Артисты, работавшие раньше:
Верова Наталия
Дудинская Нина
Катков Игорь
Куракина Мария
Мосендз Луиза
Поливанова Нина
Тенета Андрей
Фаттахов Марат
Шумилов Вячеслав
Яковлев Анатолий

Любовь Полищук скончалась от тяжелой болезни

Тамара Калинина, Утро.ру, 28.11.2006
Отечественный кинематограф постигла очередная невосполнимая утрата: сегодня рано утром скончалась народная артистка Любовь Полищук. Ей было 57 лет. В последнее время эта замечательная актриса, запомнившаяся российским телезрителям своими яркими, экстравагантными и порой даже эпатажными ролями, страдала от тяжелого заболевания позвоночника. Похороны состоятся в среду на Троекуровском кладбище. В тот же день в 10:30 в Центральном Доме актера на Арбате состоится прощание с актрисой.

Что именно стало причиной смерти Любови Полищук, пока не сообщается, но, судя по всему, трагедия постигла актрису в результате продолжительной болезни, с которой так и не смогли совладать медики. Устав бороться с мучительным недугом, некоторое время назад артистка вернулась из больницы домой.

На счету этой очаровательной женщины, блиставшей на советских экранах и в новых фильмах российских режиссеров, несколько десятков фильмов различных жанров. Среди них — «Двенадцать стульев», «Приключения принца Флоризеля», «31 июня», «В моей смерти прошу винить Клаву К.», «Дуэнья», «Ширли-мырли», а также множество сериалов, снятых за последние годы. Любовь Полищук родилась 21 мая 1949 г. в Омске в семье рабочих. Далеко не все на творческом пути давалось ей легко, неслучайно ее кредо — это фраза «Я не жду от жизни подарков».

После окончания школы Полищук, решив стать актрисой, отправилась в Москву, но, опоздав на экзамены в соответствующие вузы, стала студенткой Всероссийских творческих мастерских эстрадного искусства, которые и закончила в 1967 году. Диплом ГИТИСа она получила позже, в 1985 г., заочно. Получив специальность «актриса разговорного жанра», Любовь Полищук несколько лет вела театрализованные программы в Омской филармонии, потом — в мюзик-холле, а в начале 1980-х гг. актриса перешла на работу в Московский театр миниатюр.

В кино Полищук дебютировала в 1976 г., сыграв маленькую, но запомнившуюся многим зрителям роль в телевизионном фильме Марка Захарова «Двенадцать стульев». Она танцевала «Танго страсти» с Остапом Бендером, которого играл Андрей Миронов. Именно тогда в процессе съемок молодая актриса и получила травму позвоночника. Миронов во время танца случайно уронил свою партнершу на цементный пол, а работники студии забыли подложить туда маты. После падения из объятий Остапа Любовь сумела оправиться и вновь вернуться к съемочному процессу. Памятуя о страшной случайности, реквизиторы положили на пол гору подушек, но Миронов, снова уронивший напарницу, почему-то промахнулся. Однако и на втором падении злоключения несчастной актрисы не закончились: по замыслу режиссера во время танго энергичный партнер должен быть пробить головой своей партнерши дверное стекло. Его то закрепляли слишком слабо, и актеры «проваливались» сквозь преграду, то, наоборот, установили чересчур прочно, так что Любовь Полищук фактически протаранила его головой. Инвизиторское танго было снято только с 14-го дубля, после чего актриса навсегда осталась с больным позвоночником.

Ее сын, молодой актер Алексей Макаров, утверждает, что его мать постоянно страдала от мучительных болей в спине, из-за чего даже не могла передвигаться самостоятельно. После «Двенадцати стульев» актриса впервые почувствовала себя по-настоящему плохо в 35-летнем возрасте, то есть в 1984 г., когда произвела на свет дочку Мариэтту. Роды были тяжелыми, женщине делали кесарево сечение, а после операции у нее внезапно случился приступ аппендицита. Тем не менее удивительно мужественная актриса сумела найти в себе силы, поправилась и снова вышла на сцену. Но первое же выступление обернулось катастрофой: выполняя акробатический трюк, Любовь Полищук упала и выбила три межпозвоночных диска.

С тех пор ее жизнь целиком и полностью зависела от врачей, которые в течение многих лет безуспешно пытались избавить любимицу публики от невыносимых болей. Длительный курс лечения в Боткинской больнице, затем — в Институте имени Вишневского, а потом в НИИ нейрохирургии имени Бурденко, где Полищук сделали сложную операцию на позвоночнике, — все эти усилия медиков немного облегчили состояние актрисы, но, увы, ненадолго. Она попробовала обратиться в частную израильскую клинику, которая специализируется на реабилитации больных с поражением опорно-двигательного аппарата, но пребывание там и курс восстановительной терапии только лишь вызвали ухудшение в ее состоянии. Вернувшись на родину, Любовь Полищук вынуждена была вновь лечь на больничную койку, а медики только разводили руками: избавить ее от мучений было им не под силу. Чтобы хоть немного облегчить страдания несчастной женщины, врачи выписали ей обезболивающие препараты, но их прием спровоцировал у Полищук сильнейший гипертонический криз. 

Неудачи словно преследовали Полищук по пятам. Через некоторое время ее истерзанный болью позвоночник снова оказался под ударом: за три недели до премьерного показа спектакля «Искушение», в котором актриса должна была исполнять одну из ролей, она попала в ДТП, после чего у нее сместились шейные позвонки, и травматологи заковали ее в специальный фиксирующий «ошейник». Но и в таком виде она все равно вышла на сцену. Проведя слишком много времени в больницах, Полищук уже не могла снова туда возвращаться: сами стены палат действовали на нее угнетающе. Поэтому родственники решили забрать ее из клиники и ухаживать за ней в домашних условиях.

В одном из своих интервью Любовь Полищук рассказывала: «Меня всегда удивляло, как актер, который сломал ногу и еле передвигается в жизни, на сцене вдруг начинает танцевать… Это такая профессия. На время спектакля ты всегда здоров. Я не смогла выйти на сцену только два раза в жизни. Первый раз помешал гипертонический криз. От болей в спине (у меня была очень серьезная травма позвоночника) мне дали лекарство, от которого рвануло вверх давление. Но в театр я все же приехала. Хотя не помню, как садилась за руль… Шел спектакль Трушкина „Там же, тогда же“ с Костей Райкиным. Я даже накрасила один глаз, а потом упала в обморок. Вскоре приехала „скорая“, мне „впороли“ что-то для понижения давления, и тогда у меня… отнялся язык. Изрекала что-то совершенно нечленораздельное: „М-м-бяу-э“. Зрители ждали еще целый час, но меня увезли в больницу.

Или спектакль „Искушение“… За три недели до выпуска я попала в жуткую аварию. Видимо, так глубоко вошла в образ — там ведь все тоже начинается с дорожного происшествия. Премьеру играла в „ошейнике“ — в аварии получила жуткое смещение позвонков, сотрясение мозга. Я не могла „навести резкость“, не понимала, где стоит партнер. Прошло полгода, прежде чем смогла играть».

Тот самый злополучный фильм «Двенадцать стульев», наградивший актрису мучительным и, как оказалось, смертельным недугом, стал одновременно и ее звездным часом: после его выхода на советские экраны режиссеры стали наперебой приглашать запоминающуюся актрису в свои проекты. После работы с Мироновым на нее посыпался шквал предложений, а в результате — плеяда незабываемых ролей в замечательных картинах, и по сей день не теряющих своего зрителя: в детективе Евгения Татарского «Золотая мина», в фантастическом мюзикле Леонида Квинихидзе «31 июня», в замечательной картине «Приключения принца Флоризеля» («Клуб самоубийц»).

Но независимый характер, наделивший Любовь Полищук столь завидной стойкостью и мужеством, создавал конфликты на работе: в результате размолвок с руководством «Мосфильма» актриса не снималась ни в одной из главных ролей вплоть до конца 1980-х годов. Режиссеров удерживал негласный запрет выпускать Полищук на первый план. Лишь в 1989 г. на экраны вышли несколько кинолент с участием актрисы: она сыграла небольшую роль в знаменитой «Интердевочке» Петра Тодоровского, а затем и главную роль в драме «Любовь с привилегиями». После этого у Полищук словно открылось второе дыхание: предложения посыпались одно за другим, а фильмы получались сплошь популярные в народе — комедии Анатолия Эйрамджана — «Моя морячка», «Бабник» и другие, и фильм Владимира Меньшова «Ширли-мырли». А совсем недавно Любовь Полищук сыграла роль матери «прекрасной няни» Вики — Анастасии Заворотнюк — в одноименном сериале, ставшем настоящей сенсацией прошлого телесезона.

Другие ссылки

О ЛЮБЕ, Михаил Левитин, 28.11.2011
Лови момент, Александра Машукова, Газета Культура № 16, 26.04.2007
Актриса ушла под аплодисменты навсегда, Юлия Таратута, Коммерсант, 1.12.2006
Ей шло это имя — Любовь, Иосиф Райхельгауз, Московские новости, 1.12.2006
«Я жить хочу!», Ян Смирницкий, Московский Комсомолец, 1.12.2006
Наедине с Богом, Татьяна Хорошилова, Российская газета, 1.12.2006
Последнее танго, Татьяна Хорошилова, Российская газета, 1.12.2006
Ушла Любовь Полищук, Лариса Малюкова, Новая газета, 30.11.2006
Идеальная женщина, Валерий Кичин, Российская газета, 29.11.2006
Ее называли каскадером в юбке, Михаил Антонов, Сергей Бирюков, Любовь Лебедина, Труд, 29.11.2006
Она боролась до последнего, Вера Щирова, Новые известия, 29.11.2006
Умерла Любовь Полищук, Екатерина Барабаш, Независимая газета, 29.11.2006
Умерла Любовь Полищук, Отдел культуры, Время новостей, 29.11.2006
Прекрасная клоунесса, Алла Шендерова, Коммерсант, 29.11.2006
Любовь Полищук скончалась от тяжелой болезни, Тамара Калинина, Утро.ру, 28.11.2006
Умерла Любовь Полищук, Юлия Грохлина, Взгляд (vz.ru), 28.11.2006
Памяти Любови Полищук, Любовь Чижова, Радио «Свобода», 28.11.2006
Актриса, умевшая хулиганить, Артем Костин, Известия, 28.11.2006
Несоветское лицо, Юлия Штутина, Лента.ру, 28.11.2006
Любовь Полищук. Мечта поэта, Ирина Чичикова, Интернет портал Пассаж Одесса, 1.01.2002
Любовь Полищук, Наталья Казьмина, В книге «Звезды столичной сцены», АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2002
Любовь Полищук: разговор без купюр, Алла Боссарт, Вечерняя Москва, 25.07.2001
Трагедия с «квартирным вопросом», Ольга Солодова, Газета Культура, 27.05.1998
Зойкина квартира. Театр «Эрмитаж». Режиссер Михаил Левитин, Анна Щербина, журнал Вечерняя Москва, 23.05.1998
Трагический фарс московской комедии дель арте, Ольга Неведрова, Вечерняя Москва, 30.03.1998
Маргариты и Мастер, Игорь Шевелев, Общая газета, 12.03.1998
Любовь Полищук: Мне мешает моя доверчивость, Газета «За калужской заставой», 25.02.1998
Анонс, Литературная газета, 26.11.1997
«L Ermitage, или история любви», «Огонек» № 25, 06.1991
Много мужчин и одна женщина, Майя Туровская, Театральная жизнь, 1987 № 24, С. 11-12, 12.1987
«Семейство Нонанкуров в „Эрмитаже“», Александр Демидов, «Театральная жизнь» 1986, № 1, 01.1986
«Не хочу быть одинаковой», «Комсомольская правда», 16.04.1985
«Магическое зеркало», «Литературная газета» № 40, 5.10.1983