<span class="normal">Давид Боровский<br /><i></i><br /><span class="small">© Александр Стернин</span></span>
© Александр Стернин

Давид Львович Боровский

Народный художник РФ, Лауреат Государственной премии РФ

2 июля 1934 — 6 апреля 2006
(2 июля 1934, Одесса, СССР — 6 апреля 2006, Богота, Колумбия)

Театральный художник. Народный художник России (1994).

В 1947—1950 гг. учился в средней художественной школе (Киев), затем работал художником-исполнителем в Киевском русском драматическом театре имени Л. Украинки. Там же — первая работа Боровского в качестве художника-постановщика: декорации и костюмы к пьесе Э. Де Филиппо “Ложь на длинных ногах” (1956, реж. И. Молостова) и последующие спектакли, среди которых “На дне” М. Горького (1963, реж. Л. Варпаховский), “Большевики” М. Шатрова (1967, реж. И. Молостова). Первый спектакль Боровского на оперной сцене — также в Киеве (“Катерина Измайлова” Д. Шостаковича, 1965, совместно с В. К. Клементьевым).

Первый спектакль в Москве — “Хочу быть честным” В. Войновича (1967) — в Театре им. Станиславского. В 1967 — 1968 гг. Боровский — главный художник этого театра. В 1967 г. приглашен Ю. Любимовым для работы над спектаклем “Живой” (“Из жизни Федора Кузькина”) Б. Можаева. Руководители органов культуры в 1968 г. спектакль запретили, и он был показан через 20 с лишним лет. Первая работа Боровского, которую увидели зрители Театра драмы и комедии на Таганке, — “Мать” М. Горького (1969, реж. Ю. Любимов). Среди спектаклей, осуществленных Боровским с Любимовым на сцене этого театра, —“Гамлет”, “А зори здесь тихие”, “Дом на набережной”, “Обмен”, “Мастер и Маргарита”, “Владимир Высоцкий”, “Преступление и наказание”, “Борис Годунов”. С 1973 г. Боровский — главный художник Театра на Таганке. С Любимовым Боровский осуществил в 80—90-х гг. ряд оперных и драматических спектаклей в театрах Италии, Германии, США и других стран.

Присущее искусству Боровского обостренное чувство жизни, свободное владение условны¬ми формами, тонкая наблюдательность и памятливость на реалии быта, которые он любит включать во внебытовые контексты, режиссерское мышление, композиционное мастерство, безошибочный выбор фактур — все эти свойства художника проявились в спектаклях, оформленных им в МХАТ. Первый из них — “Дни Турбиных” М. Булгакова (1968, реж. Л. Варпаховский, с которым Боровский неоднократно работал). В 1975 г. с А. Эфросом выпускает “Эшелон” М. Рощина. Боровский построил на сцене “скелет” товарного вагона, в котором в годы войны люди эвакуировались на Восток. По горизонтальным металлическим рельсам ходила обычная (знакомая не только эвакуированным, но и зэкам) дверь товарняка — грязноватый, красно-рыжий дощатый щит с казенной белой маркировкой, полу¬стертыми пометками мелом и т.п. Секрет “скелета” и почерк Боровского в том, что горизонтали были натуральными железнодорожными рельсами, а центральные вертикали — придорожными телеграфными столбами, потемневшими от мазута, с белыми фарфоровыми изоляторами. Меж ними, поддерживаемые деревянными стойками, — нары. На них люди в поразительно точно вспомненных одеждах военных лет и со столь же точно найденными немногочисленными бытовыми вещами тех времен.

В спектакле “Иванов” Чехова в постановке О. Ефремова Боровский дал самое, вероятно, суровое сценографическое решение этой пьесы. Он создал единую и постоянную среду, особую смесь экстерьера (цен¬тральная часть) и интерьера (боковые крылья) помещичьего дома, суховатым каре ограничивающего пустую площадку сцены (несколько подушек на ступенях вместо мебели). Пусто. Гулко. Неуютно. Словно строил эту декорацию сам герой пьесы — Николай Алексеевич Иванов. Чем-то неуловимо эта архитектура напоминала симовские декорации к первым постановкам Чехова на этой сцене — пропорциями, цветом. И острым ощущением мертвенности, необратимости умирания усадьбы: сухие стебли какого-то растения густо увивали колонны, фронтон, стены дома, пожирая его и вызывая острое чувство тоски…

Во МХАТ оформил 12 спектаклей. Кроме названных: “Утиная охота”, “Все кончено”, “Наедине со всеми”, “Серебряная свадьба”, “Тамада”, “Колея”, ”Нули”, “Учитель словесности”, “Вишнёвый сад”. В 2002 году Боровский стал главным художником МХАТ. 

На драматических и оперных сценах России, Италии, Германии, Венгрии, Франции, Финляндии и США поставил около 150 спектаклей. Неоднократно был участником Пражской квадриеннале (Золотая медаль 1971 г. и Гран-при 1975 г.), лауреат Государственной премии РФ (1998), Национальной премии «Триумф» (1994), многочисленных отечественных и зарубежных премий. 

А. Михайлова
Десять спектаклей поставил Давид Боровский с Михаилом Левитиным. Первый — «Концерт для…» по Михаилу Жванецкому в Ленинградском Театре комедии, остальные в Москве, в Московском театре миниатюр: «Когда мы отдыхали» (1979) и «Нищий, или Смерть Занда» (1986), а после переименования его в театр «Эрмитаж» — «Сонечка и Казанова» (1996), «Живой труп» (1999), и идущие сейчас: «Безразмерное Ким-танго» (1997), «Белая овца» (2000), «Эрендира и ее бабка» (2000), «Уроки русского по Михаилу Жванецкому» (2001) и «Под кроватью» (2002). В «Эрмитаже» с Давидом Боровским поставлены также спектакли Евгения Каменьковича «Маленький гигант большого секса» (1987) и Владимира Оренова «Русский преферанс» (2002).

Спектакли в театре «Эрмитаж» (текущий репертуар)

Снимок Бога (художник)

Ссылки

Исторический анекдот с намеком, Любовь Лебедина, Трибуна, 14.05.2009
Обратно «Эрмитаж», Мария Седых, Итоги № 14, 23.03.2009
Вниз по аллее, Алиса Никольская, Взгляд, 1.06.2007
Ольга Гурякова украсила собою «Онегина», Григорий Заславский, Марина Гайкович, Независимая газета, 25.05.2007
Ленского замели, Мария Бабалова, Известия, 21.05.2007
«А счастье было так возможно?», Карина Вартанова, Московские новости, 11.05.2007
Скажи, которая Татьяна?, Валерий Кичин, Российская газета, 5.05.2007
«Онегин» росчерком пера, Александр Дмитриев, Российская газета, 27.04.2007
Вне грамматики, Наталья Казьмина, Театр, № 1, 2007, 01.2007
Книга, изменившая страну, Гуля Балтаева, Вести.Ру, 15.12.2006
Автограф Давида Боровского, Ольга Астахова, Полит. ру, 11.04.2006
Памяти Давида Боровского, Григорий Заславский, Независимая газета, 10.04.2006
На смерть Давида Боровского, Александр Соколянский, Время новостей, 10.04.2006
Умер самый сценный художник, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 8.04.2006
Памяти Давида Боровского, Павел Руднев, Взгляд, 7.04.2006
Как народный артист рыдал навзрыд или кое-что из жизни гения, Павел Подкладов, Национальная Информационная Группа, 4.07.2004
Не совсем Литвинова, Дина Годер, Газета.Ru, 4.06.2004
Пальма в вишневом саду, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 4.06.2004
Отрывки из главы «Высоцкий и другие» (Начало), Татьяна Журавлева, От двадцатых до двухтысячных, 2004
Глава «Любимов», Татьяна Журавлева, От двадцатых до двухтысячных, 2004
Ты с этим шел ко мне и мог остановиться у сортира?, Наталия Каминская, Культура, 26.12.2002
Дело было в туалете, Артур Соломонов, Газета, 23.12.2002
Новый старый стиль, Григорий Заславский, Независимая газета, 10.09.2002
Гений вещественности, Михаил Левитин, Общая газета, 30.05.2002
На всякого мудреца? или «Табакерка» в Жуковском, Ирина Маслова, Жуковские Вести, 7.02.2001
«Деревянные кони» Ф. Абрамова, 1974, Юрий Любимов, Рассказы старого трепача, 2001
Материал, Ольга Мальцева, Поэтический театр Юрия Любимова, 1999
НЕГАТИВЫ СОХРАНЯЮТСЯ?, Григорий Заславский, Независимая газета, 28.02.1998
Мудрецы нового времени, Нина Агишева, Московские новости, 29.01.1998
Премьеры у Табакова, Роман Должанский, Коммерсант, 28.01.1998
Торговля умом на бойком месте, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 13.01.1998