Артисты, работавшие раньше:
Верова Наталия
Дудинская Нина
Катков Игорь
Куракина Мария
Мосендз Луиза
Поливанова Нина
Тенета Андрей
Фаттахов Марат
Шумилов Вячеслав
Яковлев Анатолий

Любовь Полищук: Мне мешает моя доверчивость

Газета «За калужской заставой», 25.02.1998
Недавно в культурном центре «Меридиан» шел один из самых популярных спектаклей сезона «Квартет для Лауры», в котором главную и единственную женскую роль исполняет Любовь Полищук. Три представления из четырех прошли с полным аншлагом, что редкость и для куда более именитых столичных театров. Любовь Григорьевна любезно согласилась дать интервью нашей газете.


 — Чем вы объясняете успех этого спектакля?
 — Тем, что каждый из нас вложил в него частичку своей души. Я имею в виду не только актеров, но и всех, кто имел непосредственное отношение к постановке. В том числе, конечно, автора пьесы Габриэля Аруйо, которого у нас в России никто не знает. «Квартет для Лауры» — это такая легкая французская комедия с хорошими костюмами, прекрасной музыкой и танцами. Кроме меня в спектакле заняты еще Алексей Макаров, Николай Добрынин, Александр Зуев и Леонид Лютвинский. Трое последних хорошо известны зрителю по нашумевшему спектаклю «Слу?жанки».
 — Немногие из видевших спектакль знают, что Алексей Макаров — ваш сын.
 — До самого недавнего времени об этом не знали даже в Театре имени Моссовета, актером которого он работает. Сам он категорически это скрывал. Он и фамилию по этой причине не поменял — охранял свою независимость. Я даже не знала, что он поступил в театральный. Была против этого. Он это отлично знал, но… Дети ведь абсолютно уверены, что они умнее своих родителей. Теперь он об этом жалеет. Говорит: «Мам, какая ты была умни?ца…»
 — У вас еще есть младшая дочь… Как ее зовут?
 — По паспорту — Мариэттой, в честь прабабушки. А в жизни — Машенькой, Машей. Кстати ее фамилия Цигаль. Сын, как я уже сказала — Макаров. Я сама — Полищук. Вот такая у нас интернациональная семья.
 — Ваша дочь — достойная смена маме у кухонной плиты?
 — Ей еще только тринадцать. Она пока скорее потребитель, чем хозяйка. У нас вторая хозяйка — мой муж.
 — Для любого артиста его творчество и быт — вещи, очень трудно соединимые. Насколько вам самой удается их сочетать?
 — В этом смысле у меня все складывается удачно. Муж прекрасно готовит, да и вообще по дому может от? лично сообразить что к че?му. Когда я уезжаю на гаст?роли, совершенно спокой?на за свой домашний очаг. Но в принципе вы правы — если артист позволяет затя?нуть себя быту, то это уже не артист.
 — И все-таки артист — то же человек, который вынужден иногда заглядывать в холодильник. А как проду?кты туда попадают в вашей семье?
 — Сегодня продукты в нашем холодильнике — в частности, бананы, перец болгарский, лук репчатый, лук зеленый, авокадо и хлеб, — появились из моих пакетов, которые я собственноручно притаранила из трех магазинов. Но вообще в этом отношении у нас все поровну — и дочка, и муж по возможности вносят свою лепту в это святое дело. Сын живет от нас отдельно. Если же говорить о холодильной стратегии вообще, то мы стараемся забивать сей агрегат капи?тально, чтобы каждый день не дергаться по этому поводу, потому что это действительно отнимает массу вре?мени.
 — У вас довольно солидный родительский опыт. Есть ли какие-то педагогические теории, которым вы стараетесь следовать?
 — Я читала и Спока, и другие умные и полезные книжки. Но на практике, как и всякая другая нор?мальная мать, больше исхо?жу из своей женской интуиции, которая, как я считаю, у меня достаточно развита. Тем более что у меня было непросто с дочерью… После рождения она очень долго болела, да и я тоже непросто себя чувствовала. А в таких случаях не до Спока, не до каких-то опре?деленных правил — больше руководствуешься состоянием и ощущением друг друга.
А проблемы, конечно, возникают — и чем старше дети, тем больше проблем. Далеко не простые ситуации бывают и в школьном дворе, и в подъездах, и в отношениях с мальчиками и подружками. Недавно на?шла у дочери зажигалку и косметику, которая, даже если это подделка, все равно недешево стоит. «Я экономлю деньги на завтраках! — не без вызова объяс?нила oнa мне. — Разве я не имею права?» Имеешь, но разве нельзя потратить деньги — тем более в буквальном смысле оторван?ные от себя — с большей пользой? И зачем ты покупаешь крем-пудру «Макс Фактор», если у тебя такая прекрасная гладкая кожа?..
Она, конечно, непростой ребенок. Но когда я вспоминаю себя в этом возpacтe, мне кажется, что это просто ангел по сравнению со мной. Я, слава Богу, не забываю, что и сама была оторва будь здоров. Это во?время останавливает и не позволяет быть диктатором. Семейная диктатура дает очень плохие результаты.
 — Значит, ваша теория воспитания заключается в том, что…
 — В первую очередь детей надо очень любить. Я, конечно, говорю банальные вещи, но тем не менее это так. А еще с ними нужно разговаривать. Не морали читать по любому поводу, а раз-го-ва-ри-вать. На самые разные темы: жизни, любви, секса, домашнего хозяйства, отношения к своему телу и о массе всего другого. И уж тем более если ребенок, краснея, о чем-то тебя спросил, значит этот вопрос у него назрел, и ему нужно это объяснить, пусть даже краснеть при этом буду сама. Иначе его за пару минут «просветят» более «образованные» друзья-подружки в ближайшей подворотне. И целиком твоя вина, если он что-то не так поймет, и от чего-то ты не сможешь его уберечь.
И хватает времени на претворение всего этого в жизнь?
К сожалению, нет. Когда ко мне прилетала мама из Омска, она была в ужасе от режима моей жизни.
 — Это естественно для такой популярной актрисы, как вы. А вот справились ли ваши дети с соблазном использовать вашу известность, ваше имя в своих корыстных целях?
 — Когда моя дочь была маленькой, она этим спекулировала совершенно точ?но. Какое-то время я об этом, конечно, ничего не знала, пока однажды мне кто-то не рассказал, что при любых возникающих конфликтах она первым делом начинала выделываться: «…Ты на меня?! А ты знаешь, кто я такая? Ты знаешь, кто у меня мать?!» Узнав об этом, я пришла в ужас. Потом долго объясняла, как это постыдно и низко. Поняла ли она? Надеюсь.
…Сейчас? Этого я не знаю, но думаю, что иногда она все же это делает — может быть, только уже не в такой примитивно-детсадовской форме, как тогда.
Вот Алексей в этом смысле ей полная противоположность. О том, что он до последнего времени скрывал в своем театре, что он мой сын, я уже говорила.
 — В «Квартете для Лауры», где вы вместе играете, вы исполняете роль весьма эксцентричной особы, ко?торая, обзаведясь любовником, намеренно ставит об этом в известность мужа — просто из любопытства посмотреть на его реакцию. Вспоминается ваша давняя, запомнившаяся многим, роль в нашумевшей «Интердевочке», где вы явно сочувственно сыграли даму еще более легкого поведения. ..
 — Это вы верно подметили. Мне жаль этих женщин и не считаю, что они в этом виноваты. И какой бы ни была моя героиня, всегда ей сочувствую и всегда хочу ее оправдать.
Я очень люблю всех женщин. И всех мужчин тоже очень люблю. И это замечательно, когда они доставляют удовольствие друг другу. Всякая профессия имеет право на жизнь — и шпиона, и могильщика, и проститутки. Женщины оказывают мужчинам сексуальные услуги за деньги с незапамятных времен — это профессия одна из самых древнейших. Так разумно ли закрывать на эту очевидность глаза? Это глупость,из-за которой страдают и те, и другие — от болезней, бандитского беспредела, милицейского произвола, мошенников и садистов. Если это дело ле?гализовать, всей этой криминальной грязи станет намного меньше. Это настолько очевидно!.. Но ничего не происходит. Види?мо, кому-то это очень невыгодно.
 — Вы не боитесь, что после такого одобрения народной артистки Любови Полищук под стяги армии путан хлынут новые батальоны?
 — Да куда уже больше? Все, кто хотел, уже давно встал под эти самые стяги, меньше всего обращая внимание на чьи-то осуждения или запреты. Посмотрите, что творится вече?спектакля я просто выехать не могла! Только в нашем дворе два десятка молодых девчонок стояли плотным строем под светом фар и, распахнув шубки, весело демонстрировали свои прелести. И были так мало похожи на затравленных жизненными обстоятельствами мучениц. 
 — Давайте переведем беседу на более возвышенные темы.
…Широкой публике вы больше известны как актриса кино. А мы видели вас во время репетиции. Ваши глаза просто излучали фонтаны света — простите за сравнение, — как у впервые влюбившейся девушки. Театральная сцена вам ближе съемочной площадки кино?
 — Мне не нравится Любовь Полищук как актриса кино. Мне вообще не повезло с кино. Там у меня не было серьезных предложений. То же и с телевидением, на которое меня просто не пускали 12 лет. Был там один то-ва-рищ, который говорил: «Даже кинопробу мне не показывайте - у этой артистки гесоветское лицо». А когда лицо стало нормальное, советское, то бишь российское, для кино я как бы уже постарела. И то, что могла хорошо сыграть на киноэкране, прекрасно делают молоденькие девчонки. Может быть, с чуть меньшим темпераментом…
В кино возраст заметен сильнее, чем на театральной сцене или даже в жизни. Когда еду на машине — а я просто обожаю водить, —многие в соседних машинах меня узнают, опускают окна и говорят всякие приятные комплименты. А некоторые даже кричат: «Лю-баня! Я вас так люблю! Умоляю — поехали пить шампанское!» Наверное, думают, что я очень молоденькая.
 — Практически все ваши героини в театре и кино — дамы с характером. А что в вашем собственном характере больше всего мешает вам в жизни?
 — Доверчивость. В моей жизни так часто опровергалась известная социалистическая пословица «Человек человеку — друг, товарищ и брат». К жизни гораздо ближе другая: «Доверяй, но проверяй».
 — И где, на ваш искушенный взгляд, проходит та грань, до которой еще можно доверять, а после которой — обязательно надо проверять?
 — В том-то все и дело. Я этой грани не вижу. И при всей своей интуиции, я очень часто ошибаюсь.
Вы понимаете, я из провинции. А в провинции народ чище. Здесь — не оби?жайтесь — намного больше грязи. Я очень хорошо — на собственной, так сказать, шкуре — прочувствовала эту разницу, когда приехала в Москву. Постепенно жизнь научила: не надо так уж до конца раскрываться и до конца доверять. Надо во всем быть сдержаннее. И намного.
С возрастом я стала ху?же — менее доверчива. А где проходит эта грань?.. Где-то на уровне подсознания. Где-то там, в мозжечке… Точнее я выразить не могу.
Последствия?.. Не могу сказать, что я обидчива. Скорее — вспыльчива. Но отходчива. Но каждый раз, когда тебя обманывают, ис?пользуют в своих интере?сах — это сильная душевная травма. У меня надолго ос?таются рубцы. Правда, в последнее время их стало меньше. Наверное, кожа стала потолще…
 — Надеемся, что наша встреча не добавит вам но?вых рубцов. Ведь — чего гре?ха таить! — многие из тех, кому приходится давать интервью, потом жалеют об этом и не скрывают сво?их претензий к журналистам. Можете и вы бросить камень в наш огород. На какие из заданных нами вопросов вы, будь ваша воля, предпочли бы вообще не отвечать?
 — Я очень не люблю давать интервью — вы немногие из тех, кто меня угово?рил, — потому что слишком много копают про быт. Какую колбасу я люблю, какого цвета обои в моей спальне, сколько у меня любовников, как часто их меняю и так далее. Заходят с разных сторон, но по сути — всегда одно и то же. Обидно и скучно тратить на подобные «беседы» свое время. Считаю, что актер или актриса все-таки должны быть за какой-то завесой, сохраняющей тайну их личной жизни от любопытствующих глаз. По этой причине категорически отказываюсь от всех этих расплодившихся телешоу: после съемок сразу начинаются интервью, которые сейчас берут все — начиная от дикторов новостей до ведущих программы «Здоровье». Мне гораздо интереснее читать какие-то рассуждения обо мне, чем то, что я говорю своими словами. Каждый раз, ко?гда я прочитываю очередное вырванное у меня интервью, мне становится дурно. Какая-то ахинея…
Не знаю, кто виноват в этом больше — журналисты или я сама…

Сергей ИГНАТОВ Сергей СЕРГЕЕВ

Другие ссылки

О ЛЮБЕ, Михаил Левитин, 28.11.2011
Лови момент, Александра Машукова, Газета Культура № 16, 26.04.2007
Актриса ушла под аплодисменты навсегда, Юлия Таратута, Коммерсант, 1.12.2006
Ей шло это имя — Любовь, Иосиф Райхельгауз, Московские новости, 1.12.2006
«Я жить хочу!», Ян Смирницкий, Московский Комсомолец, 1.12.2006
Наедине с Богом, Татьяна Хорошилова, Российская газета, 1.12.2006
Последнее танго, Татьяна Хорошилова, Российская газета, 1.12.2006
Ушла Любовь Полищук, Лариса Малюкова, Новая газета, 30.11.2006
Идеальная женщина, Валерий Кичин, Российская газета, 29.11.2006
Ее называли каскадером в юбке, Михаил Антонов, Сергей Бирюков, Любовь Лебедина, Труд, 29.11.2006
Она боролась до последнего, Вера Щирова, Новые известия, 29.11.2006
Умерла Любовь Полищук, Екатерина Барабаш, Независимая газета, 29.11.2006
Умерла Любовь Полищук, Отдел культуры, Время новостей, 29.11.2006
Прекрасная клоунесса, Алла Шендерова, Коммерсант, 29.11.2006
Любовь Полищук скончалась от тяжелой болезни, Тамара Калинина, Утро.ру, 28.11.2006
Умерла Любовь Полищук, Юлия Грохлина, Взгляд (vz.ru), 28.11.2006
Памяти Любови Полищук, Любовь Чижова, Радио «Свобода», 28.11.2006
Актриса, умевшая хулиганить, Артем Костин, Известия, 28.11.2006
Несоветское лицо, Юлия Штутина, Лента.ру, 28.11.2006
Любовь Полищук. Мечта поэта, Ирина Чичикова, Интернет портал Пассаж Одесса, 1.01.2002
Любовь Полищук, Наталья Казьмина, В книге «Звезды столичной сцены», АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2002
Любовь Полищук: разговор без купюр, Алла Боссарт, Вечерняя Москва, 25.07.2001
Трагедия с «квартирным вопросом», Ольга Солодова, Газета Культура, 27.05.1998
Зойкина квартира. Театр «Эрмитаж». Режиссер Михаил Левитин, Анна Щербина, журнал Вечерняя Москва, 23.05.1998
Трагический фарс московской комедии дель арте, Ольга Неведрова, Вечерняя Москва, 30.03.1998
Маргариты и Мастер, Игорь Шевелев, Общая газета, 12.03.1998
Любовь Полищук: Мне мешает моя доверчивость, Газета «За калужской заставой», 25.02.1998
Анонс, Литературная газета, 26.11.1997
«L Ermitage, или история любви», «Огонек» № 25, 06.1991
Много мужчин и одна женщина, Майя Туровская, Театральная жизнь, 1987 № 24, С. 11-12, 12.1987
«Семейство Нонанкуров в „Эрмитаже“», Александр Демидов, «Театральная жизнь» 1986, № 1, 01.1986
«Не хочу быть одинаковой», «Комсомольская правда», 16.04.1985
«Магическое зеркало», «Литературная газета» № 40, 5.10.1983