Артисты, работавшие раньше:
Верова Наталия
Дудинская Нина
Катков Игорь
Куракина Мария
Мосендз Луиза
Поливанова Нина
Тенета Андрей
Фаттахов Марат
Шумилов Вячеслав
Яковлев Анатолий

Любовь Полищук: «Жизнь научила меня всему»

В кино ее приглашают играть женщин, как правило, страстных и роковых. А она мечтает о роли острохарактерной."Ну какая же из меня вамп?! — удивляется народная артистка России. — Я «нянина ма

Телесемь, 26.06.2005
- Как любая мама, я умею все. Физическим трудом занималась с малолетства. Родители много работали, а я в семье была старшим ребенком. Брат был моложе меня на 10 лет, сестренка — на три года. Детство мое легким не назовешь. Жили мы в бараке, воду приходилось таскать из далекого колодца. Я умею пользоваться коромыслом, а еще пилой, топором. В семье я отвечала за то, чтобы сарай всегда был полон дров. Печку топила, детей купала, а к приходу мамы варила супчик и жарила картошку на сале.

 — Наверное, поэтому вы и согласились вести программу «Кулинарное путешествие», которая, надеюсь, скоро выйдет на «Первом канале»?

 — Вообще это идея мужа — привести меня в кулинарную передачу. Сама я в детстве так настоялась у плиты, что теперь подхожу к ней только в охоточку. Муж Сергей готовит вкуснее, быстрее, изобретательнее, чем я. В этом деле он - профи. Я люблю все блюда, что он делает. Сергей избаловал меня страшно — мне в ресторане все невкусно. А сама я гениально только картошку жарю, и Сергей с этим согласен.

 — А я слышала, что лучшая еда для вас — семечки…

 — Это правда! У нас в семье все их грызли. Нажаришь вечерком в духовочке… Из-за семечек у бабушки были не зубы, а «кремлевская стена» — до 90 лет все свои. По маминой линии, в роду донских казаков, все были очень красивыми и очень талантливыми. Плясали здорово. А когда садились играть в лото, в перерывчике, под стаканчик бражки, запевали в пять голосов так, что стекла дрожали…

НОВЫЙ ДЕНЬ. НОВЫЙ КУПАЛЬНИК

 — Так вы такая красивая в маму?

 — Знаете, в детстве я была маленького роста. Косоглазая и кривоногая. А потом постепенно, непонятно как, все стало исправляться. Когда я в 6-м классе после летних каникул пришла в школу, меня никто не узнал — так я сильно выросла.

 — Вскоре, наверное, и поклонники появились?

 — Да не было у меня поклонников! И за то, что поздно приходила с улицы, мне доставалось. Однажды, перед экзаменами, отец меня даже выпорол. Неделю предупреждал: «Ладно уж, возвращайся домой не в девять, но в десять — точно». Я вернулась в одиннадцать. Папа рассердился, однако разрешил перенести следующую явку на двенадцать. Я обрадовалась и явилась… в половине четвертого утра. Папа снял ремень и начал меня пороть! Я бегала вокруг стола, а когда ремень попадал по спине, думала: «Господи, как я завтра на пляж выйду?». Очень я любила ходить на реку, и каждый раз — в новом купальнике, который сама шила.

 — До полчетвертого вы с мальчиками гуляли?

 — Какие мальчики?! Когда у нас в классе все уже перецелованные были, а я с ребятами через «козла» прыгала. До 16 лет в футбол гоняла. На танцы в первый раз пошла в выпускном классе.

 — Первую любовь помните?

 — Ну а как же! Звали Лешей, я и сыну поэтому такое имя дала. Сто лет мы не виделись. Но однажды на гастролях в родном Омске мне передали от него привет. И цветы. Сам он ко мне так и не подошел, хотя, очевидно, был где-то рядом.

12 ЛЕТ БЫЛА ЗА МУЖИКА

 — Расскажите, где вы познакомились с мужем — известным художником, кулинарным критиком, внуком знаменитой писательницы Мариэтты Шагинян?

 — Мы встретились в Москве. Сергей знал меня по ролям в кино, а потом увидел на сцене, в спектакле театра «Эрмитаж». Долго пытался со мной познакомиться, действуя через друзей и знакомых. И когда мы все-таки встретились, он мне очень понравился: умный, интеллигентный, добрый, веселый. А как красиво ухаживал! Сын, ему тогда шел двенадцатый год, очень обрадовался, что в доме появился мужчина. Своего отца — Валерия Макарова, моего первого мужа (он был актером, поэтом, музыкантом), Леша знал мало. Мы разошлись, когда сыну было четыре года. А я так привыкла к независимости, так привыкла быть в доме и за маму, и за папу. Помню, однажды в присутствии Сергея открыла банку с консервами — лихо, тычком, как мужик, как мы на гастролях делаем. Так у него, бедного, глаза «выпали»: «Умоляю, при мне этого больше никогда не делай!» Ужас! Я, женщина, якобы вамп, превратилась в полумужика! А как не превратиться?! Ведь 12 лет я тащила на себе и ребенка, и дом. Впрочем, дома-то поначалу не было. Мы с Лешей долго жили в общежитии. Я откладывала деньги на кооперативную квартиру в Москве, когда ее купила, стала обменивать ее на большую. Сейчас, оглядываясь назад, не понимаю: как я все это вытянула, как все пережила? Молодая была, заводная, веселая, на многое не обращала внимания. Работала много. Но мне повезло: я любила и люблю свою профессию. Ведь многие идут на службу с отвращением, с тяжестью на душе, я хожу с радостью.

СЫНА ВЫСЫЛАЛИ САМОЛЕТОМ

 — А правда, рассказывают, что и на гастроли вы брали с собой сына?

 — Маленьким Леша почти все время жил у бабушки с дедушкой, в Омске. Но когда случались хорошие долгосрочные гастроли в Прибалтику или на Кавказ, я Лешу брала с собой. Мне его высылали самолетом со знакомыми или друзьями. Терка, кастрюля, плитка, сковородочка — все это всегда при мне. Увы, моя кочевая жизнь отняла у Леши маму. В Москве до 5-го класса он учился в интернате. Не в круглогодичном, рядом с домом, и если я была в Москве, то забирала его уже в четверг, но все равно тяжело было. Грустно, но думаю, что в душе он осуждает меня за это до сих пор. А у меня просто другого выхода не было. Когда у сына начался переходный возраст, он мне этот интернат часто припоминал. Я должна была работать — кормить сына, высылать деньги родителям, которые жили крайне бедно. Ведь они тянули сестру, брата и строили квартиру в Омске.

 — Сейчас ваши родственники живут в Москве?

 — У меня в квартире есть комната мамы, но она почти всегда пустует. У мамы тяжелая астма, ей в Москве плохо дышится, и врачи не рекомендуют ей менять омский климат. Но раз в год я маму в столицу привожу на медицинское обследование. Папы нет, увы, уже 11 лет. Сильным он был человеком, ответственным. Мальчишкой остался без родителей, рано пошел работать, а десятилетку мы с ним окончили одновременно. После вечерней школы он поступил в строительный техникум, стал прорабом. На папины похороны пришло пол-Омска. Нет уже и моего брата Толика. А сестра Валентина со своей семьей живет в Германии. 

АКТРИСА, А ХОДИШЬ ПОБИТОЙ

 — Как родители реагировали на то, что вы выбрали актерскую профессию?

 — Артисткой я мечтала быть с детства. Родители же видели меня строителем или швеей. Мама говорила: «Шо это — артистка? Дурь одна!». Но я сказала, что умру, если они меня в Москву не отпустят. А уже спустя несколько лет, помню, вернулась я как-то со съемок «Двенадцати стульев». И в тот день меня Андрей Миронов так нашвырял и накрутил! 14 дублей сделали. Я летала на цементный пол, куда матрас постелить забыли, вышибала головой совсем не облегченное оконное стекло. И вот, увидев меня в синяках и царапинах, мама сказала: «Другие-то артистки красивые, в костюмчиках, а ты побитая ходишь».

 — А ваша роль в «Моей прекрасной няне» маме нравится?

 — Да. И мне тоже. Режиссеры раньше часто говорили: «У тебя несовпадение: внешность — героини, а актерский потенциал — шире, острохарактерный». И вот наконец такая острохарактерная роль — мамы Вики! Я сразу вспомнила свою бабушку Ульяну и воплотила на экране ее образ — с неожиданными всплесками эмоций, заразительным хохотом, бесконечными идеями. Правда, бабушка была еще самобытнее, на экране-то всего не покажешь.

 — Значит, вы не пожалели, что втянулись в столь долгосрочный проект?

 — Я жалею, что работа над сериалом когда-нибудь закончится. Конечно, было тяжело, но все же не в такой степени, как моей «дочке Вике» — Насте Заворотнюк. Она изо дня в день, с 8 утра и до поздней ночи, а иногда съемки заканчивались и в 5 утра, должна была выглядеть ухоженной, причесанной, свежей. Это о-о-очень тяжело! И никаких капризов и истерик!

ОБУВИ ПОКУПАЮ СРАЗУ 4 ПАРЫ

 — Настя Заворотнюк рассказывала «Телесемь», что в отличие от своей героини она мини-юбки не носит. А какую одежду предпочитаете вы?

 — Удобную. У меня есть очень красивая енотовая шуба, купленная давным-давно, но надевала я ее всего три раза — тяжелая. Зато с удовольствием ношу кашемировое пальто московской фабрики, сшитое по итальянской лицензии. Что же касается обуви — это моя болезнь. В детстве я так стеснялась своей большой стопы, что вместо сорок первого размера втискивалась в тридцать девятый. Мучилась, страдала, но так и ходила со скрюченными пальцами. Теперь, если туфли тупоносые, я и в сороковой влезаю, а если остроносые — только в сорок второй. Очень люблю обувь изысканную. Но с моей «лапой» и обыденную-то найти большая проблема. Я когда нахожу, беру сразу пары три-четыре, причем не важно чего: валенок, тапочек, главное, чтобы налезли.

 — Знаю, что после серьезной травмы позвоночника вы и на пуанты сумели встать. Хотя врачи вынесли вам приговор: без костылей ходить не сможете…

 — Да, через несколько месяцев после рождения дочки я перенесла неудачную операцию аппендицита, затем повторную. Вся была шитая-перешитая, но играла в спектакле «Соломенная шляпка», выделывала чуть ли не акробатические па. И однажды прямо на сцене умудрилась выбить себе три межпозвонковых диска, потерять сознание. Больше полугода провела в больнице. А потом сменила костыли на пуанты — в спектакле «А чой-то ты во фраке?».

 — Дочери и сыну передались ваши волевые качества?

 — Видимо. Например, я не хотела, чтобы они стали актерами. Но они выбрали этот путь, проявили свой крепкий характер. А для актера первый пункт — это здоровье, второй — сила характера, воли и только потом — талант. Считаю, что Лешка действительно замечательный артист. Говорю об этом не как мама, а как партнерша — мы работали с ним в спектакле «Квартет для Лауры». Еще Алексей играл в фильмах «Курсанты», «Ворошиловский стрелок», «В движении». Про дочь Мариэтту что-то определенное пока сказать трудно, она еще учится на третьем курсе. И Леша, и Мариэтта честолюбивы, хотят быть самостоятельными и очень переживают, когда их воспринимают только как детей народной артистки. Кто знает, может, и я вела бы себя так же, если бы моя мама была из актерской семьи. А сейчас я отшучиваюсь: «Да, ребята, мне с родителями повезло больше!»

Не унывать училась
Лилия СУХОДЕЕВА

Звезда у экрана Сергей Жуков:

 — Любовь Полищук — настоящий профессионал, настоящая женщина, человек-легенда. С удовольствием смотрю все фильмы с ее участием, даже если она появляется там на пару минут, как в «Моей морячке». А в «Моей прекрасной няне», кстати, она феноменально молодо выглядит!

ЛИНИЯ ЖИЗНИ

1949 — рождение
1967 — стала артисткой разговорного жанра
1969 — едва не разбилась, упав со скалы в море
1972 — рождение сына
1979 — вынуждена была отдать сына-первоклассника в интернат
1983 — встреча с Сергеем Цигалем
1984 — рождение дочери
1987 — во время спектакля получила травму позвоночника
1994 — получила звание народной артистки
1994 — смерть отца
2004 — начала сниматься в «Моей прекрасной няне»

ДОСЬЕ «ТЕЛЕСЕМЬ»

родилась: 21 мая 1949 года в г. Омске

образование: Всероссийские творческие мастерские эстрадного искусства (1967г.), актерский факультет ГИТИСа (1984г.)

театральная карьера: с 1967 г. — артистка разговорного жанра Омской филармонии, 1972-1979 гг. — солистка Московского мюзик-холла, 1980-1986 гг. — актриса Московского театра миниатюр, ныне театр «Эрмитаж». 1989-1996 гг. — играла в театре «Школа современной пьесы». С 1997 г. работает только по контрактам

кинокарьера: с 1976 г. снялась более чем в 70 фильмах, среди них: «Двенадцать стульев», «31 июня», «В моей смерти прошу винить Клаву К.», «Приключения принца Флоризеля», «Отпуск за свой счет», «Змеелов», «Интердевочка», «Городские подробности», «Бабник», «Ширли-мырли», «Любовь с привилегиями», «День святого Валентина», «Тихие омуты», «Моя морячка», «Моя прекрасная няня», «Звезда эпохи»

семейное положение: замужем, двое детей

домашние животные: собака Дуня — русская борзая, кошка Кися, подобранная в аэропорту

Предпочтения

безалкогольный напиток: кофе

алкогольный напиток: виски, водка

машина: «судзуки», за рулем 20 лет

кино: комедии, мелодрамы, психологические триллеры и документальные фильмы о животных

Другие ссылки

О ЛЮБЕ, Михаил Левитин, 28.11.2011
Лови момент, Александра Машукова, Газета Культура № 16, 26.04.2007
Актриса ушла под аплодисменты навсегда, Юлия Таратута, Коммерсант, 1.12.2006
Ей шло это имя — Любовь, Иосиф Райхельгауз, Московские новости, 1.12.2006
«Я жить хочу!», Ян Смирницкий, Московский Комсомолец, 1.12.2006
Наедине с Богом, Татьяна Хорошилова, Российская газета, 1.12.2006
Последнее танго, Татьяна Хорошилова, Российская газета, 1.12.2006
Ушла Любовь Полищук, Лариса Малюкова, Новая газета, 30.11.2006
Идеальная женщина, Валерий Кичин, Российская газета, 29.11.2006
Ее называли каскадером в юбке, Михаил Антонов, Сергей Бирюков, Любовь Лебедина, Труд, 29.11.2006
Она боролась до последнего, Вера Щирова, Новые известия, 29.11.2006
Умерла Любовь Полищук, Екатерина Барабаш, Независимая газета, 29.11.2006
Умерла Любовь Полищук, Отдел культуры, Время новостей, 29.11.2006
Прекрасная клоунесса, Алла Шендерова, Коммерсант, 29.11.2006
Любовь Полищук скончалась от тяжелой болезни, Тамара Калинина, Утро.ру, 28.11.2006
Умерла Любовь Полищук, Юлия Грохлина, Взгляд (vz.ru), 28.11.2006
Памяти Любови Полищук, Любовь Чижова, Радио «Свобода», 28.11.2006
Актриса, умевшая хулиганить, Артем Костин, Известия, 28.11.2006
Несоветское лицо, Юлия Штутина, Лента.ру, 28.11.2006
Любовь Полищук: «Жизнь научила меня всему», Телесемь, 26.06.2005
Любовь Полищук. Мечта поэта, Ирина Чичикова, Интернет портал Пассаж Одесса, 1.01.2002
Любовь Полищук, Наталья Казьмина, В книге «Звезды столичной сцены», АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2002
Любовь Полищук: разговор без купюр, Алла Боссарт, Вечерняя Москва, 25.07.2001
Трагедия с «квартирным вопросом», Ольга Солодова, Газета Культура, 27.05.1998
Зойкина квартира. Театр «Эрмитаж». Режиссер Михаил Левитин, Анна Щербина, журнал Вечерняя Москва, 23.05.1998
Трагический фарс московской комедии дель арте, Ольга Неведрова, Вечерняя Москва, 30.03.1998
Маргариты и Мастер, Игорь Шевелев, Общая газета, 12.03.1998
Любовь Полищук: Мне мешает моя доверчивость, Газета «За калужской заставой», 25.02.1998
Анонс, Литературная газета, 26.11.1997
«L Ermitage, или история любви», «Огонек» № 25, 06.1991
Много мужчин и одна женщина, Майя Туровская, Театральная жизнь, 1987 № 24, С. 11-12, 12.1987
«Семейство Нонанкуров в „Эрмитаже“», Александр Демидов, «Театральная жизнь» 1986, № 1, 01.1986
«Не хочу быть одинаковой», «Комсомольская правда», 16.04.1985
«Магическое зеркало», «Литературная газета» № 40, 5.10.1983