намеком

Любовь Лебедина, Трибуна, 14.05.2009
«Капнист туда и обратно», сцена из спектакляСтранное название спектакля «Капнист туда и обратно» кого угодно собьет с толку и породит сомнения. Но, прочитав в афише театра «Эрмитаж», что автор пьесы — поэт Юлий Ким, а режиссер — вечный враг скуки Михаил Левитин, зритель замрет в предвкушении веселой феерии и не обманется в своих ожиданиях.

Как известно, смех бывает разный: «бездумный», «жеребячий», «вежливый», «пустой». Ну а здесь он, к счастью, умный. Стрелы сатиры направлены против властей предержащих, усматривающих в искусстве своего главного врага, способного поселить в умах людей крамолу. Что, конечно, правильно, ведь не случайно в России так боялись «бьющего в глаз» слова, ссылая за это вольнодумцев в Сибирь. А с другой стороны, кто сегодня серьезно относится к маргиналам, критикующим правительство? Да никто! К тому же нынешний театр усмотрел в дарованной ему свободе главную выгоду: показывать зрителям иллюзию жизни, не имеющую ничего общего с настоящей.

За это, конечно, режиссерам большое спасибо, а артистам особое, так как они отлично справляются с ролью услужливых «официантов», демонстрируя виртуозное мастерство лицедеев без собственного лица. Правда, недавно на малой сцене чеховского МХТ Кирилл Серебренников поставил «Подпоручика Киже» Юрия Тынянова, выразив главную идею автора о несовпадении интересов человека и российского государства в застывшем перформансе. Где точно найденный символ, а не развитие образа определяет смысл спектакля. Не могу сказать, что это плохо или хорошо, просто тягостно и нудно, как бесконечная Владимирская дорога, по которой два конвоира ведут на каторгу мифического подпоручика Киже в кандалах. Но подпоручика нет, а кандалы есть. Мистика? — Еще какая!

Опять же по какому-то мистическому совпадению, а может, и нет, в театре «Эрмитаж» тоже обратились к временам Павла I, наивно полагавшего, что с помощью законов можно учредить праведный суд и таким образом порядок восторжествует над хаосом. В какой-то мере это похоже на современные реалии, когда ратуют за соблюдение законов и тут же ставят себя выше этих законов.

Так вот, Юлий Ким, услышав 20 лет назад от Натана Эйдельмана исторический анекдот о Павле I, который вначале сослал, а потом вернул из Сибири горе-драматурга, написавшего пьесу о взятках, взял да и сочинил стихотворение «Волшебная сила искусства». Чуть позже у Михаила Левитина возникла идея: а не превратить ли это стихотворение в пьесу под названием «Капнист туда и обратно». Задумано — сделано. В результате получилась сатирическая притча, где всем досталось: чиновникам, заседателям, прокурорам, а больше всех батюшке-царю, пожелавшему увидеть, как добро побеждает зло и взяточники наказаны. Меньше всех пострадали от драматурга придворные актеры, исполнившие перед императором злободневный водевиль. Да и что с них возьмешь — с комедиантов! Только вот парадокс: именно они говорят правду царю, в то время как его свита «вешает ему лапшу на уши».

Левитин, познавший на себе все прелести советской цензуры, не очень-то верит в образумившихся царей. Поэтому избирает жанр веселого китча в рамках марионеточного варьете. Не зря в спектакле все кружится и вертится кувырком, безумное веселье бьет через край, а галопы и мазурки в исполнении оркестра не дают опомниться ошарашенным героям. Временами дирижер Андрей Семенов бросает музыкантов и, надевая личину ябедника, вступает в сговор с продажными судьями, сживающими со свету честного полковника Прямикова (Сергей Олексяк). Ах, какой это бравый полковник, не умеющий двух слов связать, зато двигающийся напролом, как танк. Но не обессудьте, как бы извиняется режиссер, других героев не держим, их попросту нет. Да и девушка его мечты (Алла Черных) тоже наглядное «пособие» скромности и чистоты: щебечет, как райская птичка, семенит ножками, словно сказочная царица-лебедь, только вместо нимба на голове — рожки.

Вот на этом стыке возвышенного и низменного и раскручивается маховик водевильного абсурда в пространстве художника Давида Боровского, недавно ушедшего из жизни. Подиум сцены выдвинут далеко вперед, так что публика окружает его с трех сторон, включая оркестр. А в центре помоста, утопая в белых подушках, спит главный провокатор этой фантасмагории Василий Васильевич Капнист, которому хочется проснуться в цивилизованной стране. Ну, право, неисправимый идеалист!

Таким образом, час сорок минут спектакля пролетают быстро, потому что любой анекдот, даже исторический, нельзя рассказывать долго, в противном случае он теряет остроту.

Другие ссылки

Исторический анекдот с намеком, Любовь Лебедина, Трибуна, 14.05.2009
Обратно «Эрмитаж», Мария Седых, Итоги № 14, 23.03.2009
Вниз по аллее, Алиса Никольская, Взгляд, 1.06.2007
Ольга Гурякова украсила собою «Онегина», Григорий Заславский, Марина Гайкович, Независимая газета, 25.05.2007
Ленского замели, Мария Бабалова, Известия, 21.05.2007
«А счастье было так возможно?», Карина Вартанова, Московские новости, 11.05.2007
Скажи, которая Татьяна?, Валерий Кичин, Российская газета, 5.05.2007
«Онегин» росчерком пера, Александр Дмитриев, Российская газета, 27.04.2007
Вне грамматики, Наталья Казьмина, Театр, № 1, 2007, 01.2007
Книга, изменившая страну, Гуля Балтаева, Вести.Ру, 15.12.2006
Автограф Давида Боровского, Ольга Астахова, Полит. ру, 11.04.2006
Памяти Давида Боровского, Григорий Заславский, Независимая газета, 10.04.2006
На смерть Давида Боровского, Александр Соколянский, Время новостей, 10.04.2006
Умер самый сценный художник, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 8.04.2006
Памяти Давида Боровского, Павел Руднев, Взгляд, 7.04.2006
Как народный артист рыдал навзрыд или кое-что из жизни гения, Павел Подкладов, Национальная Информационная Группа, 4.07.2004
Не совсем Литвинова, Дина Годер, Газета.Ru, 4.06.2004
Пальма в вишневом саду, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 4.06.2004
Отрывки из главы «Высоцкий и другие» (Начало), Татьяна Журавлева, От двадцатых до двухтысячных, 2004
Глава «Любимов», Татьяна Журавлева, От двадцатых до двухтысячных, 2004
Ты с этим шел ко мне и мог остановиться у сортира?, Наталия Каминская, Культура, 26.12.2002
Дело было в туалете, Артур Соломонов, Газета, 23.12.2002
Новый старый стиль, Григорий Заславский, Независимая газета, 10.09.2002
Гений вещественности, Михаил Левитин, Общая газета, 30.05.2002
На всякого мудреца? или «Табакерка» в Жуковском, Ирина Маслова, Жуковские Вести, 7.02.2001
«Деревянные кони» Ф. Абрамова, 1974, Юрий Любимов, Рассказы старого трепача, 2001
Материал, Ольга Мальцева, Поэтический театр Юрия Любимова, 1999
НЕГАТИВЫ СОХРАНЯЮТСЯ?, Григорий Заславский, Независимая газета, 28.02.1998
Мудрецы нового времени, Нина Агишева, Московские новости, 29.01.1998
Премьеры у Табакова, Роман Должанский, Коммерсант, 28.01.1998
Торговля умом на бойком месте, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 13.01.1998