Артисты, работавшие раньше:
Верова Наталия
Дудинская Нина
Катков Игорь
Куракина Мария
Мосендз Луиза
Поливанова Нина
Тенета Андрей
Фаттахов Марат
Шумилов Вячеслав
Яковлев Анатолий

Режиссер «Моей прекрасной няни» Алексей Кирющенко: «Роковое совпадение — наш сериал и жизнь Любови Полищук»

Последняя серия с участием актрисы так и не пошла в эфир. ..

Ольга Бакушинская, Ирина Мак, Известия, 1.12.2006
Последняя серия с участием актрисы так и не пошла в эфир. ..
Любовь Полищук: яркая актриса и красивая женщина. Фотолента

В четверг похоронили Любовь Полищук. Талантливую актрису, красивую и молодую женщину (разве возраст — всего 57!). Ее творческий путь не назовешь легким. Невероятно мало адекватных дарованию ролей. Возможно, причина именно в синтетическом даровании Любови Григорьевны. Непривычно — классическая красавица с талантом характерной актрисы. Но она умела даже маленькую и не слишком удачную роль превратить в фейерверк профессиональных находок.

Последнюю свою роль Любовь Полищук сыграла в сериале телеканала СТС «Моя прекрасная няня». Режиссер ситкома Алексей Кирющенко рассказал обозревателю «Недели» Ольге Бакушинской, как мама няни Вики ушла из «Моей прекрасной няни».

«Мы снимали первую серию шестого блока сериала под названием „Последнее желание“. Эта серия должна была стать последней, в которой появлялась Полищук.

По сюжету няня Вика узнает, что ее мама попала в больницу. Положение серьезное, исход намечается неблагоприятный, но у мамы есть последнее желание. Увидеть свадьбу дочери.

Половину серии все суетятся, устраивают женитьбу, всячески стараются исполнить любую прихоть „умирающей“. Потом выясняется, что мама это все придумала, чтобы свадьбу ускорить…

Мы отсняли все сцены без Любы и очень ее ждали — она лежала в больнице. Потом, уже после химиотерапии, она пришла на площадку, очень хотела свои сцены сыграть, но так и не сложилось. И не смогла, и врачи не разрешили. Серия так и осталась отснятой наполовину и в эфир не пошла.

Сейчас мы все, конечно, задумались, что это было за роковое совпадение. .. Наш эпизод должен был закончиться красиво, комедийно, но жизнь распорядилась иначе. В жизни случилась трагедия.»

С глазами клоуна

Ирина Мак

Большеглазой длинноногой красавицей с колечками на лбу, восхищенно и как-то свысока взирающей на Олега Даля, едва достающего ей до ушей, представляю я Любу Полищук, когда думаю о ней в кино. «Приключения принца Флоризеля» — мой любимый Любин фильм.

Совсем неблизкое, но давнее знакомство с этой актрисой позволяло мне называть ее по имени. Мне это льстило, потому что и в жизни, и на экране я всегда воспринимала ее появление как повод для радости. Как один из тех редких праздников, который роднит меня с моим народом, обожающим, вне зависимости от социального статуса и рода деятельности, замечательную актрису, умеющую все на свете, с необычным прекрасным лицом и совершенно нездешним его радостным выражением.

То же прекрасное воодушевленное лицо я помню у Любы в жизни, в те считанные разы, когда имела счастье недолго с ней общаться. В Новом Свете в Крыму, на тропе к гроту Шаляпина. На даче в Коктебеле, моющей в резиновых перчатках, чтобы спасти руки, холодильник. В театре, перед спектаклем, когда передавала ей подарки из Иерусалима. Даже услышав как-то уставший голос по телефону и позже, узнавая от Сережи Цигаля нерадостные новости о ее здоровье, я не могла бы, даже если бы захотела представить себе Любу другой, чем привыкла ее видеть — бодрой, деликатной, умной, по-моему, немного застенчивой.

Я всегда получала от нее законченное представление, вне зависимости от того, был ли это «Эзоп» или «Дуэнья» или «Тот самый Мюнхгаузен», где Люба появлялась на мгновенье. Трагическая героиня, коварная разлучница или блистательная клоунесса — но всегда победительница, в любом из своих амплуа, которых у Любы было куда больше, чем думали режиссеры. В любых, даже проходных фильмах, не стоивших ее дарования, в эпизодах и маленьких ролях, случавшихся намного чаще больших и главных. Потому что ведь «Чой-то ты во фраке» или «Зойкину квартиру» предлагали не каждый день. И «Любовь с привилегиями» в 1989 году, при всех моих личных обидах на сценарий, я восприняла с благодарностью: это была первая действительно главная роль Любови Полищук за много лет.

Но в «12 стульях» — почти эпизод, а по нему многие фильм и помнят. Как помнят и обожают фильмы с Раневской и Риной Зеленой, даже не догадываясь об именах режиссеров, а часто и о сюжетах. Это тот случай, когда актер — главный, именно от него ждут пусть мимолетного, но все-таки чуда и гарантированно его получают.

Писатель Михаил Жванецкий:

«У нее было даже больше, чем нужно женщине»

«Любовь Полищук для меня целая эпоха в жизни. Мы работали вместе в московском мюзик-холле — это причуды советской биографии, люди работали там, куда их брали. Люба читала там мои тексты, чем я горжусь, и там мы подружились. Называлось представление „Красная стрела“ прибывает в Москву»… На репетициях всегда сначала появлялась собачка, а потом Люба Полищук, она почему-то приходила на репетицию с собачкой… Потом приходила с ребеночком, этот ребеночек теперь замечательный актер Алексей Макаров, который мне очень нравится. Вообще семья прекрасная. Я думаю, у Любы было все. У нее было даже больше, чем нужно женщине. Красота, юмор, фигура, голос. Абсолютная независимость, бесстрашие, в советское время это очень чувствовалось. Потому что тексты, что она произносила, надо было защищать, а сам автор защищать их не мог — ввиду несимпатичности своей и известной графы, да все что угодно влияло. А когда их защищал актер, такой, как Люба Полищук, как Олег Ефремов, вот тогда власть могла уступить и разрешала играть. Люба была совершенно бесстрашным человеком. Когда-то, помню, мы были в ресторане, я отошел на минутку, вернулся, а там уже просто драка, кто-то что-то сказал обо мне, о моем лице, и Люба абсолютно бесстрашно вступилась за меня и начала защищать. Ну и я тоже ввязался. Она вела себя так смело и абсолютно открыто. Когда это мужчина — понятно, а когда женщина так защищает, это покоряет, и создает ощущение, что ты просто недостоин. ..

В мюзик-холле она была идеальна. Если бы у нас тогда существовал жанр мюзикла, если бы в СССР или сейчас в России нужно было где-то петь, танцевать, играть и делать все одинаково талантливо, как иногда мы видим на Западе, то у нас такой была Люба. Одна из лучших актрис этого жанра в мире. И эта фигура, потрясающая, боже ты мой, я не мог равнодушно смотреть, когда она разминалась где-то в зале, на бревне, я стоял, и она говорила: «Ну подойди, подойди поближе». Вообще для меня это огромная потеря. И не хочется молчать, надо что-то сказать, и я не могу говорить гладко…

Уход Любы Полищук — огромная драма, такая огромная дыра в нашей культуре, которая ничем не заполнится. Уходят такие люди. Я не вижу, кто мог бы прийти на смену. Когда требуются хорошие тела, они появляются, когда требуются хорошие мозги, их нет. У нее было и то, и другое".

Режиссер Марк Захаров:

«В Любе сидел взрывной огонек»

Впервые я встретил Любу на съемках своего фильма «Двенадцать стульев». И лишь через несколько лет узнал, что это было ее кинематографическим дебютом. На площадке работал уже зрелый мастер, хотя и очень молодой. Люба была красивая, веселая, очень тонко схватившая некую ироническую музыкальную, пластическую структуру эпизода, где она так блестяще сыграла в паре с Андреем Мироновым. Она оказалась замечательным партнером для Миронова, с которым было не так просто играть. Но Люба выступила с Андреем абсолютно на равных: была такая же феерическая и светящаяся.

На съемках «Двенадцати стульев» мы придумали забавный ход, когда Миронов берет Любу на руки, а потом бросает, и подложили звон бьющегося сервиза. И, будучи очень веселой и остроумной женщиной, она сама сочинила и рассказывала потом про себя анекдот, будто в той сцене ей забыли подложить матрас. Она любила и умела импровизировать, вот и сочинила про себя такую актерскую байку. И обычно всегда, когда фильм повторяли, мы смеялись в этом месте.

Есть актрисы, которые всегда остаются молодыми, как Любовь Орлова. Любовь Полищук тоже всегда была молодой. Это удивительное ее качество, актерская сущность. Она подарила людям много радости. В ней сидел взрывной огонек, такой канканообразный".

Актриса Анастасия Заворотнюк:

«Она называла меня доча, а я ее - мама»

«Мы снимали „Мою прекрасную няню“ год и восемь месяцев. Второй год съемок уже проходил без Любы. Мы все уверены, что сериал сильно потерял без нее.

Она была настоящим паровозом для съемочной группы, и ее все любили. Я подчеркиваю: все! И гримеры, и костюмеры, и актеры. Она очень много работала, у нее было много поездок. Люба порой сильно уставала, но никогда не позволяла себе это показать. У меня иногда бывала такая усталость, что я брала себя в руки, только услышав команду „Мотор!“. Но Люба всегда умела шутить, радоваться как ребенок неожиданным находкам режиссера, иногда буквально прыгать начинала от восторга…

И еще. Думаю, это важно. Я никогда и ни про кого не слышала от нее плохого слова. Если она начинала сердиться, то отворачивалась к зеркалу и делала вид, что тщательно гримируется…

Мне жаль, что Любовь Полищук вовремя не снимали. Я считаю, что она так и ушла нераскрытая. А ведь она — исключительная актриса и потрясающей красоты женщина. Встанет, выпрямится, глазом сверкнет… Потом говорит: „Ну что? Давай, доча!“ У нас шутка такая была: она меня называла доча, я ее - мама…

Да простят меня друзья по цеху, но у меня не было ценнее отношений с коллегой. Это моя потеря. Я ее искренне люблю и буду любить всю жизнь. И буду гордиться, что я с ней работала».

Биография

Любовь Полищук родилась 21 мая 1949 года в Омске. В 16 лет отправилась в Москву поступать в театральный институт. Но поступила во Всероссийскую творческую мастерскую эстрадного искусства, окончив которую вернулась и стала артисткой разговорного жанра в Омской филармонии. Через несколько лет ее пригласили в Москву.

В 1977 году, после маленькой роли в «Волшебном фонаре», Марк Захаров пригласил ее на яркий эпизод в свои «12 стульев».

7 лет она играла в «Театре миниатюр», потом в «Школе современной пьесы». Успела сняться вместе со своим старшим сыном — актером Алексеем Макаровым. И увидеть на учебной сцене ГИТИСа младшую дочь Мариетту, рожденную в браке с художником Сергеем Цигалем и унаследовавшую имя своей знаменитой прабабушки Мариетты Шагинян.

Народная артистка России. На фестивале в Сан-Франциско отмечена как «Лучшая актриса» за роль в фильме «Городские подробности». Театральную премию «Чайка» получала в номинации «Самая красивая и стильная актриса года».

9 самых известных фильмов, где сыграла Любовь Полищук

«Двенадцать стульев» (1977)

«В моей смерти прошу винить Клаву К.» (1979)

«Приключения принца Флоризеля» (1979)

«Тайна черных дроздов» (1983)

«Интердевочка» (1989)

«Бабник» (1990)

«Ширли-Мырли» (1995)

«Тихие омуты» (1999)

«Звезда эпохи» (2005)

Другие ссылки

О ЛЮБЕ, Михаил Левитин, 28.11.2011
Лови момент, Александра Машукова, Газета Культура № 16, 26.04.2007
Актриса ушла под аплодисменты навсегда, Юлия Таратута, Коммерсант, 1.12.2006
Ей шло это имя — Любовь, Иосиф Райхельгауз, Московские новости, 1.12.2006
«Я жить хочу!», Ян Смирницкий, Московский Комсомолец, 1.12.2006
Наедине с Богом, Татьяна Хорошилова, Российская газета, 1.12.2006
Последнее танго, Татьяна Хорошилова, Российская газета, 1.12.2006
Режиссер «Моей прекрасной няни» Алексей Кирющенко: «Роковое совпадение — наш сериал и жизнь Любови Полищук», Ольга Бакушинская, Ирина Мак, Известия, 1.12.2006
Ушла Любовь Полищук, Лариса Малюкова, Новая газета, 30.11.2006
Идеальная женщина, Валерий Кичин, Российская газета, 29.11.2006
Ее называли каскадером в юбке, Михаил Антонов, Сергей Бирюков, Любовь Лебедина, Труд, 29.11.2006
Она боролась до последнего, Вера Щирова, Новые известия, 29.11.2006
Умерла Любовь Полищук, Екатерина Барабаш, Независимая газета, 29.11.2006
Умерла Любовь Полищук, Отдел культуры, Время новостей, 29.11.2006
Прекрасная клоунесса, Алла Шендерова, Коммерсант, 29.11.2006
Любовь Полищук скончалась от тяжелой болезни, Тамара Калинина, Утро.ру, 28.11.2006
Умерла Любовь Полищук, Юлия Грохлина, Взгляд (vz.ru), 28.11.2006
Памяти Любови Полищук, Любовь Чижова, Радио «Свобода», 28.11.2006
Актриса, умевшая хулиганить, Артем Костин, Известия, 28.11.2006
Несоветское лицо, Юлия Штутина, Лента.ру, 28.11.2006
Любовь Полищук. Мечта поэта, Ирина Чичикова, Интернет портал Пассаж Одесса, 1.01.2002
Любовь Полищук, Наталья Казьмина, В книге «Звезды столичной сцены», АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2002
Любовь Полищук: разговор без купюр, Алла Боссарт, Вечерняя Москва, 25.07.2001
Трагедия с «квартирным вопросом», Ольга Солодова, Газета Культура, 27.05.1998
Зойкина квартира. Театр «Эрмитаж». Режиссер Михаил Левитин, Анна Щербина, журнал Вечерняя Москва, 23.05.1998
Трагический фарс московской комедии дель арте, Ольга Неведрова, Вечерняя Москва, 30.03.1998
Маргариты и Мастер, Игорь Шевелев, Общая газета, 12.03.1998
Любовь Полищук: Мне мешает моя доверчивость, Газета «За калужской заставой», 25.02.1998
Анонс, Литературная газета, 26.11.1997
«L Ermitage, или история любви», «Огонек» № 25, 06.1991
Много мужчин и одна женщина, Майя Туровская, Театральная жизнь, 1987 № 24, С. 11-12, 12.1987
«Семейство Нонанкуров в „Эрмитаже“», Александр Демидов, «Театральная жизнь» 1986, № 1, 01.1986
«Не хочу быть одинаковой», «Комсомольская правда», 16.04.1985
«Магическое зеркало», «Литературная газета» № 40, 5.10.1983